Экологическая функция государства на современном этапе
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологической функции государства 11
1.1 История становления и развития экологической функции 11
государства 11
1.2 Содержание экологической функции. Формы и методы осуществления экологической функции государства 16
Глава 2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации 22
2.1 Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития 22
2.2 Задачи государственной политики в области экологического развития 30
2.3 Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития 45
Глава 3. Проблемы и перспективы экологической правовой политики в России 51
3.1 Противоречия правовой политики в сфере экологии 51
3.2 Пути повышения эффективности экологической правовой политики 55
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложения 67
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологической функции государства 11
1.1 История становления и развития экологической функции 11
государства 11
1.2 Содержание экологической функции. Формы и методы осуществления экологической функции государства 16
Глава 2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации 22
2.1 Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития 22
2.2 Задачи государственной политики в области экологического развития 30
2.3 Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития 45
Глава 3. Проблемы и перспективы экологической правовой политики в России 51
3.1 Противоречия правовой политики в сфере экологии 51
3.2 Пути повышения эффективности экологической правовой политики 55
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложения 67
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного индустриального роста, произошло резкое ухудшение качества окружающей природной среды, что заставило большинство стран, в том числе и Российскую Федерацию, задуматься о проблемах экологии и важности их незамедлительного решения. В этой связи повышается значимость экологической функции государства, реализация которой способствует достойному существованию человека в экологически благоприятной, пригодной для жизни окружающей среде и в конечном счете выживанию человечества как биологического вида.
Одним из показателей эффективности экологической функции российского государства следует рассматривать состояние законодательства об окружающей среде. Известно, что важнейшим и первостепенным регулятором общественных отношений выступает право, выраженное в законах. Соответственно, для того, чтобы государство могло осуществлять эффективную экологическую политику, направленную, прежде всего, на реализацию конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, в первую очередь необходимо наличие современного, развитого законодательства, которое является с одной стороны результатом государственной деятельности, а с другой формой закрепления экологической функции государства. Один из важнейших признаков Российского государства как правового - приоритет прав человека (их признание, соблюдение и защита). Насколько в России экологические права являются непосредственно действующими? По тому, как они реализуются в реальности (и прежде всего центральное из них - право на благоприятную окружающую среду), можно судить о степени эффективности экологической функции государства. Теоретически эти права реализованы. Однако практически много еще предстоит сделать.
Объективные потребности науки и практики требуют именовать функцию экологической, с учетом наличия в ее составных частей: «внутренней экологической функции» и «внешней экологической функции». Под внутренней экологической функцией следует понимать: конституциональное направление деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, внутри территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование государства невозможно.
Степень разработанности проблемы. Анализ периодической специальной литературы и монографий продемонстрировал, что изучению реализации экологической функции современного Российского государства уделено значительно внимания.
Научной разработке в области экологического права посвящены труды многих отечественных авторов, как: И.А. Кушнаренко, М.М. Бринчук, В.П. Лукьянцев, В.В.Петров, М.И.Байтин, Н.Д.Вершило, Ю.И.Тютекин, С.С.Алексеев, М.Н.Марченко, А.М.Архипова, В.М.Корельский В.М, В.Н. Дмитрук В.Н, В. М.Сырых.
Несмотря на существующий интерес к названной проблематике, остаются нерешенными многие вопросы организации законодательства в области экологического развития. Все отмеченное определило выбор темы диссертации и ее содержание, цель и задачи исследования.
Целью работы является исследование экологической функции России.
В соответствии с целью магистерской диссертацией решались следующие задачи:
- изучить историю становления и развития экологической функции государства; теоретические основы экологической функции государства;
- проработать содержание экологической функции, формы и методы осуществления экологической функции;
- освоить основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации;
- проанализировать стратегическую цель и принципы государственной политики в области экологического развития;
- выяснить основные задачи государственной политики в области экологического развития;
- исследовать основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития;
- разобрать проблемы экологической направленности государственной политики Российской Федерации и перспективы ее развития; определить ее противоречия правовой политики в сфере экологии;
- наметить пути повышения эффективности экологической правовой политики.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в сфере установления и реализации экологической функции Российского государства.
Предметом – нормативные правовые акты, правоприменительная практика по вопросу реализации экологической функции Российского государства; положения юридической доктрины, касающиеся понятия функций государства, экологической функции государства, механизмов ее реализации и др.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных научных трудах отечественных авторов, исследующих отдельные теоретические и практические вопросы в области экологического законодательства. При подготовке работы применялись конституционные основы экологического законодательства РФ, правовые принципы охраны окружающей среды. В работе были использованы такие приемы общенаучного логического метода как: анализ и синтез, системного анализа и аналогии, сравнительно-правовой, исторический, логический методы, которые вместе с системно-структурным методом позволили комплексный процесс реформирования экологического законодательства в современной России.
Информационной базой исследования послужили факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, собственные заключения автора, ресурсы сети Интернет. Работа написана с учетом действующего законодательства РФ, регулирующего организацию экологического права.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании комплекса теоретических и практических положений по реализации экологической функции на современном этапе развития России.
Одним из показателей эффективности экологической функции российского государства следует рассматривать состояние законодательства об окружающей среде. Известно, что важнейшим и первостепенным регулятором общественных отношений выступает право, выраженное в законах. Соответственно, для того, чтобы государство могло осуществлять эффективную экологическую политику, направленную, прежде всего, на реализацию конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, в первую очередь необходимо наличие современного, развитого законодательства, которое является с одной стороны результатом государственной деятельности, а с другой формой закрепления экологической функции государства. Один из важнейших признаков Российского государства как правового - приоритет прав человека (их признание, соблюдение и защита). Насколько в России экологические права являются непосредственно действующими? По тому, как они реализуются в реальности (и прежде всего центральное из них - право на благоприятную окружающую среду), можно судить о степени эффективности экологической функции государства. Теоретически эти права реализованы. Однако практически много еще предстоит сделать.
Объективные потребности науки и практики требуют именовать функцию экологической, с учетом наличия в ее составных частей: «внутренней экологической функции» и «внешней экологической функции». Под внутренней экологической функцией следует понимать: конституциональное направление деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, внутри территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование государства невозможно.
Степень разработанности проблемы. Анализ периодической специальной литературы и монографий продемонстрировал, что изучению реализации экологической функции современного Российского государства уделено значительно внимания.
Научной разработке в области экологического права посвящены труды многих отечественных авторов, как: И.А. Кушнаренко, М.М. Бринчук, В.П. Лукьянцев, В.В.Петров, М.И.Байтин, Н.Д.Вершило, Ю.И.Тютекин, С.С.Алексеев, М.Н.Марченко, А.М.Архипова, В.М.Корельский В.М, В.Н. Дмитрук В.Н, В. М.Сырых.
Несмотря на существующий интерес к названной проблематике, остаются нерешенными многие вопросы организации законодательства в области экологического развития. Все отмеченное определило выбор темы диссертации и ее содержание, цель и задачи исследования.
Целью работы является исследование экологической функции России.
В соответствии с целью магистерской диссертацией решались следующие задачи:
- изучить историю становления и развития экологической функции государства; теоретические основы экологической функции государства;
- проработать содержание экологической функции, формы и методы осуществления экологической функции;
- освоить основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации;
- проанализировать стратегическую цель и принципы государственной политики в области экологического развития;
- выяснить основные задачи государственной политики в области экологического развития;
- исследовать основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития;
- разобрать проблемы экологической направленности государственной политики Российской Федерации и перспективы ее развития; определить ее противоречия правовой политики в сфере экологии;
- наметить пути повышения эффективности экологической правовой политики.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в сфере установления и реализации экологической функции Российского государства.
Предметом – нормативные правовые акты, правоприменительная практика по вопросу реализации экологической функции Российского государства; положения юридической доктрины, касающиеся понятия функций государства, экологической функции государства, механизмов ее реализации и др.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных научных трудах отечественных авторов, исследующих отдельные теоретические и практические вопросы в области экологического законодательства. При подготовке работы применялись конституционные основы экологического законодательства РФ, правовые принципы охраны окружающей среды. В работе были использованы такие приемы общенаучного логического метода как: анализ и синтез, системного анализа и аналогии, сравнительно-правовой, исторический, логический методы, которые вместе с системно-структурным методом позволили комплексный процесс реформирования экологического законодательства в современной России.
Информационной базой исследования послужили факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, собственные заключения автора, ресурсы сети Интернет. Работа написана с учетом действующего законодательства РФ, регулирующего организацию экологического права.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании комплекса теоретических и практических положений по реализации экологической функции на современном этапе развития России.
Завершая рассмотрение особенностей осуществления экологической функции государства, подведем итоги.
Было выяснено, что экологическая функция государства представляет собой деятельность государства, направленная на реализацию целей политики в области защиты окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности.
На современном этапе развития российского общества проблема экологической безопасности являются достаточно актуальными, поскольку угрозы экологических катастроф носят глобальный характер, выражающийся в ухудшении среды обитания человечества и ее составляющих - земли, воды и воздуха. Сегодня невозможно рассматривать экологическую безопасность в отрыве от социально-экономических процессов, так как от состояния окружающей среды и экологической обстановки, зависит от жизнедеятельности человека.
Проблема экологической обстановки на региональном уровне важна и актуальна для жителей государства.
В магистерской диссертации рассмотрены социальные аспекты нормативно-правовых положений, направленных на регулирование экологических проблем в Российской Федерации. Анализ и обобщение правовых документов демонстрирует то, что в практике регулирования экологической сферы существует большое количество нормативно-правовых актов. Исследование исторических этапов формирования, развития и преобразования регулирующей отрасли на федеральном и региональном уровнях показало, что они не всегда соответствовали конкретным социально-экономическим процессам развития общества и государства. Удалось сделать вывод, что состояние действующей нормативно-правовой базы на данный момент несовершенно, имеет ряд выявленных проблем и требует детальной проработки.
Было выяснено, что современные тенденции развития сферы экологии на федеральном и региональном уровнях характеризуются: изменением и усложнением функций органов, составляющих вертикаль управления данной сферой, и не всегда эффективным государственным регулированием, a также существованием, как удалось установить в ходе исследования, не достаточно полной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения в рассматриваемой сфере.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что существующие социально-правовые формы и методы регулирования экологических проблем являются неэффективными, что является следствием несовершенства нормативно-правовой базы об экологии.
На данный момент в сфере экологии имеются определенные противоречия правовой политики.
1. Отсутствие и дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды.
2. Недостаточно совершенное и часто изменяемое законодательство.
3. Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
4. Высокая степень коррумпированности власти, характерной для нашей страны, что влечет за собой ослабление контрольных функций государства, а злоупотребления со стороны чиновников в процессе выдачи экологических разрешений, сертификации, согласования различных нормативов и других документов сводят на нет важность контрольных функций государства.
5. Отсутствие юридически закрепленных экономических механизмов поощрения природопользователя за природоохранную деятельность, за внедрение экологически чистых производств и технологий и т.д.
В заключении были сформулированы рекомендации по совершенствованию социально-правовых механизмов регулирования экологии. Процесс регуляции экологических отношений должен представлять собой систему конкретных и работающих на практике форм, и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития экологической отрасли в целях наиболее полного удовлетворения людей в потребности на благоприятную окружающую среду.
Обеспечение экологической безопасности путём решения ключевых экологических проблем – одно из приоритетных направлений политики на федеральном, региональном и местном уровне. Поэтому необходимо усовершенствовать законодательную базу в данной сфере c ориентацией на современное общество.
Было выяснено, что экологическая функция государства представляет собой деятельность государства, направленная на реализацию целей политики в области защиты окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности.
На современном этапе развития российского общества проблема экологической безопасности являются достаточно актуальными, поскольку угрозы экологических катастроф носят глобальный характер, выражающийся в ухудшении среды обитания человечества и ее составляющих - земли, воды и воздуха. Сегодня невозможно рассматривать экологическую безопасность в отрыве от социально-экономических процессов, так как от состояния окружающей среды и экологической обстановки, зависит от жизнедеятельности человека.
Проблема экологической обстановки на региональном уровне важна и актуальна для жителей государства.
В магистерской диссертации рассмотрены социальные аспекты нормативно-правовых положений, направленных на регулирование экологических проблем в Российской Федерации. Анализ и обобщение правовых документов демонстрирует то, что в практике регулирования экологической сферы существует большое количество нормативно-правовых актов. Исследование исторических этапов формирования, развития и преобразования регулирующей отрасли на федеральном и региональном уровнях показало, что они не всегда соответствовали конкретным социально-экономическим процессам развития общества и государства. Удалось сделать вывод, что состояние действующей нормативно-правовой базы на данный момент несовершенно, имеет ряд выявленных проблем и требует детальной проработки.
Было выяснено, что современные тенденции развития сферы экологии на федеральном и региональном уровнях характеризуются: изменением и усложнением функций органов, составляющих вертикаль управления данной сферой, и не всегда эффективным государственным регулированием, a также существованием, как удалось установить в ходе исследования, не достаточно полной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения в рассматриваемой сфере.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что существующие социально-правовые формы и методы регулирования экологических проблем являются неэффективными, что является следствием несовершенства нормативно-правовой базы об экологии.
На данный момент в сфере экологии имеются определенные противоречия правовой политики.
1. Отсутствие и дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды.
2. Недостаточно совершенное и часто изменяемое законодательство.
3. Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
4. Высокая степень коррумпированности власти, характерной для нашей страны, что влечет за собой ослабление контрольных функций государства, а злоупотребления со стороны чиновников в процессе выдачи экологических разрешений, сертификации, согласования различных нормативов и других документов сводят на нет важность контрольных функций государства.
5. Отсутствие юридически закрепленных экономических механизмов поощрения природопользователя за природоохранную деятельность, за внедрение экологически чистых производств и технологий и т.д.
В заключении были сформулированы рекомендации по совершенствованию социально-правовых механизмов регулирования экологии. Процесс регуляции экологических отношений должен представлять собой систему конкретных и работающих на практике форм, и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития экологической отрасли в целях наиболее полного удовлетворения людей в потребности на благоприятную окружающую среду.
Обеспечение экологической безопасности путём решения ключевых экологических проблем – одно из приоритетных направлений политики на федеральном, региональном и местном уровне. Поэтому необходимо усовершенствовать законодательную базу в данной сфере c ориентацией на современное общество.
Подобные работы
- Социальная функция государства, формы её осуществления
Дипломные работы, ВКР, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2019 - Функции государства
Дипломные работы, ВКР, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Функции государства: понятие, классификация (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Внешние функции государства (Ингушский Государственный Университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Правовая политика российского государства в
области экологии: проблемы реализации
Диссертация , теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Сущность и функции государства (Чувашский государственный университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Функции государства: понятие, содержание, классификация (Военный университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Организационная культура и методы её развития на современном этапе
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Понятие и содержание функций государства
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2012



