Введение.. 4
Глава 1. Общая характеристика административных правонарушения на транспорте 7
1.1. Понятие административного правонарушения 7
1.2. Административные правонарушения на транспорте: общая характеристика, виды, классификации. 15
1.3. Правовое регулирование административной ответственности за правонарушения на транспорте . 24
Глава 2. Отдельные группы правонарушений на транспорте . 33
2.1. Правонарушения на воздушном транспорте . 33
2.2 Правонарушения на железнодорожном транспорте.. 40
2.3. Правонарушения на водном транспорте .. 47
2.4. Правонарушения, связанные с иными видами транспорта . 57
Заключение . 63
Список используемых источников. 67
Аннотация. Введение.
Объектом исследования стали правоотношения административной ответственности за правонарушения на транспорте. Предметом выступают нормы права, которые закрепляют понятие правонарушения, собственно составы транспортных правонарушений, а также ряд проблем, связанных с правовым регулированием института административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 11 КоАП РФ.
Целью работы стало доскональное изучение института административной ответственности за правонарушения на транспорте: правовое регулирование института, понятие правонарушения в целом и в частности, виды транспортных правонарушений и особенности их классификации. Во исполнение указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие административного правонарушения и его ключевые особенности;
- Изучить взгляды на трактовку административного правонарушения;
- Рассмотреть виды правонарушений на транспорте;
- Провести классификацию транспортных правонарушений;
- Проанализировать особенности регулирования административной ответственности на федеральном уровне;
- Изучить особенности регулирования административной
ответственности на региональном уровне;
- Рассмотреть особенности составов административных
правонарушений на транспорте в зависимости от вида транспорта.
Современную транспортную систему нельзя представить без воздушного транспорта. Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют о том, что за последнее годы увеличилось количество авиационных происшествий, последствием которых являются ранения и гибель людей.
Сохранность транспортной системы обеспечивается, в том числе, нормами административного права. Механизм правового регулирования административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, стал развиваться в нашей стране сравнительно недавно. Характеризуя особенности развития и функционирования механизма правового регулирования административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, необходимо также отметить, что российский законодатель постоянно вносит в него изменения.
Характеризуя состав административных правонарушений,
совершаемых на воздушном транспорте, отметим следующее.
Объектом административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, являются общественные отношения, которые обеспечивают безопасность полетов, эксплуатации и обслуживания воздушного транспорта. Субъектами административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, являются граждане, должностные и юридические лица.
Объективная сторона административных правонарушений,
совершаемых на воздушном транспорте, включает в себя действия или бездействие, которые нарушают правила проведения полетов, эксплуатации, обслуживания воздушного транспорта и инфраструктуры воздушного транспорта. Правила проведения полетов, эксплуатации, обслуживания воздушного транспорта и инфраструктуры воздушного транспорта установлены в различных нормативно-правовых актах. Это обстоятельство усложняет механизм реализации административной ответственности за административные правонарушения, совершаемые на воздушном транспорте.
Большое значение для транспортной системы России имеет железнодорожный транспорт, который осуществляет перевозку большого объема пассажиров и грузов в нашей стране.
Железнодорожный транспорт считается самым безопасным видом транспорта. Об этом свидетельствуют не только статистические данные, но и административное законодательство, которое регламентирует
административные правонарушения, совершаемые на транспорте. В главе 11 КоАП РФ меньше всего норм, которые устанавливают составы административных правонарушений, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Традиционно для транспортных правонарушений административные нормы, в которых указаны составы административных правонарушений, совершаемых на железнодорожном транспорте, являются бланкетными. Законодатель делает отсылку на федеральные законы, регулирующие железнодорожный транспорт, решения Комиссии Таможенного союза, а также ведомственные акты.
Географические условия нашего государства являются важнейшим фактором, который обеспечивает значимость водного транспорта. Водный транспорт в зависимости от условий его эксплуатации делится на два вида - морской и речной водный транспорт.
Объективная сторона административных правонарушений,
совершаемых на водном транспорте, включает в себя действия (бездействия), которые нарушают правила движения и эксплуатации водного транспорта, которые рассредоточены в различных законах и ведомственных актах. Анализ санкций, применяемых за совершение правонарушений на водном транспорте, показывает, что по большей части административная ответственность за вышеуказанные правонарушения имеет символический характер.
К правонарушениям, связанным с иными видами транспорта, мы относим административные правонарушения, которые совершаются на наземном транспорте. Анализ административного законодательства, посвященного транспортным правонарушениям, показывает, что к наземному транспорту относится: легковое такси; автотранспортные средства, осуществляющие перевозку грузов или (и) пассажиров на территории России; автомобильный транспорт, осуществляющий международную перевозку; автобусы, трамваи и троллейбусы.
Особенностью этой группы административных правонарушений является то, что в большей части административных норм, регламентирующих административную ответственность, субъектом указан водитель. За совершение указанных правонарушений законодатель обязывает правоприменителя назначать административные штрафы солидного размера.
В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени общественной опасности принято разделять на преступления и проступки. К проступкам относятся административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Наиболее общественно опасными из них считаются административные правонарушения.
Легальное определение административного правонарушения указано в ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ: административным правонарушением признают виновное, противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.
Одной из основных проблем данного определения является ссылка на законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Как известно, привлечение к административной ответственности влечет ущемление прав и свобод человека и гражданина, причем основанием является региональный закон - закон субъекта РФ. Тогда как в Конституции РФ, а именно в ч. 3 ст. 55 указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Здесь четко указывается, что права и свободы могут ограничиваться исключительно законами федерального уровня.
В административной науке проблема общественной опасности административных правонарушений в течение многих десятков лет остается неоднозначной. Классификация видов административных правонарушений служит научной основой кодификации законодательства об ответственности административного характера, увеличения эффективности практики правоприменения исполнительных органов власти и их должностных лиц. По причине большого многообразия и существенной распространенности административных правонарушений единый критерий их классификации отсутствует.
Ни одна отрасль права не является обособленной, каждая имеет тесную связь с иными отраслями, для понимания норм одной отрасли необходимо знание иных отраслей, составляющих систему права. Для верной квалификации административных правонарушений особую важность имеет знание норм федерального и регионального законодательства, норм уголовной, налоговой, финансовой, гражданской и иных видов ответственности. Поэтому среди источников института административной ответственности нельзя упоминать только КоАП РФ, КАС РФ и региональные законы, ведь нормы УК РФ, НК РФ, ГК РФ и иные нормативно-правовые имеют значение для понимания этого института.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Консультант плюс: справочно-правовая система.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Консультант плюс: справочно-правовая система.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018)// Консультант плюс: справочно-правовая система.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)// Консультант плюс: справочно-правовая система.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019)// Консультант плюс: справочно-правовая система.
6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Консультант плюс: справочно правовая система.
8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
9. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10.Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11.Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
12.Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2018) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13.Федеральный закон от 21.12.2009 N 336-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
14.Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
15.Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно правовая система.
...