Система образования в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Понятие нормативно-правового регулирования в области образования в Российской Федерации 6
1.1. Определение нормативно-правового регулирования в
области образования 6
1.2. Законодательное регулирование в области образования в
Российской Федерации 12
1.3. Регулирование в области образования посредством
принятия подзаконных нормативно-правовых актов 15
Глава 2 Государственно-правовое регулирование в сфере образования Российской Федерации 19
2.1 Структура системы образования в Российской Федерации 19
2.2 Органы управления сферой образования 28
2.3 Контрольно-надзорные органы в сфере осуществления образовательной
деятельности 56
Глава 3 Проблемы управления образованием в Российской Федерации 64
3.1. Юридическая ответственность в сфере образования 64
3.2. Лицензирование образовательной деятельности, как метод управления...75
Заключение 79
Список используемой литературы
Глава 1 Понятие нормативно-правового регулирования в области образования в Российской Федерации 6
1.1. Определение нормативно-правового регулирования в
области образования 6
1.2. Законодательное регулирование в области образования в
Российской Федерации 12
1.3. Регулирование в области образования посредством
принятия подзаконных нормативно-правовых актов 15
Глава 2 Государственно-правовое регулирование в сфере образования Российской Федерации 19
2.1 Структура системы образования в Российской Федерации 19
2.2 Органы управления сферой образования 28
2.3 Контрольно-надзорные органы в сфере осуществления образовательной
деятельности 56
Глава 3 Проблемы управления образованием в Российской Федерации 64
3.1. Юридическая ответственность в сфере образования 64
3.2. Лицензирование образовательной деятельности, как метод управления...75
Заключение 79
Список используемой литературы
Роль системы образования в развитии, воспитании и становлении личности современного человека является основополагающей. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Также этот термин понимается как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Право получать образование является социальным значимым благом, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также устанавливается, что основное общее образование является обязательным к получению каждым гражданином Российской Федерации. Образовательный процесс регулируется большим массивом нормативно-правовых актов и охраняется государством.
Регулирование общественных отношений в сфере образования осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а так же на локальном уровне, путем принятия и издания нормативно-правовых актов.
Образование охватывает большой пласт общественных отношений, поэтому от государственных органов требуется высокий уровень подготовки и квалификации сотрудников, для решения неоднозначных проблем в сфере образования. Управление образованием должно представлять системный, цикличный, постанавливающийся процесс. Стоит отметить при этом, что процесс управления образовательной деятельностью включает в себя при необходимости привлечение виновных лиц к юридической ответственности. Привлечение к юридической ответственности в сфере образования может обуславливать возникновение целого перечня проблем, в связи с многочисленными нормативно-правовыми актами в этой сфере и особенностями процедуры привлечения к юридической ответственности.
Президентом Российской Федерации и другими официальными лицами неоднократно в последние годы заявлялось, что вопросы образования чрезвычайно важны, это одно из важнейших направлений развития современного государства. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования носят приоритетный характер. В связи с чем, актуальность данной темы неоспорима.
Проблемы развития системы современного образования неоднократно рассматривались в сочинениях учебного и монографического характера. Однако сложность этой темы, частые административные реформы системы управления образованием не позволяют наработать достаточную правоприменительную практику в этой сфере, в связи с чем важность изучения данной темы в рамках выпускной квалификационной работы является достаточно высокой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в системе образования Российской Федерации в процессе ее функционирования.
Предметом исследования выступает государственное регулирование системы образования в Российской Федерации.
Целью работы является исследование системы образования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования;
2. Раскрыть структуру общего и профессионального образования;
3. Изучить органы управления в сфере образования, определить их статус и полномочия;
4. Изучить контрольно-надзорные органы в сфере образования, определить их статус и полномочия;
5. Проанализировать юридическую ответственность и выявить проблемы привлечения в ответственности в сфере образования;
6. Рассмотреть особенности лицензирования образовательной деятельностью как метода управления ей.
Методологическую основу исследования составили такие логические методы, как индукция, дедукция, анализ и синтез, а также технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Для достижения поставленной цели исследования и изучения системы образования в Российской Федерации анализировались научные труды ученых- юристов, как теоретиков, так и специалистов в данной сфере. Были исследованы работы таких ученых, как Боброва Н.А., Борзилова Л В., Купряшин Г.Л., Липинский Д.А., Матушанский Г.У., Минин А.Я., Хачатуров Р.Л. и другие. В ходе написания работы было проанализировано и изучено большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, к основным можно отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Регулирование общественных отношений в сфере образования осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а так же на локальном уровне, путем принятия и издания нормативно-правовых актов.
Образование охватывает большой пласт общественных отношений, поэтому от государственных органов требуется высокий уровень подготовки и квалификации сотрудников, для решения неоднозначных проблем в сфере образования. Управление образованием должно представлять системный, цикличный, постанавливающийся процесс. Стоит отметить при этом, что процесс управления образовательной деятельностью включает в себя при необходимости привлечение виновных лиц к юридической ответственности. Привлечение к юридической ответственности в сфере образования может обуславливать возникновение целого перечня проблем, в связи с многочисленными нормативно-правовыми актами в этой сфере и особенностями процедуры привлечения к юридической ответственности.
Президентом Российской Федерации и другими официальными лицами неоднократно в последние годы заявлялось, что вопросы образования чрезвычайно важны, это одно из важнейших направлений развития современного государства. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования носят приоритетный характер. В связи с чем, актуальность данной темы неоспорима.
Проблемы развития системы современного образования неоднократно рассматривались в сочинениях учебного и монографического характера. Однако сложность этой темы, частые административные реформы системы управления образованием не позволяют наработать достаточную правоприменительную практику в этой сфере, в связи с чем важность изучения данной темы в рамках выпускной квалификационной работы является достаточно высокой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в системе образования Российской Федерации в процессе ее функционирования.
Предметом исследования выступает государственное регулирование системы образования в Российской Федерации.
Целью работы является исследование системы образования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования;
2. Раскрыть структуру общего и профессионального образования;
3. Изучить органы управления в сфере образования, определить их статус и полномочия;
4. Изучить контрольно-надзорные органы в сфере образования, определить их статус и полномочия;
5. Проанализировать юридическую ответственность и выявить проблемы привлечения в ответственности в сфере образования;
6. Рассмотреть особенности лицензирования образовательной деятельностью как метода управления ей.
Методологическую основу исследования составили такие логические методы, как индукция, дедукция, анализ и синтез, а также технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование.
Для достижения поставленной цели исследования и изучения системы образования в Российской Федерации анализировались научные труды ученых- юристов, как теоретиков, так и специалистов в данной сфере. Были исследованы работы таких ученых, как Боброва Н.А., Борзилова Л В., Купряшин Г.Л., Липинский Д.А., Матушанский Г.У., Минин А.Я., Хачатуров Р.Л. и другие. В ходе написания работы было проанализировано и изучено большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, к основным можно отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Система образования в Российской Федерации это важный социальный институт, который имеет внутреннюю организационную структуру и взаимодействует с другими социально-значимыми институтами. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатное высшее образование.
Сфера образования регулируется большим количеством нормативно-правовых актов. Регулирование осуществляется, как международными актами, так и национальным законодательством. Вторым по значимости в системе источников, регулирующих сферу образования, после Конституции РФ, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Указанный закон закрепляет положения об основных принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования; структуре системы образования; лицах, осуществляющих образовательную деятельность и многое другое. Массивный пласт, в регулировании общественных отношений в сфере образования, занимают локальные нормативно-правовые акты. Зачастую, они регулируют наиболее специальные вопросы управления сферой образования.
Структуру системы образования можно разделить на две большие группы: общее образование и профессиональное.
К общему образованию относятся:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
К профессиональному образованию относится:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
С иной точки зрения структуру системы образования составляют органы государственного управления этой сферой и контрольно-надзорные органы, которые необходимо также рассматривать по уровням государственной власти. На федеральном уровне к органам управления в образовании относятся Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство по делам молодежи. На региональном уровне органы управления образованием в зависимости от региона могут быть представлены в форме управлений, министерств, комитетов и т.д. На примере Самарской области, было рассмотрено Министерство образования и науки Самарской области. На муниципальном уровне органы управления образованием в зависимости от муниципального образования представлены в форме департаментов, управлений и отделов. Обычно такие органы занимаются управлением образовательными учреждениями общего образования, которые сосредоточенны на территории муниципального образования. На примере городского округа образования был рассмотрен Департамент образования администрации г. о. Тольятти. К контрольно-надзорным органам отнесены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, прокуратура и отчасти Общественные советы при Министерствах. В работе рассматриваются структура, статус и полномочия органов управления и контрольно-надзорных органов в сфере образования.
Как представляется, в настоящее время необходимо расширить перечень возможных учредителей образовательных организаций, предусмотренных в статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрев возможность создания образовательных организаций совместно государством и частными субъектами (в смешанной форме). На наш взгляд, это позволит обществу и представителям бизнеса участвовать в создании образовательных организаций, представляющих для них интерес, вместе с тем, воспользоваться государственными ресурсами и возможностями при создании подобных организаций.
Кроме того, как представляется, существует некоторое противоречие между ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой указывается, что «образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций», а статья 32 этого же закона называется «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, действующее образовательное законодательство, на наш взгляд, является несколько непоследовательным - разрешая индивидуальное предпринимательство в сфере образования, оно запрещает предпринимательство в данной сфере, осуществляемое посредством создания юридического лица. На наш взгляд, это создает необоснованную преграду для субъектов, которые планируют осуществление образовательной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, кроме того, оказание платные образовательных услуг со стороны коммерческого юридического лица можно сопроводить гарантиями защиты прав и интересов учащегося, которые не сможет обеспечить индивидуальный предприниматель в связи с ограниченностью его финансовых и прочих ресурсов. Разрешение создавать коммерческие организации в образовательной сфере откроет возможности кредитования и инвестирования в эту сферу, что, безусловно, повысит и общий уровень образовательной системы в государстве. В связи с указанным обстоятельством, необходимо изменить ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрев возможность участия в этой деятельности также и коммерческих юридических лиц.
При нарушении норм различных отраслей права, регулирующих общественные отношения в сфере образования, лицо или организация привлекаются к юридической ответственности. В сфере образования применяются все существующие виды юридической ответственности
Одним из методов по защите прав граждан на образование является лицензирование образовательной деятельности. Осуществление образовательной деятельности без разрешения на занятие данным видом деятельности влечет нарушение законодательства, прав и свобод граждан и влечет административную ответственность.
Сфера образования регулируется большим количеством нормативно-правовых актов. Регулирование осуществляется, как международными актами, так и национальным законодательством. Вторым по значимости в системе источников, регулирующих сферу образования, после Конституции РФ, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Указанный закон закрепляет положения об основных принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования; структуре системы образования; лицах, осуществляющих образовательную деятельность и многое другое. Массивный пласт, в регулировании общественных отношений в сфере образования, занимают локальные нормативно-правовые акты. Зачастую, они регулируют наиболее специальные вопросы управления сферой образования.
Структуру системы образования можно разделить на две большие группы: общее образование и профессиональное.
К общему образованию относятся:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
К профессиональному образованию относится:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
С иной точки зрения структуру системы образования составляют органы государственного управления этой сферой и контрольно-надзорные органы, которые необходимо также рассматривать по уровням государственной власти. На федеральном уровне к органам управления в образовании относятся Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство по делам молодежи. На региональном уровне органы управления образованием в зависимости от региона могут быть представлены в форме управлений, министерств, комитетов и т.д. На примере Самарской области, было рассмотрено Министерство образования и науки Самарской области. На муниципальном уровне органы управления образованием в зависимости от муниципального образования представлены в форме департаментов, управлений и отделов. Обычно такие органы занимаются управлением образовательными учреждениями общего образования, которые сосредоточенны на территории муниципального образования. На примере городского округа образования был рассмотрен Департамент образования администрации г. о. Тольятти. К контрольно-надзорным органам отнесены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, прокуратура и отчасти Общественные советы при Министерствах. В работе рассматриваются структура, статус и полномочия органов управления и контрольно-надзорных органов в сфере образования.
Как представляется, в настоящее время необходимо расширить перечень возможных учредителей образовательных организаций, предусмотренных в статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрев возможность создания образовательных организаций совместно государством и частными субъектами (в смешанной форме). На наш взгляд, это позволит обществу и представителям бизнеса участвовать в создании образовательных организаций, представляющих для них интерес, вместе с тем, воспользоваться государственными ресурсами и возможностями при создании подобных организаций.
Кроме того, как представляется, существует некоторое противоречие между ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой указывается, что «образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций», а статья 32 этого же закона называется «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, действующее образовательное законодательство, на наш взгляд, является несколько непоследовательным - разрешая индивидуальное предпринимательство в сфере образования, оно запрещает предпринимательство в данной сфере, осуществляемое посредством создания юридического лица. На наш взгляд, это создает необоснованную преграду для субъектов, которые планируют осуществление образовательной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, кроме того, оказание платные образовательных услуг со стороны коммерческого юридического лица можно сопроводить гарантиями защиты прав и интересов учащегося, которые не сможет обеспечить индивидуальный предприниматель в связи с ограниченностью его финансовых и прочих ресурсов. Разрешение создавать коммерческие организации в образовательной сфере откроет возможности кредитования и инвестирования в эту сферу, что, безусловно, повысит и общий уровень образовательной системы в государстве. В связи с указанным обстоятельством, необходимо изменить ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрев возможность участия в этой деятельности также и коммерческих юридических лиц.
При нарушении норм различных отраслей права, регулирующих общественные отношения в сфере образования, лицо или организация привлекаются к юридической ответственности. В сфере образования применяются все существующие виды юридической ответственности
Одним из методов по защите прав граждан на образование является лицензирование образовательной деятельности. Осуществление образовательной деятельности без разрешения на занятие данным видом деятельности влечет нарушение законодательства, прав и свобод граждан и влечет административную ответственность.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Финансовые аспекты модернизации высшего образования в Российской Федерации
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной политики в сфере образования в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2015 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЕ! ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Понятие системы образования. Виды и типы
образовательных учреждений (Нижневартовский Государственный Университет)
Рефераты, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственной политики в области развития образования в Надеждинском муниципальном районе
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018



