Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации

Работа №113685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты правового статуса Центрального Банка РФ 7
1.1 Понятие Центрального банка РФ, его структура и органы управления 7
1.2 Исторический процесс становления правового статуса Центрального Банка России 14
1.3 Цели деятельности, функции и полномочия Банка России 25
Глава 2 Анализ конституционно-правового статуса Центрального Банка РФ 33
2.1 Место Центрального банка как мегарегулятора финансового рынка РФ 33
2.2 Полномочия Центрального банка РФ в сфере банковского регулирования и надзора 40
Глава 3 Проблемы определения конституционно-правового статуса Центрального банка РФ 51
3.1 Центральный банк как особый субъект, наделенный государственно - властными полномочиями 51
3.2 Центральный банк как юридическое лицо 60
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 79

Актуальность темы исследования заключается в том, что Центральный банк РФ обладает особым конституционно-правовым статусом. Иными словами, Центральный банк РФ обладает государственно-властными полномочиями, которые присущи органам государственной власти, но при этом он обладает признаками, которые присущи юридическим лицам, занимающимся частной практикой.
Центральный банк РФ является особым звеном банковской системы государства. Он оказывает огромное влияние на функционирование и жизнедеятельность не только государства, но и всего общества в целом.
Являясь одним из ключевых звеньев российской экономики, банковская система значительным образом влияет на всю деятельность государства и общества. Она обслуживает механизм перераспределения денежного капитала. Банковская система представляет собой основную составную часть расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы государства.
Безопасность и стабильность национальной валюты находятся в зависимости от состояния банковской системы.
Потому в ситуации, в которой пребывает на данный момент российская экономика, важной задачей является трансформация финансовых ресурсов страны в реальные востребованные экономические проекты и инвестиции. В случае активного участия всей банковской системы в данном процессе темпы экономической активности значительно возрастут, что в свою очередь даст толчок для долговременного экономического роста в ближайшие годы.
Законодательное регулирование деятельности Центрального банка РФ закреплено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Объектом изучения является Центральный банк РФ.
Предметом исследования выступает конституционно-правовой статус Центрального Банка РФ.
Цель работы - систематизация, расширение и углубление теоретических и практических знаний по правовой природе Центрального банка РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть возникновения и становление Центрального банка РФ в историческом аспекте;
• выявить особенности Центрального банка РФ;
• дать определение понятию «центральный банк», исходя из его особенностей;
• изучить его место и роль в финансовой системе государства;
• анализ законодательной базы, регулирующей деятельность Центрального банка РФ;
• рассмотреть проблему двойственности правового статуса Центрального банка РФ.
Новизна данной работы заключается в комплексном и разностороннем исследовании подходов к рассмотрению проблемы определения правового статуса Центрального банка РФ, анализе правового положение Центрального банка РФ в качестве юридического лица, а также в качестве органа, наделенного государственно-властными полномочиями.
Методологическую основу работы составляют комплекс принципов науки финансового права, сравнительно-правовой метод, исторический метод, метод анализа научных работ и информации.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному Банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ «О некоммерческих организациях».
Эмпирическую базу исследования составили отчеты Центрального банка РФ.
Степень изучения темы. При написании работы были использованы труды следующих авторов: А.Г. Братко, Г.А. Тосунян, Ю.А. Крохина, В. Судейкин, О.В. Беспалова, Т.Г. Ильина, О.И. Лаврушин, А.Г. Гузнов, Г.Г. Фетисов и других.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Центральный банк Российской Федерации является неотъемлемой частью конституционно установленного механизма публичной власти Российской Федерации. По своей природе, осуществляемым задачам и функциям он обладает признаками государственного органа с особым правовым статусом.
• Конституционно-правовой статус Банка России является основным, так как он дает возможность определить роль Центрального банка Российской Федерации в экономике страны и его место в системе органов публичной власти.
• Организация и деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляются в соответствии с общими и специальными конституционными принципами.
Теоретическая значимость работы. Данная работа может быть применена в преподавании курса финансового права для студентов учебных заведений.
Практическая значимость работы. Основные положения и материалы исследовательской работы могут быть использованы для подготовки к практическим занятиям и контрольным работам.
Структура работы выстроена в соответствии с целью, задачами и логикой исследования. Работа включает в себя следующие разделы: введение, три главы, заключение, список используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено детальное исследование по теме «Правовой статус Центрального банка Российской Федерации». На основании рассмотренных в данной выпускной квалификационной работе теоретических положений, мнения ряда различных ученых мы можем выделить основные положения освещаемой темы.
В исследовании изучен исторический аспект становления правового статуса Центрального банка, который рассмотрен в трёх этапах:
• имперский;
• советский;
• современный.
Путь становления Центрального банка был длинным и сложным.
На современном этапе правовое положение Центрального банка определяются Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном банке Российской Федерации».
Для изучения общей характеристики Центрального банка РФ мы рассмотрели: понятие «центрального банка»; его правовой статус и органы управления; мегорегулирование финансовых рынков; его полномочия в сфере банковского регулирования и надзора.
В работе рассмотрены различные подходы к понятию «центральный банк». После анализа данных подходов мы пришли к выводу о том, что большинство авторов определяют «центральный банк» как центральное звено в экономике страны; считают его проводником и регулятором денежно-кредитной политики государства, но не акцентируют свое внимание на его банковских функциях, присущих банковской системе в целом и в частности кредитным организациям.
После рассмотрения Центрального банка РФ как мегарегулятора мы выделили его недостатки и достоинства. К недостаткам, на наш взгляд, можно отнести: ухудшение регулирования отдельных частей рынка, в связи слияния ведомств; уменьшение конкуренции и оттеснение с рынка мелких участников, в связи с созданием финансовых конгломератов; единообразие регулирования организаций разных видов; увеличение ошибок как следствие предыдущего недостатка.
К преимуществам, на наш взгляд, можно относить: неповторяемость одних и тех же функций, которые до этого могли осуществляться двумя ведомствами; создание удобной, простой правовой базы, так как Центральный банк РФ является единым, объединенным и независимым органом регулирования и т.д.
Как мы думаем, формирование мегарегулятора финансового уровня было необходимой мерой, в особенности из-за улучшения финансовой государственной системы. Также финансовый мегарегулятор способствует улучшению, укреплению и формированию мировой арены при осуществлении финансовой грамотности граждан в вопросах ведения бизнеса.
При рассмотрении полномочий в сфере банковского регулирования и надзора, мы изучили разные подходы к понятиям «банковского контроля» и «банковского надзора». Пришли к выводу, что многие авторы используют понятия банковского надзора и контроля, как синонимичные, они считают, что объединение данных понятий правомерным. Это связано с тем, что зачастую невозможно отделить контрольные функции от надзорных, и, как правило, в законодательстве редко проводится их четкое разграничение.
Полномочия ЦБ России по части надзора следует поделить на 5 частей, а именно на:
• регистрацию и лицензирование работы организаций кредитного характера;
• формирование правил проведения операций банковской деятельности, а также иных сделок банков;
• как надзор, так и использование санкций в случае нарушения правонарушений со стороны банков и банковских групп;
• предупреждение банкротства кредитных организаций;
• ликвидация и банкротство кредитных организаций.
Подвергнув анализу каждую отдельно взятую часть, необходимо отметить, что ЦБ России играет кране важную роль в государственной общероссийской системе как регулирования, так и надзора за работой финансовых кредитных учреждений. Также ЦБ России в целом необходим для того, чтобы работать над укреплением финансовой устойчивости, а также над обеспечением безопасности банковской государственной системы.
Досконально изучив правовые статусы ЦБ России, необходимо отметить действенность и особенности правого положения данного государственного финансового института. В действующем законодательстве нет четко определенной ОПФ ЦБ России в качестве юридического лица, однако законодательство, вместе с нем, не определяет ЦБ России как представителя органа власти, хоть ЦБ России и имеет как властные, так и государственные полномочия.
Для начала мы рассмотрели центральный банк как особый субъект, наделенный государственно-властными полномочиями орган. Было приведено множество мнений различных авторов, но в основу мы взяли позицию Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина, которые утверждают об отнесении ЦБ РФ к очередной, так называемой «четвертой» ветви власти, как и ту позицию, которая представлена Братко Г.А., согласно которой ЦЬ России не может быть отнесен к органам, представляющим государственную власть, как и не может быть частью ветвей, представляющих государственную власть.
Таким образом, все возможны споры, связанные с отнесением ЦБ России к органам, представляющим государственную власть, как раньше, так и сейчас остаются все такими же неразрешенными.
В процессе изучения ЦБ РФ в качестве юридического лица были определены некоторые ключевые положения ЦБ в качестве юридического лица.
ЦБ РФ не имеет никакого законодательного права на то, чтобы участвовать в финансовых капиталах, как и быть членом различных организаций (как некоммерческого, так и коммерческого типа).
Уставный капитал и иное имущество Центрального банка РФ - одна из ключевых федеральных особенностей учреждения.
У ЦБ России также нет права на обладание имуществом ни на праве собственности, ни на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но при этом обладает всеми полномочиями лица, являющего собственником. Для изъятия и обременения обязательствами имущества необходимо согласие Центрального банка РФ. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных средств.
Основные проблемы ЦБ, если рассматривать его в качестве юридического лица, основаны на идентификации организационно-правовой форме юридического лица. Сейчас среди актуальных и работающих на территории РФ организационно-правовых форм юридических лиц, нет таких, которые бы идеально подходили ЦБ. В связи с этим в процессе изучения проблемы были взяты такие ОПФ, которые схожи с ЦБ РФ по самому большому количеству параметров.
Среди таких ОПФ можно выделить самые похожие, вроде: госучреждение; госкорпорация, унитарное предприятие.
При изучении таких ОПФ были выявлены как различия, так и сходства, поэтому, как отмечалось ранее, ЦБ РФ сложно отнести к какой-нибудь определенной ОПФ.
Невозможность отнесения ЦБ РФ к определенной ОПФ делает его особенным субъектом, особенно при рассмотрении его в качестве юридического лица в публичном праве. В рамках действующего законодательства важно изучить и предусмотреть подобную ОПФ, относящуюся к юридическим лицам, выполняющим функции публичного значения.
Из основных целей, стоящих перед банковской системой Российской Федерации на сегодняшний день, были выделены следующие:
• повышение общеэкономической эффективности функций и укрепление ее роли в экономике государства;
• увеличение конкурентоспособности;
• повышение уровня доверия граждан к банковской системе Российской Федерации;
• предотвращение использования банков в качестве площадки осуществления недобросовестной коммерческой деятельности.
В качестве проблем современной банковской системы РФ целесообразно выделить такие как:
• низкая капитализация;
• несовершенство отечественного законодательства, способствующее несовершенному правовому обеспечению банковского надзора;
• низкий уровень информационной безопасности в работе кредитных организаций;
• осуществление «непрозрачных», сомнительных по закону сделок и операций, неполный учет и недостоверность отчетности, которые искажают сведения об эффективности работы кредитных организаций;
• неквалифицированное управление кредитными организациями;
• отсутствие четкой законодательной регламентации организационно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации.
Исходя из данных проблем, наиболее перспективными направлениями развития банковской системы Российской Федерации были выбраны совершенствование законодательства и дальнейшее совершенствование банковского надзора.
В рамках указанных направлений необходимым полагаем принятие следующих мер:
• повышение прозрачности и открытости банковской системы;
• повышение уровня информационной безопасности в деятельности кредитных организаций;
• повышение требований к владельцам банковских учреждений, их руководителям, а также системе внутреннего контроля на законодательном уровне;
• повышение стабильности российской банковской системы путем внесения стандартов Базеля III в законодательство;
• разработка и принятие законодательных актов, направленных на укрепление правовых основ банковской деятельности;
• внесение соответствующих изменений в ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» с целью уточнения его организационно-правового статуса.
Деятельность Центрального банка как юридического лица на данный момент регулируется только общими положениями о юридических лицах, т.к. никаких специальных норм не предусмотрено.


1. Аксеничев А.В. Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития // Автореферат диссертации. 2010. 24 с.
2. Братко А.Г. Банковское право России: учебник для бакалавриата и маг истратуры. 2015. 489 с.
3. Булаков О. Н. Проблемы права: статус Центрального Банка РФ//Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С. 12-16
4. Банковское право: Учебник / М.М. Прошунин; Под ред. С.В. Запольского. М.: Эксмо, 2020. 427 с.
5. Банковское право: Учебник для магистров / Под ред. Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтина. М., 2019. 1055 с.
6. Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. М., 2018. 370 с.
7. Вавулин Д.А., Симонов С. В. Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка//Финансы и кредит. 2014. № 5. С.21-32.
8. Гейвандов Я.А. Содержание и основные направления государственной надзорно-контрольной деятельности банковской сферы // Журнал российского права. 2000. № 6. C. 13-17.
9. Глушко А.В. Банковские системы стран Латинской Америки: правовые и организационные//Реформы и право. 2010. № 1. С. 31-48.
10. Голубев С.А. Правовое регулирование государственного управления банковской системой в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. М.: Юстицинформ, 2017. 154 с.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть первая (ред. от 09.03.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 11.03.2021).
12. Гузнов А.Г. Исторический аспект создания и развития Центральных банков // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С.71-79.
13. Гусева А.П., Лысенко Е.В. Государственный банк РСФСР: политика и задачи на этапе становления 1921-1922 гг. // Проблемы развития современной экономики. 2016. №6. С. 66-72.
14. Демчук И.Н. Становление банковской системы Российской Империи//под общ. ред. проф. Н.В. Фадейкиной. 2010. 116 с.
15. Замотаева Т.Б. Правовой статус Центрального Банка России//Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 40-44.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ