Последствия отказа от заключения государственного (муниципального) контракта
|
Введение 4
Глава 1 Общие положения о государственных и муниципальных контрактах 8
1.1 Понятие и сущность государственного (муниципального)
контракта 8
1.2 Структура государственного контракта 13
1.3 Правовое регулирование заключения и исполнения
государственных контрактов 19
Глава 2 Анализ правовых аспектов уклонения от заключения
государственных (муниципальных) контрактов 35
2.1 Основания для признания победителя или другого участника
закупки уклонившимся от заключения контракта 35
2.2 Действия заказчика при уклонении победителя или другого
участника закупки от заключения контракта 40
2.3 Меры ответственности за уклонение от заключения
государственного (муниципального) контракта 45
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Описательные и сравнительные таблицы 66
Глава 1 Общие положения о государственных и муниципальных контрактах 8
1.1 Понятие и сущность государственного (муниципального)
контракта 8
1.2 Структура государственного контракта 13
1.3 Правовое регулирование заключения и исполнения
государственных контрактов 19
Глава 2 Анализ правовых аспектов уклонения от заключения
государственных (муниципальных) контрактов 35
2.1 Основания для признания победителя или другого участника
закупки уклонившимся от заключения контракта 35
2.2 Действия заказчика при уклонении победителя или другого
участника закупки от заключения контракта 40
2.3 Меры ответственности за уклонение от заключения
государственного (муниципального) контракта 45
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Описательные и сравнительные таблицы 66
Объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления муниципальных и государственных закупок.
Предметом исследования является правовая основа деятельности заказчиков при отказе от заключения контракта победителей и иных участников конкурентных закупок в рамках контрактной системы в сфере закупок.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адекватное регулирование деятельности по заключению государственных контрактов, в том числе мероприятия заказчиков при отказе от заключения контрактов победителей и иных участников конкурентных закупочных процедур, является одним из наиболее существенных факторов эффективного функционирования системы государственных и муниципальных закупок, и, соответственно фактором, существенно влияющим на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд и экономное расходование бюджетных средств. Соответственно, эффективное и адекватное взыскание неустоек и ведение реестра недобросовестных поставщиков является как защитой законных прав и интересов как заказчиков, так и поставщиков, является залогом обеспечения как публичных, так и частных интересов.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию практики действий заказчиков при отказе от заключения контрактов, в том числе, ведения реестра недобросовестных поставщиков в области государственного и муниципального заказа.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ понятия и сущности государственного (муниципального) контракта;
- провести исследование структуры государственного контракта;
- дать характеристику генезиса нормативной правовой базы, регламентирующей заключение и исполнение государственных контрактов;
- исследовать основания для признания победителя или другого участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
- подвергнуть анализу действия заказчика при уклонении победителя или другого участника закупки от заключения контракта;
- провести анализ мер ответственности за уклонение от заключения государственного (муниципального) контракта;
- на основании выявленных проблем предложить пути их решения и привести обоснование эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической основой исследования являются научные исследования ведущих отечественных авторов в области управления процессом осуществления муниципальных закупок, таких, как П.Н. Корнилов, В.Е. Белов, Р.Б. Куличев и другие.
Основу нормативной правовой базы осуществления государственных закупок составляют Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и целый ряд подзаконных актов, по преимуществу Постановления, Распоряжения и Приказы Правительства Российской Федерации и уполномоченных ведомств. Детализация и уточнение норм права осуществляется на региональном и муниципальных уровнях в рамках полномочий соответствующих субъектов правового регулирования.
Нормы Конституции Российской Федерации затрагивают регулирование государственных закупок, поскольку положения части 4 статьи 2 Закона о контрактной системе и части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации перекликаются в том, что нормы международного права имеют приоритет перед Законом о контрактной системе. Проведение государственных закупок также регламентирует и вторая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации. В статье 528 данного нормативного правового акта содержатся положения, регулирующие заключение государственных контрактов. Также на основании требований части 1 статьи 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой является определенная законом либо сделкой денежная сумма, которую исполнитель имеет обязанность выплатить заказчику в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих договорных обязательств, в частности, при просрочке исполнения своих обязанностей, а в самом Законе о контрактной системе такое понятие как «неустойка» не включено, и предполагается использование положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Это относится ко всем правоотношениям в системе государственных закупок, которые не освещены в Законе о контрактной системе и подзаконных актах, и правовой базой которых является гражданское законодательство.
Бюджетный кодекс Российской Федерации также задействован в нормативном правовом регулировании государственных закупок. Так в статье 72 указанного Кодекса закреплено, что заказчики имеют право осуществлять закупочную деятельность только на основании разработанного и опубликованного в единой информационной системе в сфере закупок плана-графика и финансового обеспечения заказчика.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания. Работа проводилась посредством использования методов системного анализа, элементов экономико-статистических и сравнительно-аналитических методов.
Информационную основу исследования составили статистические материалы, содержащие раскрытие показателей системы государственного и муниципального заказа, а также специализированные интернет-площадки, публикующие материалы на тему законодательства и практики проведения государственных и муниципальных закупок.
Научная новизна исследования состоит в том, предложены меры по совершенствованию деятельности заказчиков и ФАС при отказе победителей и иных участников торгов от заключения сделки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения ее результатов для совершенствования деятельности заказчиков при отказе победителей и иных участников торгов от заключения контрактов, а также ФАС при осуществлении деятельности по ведению реестра недобросовестных поставщиков. Также результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов учебных дисциплин образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Степень достоверности и обоснованность научных положений, содержащихся в исследовании выводов и рекомендаций, подтверждается анализом и изучением научных публикаций по теме данного исследования, применением современной методологии научного исследования, использованием значительного количества фактических данных (статистического материала, данных, расчетов, которые автор выполнил самостоятельно).
Предметом исследования является правовая основа деятельности заказчиков при отказе от заключения контракта победителей и иных участников конкурентных закупок в рамках контрактной системы в сфере закупок.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адекватное регулирование деятельности по заключению государственных контрактов, в том числе мероприятия заказчиков при отказе от заключения контрактов победителей и иных участников конкурентных закупочных процедур, является одним из наиболее существенных факторов эффективного функционирования системы государственных и муниципальных закупок, и, соответственно фактором, существенно влияющим на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд и экономное расходование бюджетных средств. Соответственно, эффективное и адекватное взыскание неустоек и ведение реестра недобросовестных поставщиков является как защитой законных прав и интересов как заказчиков, так и поставщиков, является залогом обеспечения как публичных, так и частных интересов.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию практики действий заказчиков при отказе от заключения контрактов, в том числе, ведения реестра недобросовестных поставщиков в области государственного и муниципального заказа.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ понятия и сущности государственного (муниципального) контракта;
- провести исследование структуры государственного контракта;
- дать характеристику генезиса нормативной правовой базы, регламентирующей заключение и исполнение государственных контрактов;
- исследовать основания для признания победителя или другого участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
- подвергнуть анализу действия заказчика при уклонении победителя или другого участника закупки от заключения контракта;
- провести анализ мер ответственности за уклонение от заключения государственного (муниципального) контракта;
- на основании выявленных проблем предложить пути их решения и привести обоснование эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической основой исследования являются научные исследования ведущих отечественных авторов в области управления процессом осуществления муниципальных закупок, таких, как П.Н. Корнилов, В.Е. Белов, Р.Б. Куличев и другие.
Основу нормативной правовой базы осуществления государственных закупок составляют Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и целый ряд подзаконных актов, по преимуществу Постановления, Распоряжения и Приказы Правительства Российской Федерации и уполномоченных ведомств. Детализация и уточнение норм права осуществляется на региональном и муниципальных уровнях в рамках полномочий соответствующих субъектов правового регулирования.
Нормы Конституции Российской Федерации затрагивают регулирование государственных закупок, поскольку положения части 4 статьи 2 Закона о контрактной системе и части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации перекликаются в том, что нормы международного права имеют приоритет перед Законом о контрактной системе. Проведение государственных закупок также регламентирует и вторая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации. В статье 528 данного нормативного правового акта содержатся положения, регулирующие заключение государственных контрактов. Также на основании требований части 1 статьи 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой является определенная законом либо сделкой денежная сумма, которую исполнитель имеет обязанность выплатить заказчику в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих договорных обязательств, в частности, при просрочке исполнения своих обязанностей, а в самом Законе о контрактной системе такое понятие как «неустойка» не включено, и предполагается использование положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Это относится ко всем правоотношениям в системе государственных закупок, которые не освещены в Законе о контрактной системе и подзаконных актах, и правовой базой которых является гражданское законодательство.
Бюджетный кодекс Российской Федерации также задействован в нормативном правовом регулировании государственных закупок. Так в статье 72 указанного Кодекса закреплено, что заказчики имеют право осуществлять закупочную деятельность только на основании разработанного и опубликованного в единой информационной системе в сфере закупок плана-графика и финансового обеспечения заказчика.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания. Работа проводилась посредством использования методов системного анализа, элементов экономико-статистических и сравнительно-аналитических методов.
Информационную основу исследования составили статистические материалы, содержащие раскрытие показателей системы государственного и муниципального заказа, а также специализированные интернет-площадки, публикующие материалы на тему законодательства и практики проведения государственных и муниципальных закупок.
Научная новизна исследования состоит в том, предложены меры по совершенствованию деятельности заказчиков и ФАС при отказе победителей и иных участников торгов от заключения сделки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения ее результатов для совершенствования деятельности заказчиков при отказе победителей и иных участников торгов от заключения контрактов, а также ФАС при осуществлении деятельности по ведению реестра недобросовестных поставщиков. Также результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов учебных дисциплин образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Степень достоверности и обоснованность научных положений, содержащихся в исследовании выводов и рекомендаций, подтверждается анализом и изучением научных публикаций по теме данного исследования, применением современной методологии научного исследования, использованием значительного количества фактических данных (статистического материала, данных, расчетов, которые автор выполнил самостоятельно).
Подводя итоги исследования, важно отметить, на данный момент существуют проблемы в нормативного правового регулирования государственных закупок, существенным образом не дающие возможности эффективно и в соответствии с принципами контрактной системы осуществлять вышеуказанную деятельность, и, соответственно, повышать эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проблема того, что заказчики имеют право, а не обязанность по недопущению к участию в торгах поставщиков, внесенных в РНП и имеют право заключать контракты с вышеуказанными поставщиками как с единственными источниками, должна решаться посредством запрета на участие в закупках недобросовестных поставщиков и внесения по этому поводу соответствующих изменений в статью 93 и часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
Перечень случаев, когда сведения о поставщике должны вноситься в РНП, должен быть расширен, туда должны вноситься поставщики, участие которых в сговорах с заказчиками доказано. На законодательном уровне это должно быть закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 Закона о контрактной системе.
Проблема того, что перечень случаев, когда сведения о поставщике должны вноситься в РНП, должен быть расширен, и туда должны вноситься поставщики, участие которых в сговорах с заказчиками доказано, должна решаться таким образом, чтобы на законодательном уровне это должно было закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 Закона о контрактной системе. При предложении не допускать к государственному и муниципальному заказу заведомо недобросовестных поставщиков может встать вопрос о том, что данные меры могут показаться чрезмерными, что они могут привести к снижению конкуренции в области закупок. При условии, что главными направлениями деятельности по осуществлению государственных и муниципальных закупок являются эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд путем минимальных расходов при оптимальном качестве товаров, работ и услуг, а также обеспечение именно добросовестной конкуренции и исключение недобросовестной, то меры, направленные именно на повышение эффективности закупочной деятельности и на нейтрализацию негативного эффекта, являющегося следствием действий недобросовестных поставщиков, то данные предложения являются адекватными и не противоречащими ни принципам контрактной системы, ни прочим нормам права.
Таким образом, на защиту вынесены следующие положения:
- сформулирована проблема того, что у заказчиков есть право допускать к участию в закупках хозяйствующих субъектов, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков и право заключать контракты с ними как с единственными источниками, которая должна решаться посредством запрета на участие в закупках недобросовестных поставщиков и внесения по этому поводу соответствующих изменений в статью 93 и часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- перечислен перечень случаев, когда сведения о хозяйствующем субъекте должны вноситься в реестр недобросовестных поставщиков, который должен быть дополнен и расширен, в него должна вноситься информация о фирмах и лицах, недобросовестность которых и участие их в сговорах с заказчиками доказано. На законодательном уровне это должно быть закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 указанного выше закона.
Далее следует отметить, что вынесенные на защиту положения обосновываются эмпирическим материалом: статистическими данными, информацией из общедоступных источников, научных изданий, нормативных правовых актов. Соответственно, предложенные мероприятия имеют практическую значимость, главная ценность которых заключается в том, что действия заказчиков при отказе от заключения контракта будут иметь большую эффективность, а те участники закупок, которые по объективным обстоятельствам не имели возможности своевременно заключить контракт, не будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
В заключение следует еще раз заострить внимание на актуальности темы исследования, поскольку адекватно разработанная и функционирующая система правового регулирования государственных и муниципальных закупок, в особенности в настоящее время, в сфере здравоохранения, в полной мере способствует росту эффективности и экономности освоения бюджетных средств, имеет важнейшее значение для повышения качества жизни населения страны.
Проблема того, что заказчики имеют право, а не обязанность по недопущению к участию в торгах поставщиков, внесенных в РНП и имеют право заключать контракты с вышеуказанными поставщиками как с единственными источниками, должна решаться посредством запрета на участие в закупках недобросовестных поставщиков и внесения по этому поводу соответствующих изменений в статью 93 и часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
Перечень случаев, когда сведения о поставщике должны вноситься в РНП, должен быть расширен, туда должны вноситься поставщики, участие которых в сговорах с заказчиками доказано. На законодательном уровне это должно быть закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 Закона о контрактной системе.
Проблема того, что перечень случаев, когда сведения о поставщике должны вноситься в РНП, должен быть расширен, и туда должны вноситься поставщики, участие которых в сговорах с заказчиками доказано, должна решаться таким образом, чтобы на законодательном уровне это должно было закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 Закона о контрактной системе. При предложении не допускать к государственному и муниципальному заказу заведомо недобросовестных поставщиков может встать вопрос о том, что данные меры могут показаться чрезмерными, что они могут привести к снижению конкуренции в области закупок. При условии, что главными направлениями деятельности по осуществлению государственных и муниципальных закупок являются эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд путем минимальных расходов при оптимальном качестве товаров, работ и услуг, а также обеспечение именно добросовестной конкуренции и исключение недобросовестной, то меры, направленные именно на повышение эффективности закупочной деятельности и на нейтрализацию негативного эффекта, являющегося следствием действий недобросовестных поставщиков, то данные предложения являются адекватными и не противоречащими ни принципам контрактной системы, ни прочим нормам права.
Таким образом, на защиту вынесены следующие положения:
- сформулирована проблема того, что у заказчиков есть право допускать к участию в закупках хозяйствующих субъектов, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков и право заключать контракты с ними как с единственными источниками, которая должна решаться посредством запрета на участие в закупках недобросовестных поставщиков и внесения по этому поводу соответствующих изменений в статью 93 и часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- перечислен перечень случаев, когда сведения о хозяйствующем субъекте должны вноситься в реестр недобросовестных поставщиков, который должен быть дополнен и расширен, в него должна вноситься информация о фирмах и лицах, недобросовестность которых и участие их в сговорах с заказчиками доказано. На законодательном уровне это должно быть закреплено посредством внесения соответствующих поправок и дополнений в статью 104 указанного выше закона.
Далее следует отметить, что вынесенные на защиту положения обосновываются эмпирическим материалом: статистическими данными, информацией из общедоступных источников, научных изданий, нормативных правовых актов. Соответственно, предложенные мероприятия имеют практическую значимость, главная ценность которых заключается в том, что действия заказчиков при отказе от заключения контракта будут иметь большую эффективность, а те участники закупок, которые по объективным обстоятельствам не имели возможности своевременно заключить контракт, не будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
В заключение следует еще раз заострить внимание на актуальности темы исследования, поскольку адекватно разработанная и функционирующая система правового регулирования государственных и муниципальных закупок, в особенности в настоящее время, в сфере здравоохранения, в полной мере способствует росту эффективности и экономности освоения бюджетных средств, имеет важнейшее значение для повышения качества жизни населения страны.
Подобные работы
- ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Мошенничество в сфере государственных оборонных заказов и государственных оборонных закупок (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Гражданско-правовая защита субъектов отношений в сфере заключения договоров для удовлетворения государственных или муниципальных нужд
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Приобретение наследства и оформление наследственных прав
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Заключение, изменение и расторжение договора
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Поставка для государственных и муниципальных нужд (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ДОГОВОР ПОСТАВКИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Методы регулирования государственной службы»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019



