Введение 4
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия .... 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на
конкурентоспособность торгового предприятия 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия 13
2 Анализ конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком
Холдинг» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности АО «ЭР-Телеком Холдинг» 28
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового
предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг» 38
3.1 Пути повышения конкурентоспособности предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг» 38
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий .... 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Конкуренция всегда присутствует в экономической жизни того или иного общества. В определенном плане она представляет собой свободу выбора товара или услуги, конкретного предприятия-производителя или страны в целом. С целью действия конкурентных механизмов необходимо формирование, поддержка и безопасность конкурентной среды, и поддержание конкурентоспособности. В конкурентной борьбе организация видит своей основной целью достижение определенных результатов, для чего необходимо иметь высокий уровень конкурентоспособности.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности является важной задачей любой организации, которая стремится иметь устойчивую рыночную позицию. Повышение уровня требований к российским предприятиям, к ассортименту и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг обостряет проблему обеспечения конкурентоспособности. Конкурентоспособность выступает как важнейшая интегральная характеристика, используемая для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Проблема управления конкурентоспособностью предприятия является актуальной потому, что в современных условиях развития конкуренции забота о развитии собственных конкурентных преимуществ для компании определяется необходимостью ее функционирования. Для того чтобы эффективно существовать на рынке, предприятию необходимо совершенствовать собственные стороны, выгодно отличающие его от конкурентов. В целом, в современной рыночной среде, характеризующейся наличием конкуренции среди ее участников, хорошо информированных и требовательных потребителей, завоевание конкурентоспособности в бизнесе приобретает все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.
Актуальность темы обусловлена тем, что анализ конкурентоспособности торговой организации необходим для выявления имеющихся угроз и разработки предложений по совершенствованию экономической деятельности современного предприятия в условиях экономического кризиса. Высокая актуальность данной проблемы обусловила выбор темы бакалаврской работы.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности торгового предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности торгового предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Объектом данного исследования выступает АО «ЭР-Телеком Холдинг».
Предмет исследования - процессы оценки и повышения конкурентоспособности торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы экономистов, которые посвящены проблеме оценки и разработке путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Кроме того, использованы статьи в научных периодических изданиях по теме исследования.
Методологическая основа исследования представлена монографическим методом, методами анализа и сравнения, экспертных оценок, маркетинговыми и экономико-статистическими, социологическими методами.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Таким образом, в ходе данного исследования была проделана работа по изучению, анализу и оценке конкурентоспособности предприятия АО «ЭР- Телеком Холдинг», в рамках которого были выявлены положительные тенденции, подтвержденные экономической эффективностью, и определены некоторые проблемы, решение которых было предложено и обосновано.
Также в ходе этой работы были решены следующие задачи: было проанализировано текущее экономическое состояние предприятия. Были изучены ближайшие конкуренты. Были, выявлены проблемы, снижающие конкурентоспособность предприятия, и соответственно разработаны и предложены механизмы по увеличению этого показателя, с учетом, как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на фирму.
В качестве основных методов оценки конкурентоспособности стали: модель М. Портера, многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.
В рамках исследования был проведен SWOT-анализ, были проанализированы сильные и слабые стороны предприятия в комбинации с возможностями и угрозами.
Результатами данного исследования стало:
- ключевым фактором конкурентоспособности магазина является мульти-брендовый ассортимент с хорошим соотношением цена - качество. Большое количество представленных торговых марок предполагает широкий выбор для потребителя;
- в ходе анализа конкурентов предприятия, было установлено, что АО «ЭР-Телеком Холдинг» является конкурентоспособным предприятием, однако по некоторым показателям все же уступает конкурентам. Речь идет о таких показателях, как метод продаж и система скидок;
- в ходе анализа ближайших конкурентов, было установлено, что предприятие АО «ЭР-Телеком Холдинг» является недостаточно конкурентоспособным и необходимо реализовать некоторые мероприятия для укрепления на рынке.
В качестве основных мероприятий, которые были предложены и проанализированы стали:
- изменение дисконтно-бонусной системы;
- улучшение интернет-магазина компании и его реклама.
В ходе исследования было выявлено, что все мероприятия благотворно повлияют на все финансово-экономические показатели предприятия, и позволят повысить не только конкурентоспособность, но и эффективность предприятия. После внедрения мероприятий ожидается прирост основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия. В частности, рост будет заметен по таким показателям, как выручка, прибыль и рентабельность.
1. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая и третья [Текст]. - М.: Изд-во Омега-Л, 2021. - 442 с.
2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая [Текст]. - М: Изд-во ОМЕГА-Л, 2021. - 640 с.
3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 г. № 137. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Абдурахимова, Ф.Т.К. Конкурентоспособность: понятие и факторы // Life Sciences and Agriculture. - 2020. - № 2.1 - С.180-185. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ponyatie-i-faktory
6. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика [Текст] / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. - 239 с.
7. Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М.: Инфра-М, 2018. - 300 с.
8. Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст]: Учебное пособие / О.В. Аристов. - М.: Финстатинфорум, 2019. - 142 с.
9. Борщева, А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности
предприятия [Текст] // Бизнес и дизайн ревю. - 2018. - №1 (9). - С. 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-konkurentosposobnosti-
predpriyatiya-3
10. Бугай, К.Н. Модификационная модель конкурентного анализа «5 сил
Портера» [Текст] // В сборнике: современные подходы к трансформации концепции государственного регулирования у управления в социально-экономических системах. - 2019. - С. 65-68. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21545099
11. Даниленко, М.И. Оценка конкурентоспособности предприятия
[Текст] // Вестник Академии знаний. - 2020. - №39 (4). - С. 152-163. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-
predpriyatiya-2
12. Дмитрук, Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды [Текст] // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2019. - №2. - С. 15-20. - Режим доступа: https://grebennikon.ru/article-Xrln.html
13. Елсукова, Ю.Ю., Хало Л.А. Конкурентоспособность как
экономическая категория маркетинга. Методы оценки
конкурентоспособности [Текст] // Философия социальных коммуникаций. -
2018. - № 4 (29). - С. 81-90. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22809770
14. Ерохин, Д.А. Инструменты и факторы конкурентоспособности
предприятий: общие подходы [Текст] // Международный журнал
гуманитарных и естественных наук/ - 2020. - №9-1 (48). - С.132-135. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7instrumenty-i-faktory-
konkurentosposobnosti-predpriyatiy-obschie-podhody
15. Жулина, Е.Г., Мягкова Т.Л. Конкурентоспособность организации: факторы и проблемы управления [Текст] // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2019. - № 5. - С. 34-37. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28307226
16. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий [Текст] / В.И. Захарченко. - М.: Цент экономики и маркетинга,
2019. - 230 с.
17. Зиннуров, У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности
товаропроизводителей [Текст] /У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова. - М.: Экономика и управление, 2020. - 347 с. - Режим доступа:
https://scholar.google.ru/citations?user=vWflyw4AAAAJ&hl=ru
18. Ковалева, Т.В. Изучение факторов внешней и внутренней среды [Текст] /Т.В. Ковалева // Молодой ученый. - 2020. - № 12 (116). - С. 1293¬1296. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31886
19. Козлова, О.И. Научные подходы к управлению
конкурентоспособностью предприятия и его продукцией [Текст] // Экономика и социум. - 2017.- № 1-1 (32). - С. 907-910. - Режим доступа:
https: //readera.org/nauchnye-podhody-k-upravlenij u-konkurento spo sobnostj u- predprij atija-i-ego-140121774
20. Неверо, Д.В., Колосов Г.В. Анализ пяти сил Портера для оценки
конкурентной среды [Текст] // В сборнике: Современная наука. Новые перспективы Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». -
2020. - С. 15-16. - Режим доступа:
https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/17518/1/Nevero_D.V._Kolosov_GV_ Analiz_piati%20sil%20Portera%20dlia%20otsenki%20konkurentnoi%20sredy.pdf
21. Новак, О.В. Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности [Текст] // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2020. - № 6-5. - С. 181-189. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24980936
22. Порошина, Д.Г. Анализ внутренней и внешней среды управления
[Текст] // В сборнике: инновационные технологии в управлении Сборник научных статей. Москва. - 2019. - С. 88-93. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24980936
23. Прядко, С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений [Текст] / С.Н. Прядко, М.С. Курилова// Экономика и социум. - 2017. - № 1-2 (32). - С. 408-411. - Режим доступа: https://docplayer.ru/50452264-Swot-i-pest-analiz-kak-instrument-prinyatiya- gramotnyh-upravlencheskih-resheniy.html
24. Разиньков, П.И. Экономическое состояние и конкурентоспособность предприятия. Методы анализа и показатели оценки [Текст] / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. Тверь: ТвГТУ, 2021. - 152 с.
25. Рындина, Т.И., Захарова Л.Н. Инструменты оценки
конкурентоспособности [Текст] // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №2-2. - С.114-117. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/instrumenty-otsenki-konkurentosposobnosti
26. Рязанов, А.А. Эволюция теории конкуренции / А.А. Рязанов [Текст]
// Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. - 2017. - №2. - С. 21¬26. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-otsenki-
konkurentosposobnosti
27. Сенникова, А. Е., Шахов И. В. Анализ конкурентоспособности фирмы [Текст] // Colloquium-journal. - 2019. - №9 (33). - С.15-17. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-konkurentosposobnosti-firmy
28. Скаделова, К.М. Теоретические основы конкурентоспособности
предприятий [Текст] // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №3-2 (61). - С. 184-186. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-konkurentosposobnosti- predpriyatiy
29. Тимирьянова, В.М. Оценка состояния конкурентной среды на
товарных рынках [Текст] / В.М. Тимирьянова // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - №2 - С. 15-19. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-konkurentnoy-sredy-na- tovarnyh-rynkah
30. Тимофеева, М.Н. Оценка внешней и внутренней среды компании:
методология и практика [Текст] / М.Н. Тимофеева, Г.С. Ферару // Экономика и социум. - 2017. - № 4 (35). - С. 1353-1357. - Режим доступа:
https://readera.org/ocenka-vneshnej-i-vnutrennej-sredy-kompanii-metodologija-i- praktika-140123125
31. Тимошенко, А.Н. Обзор методов анализа внешней среды предприятия / А.Н. Тимошенко [Текст] // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2018. - № 12-12. - С. 102-105. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27675821
32. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2019. - 312 с.
33. Филонова, А.А. Анализ внутренней и внешней среды организации [Текст] / А.А. Филонова // Форум молодых ученых. - 2017. - № 6 (10). - С. 1771-1774. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29906197
34. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации [Текст] / Е.В. Фудина// Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 204-208. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22427397
35. Ягунова, Н.А., Смагина М.В., Иванов Д.А. Оценка конкурентного
окружения предприятия с использованием модели пяти сил Портера [Текст] // Вестник СГСЭУ. - 2020. - № 4 (53). - С. 70-73. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentnogo-okruzheniya- predpriyatiya-s-ispolzovaniem-modeli-pyati-sil-maykla-portera
36. Donets, A., M. Roshka, U. Rasulova Management competitiveness of enterprise: theoretical aspect // International science. - 2018. - Vol. 14. - P. 53-57. - Режим доступа: http://precon.donnuet.education/pdf/donets/donets3.pdf
37. Gurel, E. SWOT analysis: a theoretical review // Journal of International Social Research. - 2017. - Vol. 10 (51). - P. 994-1006. - Режим доступа: https: //www.researchgate.net/publication/319367788_SWOT_ANALYSIS_A_TH EORETICAL_REVIEW
38. Zelga, K. The importance of competition and enterprise competitiveness // World Scientific News. - 2017. - Vol. 72. - P. 301-306. - Режим доступа: http://www.worldscientificnews.com/wp-content/uploads/2017/01/WSN-72-2017- 301-306.pdf