Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у школьников культуры безопасного дорожного движения 10
1.1 Структура и сущность понятия «культура безопасного дорожного движения на дорогах» в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Опыт зарубежных стран по формированию культуры безопасного дорожного движения у детей школьного возраста 17
1.3 Проблемы формирования культуры безопасного движения у школьников на дорогах на практике в отечественном образовании 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасного движения на дорогах у школьников в условиях современного города 30
2.1 Проектирование и реализация модели социального партнерства по формированию культуры безопасного дорожного движения у учащихся в условиях г.о. Тольятти 30
2.2 Образовательные организации как субъект модели социального партнерства по формированию культуры безопасного движения в г.о. Тольятти 40
2.3 Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы 50
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Календарно-тематический план программы дополнительного образования «Безопасный город» 73
В настоящее время во всем мире дорожные происшествия, в которых гибнут взрослые и дети, вызывают обеспокоенность со стороны государства и общества. Официальный портал Госавтоинспекции Российской Федерации зафиксировал в 2020 году гибель в дорожно-транспортных происшествиях около 500 детей в возрасте до 16 лет [28]. "Стратегия безопасности дорожного движения", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации (2018 г), акцентирует внимание на формирование культуры безопасного движения на дорогах у юных граждан и нацеливает на разработку и реализацию специальных, в том числе образовательных, программ для населения по формированию стереотипов безопасного и законопослушного поведения на улицах и дорогах [24].
Несовершеннолетние являются самой уязвимой и незащищенной частью населения, что обусловлено большим разнообразием подстерегающих их опасностей. Чаще всего подростки не самостоятельны и не подготовлены к возникающим ситуациям. Кроме этого, несовершеннолетние не обучены самозащите и самопомощи, а также у них не сформирован стереотип безопасного поведения на улицах и дорогах. В связи с этим в среде подростков необходимо вести профилактическую работу, которая эффективна будет реализовываться во всех типах образовательных организаций. Пока же ситуация усугубляется значительным сокращением в школьных программах количества часов, отведенных изучению Правил дорожного движения. Немаловажен и тот факт, что в настоящее время во многих образовательных учреждениях отсутствуют профессионально подготовленные педагоги для обучения детей правилам, а также отсутствуют методические, наглядные пособия и автоплощадки для проведения практических занятий.
Рассматриваемая проблематика по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма исследовалась М.Б. Афанасьевым, С.В. Беловым, Б.Е. Боровским, А.В. Варламовым, В.Р. Клименко, В.В. Лукьяновым, В.И. Майоровым, М.С. Миронюк, Л.Н. Овчаренко, А.Г. Романовым и др. Ими изучались формы и методы обучения детей правилам дорожного движения. Целостно понятие «культура безопасного поведения на дорогах» в методическом аспекте не изучалось. Кроме этого, не изучен в полной мере вопрос социальной адаптации несовершеннолетних к существующим условиям улично-дорожной среды и ряд других факторов, касающихся формирования культуры безопасного движения учащихся. Недостаточно изучен вопрос о подготовке педагогов и учителей школ к ведению профилактической работы в области безопасного движения на дорогах.
Таким образом, в настоящее время фактически отсутствует системно-целевой, комплексный подход к проблеме профилактики и предупреждения детского дорожного травматизма в образовательных учреждениях различных видов и типов. Не в полной мере используется позитивный зарубежный опыт в области профилактики и предупреждения детской дорожной аварийности, остро ощущается недостаток в комплексном научно-педагогическом, психологическом, технологическом и организационном обеспечении мониторинга профилактики дорожных происшествий с участием несовершеннолетних.
Проведение анализа теоретической литературы по тематике профилактики и предупреждения детской дорожной аварийности, а также изучение существующей работы в этом направлении в образовательных организациях при участии в ней сотрудников Госавтоинспекции, позволили выявить следующие противоречия:
• между необходимостью налаживания четкого и системного взаимодействия всех заинтересованных субъектов в вопросе обеспечения безопасности дорожного движения для сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних и отсутствием разработанных эффективных механизмов, способствующих внедрению инновационных подходов, использованию научных достижений, новых педагогических форм и методов;
• между ответственностью образовательных учреждений за качество и результативность данной работы и отсутствием комплексного методического обеспечения данной работы.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы способы взаимодействия, формы и методы работы учреждений и ведомств современного города по формированию у школьников культуры безопасного движения на дорогах?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы научного исследования: «Формирование у школьников культуры безопасного движения на дорогах в условиях современного города».
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация модели социального партнерства по формированию культуры безопасного дорожного движения у школьников в условиях современного города.
Объект исследования - образовательное пространство современного города
Предмет исследования - процесс формирования у школьников культуры безопасного движения на дорогах посредством реализации модели социального партнерства.
Гипотеза исследования - формирование культуры безопасного дорожного движения у школьников будет более эффективным, если:
• обоснована и реализована в условиях современного города модель социального партнерства, построенная на сетевом взаимодействии и интеграции ресурсов всех субъектов, заинтересованных в формировании законопослушных участников дорожного движения;
• методическая и информационно-просветительская работа в образовательных организациях осуществляется на основе лучших инновационных практик;
• масштабируется и тиражируется широкий спектр разноуровневых образовательных программ, направленных на формирование у школьников культуры поведения на дорогах, правового самосознания, отношения к сохранению своей жизни и к жизни окружающих, а также социальной адаптации к существующим условиям дорожной среды.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
1) изучить структуру и сущность понятия «культура безопасного дорожного движения»;
2) раскрыть отечественный и зарубежный опыт формирования у школьников культуры безопасного движения в условиях современного города;
3) спроектировать и реализовать модель социального партнерства различных ведомств и структур современного города по формированию культуры безопасного дорожного движения у школьников;
4) проанализировать и обобщить опыт реализации модели формирования культуры безопасного поведения у школьников в условиях г. о. Тольятти.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы о содержании и формах работы учреждений и ведомств по формированию культуры безопасного поведения на дорогах; метод наблюдения и анализа процесса обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения на дорогах в образовательных организациях города; анкетирование участников опытно- экспериментальной работы; педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования в области изучения и формирования культуры безопасного поведения несовершеннолетних (В.Н. Мошкин, Т.В. Мельникова, Е.И. Толочко, Н.В. Перфильева);
• исследования, касающиеся организации работы по обучению детей правилам дорожного движения и их соблюдению (Н.М. Кузнецова, Е.А. Козловская, С.А. Козловский, В.В. Букалова, Е.Ю. Ляпина, И.А.Чернова, А.В.Трунова);
• научные труды, посвященные изучению психологии школьников (А.Н.Леонтьев, Л.Ф. Обухова).
База исследования. Образовательное пространство г.о. Тольятти; МБУ «Школа №44». Всего в исследовательской работе по изучению программы дополнительного образования участвовало 47 учеников 3«А» и 3«Б» классов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (с сентября 2019 по декабрь 2019гг.). На данном этапе изучались теоретические аспекты формирования у школьников культуры безопасного дорожного движения в психолого-педагогической литературе, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций в вопросе профилактики детской дорожной аварийности. Анализировался педагогический опыт по формированию законопослушных участников дорожного движения. Изучались научные труды для уточнения и раскрытия структуры и сущности понятия "культура безопасного поведения" в психолого-педагогической литературе. Проанализирован опыт зарубежных стран в вопросе формирования культуры безопасного движения детей школьного возраста.
Второй этап (январь - май 2020 г.) был связан с проектированием модели формирования культуры безопасного дорожного движения у учащихся в условиях современного города, на основании которой реализована разработанная программа дополнительного образования "Безопасный город" (Приложение А).
Третий этап (сентябрь 2020 - март 2021гг.) был посвящен диагностике по исследуемой теме; оформлению результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в систематизации подходов к понятию «культура безопасного движения»; разработке модели социального партнерства по формированию культуры безопасного движения у школьников в условиях современного города, основанной на сетевом взаимодействии и интеграции ресурсов заинтересованных учреждений и ведомств.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и систематизированы существующие формы и методы работы по предупреждению детской дорожной аварийности в образовательных организациях. Теоретически обоснована модель социального партнерства и сетевого взаимодействия, направленная на формирование у школьников культуры безопасного движения в условиях современного города. Разработана модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования по реализации профилактической программы «Безопасный город».
Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые внедрена в городском округе Тольятти модель социального партнерства по формированию культуры безопасного движения на дорогах; разработана программа дополнительного образования «Безопасный город», которая может использоваться в учреждениях дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников. Реализация практических разработок способствовала оптимизации работы различных ведомств и координации их деятельности по профилактике и предупреждению детской аварийности, и самое важное в снижении количества дорожных происшествий, произошедших по вине несовершеннолетних детей на территории города Тольятти.
Достоверность и обоснованность обоснована логикой исследования; применением комплекса форм и методов, соответствующих целям и задачам исследования; внедрением полученных результатов исследования в образовательный процесс учреждения дополнительного образования «Планета» г. о. Тольятти.
Апробация и внедрении результатов исследования осуществлялось в деятельности отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. о. Тольятти в работе по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. По теме исследования опубликованы 3 статьи. Автор докладывала результаты исследования на педагогических семинарах среди директоров образовательных учреждений г.о.Тольятти, а также на студенческой конференции в Тольяттинском государственном университете.
На защиту выносятся:
• модель социального партнерства по формированию культуры безопасного дорожного движения у школьников, основанная на интеграции ресурсов и сетевом взаимодействии образовательных организаций с заинтересованными учреждениями и ведомствами современного города;
• формы и методы методической и информационно-просветительской работы, эффективность которых доказана в процессе экспериментальной работы. К ним относятся: практические занятия в автогородке, квест-игры, краш-курсы, флешмобы, проекты и индивидуальная работа с несовершеннолетними нарушителями правил дорожного движения;
• программа дополнительного образования "Безопасный город", направленная на ознакомление учащихся с понятиями в области дорожного движения, правильное применение полученных знаний и умений в повседневной жизни с целью профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников из 41 наименования, в том числе 5 на английском языке, 7 рисунках, 7 таблиц и 1 приложения А.
Проблема обеспечения безопасной дорожной среды для всех участников движения является вопросом государственной важности. Воспитание законопослушных граждан возможно в образовательных организациях через формирование у несовершеннолетних знаний, умений и навыков, и немаловажно, ответственного отношения к соблюдению правил для сохранения жизни. Актуальность настоящего исследования обусловлена тремя направлениями. Первое - социально-педагогическое, а именно социальными потребностями общества и государства по формированию законопослушных граждан через современных школьников. Второе - научно-теоретическое, связанное с недостаточным изучением существующей проблемы, отражающей необходимый уровень сформированности культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Третье - практико-методическое, в виду отсутствия единых подходов и разработок по данной тематике в педагогической теории и практике.
В результате изучения психолого-педагогической литературы выявлены структура и сущность понятия «культура безопасного движения на дорогах», которое является основополагающим понятием исследования. «Культура безопасного поведения школьников на дорогах» представляет собой систему сформированных ценностей, знаний и умений, выражающихся в практическом применении и соблюдении существующих норм и правил безопасности. Основной образовательной задачей при формировании компонентов культуры безопасного поведения на дорогах является развитие готовности детей к безопасному участию в уличном движении, а также к профилактике и предупреждению негативных последствий в различных опасных ситуациях. Данная система ценностей складывается только при системном и комплексном подходе. При этом необходимо учитывать, что начинать формирование системы ценностей необходимо в самом раннем возрасте. Наличие сформированных компонентов «культуры безопасного поведения на дорогах» подтверждает самореализацию личности, как субъекта образовательного процесса и как субъекта дорожного движения в едином понимании.
В ходе исследования проанализирован отечественный и зарубежный опыт формирования у школьников культуры безопасного движения в условиях современного города. В настоящее время фактически отсутствует системно-целевой, комплексный подход к данной проблеме в отечественных образовательных учреждениях различных видов и типов. Не в полной мере используется позитивный зарубежный опыт в области профилактики и предупреждения детской дорожной аварийности, например, внедрение в программы всех уровней образования отдельной предметной области по безопасности дорожного движения, а также интеграции в существующие предметы учебных планов, или успешное межведомственное взаимодействие организаций в профилактике и предупреждении аварийности на дорогах.
Спроектирована и реализована модель социального партнерства различных ведомств и структур современного города по формированию культуры безопасного дорожного движения у школьников. Модель программы дополнительного образования «Безопасный город» построена на логике образовательного процесса, представляющая собой следующие компоненты: ценностно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный. Проведенная профилактическая работа в образовательной организации, построенная в соответствии с разработанной моделью формирования культуры безопасного движения учащихся, подтвердила реализацию идеи социального партнерства и интеграции ресурсов всех субъектов, заинтересованных в вопросах воспитания законопослушных граждан.
Сравнительный анализ полученных изменений, подтверждает результативность проведенного педагогического эксперимента. Согласно выбранных компонентов исследования, наблюдается значительная положительная динамика изменений в понимании и соблюдении правил дорожного движения у учащихся. Анализируя динамику положительных результатов, можно сделать вывод о том, что проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу. По результатам сравнительного анализа установлено, что проектирование и внедрение модели взаимодействия по формированию культуры безопасного движения на основе социального партнерства в современном городе, доказало свою эффективность и целесообразность.
Проведенное исследование не претендует на полное или исчерпывающее изучение рассматриваемой проблемы, ввиду ее сложности и многоаспектности. Настоящее исследование лишь подтверждает актуальность вопроса и открывает новые перспективы для постановки новых задач, которые заключаются в необходимости разработки инновационных технологий работы с несовершеннолетними по формированию культуры безопасного движения, с использованием психолого-педагогических методик подготовки детей к правильному поведению в экстремальных ситуациях на проезжей части.
1. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьника на дорогах как задача образовательных учреждений: Профессиональное развитие педагога: материалы межрегионального Интернет-педсовета; Уфа: ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2010. С. 29.
2. Ахметшина Л.Г. Организационно-педагогические условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: на примере Республики Татарстан. Казань. 2003. 201 с.
3. Казанова Л.А. Зарубежный опыт обучения несовершеннолетних безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. Казань. 2018. № 1(1). С.181-185
4. Капустина Е.Г. Формирование транспортной культуры у детей и подростков. Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2014. № 3 (60). С. 55-58
5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
6. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : URL: http: //минобрнауки .рф/документы/5372 (дата обращения 01.03.2021).
7. Кузнецова Н.М., Амелин Н.В., Герман Т.А., Казанова Л.А., Котельникова Е.В.. Проектирование тестовых заданий на знание несовершеннолетними правил дорожного движения и рекомендации по их составлению: пособие. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», Ижевск, ООО «Принт», 2019. 52 с.
8. Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие. М: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. 74с.
9. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). М., 1950. 112 с.
10. Лучшие европейские практики в области профилактики безопасности дорожного движения. г. Москва, 2018 г. [Электронный ресурс]: URL: https://ЬазНдши.ш/ир1оаб/ш1Ьгш/ Отчет_по_лучшим_практикам_в_области _профилактики_безопасности_дорожного_движения. pdf (дата обращения 19.11.2020).
11. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.СПб., 2006. 193 с.
12. Мошкин В.Н. Методические условия эффективного применения средств наглядности в воспитании культуры транспортной безопасности дошкольников // VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 11-13 мая 2017 г. Материалы конференции: сборник тезисов. М.: МГУ, 2017. С. 81-82.
13. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия. М.: МГППУ, 2004. 128с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008. 944с.
15. Орлянская А.В. Краш-курс как средство формирования у молодых людей безопасного и ответственного поведения на дороге/ Сборник статей Международной научно-практической конференции (28 ноября 2019, г.Новосибирск). / 220с. С.157-160 [Электронный ресурс]: URL: https://e1ibrary.ru/item.asp?id=41399252 (дата обращения 02.02.2021).
...