Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №113740

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Развитие мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Выявление уровня развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Реализация педагогических условий развития мышления в работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи 39
2.3 Динамика развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложение 68

Процесс развития детского мышления в течение многих лет является предметом научного изучения и исследования психологов и педагогов. Модернизация современного российского образования во главу угла ставит развитие личности ребенка, его высших психических функций, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. В связи с этим необходимо внедрение современных образовательных технологий, обновление содержания работы в группах воспитанников с особыми образовательными потребностями, в данном случае с общим недоразвитием речи.
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина дают следующее определение общему недоразвитию речи - «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной стороне речи». Проведённые исследования установили отсутствие у детей нарушений слуха и интеллекта. Общее недоразвитие речи у детей дошкольников и детей начальной школы исследовалось Г.И. Жаренковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.А. Никашиной, Т.Б. Филичевой и др.
Исследователи И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Фотекова и др. всегда рассматривали нарушения речи во взаимозависимости с развитием высших психических функций. Таким образом, они установили взаимосвязь умственного развития ребенка с развитием его высших психических функций [23, с.5].
Уровень развития мышления у детей с общим недоразвитием речи изучался учёными с большим вниманием. Так С.Л. Рубинштейн охарактеризовал мышление, как «опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление - это, по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач» [52; с.7]. В историческом аспекте видно, что учёные рассматривали процесс развития мышления иногда даже с противоположных теоретических основ. Но все они схожи в одном - мышление у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи развито недостаточно.
По результатам изучения материала по теме исследования, мы определили, что проблема развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи является актуальной. Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Проанализировав научную психолого-педагогическую литературу и опыт, мы определили противоречие: воспитатели в ДОО видят и осознают необходимость развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, но затрудняются организовать этот процесс путем создания необходимых педагогических условий.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возможно при реализации следующих педагогических условий:
• включение в совместную деятельность методов исследовательского проекта и методов ТРИЗ для развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• осуществление процесса развития мышления у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами.
Цель, предмет, объект и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Опираясь на результаты анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и дать характеристику процессу развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая основа исследования: исследования в области развития речи детей старшего дошкольного возраста М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, О.С. Ушаковой, Л.П. Федоренко, В.И. Яшиной; положение P.E. Левиной о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ психолого- педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; педагогический эксперимент, который состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования:
- обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- доказаны потенциальные возможности методов исследовательского проекта и методов ТРИЗ в развитии мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены показатели и определены уровни развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Исследование имеет практическую значимость, его результаты можно использовать воспитателям, дефектологам и логопедам в работе с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 167 «Долинка» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (50 источников), 2 приложения, 1 таблицу. Работа иллюстрирована 14 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, а так же были сделаны следующие выводы:
Так как период старшего дошкольного возраста является сензитивным для развития мышления, то процесс развития мышления у детей 5-6 лет в этот период будет наиболее эффективным.
По результатам анализа психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи является сложной. Мы уточнили понятие «общее недоразвитие речи», под которым понимаются «различные сложные речевые расстройства, при наличии которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте (Р.Е. Левина), и «процесс развития мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи», то есть совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие мышления детей (О.С. Бот, Л.С. Сековец и др.).
На констатирующем этапе эксперимента нами была выявлена зависимость уровня развития мышления от используемых развивающих воздействий на детей 5-6 лет и от уровня развития мышления каждого конкретного ребёнка. В ходе констатирующего эксперимента мы определили недостаточный уровень педагогического воздействия на процесс развития мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Мы выявили, что несмотря на адекватное понимание данной проблемы родителями и педагогами детского сада, отсутствует совместная и согласованная работа.
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно, если: включение в совместную деятельность методов исследовательского проекта и методов ТРИЗ для развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществление процесса развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями; обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами.
В результате проведённого эксперимента у всех детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Повысился логическим играм и задачам, развивающим как мышление, так и речь, к работе со схемами и моделями. Расширился активный и пассивный словарный запас детей, их речь стала более связной, конкретной и целенаправленной. Улучшилось качество сюжетно-ролевых игр детей, повысился уровень коммуникации. Дети совместно с родителями стали собирать тематические копилки слов и рисунков, обыгрывать их.
Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены, полученные теоретические и экспериментальные данные подтверждают выдвинутую гипотезу.


1. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2008 - № 5. - С. 101—114.
2. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
3. Богат, В.П. «Оператор РВС»: ТРИЗ в детском саду [Текст] / В.П. Богат; В.П. Богат // Ребенок в детском саду. - 2008. -№ 3. - С. 77-78.
4. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. [Текст]/ Н.Л. Белопольская, Изд. 3-е, стереотип. М., 2009.
5. Венгер, Л.А. Соотношение слова и образа в решении дошкольниками мыслительных задач [Текст] : сб. ст. / под ред. Л.А. Венгера. • М.: ИНТОР, 1996. - С. 3-13.
6. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса • М. Мозаика-Синтез, 2014. - 112 с.
7. Воробьёва, Е.В. Развитие речи ребёнка от года до семи лет [Текст] / Е.В. Воробьёва, Е.Е. Шевцова - М.: Сфера, 2007. - 96 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2005. - 265 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 128 с.
10. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
11. Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие [Текст] / Ермакова Е.С., Румянцев И.Б., Целищева И.И. - СПб. : Речь, 2007. - 208 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопедов / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 205 с.
14. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / Н.В. Квач. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб: МиМ, 2010. - 286 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ