Психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 8
1.1 Особенности формирования первичных нравственных норм у детей 2-3 лет 8
1.2 Основные педагогические и психологические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 16
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 22
2.1 Выявление уровня освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм 22
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 45
Приложение Б Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 46
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 8
1.1 Особенности формирования первичных нравственных норм у детей 2-3 лет 8
1.2 Основные педагогические и психологические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 16
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 22
2.1 Выявление уровня освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм 22
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 2-3 лет первичных нравственных норм 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 45
Приложение Б Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 46
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития дошкольного образования, большое внимание уделяется процессам создания условий для оптимального развития морально-нравственных норм у детей.
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.
Решение этой задачи предполагает изучение психологической природы нравственного развития. У детей 2-3 лет регуляция поведения приобретает более устойчивый характер в результате обращения взрослых к ребенку. Для детей этого возраста характерны неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием своих сверстников. У них появляется чувство стыда и гордости, формируются элементы самосознания. Ребенок осознает себя как отдельную личность, отличную от взрослого. У него начинает формироваться образ «Я». Кризис трех лет часто сопровождается рядом негативных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и детьми.
Многие исследователи в своих трудах указывают на необходимость наиболее раннего приобщения детей к морально-нравственным аспектам развития личности, что в последствии оказывает влияние на жизнь ребенка в целом.
Достижение целей развития морально-нравственных норм и правил у детей 2-3 лет осуществляется посредством применения различных условий и средств. Основными средствами можно назвать такие как приобщение к элементарным общепринятым нормам в обществе посредством оптимизации общения со сверстниками, развитие в игровой деятельности, проведение бесед, использование наглядных ситуаций, в рамках режимных моментов и другие.
Данную проблему изучали такие исследователи как Н.В. Алешина, Л.И. Божович, Е.Б. Боровкова, Р.С. Буре, И.А. Каиров, Т.П. Гаврилова, Н.А. Ветлугина, И.Б. Дерманова.
На основании вышеизложенного, нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Гипотеза исследования: формирование у детей 2-3 лет первичных нравственных норм возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• осуществление дифференцированного подхода с учетом выявленного исходного уровня освоения детьми 2-3 лет первичных нравственных норм;
• отбор и комплексное использование наглядно-практических, словесных, игровых методов и приемов в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах;
• отбор для чтения и рассказывания детям художественных и фольклорных произведений в соответствии с показателями формируемых первичных нравственных норм.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему формирования первичных нравственных норм в педагогической литературе, охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет нравственных норм.
2. Выявить уровень освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм.
3. Определить и реализовать психолого-педагогические условия по формированию у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования психического развития детей раннего возраста (Л.И. Божович, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько);
• исследования об особенностях нравственного развития детей в раннем возрасте (Р.С. Буре, Е.Б. Боровкова, Н.А. Ветлугина, О.Л. Князева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования. МБОУ «Большеколпанская СОШ» Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Большие Колпаны. В исследовании приняли участие 25 детей 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы и определенны психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные психолого-педагогические условия по формированию первичных нравственных норм у детей 2-3 лет могут быть использованы педагогами в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 наименование), двух приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц и 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 44 страницах.
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.
Решение этой задачи предполагает изучение психологической природы нравственного развития. У детей 2-3 лет регуляция поведения приобретает более устойчивый характер в результате обращения взрослых к ребенку. Для детей этого возраста характерны неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием своих сверстников. У них появляется чувство стыда и гордости, формируются элементы самосознания. Ребенок осознает себя как отдельную личность, отличную от взрослого. У него начинает формироваться образ «Я». Кризис трех лет часто сопровождается рядом негативных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и детьми.
Многие исследователи в своих трудах указывают на необходимость наиболее раннего приобщения детей к морально-нравственным аспектам развития личности, что в последствии оказывает влияние на жизнь ребенка в целом.
Достижение целей развития морально-нравственных норм и правил у детей 2-3 лет осуществляется посредством применения различных условий и средств. Основными средствами можно назвать такие как приобщение к элементарным общепринятым нормам в обществе посредством оптимизации общения со сверстниками, развитие в игровой деятельности, проведение бесед, использование наглядных ситуаций, в рамках режимных моментов и другие.
Данную проблему изучали такие исследователи как Н.В. Алешина, Л.И. Божович, Е.Б. Боровкова, Р.С. Буре, И.А. Каиров, Т.П. Гаврилова, Н.А. Ветлугина, И.Б. Дерманова.
На основании вышеизложенного, нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Гипотеза исследования: формирование у детей 2-3 лет первичных нравственных норм возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• осуществление дифференцированного подхода с учетом выявленного исходного уровня освоения детьми 2-3 лет первичных нравственных норм;
• отбор и комплексное использование наглядно-практических, словесных, игровых методов и приемов в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах;
• отбор для чтения и рассказывания детям художественных и фольклорных произведений в соответствии с показателями формируемых первичных нравственных норм.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему формирования первичных нравственных норм в педагогической литературе, охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет нравственных норм.
2. Выявить уровень освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм.
3. Определить и реализовать психолого-педагогические условия по формированию у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования психического развития детей раннего возраста (Л.И. Божович, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько);
• исследования об особенностях нравственного развития детей в раннем возрасте (Р.С. Буре, Е.Б. Боровкова, Н.А. Ветлугина, О.Л. Князева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования. МБОУ «Большеколпанская СОШ» Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Большие Колпаны. В исследовании приняли участие 25 детей 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы и определенны психолого-педагогические условия формирования у детей 2-3 лет первичных нравственных норм.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели освоения детьми 2-3 лет начальных нравственных норм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные психолого-педагогические условия по формированию первичных нравственных норм у детей 2-3 лет могут быть использованы педагогами в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 наименование), двух приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц и 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 44 страницах.
Первые три года жизни - очень важный и ответственный период в развитии ребенка. В этот период наблюдается максимальная скорость формирования предпосылок, определяющих дальнейшее развитие организма. В этом возрасте создаются основы для успешного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальное личностное воспитание, такое как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру.
В нашей работе мы придерживались концепции раннего детства Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Установлено, что к возрастным особенностям раннего возраста относится развитие речевой и игровой деятельности, формирование собственного «Я» и освобождение от взрослого, кризис 3-х лет.
К особенностям нравственного развития ребенка в раннем детстве можно отнести соотношение собственных поступков и оценок со взрослыми, принятие системы требований взрослых, нарушение этой системы в зависимости от ситуации и импульсивности, связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, формирование собственного мнения и оценки, а также моральные привычки и качества в рамках повседневной деятельности.
Игровая роль выступает как модель нравственного поведения, выполняющая показательную функцию, так и эталон поведения, выполняющий контрольную функцию. Общение между детьми в рамках принятых ролей моделирует нравственное поведение, а общение об игре способствует интернационализации нравственных отношений.
Таким образом, рассматривая ряд теорий нравственного развития, можно заметить, что существует множество определений морали, но почти все они представляют собой совокупность усвоенных принципов и идеалов, которые помогают различать правильное и плохое и действовать соответственно этому явлению. Мораль состоит из трех основных компонентов: моральное чувство, моральное мышление и моральное поведение.
Дидактические принципы формирования моральных норм у детей раннего возраста последовательность повторения занятий, индивидуальная работа с детьми, практическое применение знаний и умений, эмоциональность, взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
Нравственное воспитание детей осуществляется в повседневной деятельности. Большая часть этого времени, согласно распорядку дня, посвящена различным процессам, связанным с удовлетворением жизненных потребностей ребенка. Поэтому методы формирования моральных норм у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речевых и бытовых навыков.
Во время контрольного эксперимента было зафиксировано, что количество детей со средним уровнем усвоения моральных норм стало больше на одного человека, так же увеличились и показатели высокого уровня. Дети стали лучше следить за своим поведением, за внешним видом, так же многие воспитанники лучше стали играть со сверстниками, делиться игрушками, как на улице, так и в группе. Послушание детей в группе стало лучше. Общие показатели стали такими: низкий уровень зафиксирован в количестве детей 15 человек (на констатирующем этапе - 18 детей), средний уровень - 6 детей (5 детей), а высокий уровень - 4 детей (2 ребенка).
По данным эксперимента можно заключить, что гипотеза подтверждена. Во время исследования использовался дифференцированный подход к каждому воспитаннику, для работы с детьми важным оказалось использование в совместной деятельности различных игровых, словесных и наглядно-практических методов и приемов во всех режимных моментах. Стоит отметить, что использование художественной литературы в соответствии с формируемыми первичными нравственными нормами положительно влияет на их закрепление у детей 2-3 лет.
В нашей работе мы придерживались концепции раннего детства Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Установлено, что к возрастным особенностям раннего возраста относится развитие речевой и игровой деятельности, формирование собственного «Я» и освобождение от взрослого, кризис 3-х лет.
К особенностям нравственного развития ребенка в раннем детстве можно отнести соотношение собственных поступков и оценок со взрослыми, принятие системы требований взрослых, нарушение этой системы в зависимости от ситуации и импульсивности, связь нравственных проявлений ребенка с эмоциональным отношением к объекту, формирование собственного мнения и оценки, а также моральные привычки и качества в рамках повседневной деятельности.
Игровая роль выступает как модель нравственного поведения, выполняющая показательную функцию, так и эталон поведения, выполняющий контрольную функцию. Общение между детьми в рамках принятых ролей моделирует нравственное поведение, а общение об игре способствует интернационализации нравственных отношений.
Таким образом, рассматривая ряд теорий нравственного развития, можно заметить, что существует множество определений морали, но почти все они представляют собой совокупность усвоенных принципов и идеалов, которые помогают различать правильное и плохое и действовать соответственно этому явлению. Мораль состоит из трех основных компонентов: моральное чувство, моральное мышление и моральное поведение.
Дидактические принципы формирования моральных норм у детей раннего возраста последовательность повторения занятий, индивидуальная работа с детьми, практическое применение знаний и умений, эмоциональность, взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
Нравственное воспитание детей осуществляется в повседневной деятельности. Большая часть этого времени, согласно распорядку дня, посвящена различным процессам, связанным с удовлетворением жизненных потребностей ребенка. Поэтому методы формирования моральных норм у детей раннего возраста предполагают одновременное развитие речевых и бытовых навыков.
Во время контрольного эксперимента было зафиксировано, что количество детей со средним уровнем усвоения моральных норм стало больше на одного человека, так же увеличились и показатели высокого уровня. Дети стали лучше следить за своим поведением, за внешним видом, так же многие воспитанники лучше стали играть со сверстниками, делиться игрушками, как на улице, так и в группе. Послушание детей в группе стало лучше. Общие показатели стали такими: низкий уровень зафиксирован в количестве детей 15 человек (на констатирующем этапе - 18 детей), средний уровень - 6 детей (5 детей), а высокий уровень - 4 детей (2 ребенка).
По данным эксперимента можно заключить, что гипотеза подтверждена. Во время исследования использовался дифференцированный подход к каждому воспитаннику, для работы с детьми важным оказалось использование в совместной деятельности различных игровых, словесных и наглядно-практических методов и приемов во всех режимных моментах. Стоит отметить, что использование художественной литературы в соответствии с формируемыми первичными нравственными нормами положительно влияет на их закрепление у детей 2-3 лет.
Подобные работы
- Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством настольно-дидактических игр
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022





