Введение 4
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия .... 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на
конкурентоспособность торгового предприятия 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия 13
2 Анализ конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком
Холдинг» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности АО «ЭР-Телеком Холдинг» 28
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового
предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг» 38
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг» 38
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий .... 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Конкуренция всегда присутствует в экономической жизни того или иного общества. В определенном плане она представляет собой свободу выбора товара или услуги, конкретного предприятия-производителя или страны в целом. С целью действия конкурентных механизмов необходимо формирование, поддержка и безопасность конкурентной среды, и поддержание конкурентоспособности. В конкурентной борьбе организация видит своей основной целью достижение определенных результатов, для чего необходимо иметь высокий уровень конкурентоспособности.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности является важной задачей любой организации, которая стремится иметь устойчивую рыночную позицию. Повышение уровня требований к российским предприятиям, к ассортименту и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг обостряет проблему обеспечения конкурентоспособности. Конкурентоспособность выступает как важнейшая интегральная характеристика, используемая для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Проблема управления конкурентоспособностью предприятия является актуальной потому, что в современных условиях развития конкуренции забота о развитии собственных конкурентных преимуществ для компании определяется необходимостью ее функционирования. Для того чтобы эффективно существовать на рынке, предприятию необходимо совершенствовать собственные стороны, выгодно отличающие его от конкурентов. В целом, в современной рыночной среде, характеризующейся наличием конкуренции среди ее участников, хорошо информированных и требовательных потребителей, завоевание конкурентоспособности в бизнесе приобретает все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.
Актуальность темы обусловлена тем, что анализ конкурентоспособности торговой организации необходим для выявления имеющихся угроз и разработки предложений по совершенствованию экономической деятельности современного предприятия в условиях экономического кризиса. Высокая актуальность данной проблемы обусловила выбор темы бакалаврской работы.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности торгового предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Объектом данного исследования выступает АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Предмет исследования - процессы оценки и повышения конкурентоспособности торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы экономистов, которые посвящены проблеме оценки и разработке путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Кроме того, использованы статьи в научных периодических изданиях по теме исследования.
Методологическая основа исследования представлена монографическим методом, методами анализа и сравнения, экспертных оценок, маркетинговыми и экономико-статистическими, социологическими методами.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Таким образом, в ходе данного исследования была проделана работа по изучению, анализу и оценке конкурентоспособности предприятия АО «ЭР- Телеком Холдинг», в рамках которого были выявлены положительные тенденции, подтвержденные экономической эффективностью, и определены некоторые проблемы, решение которых было предложено и обосновано.
Также в ходе этой работы были решены следующие задачи: было проанализировано текущее экономическое состояние предприятия. Были изучены ближайшие конкуренты. Были, выявлены проблемы, снижающие конкурентоспособность предприятия, и соответственно разработаны и предложены механизмы по увеличению этого показателя, с учетом, как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на фирму.
В качестве основных методов оценки конкурентоспособности стали: модель М. Портера, многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.
В рамках исследования был проведен SWOT-анализ, были проанализированы сильные и слабые стороны предприятия в комбинации с возможностями и угрозами.
Результатами данного исследования стало:
- ключевым фактором конкурентоспособности магазина является мульти-брендовый ассортимент с хорошим соотношением цена - качество. Большое количество представленных торговых марок предполагает широкий выбор для потребителя;
- в ходе анализа конкурентов предприятия, было установлено, что АО «ЭР-Телеком Холдинг» является конкурентоспособным предприятием, однако по некоторым показателям все же уступает конкурентам. Речь идет о таких показателях, как метод продаж и система скидок;
- в ходе анализа ближайших конкурентов, было установлено, что предприятие АО «ЭР-Телеком Холдинг» является недостаточно конкурентоспособным и необходимо реализовать некоторые мероприятия для укрепления на рынке.
В качестве основных мероприятий, которые были предложены и проанализированы стали:
- изменение дисконтно-бонусной системы;
- улучшение интернет-магазина компании и его реклама.
В ходе исследования было выявлено, что все мероприятия благотворно повлияют на все финансово-экономические показатели предприятия, и позволят повысить не только конкурентоспособность, но и эффективность предприятия. После внедрения мероприятий ожидается прирост основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия. В частности, рост будет заметен по таким показателям, как выручка, прибыль и рентабельность.