Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах

Работа №116804

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах 14
1.1 Понятие «культура безопасного поведения» 14
1.2 Психологическая характеристика поведенческих особенностей младших школьников 17
1.3 Психолого-педагогические условия формирования культуры безопасного поведения на дорогах 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников 34
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников 34
2.2 Разработка и реализация программы дополнительного образования «Безопасная дорога» 56
2.3 Анализ полученных результатов 67
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список используемой литературы 73
Приложения 78

Актуальность исследования. Обеспечение сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения — основная цель и главная задача цивилизованного общества. Ознакомление детей младшего школьного возраста с основными правилами дорожного движения в начальной школе - это жизненная необходимость и гарантия сохранения жизни и здоровья ребенка в условиях современного города. В начальной школе ребенок продолжает усваивать основные понятия системы дорожного движения и важнейшие правила поведения на дороге. Обучение основным знаниям в области безопасности дорожного движения в начальной школе - значительная часть довольно сложной для восприятия информации, которую педагогам необходимо разъяснить детям, поскольку владение данной информацией и умение применить полученные знания на практике тесно связаны с сохранностью жизни и здоровья детей.
Объявленное в ноябре 2009 года решение всемирной конференции о признании периода 2011-2020 годов Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения свидетельствует об актуальности и важности указанных выше задач. Также, постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 № 864 была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», где главными направлениями ее реализации являются:
1) борьба со смертностью от дорожно-транспортных происшествий;
2) совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
3) повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения;
4) развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и др.
Профилактике детского травматизма и смертности, связанными с дорожно-транспортными происшествиями должно уделяться особое внимание.
В современных условиях можно назвать несколько причин увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Назовем лишь некоторые из них: рост числа автомобилей на улицах и автомагистралях, увеличение скорости движения автотранспорта, рост плотности транспортных потоков и, как следствие, увеличение пробок на автодорогах. Актуальность заявленной проблемы заключается в растущей в настоящее время автомобилизации нашей страны в целом и каждого населенного пункта в отдельности, и возрастающей, в связи с этим проблемой увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
В нашем городе обеспеченность населения автомобилями превышает средний показатель по стране: на данный момент на каждую 1000 жителей Тольятти насчитывается 337 автомобилей, в то время как в среднем по стране - 285 автомобилей на 1000 жителей. Автомобилизация нашего города, к сожалению, ведет к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием детей. Особенно привлекают к себе внимание неутешительные сводки о происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. По статистике за 2017 год увеличился рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
В Самарской области каждое 14-е происшествие совершается с участием несовершеннолетних. Эти цифры выше прошлогодних показателей по количеству происшествий на 4,6%, по количеству погибших - на 25% и по количеству раненых - на 3%. Рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей отмечается почти в трети муниципальных образований области: Сызрани и Октябрьске, Тольятти, Отрадном, Исаклинском, Алексеевском, Хворостянском и других районах. В связи с этим становится очевидным необходимость решать проблему роста количества дорожно-транспортных происшествий на уровне государственных органов и решать поставленные в рамках данной проблемы задачи в системе. Именно перед образовательными учреждениями на государственном уровне ставится задача по формированию культуры безопасного поведения у детей и подростков. Ведь именно формирование данного качества личности ставит целью работы по предотвращению детского травматизма на дорогах. Особенно актуальна эта проблема для младших школьников. Данные статистики говорят о преобладающем проценте среди пострадавших детей - пешеходов именно младших школьников - а именно детей в возрасте 7-11 лет. Прежде всего, это связано с увеличивающейся в этом возрастном периоде необходимостью находится без сопровождения взрослых. Среди наиболее часто встречающихся нарушений: пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, игра детей и подростков в непосредственной близости от проезжей части, игнорирование запрещающих сигналов светофора и запрещающих знаков. Так же, плачевна ситуация с детьми- пассажирами, которые, согласно статистике, страдают от травм практически в тридцати процентах всех дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим, можно сделать вывод об остро стоящем вопросе профилактики детского травматизма на дорогах. Данную задачу можно считать наиболее насущной и требующей безотлагательных решений. Теоретические исследования в данной области являются на данный момент сверхактуальными в условиях современной жизни города. В ходе анализа теоретических источников, мы пришли к выводу о недостаточной проработке данного вопроса и данной проблемы в плане теории. Большинство теоретических исследований проводится педагогами-практиками, непосредственно ведущими работу с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения. Именно в общеобразовательных учреждениях происходит наработка и отработка вопроса по теме нашего исследования. Многие педагоги - практики разрабатывают методические пособия и теоретические разработки по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на усиленное внимание к данной проблеме со стороны государства, проблема не теряет своей актуальности. В период своего развития, когда ребенок-дошкольник становится школьником, ему чаще приходится сталкиваться с проблемными ситуациями на дороге, при переходе улицы. И выбор правильной оценки ситуации и принятия правильного и единственно верного решения - это залог сохранности здоровья и жизни ребенка.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит образовательному учреждению. Взрослым, окружающим ребенка, необходимо осознавать степень своей ответственности за сохранность жизни и здоровья ребенка в условиях дорожной ситуации. Основная задача, стоящая перед педагогами и родителями - воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира, а в дальнейшем и водителя, неукоснительно соблюдающего правила дорожного движения и осознающего ответственность не только за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих его сограждан. Важно дать ребенку понимание о том, что такое «опасность» и что значит «безопасное поведение». Развивать умение прогнозировать опасную ситуацию и ее последствия. Научить адекватно оценивать собственные возможности. Важными качествами личности, необходимыми для формирования, являются: психологическая устойчивость, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность, реактивность, осторожность. Необходимо уделять внимание сознательному отношению к своим и чужим поступкам, умению критически оценить действия другого участника дорожной ситуации. Довольно часто ребенку необходима сдержанность в опасной ситуации, когда необходимо не действовать повинуясь моментальному порыву или панической реакции (ребенок, не отдавая себе отчет и повинуясь испугу, способен неожиданно резко побежать, или, наоборот остановиться, не в состоянии адекватно оценить реальную ситуацию). Необходимо сформировать у ребенка осознание ответственности за собственные поступки в критической ситуации. Вежливость и аккуратность на дороге, и в общественном транспорте - это безопасность для всех.
Методика работы в рамках обучения основам знаний правил требует интегрированного подхода и выстраивать ее необходимо в системе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дети активнее и эффективнее воспринимают довольно сложную информацию в процессе привлекательного для них вида деятельности. Младшие школьники с увлечением рисуют, ведут наблюдения, конструируют, создают проекты, участвуют в викторинах, интерактивных играх и т. д. Для данной возрастной категории характерно хорошо развито творческое воображение, которое помогает ребенку лучше понять, осознать и закрепить полученную информацию, закрепляя ее в своих творческих работах и в игровых формах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в ситуации заимствованной из реальной жизни, викторине, игре, занимаясь художественным творчеством -рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Знакомясь с правилами дорожного движения в активной, творческой форме и осознавая необходимость их применения в реальной жизни ребята достигнут высоких показателей сформированности культуры безопасного поведения на дороге. Только в совместной с педагогом деятельности, применяя знания, терпение и такт предоставляется возможность:
• расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через деятельностный подход и активные формы познания: конструируя, создавая проекты, моделируя различные ситуации и проигрывая их;
• дать детям возможность отражать в продукте творческой деятельности (рисунок, игра, постановка) знания и представления о правилах дорожного движения и поведения на дорогах и делиться своим опытом с окружающими;
• побуждая проявлять эмоционально-личностную заинтересованность в познании основных правил дорожного движения, совершенствовать умения детей рисовать, конструировать, моделировать, участвовать в постановках, комбинировать, создавать творческие композиции по заданной теме;
• воспитывая интерес к познанию правил дорожного движения, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в классе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, дидактические игры.
В современной ситуации необходимым условием для педагога, обучающего детей правилам дорожного движения должна стать необходимость овладения современными научно-педагогическими знаниями и рекомендациями, основанными на практическом опыте и рекомендациях сотрудников Государственной Инспекции Безопасности дорожного движения. Только тогда число дорожно - транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Изучение методической литературы в процессе ознакомления с теорией проблемы формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах позволило нам сделать заключение о недостаточно широкой области раскрытия теоретической стороны вопроса. Несмотря на актуальность вопроса нашего исследования, он недостаточно изучен в теоретическом плане. Существующие методические разработки, представленные в списках рекомендуемой литературы, не в полной мере отвечают всем необходимым требованиям. Так же недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия, создание которых необходимо для оптимального формирования у младших школьников культуры безопасного поведения.
Основываясь на данные анализа теоретических исследований вопроса, а также на изучение практики образовательных учреждений, нами были выявлены следующие противоречия:
• между актуальностью вопроса безопасности детей на дорогах и реальными знаниями младших школьников о правилах дорожного движения;
• между содержанием программ образовательных учреждений по предложенной тематике и содержанием реально проводимых занятий по данным программам;
• между требованиями общества к знаниям школьников о правилах дорожного движения и недостаточно развитым у младших школьников чувства ответственности за собственные жизнь и здоровье, которые они получают в образовательных учреждениях.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные условия формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и практически реализовать программу дополнительного образования «Безопасная дорога», направленную на формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Объект исследования - процесс формирования культуры безопасного поведения младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников.
Гипотеза.
Процесс формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах будет эффективным, при таких условиях как:
• работа по формированию у младших школьников культуры безопасного поведения будет организована в системе с использованием специально разработанной программы «Безопасная дорога»;
• будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для формирования культуры безопасного поведения;
• будут учтены поведенческие особенности младших школьников в процессе работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть понятие «культура безопасного поведения».
2. Апробировать программу дополнительного образования, направленную на формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дороге.
3. Разработать критерии, уровни и показатели понятия «культура безопасного поведения».
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы этапы).
5. Метод математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическую основу исследования составляют:
• научные труды, посвященные изучению психологии младших школьников (Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова);
• работы в области изучения культуры безопасного поведения (В.Н. Мошкин, Т.В. Мельникова, Е.И. Толочко, Н.В. Перфильева);
• исследования, посвященные работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками по ознакомлению с правилами дорожного движения (Л.М. Гончарова, Е.А. Воронова, Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева).
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 41. Всего в исследовательской работе участвовало 26 детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (теоретический) осуществлялся в сентябре 2016 - августе 2017гг. и включал в себя изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов, педагогического опыта, анализ понятия «культура безопасного поведения». По итогам работы были написаны и опубликованы научные статьи. В процессе первого этапа были выбраны и теоретически обоснованы тема, сформулирована проблема, цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования. В процессе первого этапа применялись такие методы исследования как анализ педагогической литературы, изучение нормативных документов.
Второго этап был посвящен диагностике. Данный этап осуществлялся в период с сентября 2017 по ноябрь 2017 года и предполагал выявление уровня сформированности знаний и представлений младших школьников о правилах поведения на дорогах. В качестве основных методов работы были использованы анализ и синтез результатов тестирования.
В процессе третьего - формирующего - этапа, который проводился с декабря 2017 по март 2018 года, была реализована разработанная нами модифицированная программа дополнительного образования «Безопасная дорога».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их согласованностью с методологическими положениями психолого-педагогических наук, обоснованной логикой исследования с позиций системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; применением комплекса форм и методов, соответствующим целям и задачам исследования; внедрением полученных результатов исследования в образовательный процесс учреждения дополнительного образования «Планета».
Научная новизна исследования заключается в определении потенциальных возможностей метода проектов и использования интерактивных игр в процессе формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах, а также в разработке и внедрении программы дополнительного образования «Безопасная дорога» для детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов на понятия «культура безопасного поведения», «условия формирования культуры безопасного поведения», раскрытии понятия «культура безопасного поведения», а также в выделении условий формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Практическая значимость работы: разработана и внедрена программа дополнительного образования, направленная на формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах «Безопасная дорога», которая включает в себя: развитие знаний, умений и навыков по безопасному поведению, учет возрастных особенностей личности младших школьников, методическое обеспечение процесса формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах. Практическая ценность результатов нашей исследовательской работы определяется возможностью ее использования в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
На защиту выносятся:
1. Программа дополнительного образования «Безопасная дорога», целью которой является формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах в процессе игровой деятельности, удовлетворение их интересов в области дорожного движения.
2. Психолого-педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей младшего школьного возраста (дидактические игры, проектная деятельность, викторины, квест-игры, интерактивные игры, беседы, конкурсная деятельность и др.).
3. Диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели, уровни сформированности у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 60 наименований, в том числе 3 на английском и 2 на французском языках, 12 рисунков, 6 таблиц и 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что проблема формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах является актуальной как для педагогической теории, так как , по нашему мнению, в педагогической теории он представлен и разработан недостаточно широко, так и для педагогической практики. Ее актуальность обусловлена многими факторами, указанными во введении к диссертационному исследованию.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить базовое понятие «культура безопасного поведения на дорогах», а так же с помощью уточнения базового понятия нам удалось сформировать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников.
3. В процессе констатирующего этапа эксперимента были выделены критерии ( когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный), а так же уровни (высокий, средний, низкий) сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников.
4. В ходе формирующего этапа эксперимента были реализованы мероприятия разработанной нами программы дополнительного образования «Безопасная дорога»
5. Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили нашу гипотезу о создании необходимых психолого-педагогических условий для формирования культуры безопасного поведения на дорогах, о необходимости проведения систематизированной работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах в рамках программы дополнительного образования «Безопасная дорога».


1. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьника на дорогах как задача образовательных учреждений: Профессиональное развитие педагога: материалы межрегионального Интернет-педсовета ; Уфа: ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2010. С. 29.
2. Ахмадиева Р.Ш. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения. Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11­18.
3. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 272 с.
4. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики, 2013. 240 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер, 2009. 400с.
6. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.: Издательство «Питер», 2014. 16 с.
7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М: Академический проект; 2005. 208с.
8. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 177 с.
9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Правила поведения на дороге и ПДД. Детство-Пресс, 2011. 96c.
10. Газман О. С., Баянкина З. В., Григорьев В. Г. и др. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя Под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1988. 160 с.
11. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. М.: Логос, 2013. 64 с.
12. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы. Ростов на Дону: Феникс 2008. 251с.
13. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. 64 с.
14. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного образования. Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 1. С.56-59.
15. Ефанова З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. Корифей, 2015. 112с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ