Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация подготовки детей к обучению в школе

Работа №113822

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации подготовки детей к обучению в школе 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей к обучению 7
1.2 Характеристика преемственности дошкольного и начального образования на этапе подготовки к школе 15
1.3 Определение связи уровня подготовки к обучению в школе с уровнем успешности в освоении учебной программы 18
Глава 2 Опытно-педагогическая работа по изучению уровня организации подготовки детей к обучению 22
2.1 Выявление уровня подготовки дошкольников к обучению в школе 22
2.2 Организация работы по подготовке дошкольников к обучению в школе путем реализации программы «Подготовка детей к школе» 36
2.3 Анализ результатов исследования уровня подготовки дошкольников к обучению в школе 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей 58
Приложение Б Программа «Подготовка детей к школе» 59
Приложение В Описание апробации программы 63
Приложение Г Характеристика экспериментальной группы 74

Дошкольный возраст - один из основных периодов в процессе становления человека. В данный момент формируются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь, восприятие и другие. Именно в данном периоде закладываются черты характера и формируется личность ребенка.
Изучением проблемы подготовки детей к обучению в школе занимались: Лидия Ильинична Божович, утверждающая, что готовность к школе - это развитие познавательной деятельности. Борис Даниилович Эльконин считал, что тот ребенок готов к школе, у которого сформирована игровая деятельность. Раиса Викторовна Овчарова уверяла, что ребенок подготовлен к школе, если умеет организовать свою деятельность. Алексей Николаевич Леонтьев ввел понятие «психологическая готовность детей к обучению». Также над проблемой подготовки детей к школе работали и другие ученые-исследователи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, Л.А. Венгер, B.C. Мухина.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблема подготовки детей к школьному обучению на протяжение многих лет стоит перед воспитателями, учителями начальных классов, родителями. В связи с модернизацией образования, его стандартизация актуализирует решение проблемы организации подготовки детей к обучению в школе путем преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на всех ступенях обучения, обеспечивая непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах его развития.
Проблема: как организовать подготовку детей к обучению в школе, способствующую их успешности на первой ступени обучения в условиях федерального государственного образовательного стандарта?
Следовательно, одна из основных задач сегодня, стоящих перед педагогами детских садов и школ, является подготовка к обучению детей, при переходе от дошкольного к школьному обучению.
Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане определила тему работы: «Организация подготовки детей к обучению».
Исходя из формулировки проблемы и темы работы, была определена цель: разработка и внедрение программы «Подготовка детей к школе».
Объект: процесс подготовки детей к школе.
Предмет: подготовка детей к обучению в школе в условиях общеобразовательной организации.
Гипотеза: подготовка детей к школьному обучению будет проходить более эффективно, при:
• соблюдении преемственности в обучении;
• проведении комплекса занятий;
• создании комфортной для детей среды с учетом возрастных особенностей.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по теме подготовки детей к обучению в школе;
• сравнить ФГОС ДО и ФГОС НОО на предмет реализации принципа преемственности;
• определить содержание понятия «Подготовка детей к школе»;
• дать определение уровням подготовки детей к школе;
• провести диагностику развития необходимых психологических функций для обучения в школе: внимания, мышления, воображения, памяти, интеллекта;
• разработать программу «Подготовка детей к школе».
В данной работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в создании программы, в основе которой осуществлена преемственность дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций на уровне подготовки к обучению дошкольников в школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов программы «Подготовка детей к школе» в практике организации подготовки детей к школьному обучению в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также для подготовки самостоятельного учебного курса, посвященного проблеме подготовки детей к школе в дошкольных образовательных организациях по вопросам дошкольного образования и обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 10 имени Алексея Алексеевича Забары станицы Павловской Краснодарского края. Исследование проводилось с 22.09.2021 года по 05.10.2021 года с детьми, которые в сентябре 2022 года начнут обучение в общеобразовательной школе. В исследовании участвовали 2 группы детей (экспериментальная группа и контрольная группа) по 10 дошкольников в каждой группе.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 4 приложений. Текст иллюстрирован 12 таблицами, 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии в федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного и начального общего образования, соблюдая преемственность при переходе от одного уровня образования к другому, важной составляющей является подготовка детей к обучению в школе: интеллектуальная, физическая, социальная, психологическая.
При поступлении в школу у первоклассника должны быть сформированы важные психологические функции: мышление, восприятие, воображение, память, развитие интеллектуальной сферы. Следовательно, подготовленный к школе дошкольник, не будет испытывать трудностей в начале школьного обучения, чему способствует разработанная в ходе исследования программа «Подготовка детей к школе».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности подготовки дошкольников к обучению в школе посредством реализации программы «Подготовка детей к школе».
В теоретической части исследования был сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей к обучению в школе. Проведена характеристика преемственности дошкольного и начального образования на этапе подготовки к школе. Определена связь уровня подготовки к обучению в школе с уровнем успешности в освоении учебной программы.
В практической части исследования выявлен уровень подготовки дошкольников к обучению в школе. Разработана и проведена апробация программы «Подготовка детей к школе». Проведен анализ результатов исследования уровня подготовки детей к школе. В эксперименте приняли участие 2 группы дошкольников по 10 детей в каждой. Первая группа состояла из детей, посещающих детский сад, вторая, не посещающих дошкольную организацию.
Для проверки гипотезы исследования проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Для выявления уровня подготовки детей к обучению в школе использовались методики: Н.И. Гуткина «Домик», А.Н. Бернштейн «Последовательность событий», А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов», А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», Таблица Шульте.
Проведение исследования на констатирующем этапе позволило установить, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень развития у детей внимания, воображения, памяти, восприятия, интеллектуальной сферы, в контрольной группе дошкольников с низким уровнем развития психологических функций, определяющих уровень подготовки детей к обучению в школе больше, чем в экспериментальной группе более, чем в 2 раза (18% и 38% соответственно). Для решения выявления эффективности проведения работы по подготовке дошкольников к школьному обучению нами разработана программа «Подготовка детей к школе» и апробирована с детьми экспериментальной группы.
По завершению формирующего этапа, был проведен контрольный этап с целью выявления динамики в уровне подготовки детей к обучению в школе. Контрольный этап исследования был проведен по тем же методикам, что и констатирующий. В результате проведения повторной диагностики было выявлено, что в контрольной группе, значительных изменений не наблюдалось. В экспериментальной группе произошло процентное увеличение показателя высокого уровня, низкий уровень показали 6% детей, что в 3 раза меньше, чем на констатирующем этапе.
Таким образом, применение программы «Подготовка детей к школе» способствует улучшению показателей уровня подготовки дошкольников к школьному обучению и развитию памяти, интеллекта, воображения, внимания, мышления.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена, задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2004. 176 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2007. 196 с.
3. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М. : Просвещение, 2006. 80 с.
4. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004. 224 с.
5. Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006. 68 с.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. 151 с.
7. Бабаева Т.И. У школьного порога. - М., 2003. 128 с.
8. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). - М.: Знание, 1983. 96 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 2004. 385 с.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. - СПб: Питер, 2001. 512 с,
11. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. 311 с.
12. Долгополова А.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр: Диссертация кандидат педагогических наук:13.00.01. - Мн., 1997. 186 с.
13. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008. С. 22-28
14. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под редакцией В.А. Доскина. - М.: Просвещение, 2007. 218 с.
15. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ТЦ Сфера, 2015. 112 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ