Введение 3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА ПАМЯТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПОСТСОВЕТСКАЯ СПЕЦИФИКА 8
1.1. Теоретические основы исследования политики памяти 8
1.2. Политика памяти на постсоветском пространстве: конфликты государственных и негосударственных акторов 11
ГЛАВА 2. ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, КАК НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ 16
2.1. Динамика протестных движений в постсоветской Беларуси 16
2.2. Образы прошлого в деятельности протестных движений Беларуси 18
Заключение 22
Библиография 24
Репрезентация прошлого раскрывает ценности и представления настоящего даже в большей степени чем сами исторические события. Акценты, стремление опустить подробности, предпочтение одних фактов и забвение других - являются яркими ценностными маркерами социальной группы, декларирующий тот или иной набор образов прошлого. Память может выступать в качестве властного ресурса, дающего основания, консолидирующего и направляющего граждан, поэтому причин прибегнуть к использованию образов прошлого достаточно не только у государства.
Актуальность темы исследования:
В последние несколько лет тенденции мультикультурализма, распространение «контрпамяти», геополитические изменения и рост роли средств массовой информации подняли интерес к памяти на очень высокий уровень. Для государств бывшего СССР, успевших столкнуться с необходимостью государственного строительства, выявления новых оснований идентичности и проблем размытости и фрагментированности исторической памяти, данная тематика особенно актуальна.
Фокус исследования конкретно на протестных движениях Беларуси определяется уникальностью её ситуации для постсоветского пространства — государство выстраивает свою политику памяти на амбивалентной концепции объединения советского наследия и нарративов европейской истории.
Характеристика источников и степени разработанности темы
Зарубежную и отечественную литературу, раскрывающую проблематику исследуемой темы, можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, посвященные изучению теоретического аспекта политики памяти. Среди теоретиков концепта политики памяти стоит выделить Пьера Нора . Изучением аспекта социальной памяти занимались Т. Рэнжер и Э. Хобсбаум. В свою очередь вопросами коллективной памяти занимался Марк Блох и Хальбвахс, а вопросы связи истории и памяти были раскрыты Йозефом Йерушалми .
Во второй группе представлены труды авторов, изучавших специфику политики памяти на постсоветском пространстве: в рамках поэтапного рассмотрения и символьного подхода - Малинова , анализа с точки зрения акторного подхода - Миллер А.И. .
В третью группу вошли исследования, занимающиеся спецификой протестов в Беларуси: Гавриков А.В , Бубнов Ю.М. ,
И, наконец, в четвёртую группу вошли авторы, которые занимаются исследованием политики памяти в Республике Беларусь: Бикетова Е.А. и Браточкин А.
Несмотря на широкий спектр работ, посвященных политике памяти республики Беларусь и всего Постсоветского пространства, а также протестных движений в рамках этих территорий, остаётся широкий простор для исследований, особенно в рамках узких вопросов политики памяти протестного движения отдельной страны.
Объект исследования – реализация политики памяти в постсоветском пространстве.
Предмет – стратегии конструирования и использования образов прошлого протестными движениями Беларуси.
Цель данной работы – изучение образов прошлого в протестных движениях на постсоветском пространстве. Исследование планируется проводить на материалах Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретический аспект политики памяти;
рассмотреть политику памяти на постсоветском пространстве;
рассмотреть динамику протестных движений постсоветской Беларуси;
изучить основные этапы политики памяти Беларуси;
проанализировать образы прошлого протестных движений и методы их конструирования.
Научная новизна данного исследования заключается в анализе протестных движений Республики Беларусь и их субъектов, в качестве негосударственных акторов политики памяти. Рассматривается ранее не изученная динамика развития и изменения образов прошлого, проецируемых протестующими и лидерами протеста, а также ее корреляция с государственной политикой памяти.
Гипотеза исследования:
Государственная политика памяти Республики Беларусь отклонилась от общего вектора политики памяти постсоветского пространства в пользу особого пути, тем не менее заданная ранее тенденция к национализации сохранилась и выражается в деятельности протестных движений, что приводит к усилению конфликта интерпретаций истории между государственными и негосударственными акторами.
В качестве теоретической базы были выбраны работы российских и белорусских исследователей для изучения: специфики политики памяти на постсоветском пространстве - Грибовод, Е.Г., Ковба, Д.М., Моисеенко Я.Ю ; вопросов мемориальных войн после распада Советского Союза - Аникин, Д.А., Линченко, А.А. и роли государственных и негосударственных акторов политики памяти - Чекмазов А.И., Узюмова, А.В . Теоретическим основанием для проведения исследования стала типология Шадурского В.Г. и методологический подход Нагорняка К. И.
В качестве эмпирической базы в работе планируется использовать оппозиционные публичные сообщества в сети, программные документы партий-организаторов протестов, стенограммы выступлений лидеров оппозиции и материалы белорусские социологические исследования.
В качестве методов анализа используется дискурс-анализ и метод классификации.
Структура и содержание исследования:
Данная реферат состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов) заключения и библиографического списка.
В данной работе рассмотрены образы прошлого протестных движений Республики Беларусь в качестве примера искажения исторической памяти протестными движениями постсоветского пространства.
Историческая память рассматривается как специфическая форма коллективной памяти, отличная от индивидуальных практик запоминания прошлого. Память, в отличии от истории, избирательна, зависит от контекста запоминания, потребностей и иных факторов. Историческая память не всегда отражает реальность и может быть использована в качестве средства намеренного искажения или фальсификации истории.
Динамика протестных движений Республики Беларусь связана с изменениями в официальной политикой Республики и общими социально-политическими тенденциями постсоветского пространства и мира. В первые годы независимости Беларуси политическая активность была в большей степени связана с неблагоприятной экономической ситуацией, чем с политическими интересами. Активными субъектами протестной активности того периода были независимые профсоюзные организации. Также активную деятельность проводил БНФ, однако уровень поддержки был сравнительно невысоким.
Политика памяти, наряду с государственной идеологией, а также языковой, религиозной и культурной политикой является неотъемлемой частью формирования идентичности. На протяжении 1991–2022 гг. мы наблюдали изменения в коллективной памяти белорусов, которые характеризуются переоценкой основных моментов истории, изменением отношения к памяти советского периода и восприятия национальной истории.
Характерными чертами «политики памяти» в Беларуси, в сравнении со странами постсоветского пространства, стали попытки построения собственной национальной истории на базисе советского наследия, переплетения современности и советского прошлого, сочетании нарративов европейской и советской истории — советский период стал центральным звеном в истории Беларуси, но основные его постулаты (например, о роли Беларуси в Великой Отечественной войне) были пересмотрены и ремифологизированы в пользу национальной истории. Идентичность белорусов является амбивалентной, сочетающей национальный компонент, особую цивилизационную роль и национальный характер («нация пограничья»).
В целом можно выделить следующие ключевые нюансы деятельности протестных движений Беларуси, как акторов политики памяти: удревнение истории Беларуси; демонстрация исторической близости Беларуси к Европе; использование белорусского языка и лирики на белорусском языке для акцентировании внимания на самобытности; признание в качестве основы белорусской государственности — БНР и деятельности белорусских интеллектуалов; политика забвения и замалчивания дискуссионных нюансов (символов белорусских коллаборационистов, происхождения «национальных» символов); искажение истории (роли Советского Союза в развитии БССР, в том числе в период Великой Отечественной Войны); лозунги, направленные на негативную трактовку исторической связи с Россией; отождествление оппонентов с более жестокими политическими режимами прошлого, осознанное или неосознанное смягчение последних (линия тождества преступлений сталинского и гитлеровского режимов, режима А. Лукашенко и А. Гитлера, Беларуси с тоталитарными режимами, фашизмом, России и Нацистской Германии); метод эмоционального воздействия с помощью сети Интернет, в том числе и интернет-СМИ, распространение личного опыта граждан, подвергаемых административному и уголовному преследованию.
1. The Invention of Tradition. Eds. Eric Hobsbawm, Terence Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
2. Bloch M. Feudal Society. Transl. LA Manyon. Chicago: Univ. Chicago Press. 1974. (1939).
3. Hobsbawm, E., Ranger T., eds. The invention of tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
4. Аникин, Д.А., Линченко, А.А. Мемориальные войны в условиях восточноевропейского фронтира: в поисках методологии исследования // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – №466. – С.55-63.
5. Аникин Д.А. Стратегии политики памяти на постимперском пространстве // Известия Саратовского университета. 2012. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.12. Вып. 2. C. 35.
6. Бездель В. Е. История Беларуси: курс лекций для студентов заочной формы обучения / В. Е. Бездель, А.А. Субботин, В. М. Хаданёнак. – Витебск: УО “ВГТУ”, 2013. 96 с.
7. Бикетова, Е.А. Политика памяти в Беларуси: особенности национального дискурса. Дневник Алтайской школы политических исследований № 36. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Глобальные исторические события XX века и национальные варианты политики памяти): сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Чернышова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. — С.49-57.
8. Браточкин А. Политика памяти в пространстве Минска: между забвением и идеей «множества памятей» // Історія, пам’ять, політика. Збірник статей / Упоряд. Г. Касьянов, О. Гайдай. Киïв, 2016. С. 9–52.
9. Бубнов Ю.М. Протестный потенциал в Белоруссии. Молодежная Галактика. 2014. № 10. С. 182-189.
10. Гавриков А.В. Социально-политический протест в поле политики Республики Беларусь 2020 г.: социально-политический дискурс. В сборнике: Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: Л.И. Дементий (гл. ред.), А.Ю. Маленова (отв. ред.), А.А. Маленов. 2020. С. 204-207.
11. Грибовод, Е.Г., Ковба, Д.М., Моисеенко Я.Ю. Политика национальной памяти на постсоветском пространстве: подходы и практика // Дискурс-Пи. – 2019. – Т.16. – №2(35). – С.30-33.
12. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М.: Изд-во «Дело», 2004. 206 с.
13. Йерушалми Й. : Захор («Помни»): Еврейская история и еврейская память. Издательство: Мосты культуры, 2004. 170с.
14. Лихачев Д.С Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
15. Малинова О. Ю. Актуальность прошлого: история, память и политика идентичности // Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. Т. 1. № 10 (10). С. 156-166.
16. Малинова, О. Политика памяти в постсоветской России // Постнаука. – 2015. [Электронный ресурс]: https://postnauka.ru/video/41333 (Дата обращения: 02.05.2022)
17. Малинова, О.Ю. Политика памяти как область символической политики. В А. Миллер, Д. Евременко (Отв. ред.), Методологические вопросы изучения политики памяти: Сб. научн. тр. (с. 27-53). М. - СПб: Нестор-История. 2018
18. Миллер, А.И. Политика памяти в России: роль экспертных сообществ // Символическая политика. – 2015. – №3. – С.210-211.
19. Миллер, А.И. Политика памяти в стратегиях формирования национальных и региональных идентичностей в России: акторы, институты и практики // Новое прошлое. – 2020. – №1. – С.210-217.
20. Нагорняк К. И. Активность оппозиционных Telegram-каналов и поведенческий фактор пользователей Google как метод исследования протестов в Белоруссии 2020 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2021. № 23(1). С. 60-77.
21. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 17-50.
22. Русакова О.Ф. Концепт «мягкой» силы (Soft power) в современной политической философии //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Выпуск 10. Екатеринбург – 2010. С. 173-192.
23. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. 2005. №2−3 . (40−41). С.8–27.
24. Хаттон П.Х. - История как искусство памяти. Перевод: В. Ю. Быстров. СПб.: Владимир Даль, 2004.- 424 с.
25. Чекмазов, А.И., Узюмова, А.В. Роль государственных и негосударственных акторов в политике памяти: сравнительный анализ Финляндии и Испании // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т.22. – №1. – С.45-52.
26. Шадурский В.Г. Историческая политика в Республике Беларусь: этапы развития и версии нтерпретации прошлого // Труды факультета международных отношений БГУ: научный сборник. Минск, 2014. Выпуск V. С. 9–24.
27. Энциклопедические издания по социальным наукам 1960-1970-х гг. («Международная энциклопедия социальных наук», 1968; «Словарь культуры и общества» Раймонда Вильямса, 1976) понятие «память», как правило, вообще игнорировали.