Аннотация 2
Введение 4
1 Экономическая сущность и теоретические аспекты учета источников финансирования деятельности организаций в сфере ЖКХ 8
1.1 Основные аспекты понятия и законодательно-нормативное регулирование деятельности организаций в сфере ЖКХ 8
1.2. Варианты управления эксплуатацией жилого фонда и источники их финансирования 16
1.3. Особенности организации учета в управляющих компаниях 20
1.4. Особенности системы налогообложения управляющих компаний и отражение информации в отчетности 27
2.Организация учета деятельности жилищно-коммунальных хозяйств на примере ООО УК «Управдом» 32
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО УК «Управдом» г. Бузулук 32
2.2. Смета доходов и расходов управляющей компании 39
2.3. Организация бухгалтерского учета на исследуемом предприятии 41
2.4. Особенности учетных операций Управляющей компании по капремонту жилых квартир 44
3. Внутренние контрольные мероприятия жилищно-коммунальных услуг и пути их совершенствования на примере ООО УК «Управдом» 49
3.1. Методика проведения проверки предприятий, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ 49
3.2. Организация внутреннего контроля и проведение проверки на примере исследуемой организации 55
3.3. Совершенствование аудиторской деятельности в сфере ЖКХ на примере исследуемого объекта 62
Заключение 66
Список используемых источников 71
Приложения 76
Современному этапу формирования экономических отношений, свойственна особенность развития на основе законов рынка, с неизбежностью проведения радикальных преобразований не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Началом реформы жилищно-коммунального хозяйства можно считать принятие закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., который наметил переход отрасли на самоокупаемость. На данный момент закон утратил свою силу, но на начальном этапе он внес свою лепту в улучшение положения дел.
Преобразования 1992-2000 гг. оказали влияние на существовавшую систему управления и финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищнокоммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г., включая жилищностроительные кооперативы.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 дала новый мощный импульс для продолжения реформы. В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства для исполнения субъектами и муниципальными образованиями РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России, а в регионах была проделана работа по подготовке региональных и муниципальных программ реформирования.
Целями реформ жилищно-коммунального хозяйства являются:
• обеспечить условия проживания в соответствии установленных стандартов качества;
• снизить издержки предоставляемых услуг и тарифов при условии выполнения стандартов качества услуг;
• перейти на режим безубыточного функционирования, но при этом смягчить населению процесс реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Приоритетными задачами в части обеспечения граждан России доступным жильем в период до 2030 года являются повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья.
Основным моментом в данном направлении является - это правильная организация учета поступлений, признание доходов и расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйствования, а также проведение внутреннего контроля и аудита деятельности. Потому что в данной сфере организация учета зависит от выбора формы управления собственников жилья. В организационных формах может возникнуть ситуация о применении учета как коммерческих, так и некоммерческих организаций. А также получение целевых и нецелевых поступлений на осуществление деятельности.
Учитывая вышесказанное, выбранная тема данной выпускной квалификационной работы является одной из наиболее актуальных, раскрывающая специфику бухгалтерского учета и аудита деятельности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйствования (далее ЖКХ).
Целью бакалаврской работы является изучение основных вопросов бухгалтерского учета и аудита формирования источников финансирования деятельности и их использования с привлечением практического материала исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть экономическую сущность источников финансирования деятельности организации;
• выделить и изучить законодательно-нормативную систему регулирования деятельности организаций в сфере ЖКХ;
• рассмотреть порядок формирования отчетной информации об источниках финансирования деятельности организаций в сфере ЖКХ;
• описать действующую методику целевого финансирования деятельности организаций в сфере ЖКХ;
• изучить существующие модели учета использования средств финансирования и оценить эффективность их применения применительно к учетной системе объекта исследования;
• выделить основные методы и процедуры аудита источников финансирования деятельности организаций в сфере ЖКХ;
• дать характеристику практики аудита организаций в сфере ЖКХ на примере исследуемого предприятия.
В первой главе раскрыты основные вопросы регулирования деятельности организаций в сфере ЖКХ с учетом их специфики функционирования. Особое внимание уделяется раскрытию информации об источниках финансирования, а также отражение их в учете.
Во второй главе дано описание действующей системы бухгалтерского учета источников финансирования деятельности управляющей компании и их использования в соответствии с действующей нормативной и законодательной базы на основе исследуемой организации.
В третьей главе рассмотрены основные вопросы внутреннего контроля деятельности управляющей компании на примере исследуемой организации, даны рекомендации по эффективности использования средств.
Объектом исследования является действующая Управляющая компания ООО УК «Управдом». Предметом исследования являются учет и аудит доходов и их особенности в исследуемой сфере деятельности. В процессе проведения исследования по утвержденной теме использовались действующие законодательные и нормативные акты, а также труды отечественных авторов, специализирующихся по данной теме. Труды таких авторов как Акимовой Е. В, Ворониной В.М., Тваури Р.Г., Макарова Д. В. и многих других.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников, приложений в виде отчетности.
Статья 275.1. НК РФ указывает, что к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
За последние годы жилищно-коммунальное хозяйство превратилось в крупнейшую, интенсивно развивающуюся на плановой основе отрасль, использующую современные научно-технические достижения.
Управляющая компания - это коммерческая организация. По договору управления за плату она обязуется: оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД; предоставлять коммунальные услуги владельцам помещений.
Средства поступлений УК, поступившие от собственников жилищного фонда, рассматриваются как полученные доходы управляющей компании, а все издержки возникшие в результате деятельности, связанные на прямую с получением вышеназванных доходов, признаются расходами УК.
Договор обязывает УК за установленную плату предоставлять услуги и выполнять соответствующие работы собственникам в течение согласованного срока. Данные услуги и работы должны выполняться в соответствии требований о надлежащем содержании общего имущества МКД. А также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления.
Бухгалтерский учет предприятий жилищно-коммунальных хозяйств не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании жилищно-коммунальных хозяйств самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.
Требования к учетной политике нечем не отличаются от требований по отношению коммерческих организаций. Поэтому процедуры и структура учетной политики установлены согласно нормативной базы России. Учетная политика должна раскрывать как методическую часть ведения учета в компании, так и организационную ее часть. Учетная политика утверждает нюансы учетных процессов касающихся жилищно-коммунальных услуг, документальное их оформление, структуру внутренней отчетности, а также перечень налоговой отчетности. Учетная политика утверждается руководителем компании.
При организации учета компания может использовать различные формы ведения бухгалтерского учета, в частности автоматизированную. При этом утверждается электронный документооборот и право электронной подписи.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» (далее - УК «Управдом») было создано 26 мая 2015 года и действует с августа 2015 года. Основным видом деятельности УК «Управдом», имеющей статус микропредприятия (в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) с 1 августа 2015 года), является управление недвижимым имуществом за вознаграждение на договорной основе.
Анализ показателей баланса по удельному весу показал, что организация имеет значительные статьи на протяжении всего исследуемого периода это «Финансовые и другие оборотные активы» и «Кредиторская задолженность». Статья «Финансовые и другие оборотные активы» менялась по удельному весу сторону уменьшения в пределах от 84,55 % до 69,70%. Статья «Кредиторская задолженность» менялась по удельному весу сторону уменьшения в пределах от 81,54 % до 72,87 %. Статья актива «Запасы» показала динамику в сторону увеличения от 7,36 % до 16,56 %. Статья актива «Денежные средства и денежные эквиваленты» показала хаотичную динамику, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, так в период 2015 г. удельный вес ее составил 8,09 %, в 2016 - 1,72%, а в 2017г. произошло увеличение до 2,58 %. Статья пассива «Капитал и резервы» показала динамику в сторону увеличения от 18,38 % до 27,04 %. Статья пассива «Краткосрочные заемные средства» не существенная по удельному весу, но ее анализ показал, что она также является нестабильной.
Исследуемое предприятие относится к микропредприятию, поэтому все функции по составлению сметы и контролю за выполнением установленных размеров показателей возлагаются на главного бухгалтера организации.
Главный бухгалтер ООО УК «Управдом» руководствуется действующим законодательством, а также выполняет распоряжения руководителя организации.
Расходы на жилищно-коммунальные услуги определяются в соответствии с учетной политикой ООО УК «Управдом». Учет доходов и расходов ведется по упрощенной системе налогообложения, при котором объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. При этом расходы ООО УК «Управдом» подразделяются на прямые и косвенные расходы.
Если предприятие имеет средства поступлений от государственных организаций на целевое финансирование, то ей следует контролировать расход этих средств. Особенно за образование сальдо по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». В связи с этим рекомендуем представлять дополнительную расшифровку остатка средств на конец периода (строки 6400) в разрезе отдельных видов финансирования (то есть в разрезе субсчетов, открытых к счету 86 «Целевое финансирование», на которых, собственно, и образовались соответствующие кредитовые сальдо). Это повышает информативность Отчета для пользователей.
В настоящее время имеется определенная методика проведения аудита предприятий в сфере ЖКХ, но она направлена на предоставление услуг монополистами и непосредственно на те услуги, которые предоставляются не на конкурсной основе. Регулирование ведется на основании Приказа Госстроя РФ от 29.12.1997 N 17-142 (ред. от 23.02.1999) "Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищнокоммунальные услуги".
Случаи обязательного проведения аудита определены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Ни указанной нормой, ни иными нормативно-правовыми актами проведение обязательного аудита для управляющих организаций в сфере ЖКХ не предусмотрено. Из этого следует, что в обязательном порядке аудит не проводится.
Документы по организации внутреннего контроля, регулярно обновляются. ООО УК «Управдом» не реже одного раза в год проводит оценку необходимости обновления документации. Основания для обновления могут быть, результаты мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы экономического субъекта. Обновляются документы практически после выявления недостатков или изменений деятельности.
Организацию и оценку внутреннего контроля ООО УК «Управдом» осуществляет самостоятельно, иногда прибегая к услугам внешнего консультанта аудиторской организации при проведении инициативного аудита. Для организации внутреннего контроля ООО УК «Управдом» создало специальное подразделение, состоящее из штатного работника и членов ревизионной комиссии - жильцов домов. Члены ревизионной комиссии избираются на общем собрании жильцов. Для стимулирования их работы предусмотрены вознаграждения.
Ревизионная комиссия, состоящая из представителей жильцов дома, осуществляет разовую контрольную проверку доходов и расходов ООО УК «Управдом», составляют соответствующие акты проверки и доводят информацию до жильцов домов на общем собрании.
В ООО УК «Управдом» последовательно проводится работа по совершенствованию модели Системы внутреннего контроля и управления рисками.
Практически все проверки осуществляются ревизионной комиссией ООО УК «Управдом» путем контроля за финансово-хозяйственной деятельностью на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, Уставу и внутренним документам ООО УК «Управдом».
Итак, подводя итоги по проведенному исследованию, можно предложить следующие действия по совершенствованию контроля деятельности предприятий сферы ЖКХ:
• осуществлять деление платежей при поступлении на счета УК за услуги по содержанию и компаниям, предоставляющим коммунальные услуги;
• осуществлять контроль за движением средств через единый расчетно-кассовый центр,
• контролировать использование средств целевого финансирования и предоставлять дополнительную информацию в виде расшифровки в отчетности;
• внести в смету расходов МКД статью по расходам, связанным с оплатой за проведением инициативного аудита,
• периодически проводить УК внешний аудит, используя опыт специалистов в сфере системы ЖКХ, во избежание формальных проверок представителями ревизионной комиссии, состоящей из жильцов домов.
Цели установленные достигнуты, задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1), - Ст. 14,
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 21.07.2014 № 255-ФЗ
4. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 № 416-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http: //www.consultant.ru
5. Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402- ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.02.2017) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 25.12.2015) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"). Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
11. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 09.09.2017) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 27.02.2017) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"). Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
13. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах". Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 № 17-142 (ред. от 23.02.1999) «Об утверждении Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
...