Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Особенности развития у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческих проявлений 26
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности 39
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет творческих проявлений 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 59
Приложение Б Количественные результаты диагностики развития у детей 5-6 лет творческих проявлений (констатирующий этап эксперимента) 60
Приложение В Перспективно-тематический план по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет с использованием нетрадиционных техник рисования 61
Приложение Г Перспективно-тематический план образовательной работы с родителями и педагогами по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений с использованием нетрадиционных техник рисования 64
Приложение Д Количественные результаты диагностики развития у детей 5-6 лет творческих проявлений (контрольный этап эксперимента) 65
В современном обществе актуально стоит вопрос о развитии творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал и свои творческие проявления.
В связи с социально-экономическими преобразованиями в России происходят изменения и в системе дошкольного образования, так, например, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). В связи с этим, один из основных принципов дошкольного образования - это полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. А одна из задач, на решение которой направлен стандарт, является - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития у подрастающего поколения творческих проявлений.
Проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста творческих проявлений посвящено большое количество работ психологов и педагогов.
Проблемой развития детского творчества, творческих проявлений занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская, Б.М. Теплов и другие.
Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и другие - доказали, что творческие проявления у детей обнаруживаются достаточно рано.
По мнению А.Ф. Лосева, предметом развития у дошкольников творческих проявлений является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. Таким образом, развитие творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни. В понятие развития творческих проявлений входит привитие творческого отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Развитие творческих проявлений является частью всестороннего развития дошкольников. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности для развития у дошкольников творческих проявлений. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. Поэтому, чтобы развивать у детей 5-6 лет творческие проявления, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческих проявлений у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью содержания работы в дошкольной образовательной организации по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений в изобразительной деятельности.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности изобразительной деятельности в развитии у детей 5-6 лет творческих проявлений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческих проявлений.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности будет эффективным, если:
• обогатить центр художественно-эстетического развития в группе материалами для творческих работ детей;
• познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования на специально организованных творческих занятиях;
• разработать комплекс мероприятий для родителей и педагогов, направленный на развитие творческих проявлений детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования.
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 5-6 лет творческих проявлений;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет творческих проявлений;
3) разработать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности;
4) определить динамику уровня развития у детей 5-6 лет творческих проявлений.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический: анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения по проблеме развития детского творчества (Н.А. Ветлугина, Л.Г. Васильева, Н.Н. Поддьяков, Т.С. Комарова, Л.А. Флерина и другие);
• теоретические положения о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста (А.А. Грибовская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова);
• теоретические положения о развитии творческих проявлений личности как процессе формирования определенного творческого отношения человека к действительности (А.К. Дремов, А.Ф. Лосев, С.В. Яргин);
• теоретические положения о роли изобразительной деятельности как средства познания мира и развития у детей эстетического восприятия и творческих проявлений (Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина).
Научная новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования изобразительной деятельности в развитии у детей 5-6 лет творческих проявлений; определены показатели и уровни развития у детей 5-6 лет творческих проявлений.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития у детей 5-6 лет творческих проявлений.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию у дошкольников творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в работе с детьми 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 1474 обособленное дошкольное подразделение № 6 г. Москва. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (42 источников), 5 приложений. Работа содержит 2 рисунка, 13 таблиц.
На основании проведённой исследовательской работы можно сделать следующие выводы.
В основу теоретической части работы легли изученные нами материалы учёных-исследователей педагогов, психологов, занимающихся проблемой развития творческих проявлений детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, A. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина).
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности для развития у дошкольников творческих проявлений. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. На констатирующем этапе нашего исследования на основе исследований Э.П. Торренса, B. Т. Кудрявцева мы выявили: следующие показатели уровня развития у детей 5-6 лет творческих проявлений: оригинальность, беглость, целостность, абстрактность, детальность.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень развития творческих проявлений. А родители воспитанников, из числа опрошенных не развивают в своих детях творческие проявления, не способствуют поддержанию интереса детей к занятиям творчеством, считая, что этим должны заниматься педагоги детского сада. Исходя из результатов констатирующей части исследования, мы сделали вывод, что необходимо организовать работу по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений. Действительно, действенным средством развития у детей 5-6 лет творческих проявлений, на наш взгляд, является рисование, как разновидность изобразительной деятельности. В частности, нетрадиционное рисование.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности. Работа по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений в процессе изобразительной деятельности включала в себя несколько этапов.
На первом этапе мы обогатили центр художественно-эстетического развития в группе материалами для творческих работ детей.
На втором этапе мы знакомили детей с нетрадиционными техниками рисования. Мы разработали перспективно-тематический план проведения творческих занятий по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет с использованием нетрадиционных техник рисования на три месяца.
Организация творческих занятий способствовали решению следующих задач: развитие у детей интереса к рисованию с использованием нетрадиционных техник; развитие у детей творческих проявлений, воображения, самостоятельности; формирование у детей умения проявлять самостоятельность при выборе способа, нетрадиционной техники рисования, выбора композиции, цвета и темы рисования. Также мы организовали работу с родителями детей 5-6 лет и педагогами дошкольной образовательной организации по развитию у детей 5-6 лет творческих проявлений с использованием нетрадиционных техник рисования.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет творческих проявлений: количество детей с низким уровнем развития у детей 5-6 лет творческих проявлений снизилось на 20%, количество детей со средним уровнем повысился на 5%; количество детей с высоким уровнем повысился на 15%.
Это свидетельствует о том, что рисование, как разновидность изобразительной деятельности, в частности, нетрадиционное рисование - оказалось действенным средством развития у детей 5-6 лет творческих проявлений.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет : Рекомендации, планирование, конспекты занятий. ФГОС Д. М. : Издательство «Учитель», 2019. 107 с.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М. : Культура и просвещение, 2017. 66 с.
3. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Российский государственный университет имени А. И. Герцена. Санкт- Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.
4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. : Издательство Юрайт, 2019. 256 с. URL: https://urait.ru/bcode/441579 (дата обращения: 20.01.2020).
5. Боровик О. В Развитие воображения : методические рекомендации.. М. : Секачев, 2018. 52 с.
6. Брыкина Е. К. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах : Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2016. 93 с.
7. Варкки Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников : Учебное пособие. СПб. : Речь, 2017. 168 с. (Детская психология и психотерапия).
8. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Издательство Просвещение, 1989. 284 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. М. : Издательство Просвещение, 1991. 93 с.
10. Гаврилов В. В. Декоративное рисование с детьми 6-7 лет : рекомендации, планирование, конспекты занятий. Волгоград : Учитель, 2019. 143 с.
11. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учебное пособие . М. : Издательство Академия, 2014. 410 с.
12. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Аеабешхд, 2016. 342.
13. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е издание. М. : Просвещение, 2018. 187 с.
14. Дьяченко О. М Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2018. 126 с.
15. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Текст : электронный // Воронеж : Издательство Модек, 2016. С. 67-88. (Психологи Отечества) URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=176766 (дата обращения: 18.01.2020).
...