Особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение синдрома эмоционального выгорания 8
1.1 Проблема «синдрома эмоционального выгорания»
в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Проблема синдрома эмоционального выгорания у педагогов
образовательной системы 18
1.3 Работа психолога по преодолению синдрома эмоционального
выгорания 29
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей работы психолога с эмоциональным выгоранием педагогов 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Выявление уровня проявления синдрома эмоционального
выгорания педагогов 52
2.3 Разработка психологом программы по оптимизации навыков
саморегуляции с целью снижения проявлений эмоционального выгорания 59
Заключение 72
Список используемой литературы
Глава 1 Теоретическое изучение синдрома эмоционального выгорания 8
1.1 Проблема «синдрома эмоционального выгорания»
в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Проблема синдрома эмоционального выгорания у педагогов
образовательной системы 18
1.3 Работа психолога по преодолению синдрома эмоционального
выгорания 29
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей работы психолога с эмоциональным выгоранием педагогов 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Выявление уровня проявления синдрома эмоционального
выгорания педагогов 52
2.3 Разработка психологом программы по оптимизации навыков
саморегуляции с целью снижения проявлений эмоционального выгорания 59
Заключение 72
Список используемой литературы
Синдром эмоционального выгорания в сфере образования на сегодняшний день остается одной из самых актуальных проблем современной психологии, что подтверждается социально-экономическими реалиями общества. Острота этой темы связана, прежде всего, с резко негативными последствиями в социально-психологической сфере личности, профессионального развития, межличностных отношений. Эмоциональное выгорание неизбежно приводит к чувству личной несостоятельности, безразличию к профессиональной сфере, утрате или искажению жизненных ценностей, сокращению внутренних ресурсов, проявлению психосоматических заболеваний у работников сферы образования.
Доказано, что именно профессиональная деятельность влияет на эмоциональное состояние человека. Педагогическая деятельность является одной из профессий типа «человек-человек» и подразумевает условия для наиболее высокого риска развития эмоционального выгорания. Данный факт обуславливает актуальность нашей работы.
Проблема эмоционального выгорания личности изучается в зарубежной психологии с конца 20 века (К.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Кокс) и продолжает исследоваться в работах и русских психологов, таких как В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, JI.M. Митина, В.Е. Орёл и другие.
В своих исследованиях отечественные психологи определяют сущность явления эмоционального выгорания, описывают его структуру и выделяют причины развития, специфику проявления симптомов. Значимыми в этой области являются труды М.В. Борисова, В. Орел, Т.В. Форманюк. С 1990-х годов эмоциональное выгорание изучается как явление, происходящее в профессиональной сфере и основополагающими считаются первые исследования, которые были проведены именно среди педагогических работников.
На основании данных исследований были выявлены основные стресс- индуцирующие факторы, характерные для социальных профессий. Именно эти факторы становятся основной причиной проявления и развития синдрома выгорания у специалистов. С точки зрения наиболее возможных причин развития и проявления синдрома, именно педагогическая деятельность в первую очередь рассматривается как особенно стрессогенная. Исследования по теме эмоционального выгорания в образовательной системе проводили М.М. Рубинштейн, В.Е. Орел, Н.В. Мальцева и другие. Особый интерес психологов к данной теме и направлению, разумеется, обусловлен повышенными социальными и моральными требованиями к профессиональной квалификации и личностным качествам специалистов сферы образования, увеличением из года в год ежедневной учебной нагрузки, необходимостью развития новых навыков.
Одной из наиболее актуальных тем, связанных с обеспечением охраны здоровья работников, поддержанием высокого функционального уровня, является предупреждение развития и усугубления признаков эмоционального выгорания педагогов. Особенно здесь стоит отметить труды В.И. Моросановой, в которых изучается проблема эмоционального выгорания в контексте саморегуляции личности, а также работы Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.
Отмечая плодотворность рассмотренных выше исследований, стоит признать, что, тем не менее, остается ряд проблем, связанных, прежде всего, с практическим применением накопленного опыта. Источником данных проблем, наблюдающихся в психологической теории и практике, является противоречие между необходимостью применения эффективных и надежных стратегий по снижению степени проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и недостаточной представленностью в психологии научно-обоснованных психологических технологий,
предназначенных для работы практического психолога с различными проявлениями эмоционального выгорания. Для разрешения противоречий мы сформулировали проблему исследования: нам необходимо найти пути разрешения указанного выше противоречия и определить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Цель исследования: изучить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагога.
Предмет исследования: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога .
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, что степень проявления синдрома эмоционального выгорания зависит от стиля саморегуляции индивида. Таким образом, особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием заключаются в оптимизации стиля саморегуляции педагогов за счет освоения и развития навыков саморегуляции психического состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального выгорания;
- выявить уровни проявления эмоционального выгорания и стили саморегуляции педагогов;
- разработать программу по работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов для применения практическими психологами ;
- проанализировать полученные результаты .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном;
- теоретические и практические исследования проблемы эмоционального выгорания личности (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач,
В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко, и др);
- теоретические исследования по проблеме стиля саморегуляции (В.И. Моросанова, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ литературы;
2) Психодиагностические методы и методики:
- метод анкетирования;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросановой);
- методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз
2» В.Ю. Рыбникова;
3) Методы статистической обработки данных и интерпретация результатов исследования.
В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического обоснования стиля саморегуляции как фактора снижения уровня проявления эмоционального выгорания педагогов.
Эмпирической базой исследования явилось МБУ «Школа №3» г.о. Тольятти. Выборка испытуемых была представлена педагогами школы в количестве 23 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема влияния стиля саморегуляции на уровень проявления эмоционального выгорания педагогов как основа для работы практического психолога с эмоциональным выгоранием являются слабо изученными в психологии.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования помогут расширить теоретические представления о работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть применены в работе практических психологов с проявлениями эмоционального выгорания педагогов на разных этапах профессионального становления.
Научная достоверность, надежность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены применением современной научной методологии; последовательной реализацией теоретических положений и научного аппарата, основанного на фундаментальных исследованиях в области психологии; использовании методов, соответствующих целям и задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключалось в постановке целей и задач исследования, составлении плана исследования, проведении исследования, а также обработке и интерпретации результатов.
Апробация диссертационного исследования. Ход и результаты исследования отражались автором на научно-практических конференциях, в виде публичного представления научных докладов и написания научных тезисов и статей, которые представлены в автореферате.
Положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание характеризуется специфическими особенностями, распространяющимися на профессиональную и личную сферу жизни педагога и требует своевременного предотвращения развития симптомов и проявлений;
- эмоциональное выгорания связано с отсутствием и недостаточной развитостью навыков саморегуляции;
- обучение навыкам саморегуляции будет способствовать снижению проявлению синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 1 таблицу, список используемой литературы (65 источников). Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Доказано, что именно профессиональная деятельность влияет на эмоциональное состояние человека. Педагогическая деятельность является одной из профессий типа «человек-человек» и подразумевает условия для наиболее высокого риска развития эмоционального выгорания. Данный факт обуславливает актуальность нашей работы.
Проблема эмоционального выгорания личности изучается в зарубежной психологии с конца 20 века (К.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Кокс) и продолжает исследоваться в работах и русских психологов, таких как В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, JI.M. Митина, В.Е. Орёл и другие.
В своих исследованиях отечественные психологи определяют сущность явления эмоционального выгорания, описывают его структуру и выделяют причины развития, специфику проявления симптомов. Значимыми в этой области являются труды М.В. Борисова, В. Орел, Т.В. Форманюк. С 1990-х годов эмоциональное выгорание изучается как явление, происходящее в профессиональной сфере и основополагающими считаются первые исследования, которые были проведены именно среди педагогических работников.
На основании данных исследований были выявлены основные стресс- индуцирующие факторы, характерные для социальных профессий. Именно эти факторы становятся основной причиной проявления и развития синдрома выгорания у специалистов. С точки зрения наиболее возможных причин развития и проявления синдрома, именно педагогическая деятельность в первую очередь рассматривается как особенно стрессогенная. Исследования по теме эмоционального выгорания в образовательной системе проводили М.М. Рубинштейн, В.Е. Орел, Н.В. Мальцева и другие. Особый интерес психологов к данной теме и направлению, разумеется, обусловлен повышенными социальными и моральными требованиями к профессиональной квалификации и личностным качествам специалистов сферы образования, увеличением из года в год ежедневной учебной нагрузки, необходимостью развития новых навыков.
Одной из наиболее актуальных тем, связанных с обеспечением охраны здоровья работников, поддержанием высокого функционального уровня, является предупреждение развития и усугубления признаков эмоционального выгорания педагогов. Особенно здесь стоит отметить труды В.И. Моросановой, в которых изучается проблема эмоционального выгорания в контексте саморегуляции личности, а также работы Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.
Отмечая плодотворность рассмотренных выше исследований, стоит признать, что, тем не менее, остается ряд проблем, связанных, прежде всего, с практическим применением накопленного опыта. Источником данных проблем, наблюдающихся в психологической теории и практике, является противоречие между необходимостью применения эффективных и надежных стратегий по снижению степени проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и недостаточной представленностью в психологии научно-обоснованных психологических технологий,
предназначенных для работы практического психолога с различными проявлениями эмоционального выгорания. Для разрешения противоречий мы сформулировали проблему исследования: нам необходимо найти пути разрешения указанного выше противоречия и определить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Цель исследования: изучить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагога.
Предмет исследования: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога .
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, что степень проявления синдрома эмоционального выгорания зависит от стиля саморегуляции индивида. Таким образом, особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием заключаются в оптимизации стиля саморегуляции педагогов за счет освоения и развития навыков саморегуляции психического состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального выгорания;
- выявить уровни проявления эмоционального выгорания и стили саморегуляции педагогов;
- разработать программу по работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов для применения практическими психологами ;
- проанализировать полученные результаты .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном;
- теоретические и практические исследования проблемы эмоционального выгорания личности (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач,
В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко, и др);
- теоретические исследования по проблеме стиля саморегуляции (В.И. Моросанова, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ литературы;
2) Психодиагностические методы и методики:
- метод анкетирования;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросановой);
- методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз
2» В.Ю. Рыбникова;
3) Методы статистической обработки данных и интерпретация результатов исследования.
В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического обоснования стиля саморегуляции как фактора снижения уровня проявления эмоционального выгорания педагогов.
Эмпирической базой исследования явилось МБУ «Школа №3» г.о. Тольятти. Выборка испытуемых была представлена педагогами школы в количестве 23 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема влияния стиля саморегуляции на уровень проявления эмоционального выгорания педагогов как основа для работы практического психолога с эмоциональным выгоранием являются слабо изученными в психологии.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования помогут расширить теоретические представления о работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть применены в работе практических психологов с проявлениями эмоционального выгорания педагогов на разных этапах профессионального становления.
Научная достоверность, надежность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены применением современной научной методологии; последовательной реализацией теоретических положений и научного аппарата, основанного на фундаментальных исследованиях в области психологии; использовании методов, соответствующих целям и задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключалось в постановке целей и задач исследования, составлении плана исследования, проведении исследования, а также обработке и интерпретации результатов.
Апробация диссертационного исследования. Ход и результаты исследования отражались автором на научно-практических конференциях, в виде публичного представления научных докладов и написания научных тезисов и статей, которые представлены в автореферате.
Положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание характеризуется специфическими особенностями, распространяющимися на профессиональную и личную сферу жизни педагога и требует своевременного предотвращения развития симптомов и проявлений;
- эмоциональное выгорания связано с отсутствием и недостаточной развитостью навыков саморегуляции;
- обучение навыкам саморегуляции будет способствовать снижению проявлению синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 1 таблицу, список используемой литературы (65 источников). Основной текст работы изложен на 79 страницах.
Проблема эмоционального выгорания остается одной из наиболее актуальных задач психологии. С одной стороны, это связано с негативными последствиями для самого педагога: учитель, подверженный синдрому эмоционального выгорания переживает собственную профессиональную несостоятельность, испытывает тягостные чувства, связанные с деятельностью и профессиональным общением, сталкивается с психосоматическими проявлениями синдрома, утрачивает жизненные ориентиры и сталкивается с трудностями восполнения ресурсов для преодоления хронического стресса. С другой стороны - с влиянием эмоционального настроя и психологического состояния педагога на процесс обучения, межличностное общение с учениками, формирование коммуникативных качеств учащихся, учебную мотивацию, усвоение материала и качество обучения в целом.
В ходе изучения данной проблемы мы пришли к выводу, что научной литературе нет четкого определения термину эмоциональное выгорание. Однако все исследовательские группы сходятся во мнении, что суть эмоционального выгорания заключается в наличии совокупности симптомов и негативных психологических проявлений, отмечающихся в первую очередь в профессиональной деятельности педагога и выходящих за эту сферу при высокой степени проявления синдрома.
В своем исследовании мы выделили две основные группы факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания. Первая группа факторов связана с внешними условиями профессиональный деятельности педагога и включает в себя особенности профессии педагога, которая считается одной из наиболее стрессогенных: высокую степень ответственности педагога; множественные коммуникации с учениками, родителями и коллегами; напряженные условия труда, связанные с большим количеством отчётности, необходимостью постоянного повышения квалификации в быстро меняющихся современных условиях; повышенные требования не только к профессиональной компетентности, но и к личности учителя в целом. Вторая группа факторов обусловлена внутренними причинами и характеристиками личности самого педагога: уровнем его стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, гибкости, мотивации к работе, внутренних ресурсов. В ходе исследования мы сделали вывод о том, что только совокупность внутренних и внешних факторов определяет риск развития синдрома эмоционального выгорания.
В большинстве случаев изменить внешние факторы не представляется возможным. Однако работа практического психолога заключается в изменении внутренних факторов, которые будут способствовать снижению риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
Изучив условия преодоления синдрома эмоционального выгорания, мы пришли к выводу о том, что важным внутренним условием для психологического восстановления после стрессовых событий, является наличие внутренних психических ресурсов и умение правильно их распределить, то есть навыки саморегуляции. Мы предположили, что высокий уровень владения навыками психической саморегуляции и развитие недостаточных навыков саморегуляции станет условием для преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Во второй части данной диссертационной работы мы провели исследование взаимосвязи между стилем саморегуляции и синдром эмоционального выгорания у педагогов. В своём исследовании мы выявили, что большинство педагогов из нашей выборки были подвержены эмоциональному выгоранию. Также мы определили стиль саморегуляции педагогов и с помощью корреляционного исследования подтвердили связь стиля саморегуляции и эмоционального выгорания педагогов.
Всё вышеперечисленное позволило нам подвести итог: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов будет заключаться в оптимизации стиля саморегуляции путем повышения навыков саморегуляции педагогов.
Опираясь на данные выводы, мы составили программу для практического психолога, в которой, основываясь на результатах исследования, прописали план работы практического психолога с эмоциональным выгоранием. Программа включает в себя следующие этапы: проведение исследования степени эмоционального выгорания педагогов, выявление стиля саморегуляции и отдельных его показателей, которые в данной выборке находятся на низком уровне, составление плана программы, который включает лекционную и практическую часть. Тематика лекций и выбор практических упражнений будет зависеть от результатов исследования, проведенного в группе педагогов и предполагать акцент на развитии тех навыков саморегуляции, показатели по которым в группе ниже остальных.
В ходе изучения данной проблемы мы пришли к выводу, что научной литературе нет четкого определения термину эмоциональное выгорание. Однако все исследовательские группы сходятся во мнении, что суть эмоционального выгорания заключается в наличии совокупности симптомов и негативных психологических проявлений, отмечающихся в первую очередь в профессиональной деятельности педагога и выходящих за эту сферу при высокой степени проявления синдрома.
В своем исследовании мы выделили две основные группы факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания. Первая группа факторов связана с внешними условиями профессиональный деятельности педагога и включает в себя особенности профессии педагога, которая считается одной из наиболее стрессогенных: высокую степень ответственности педагога; множественные коммуникации с учениками, родителями и коллегами; напряженные условия труда, связанные с большим количеством отчётности, необходимостью постоянного повышения квалификации в быстро меняющихся современных условиях; повышенные требования не только к профессиональной компетентности, но и к личности учителя в целом. Вторая группа факторов обусловлена внутренними причинами и характеристиками личности самого педагога: уровнем его стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, гибкости, мотивации к работе, внутренних ресурсов. В ходе исследования мы сделали вывод о том, что только совокупность внутренних и внешних факторов определяет риск развития синдрома эмоционального выгорания.
В большинстве случаев изменить внешние факторы не представляется возможным. Однако работа практического психолога заключается в изменении внутренних факторов, которые будут способствовать снижению риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
Изучив условия преодоления синдрома эмоционального выгорания, мы пришли к выводу о том, что важным внутренним условием для психологического восстановления после стрессовых событий, является наличие внутренних психических ресурсов и умение правильно их распределить, то есть навыки саморегуляции. Мы предположили, что высокий уровень владения навыками психической саморегуляции и развитие недостаточных навыков саморегуляции станет условием для преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Во второй части данной диссертационной работы мы провели исследование взаимосвязи между стилем саморегуляции и синдром эмоционального выгорания у педагогов. В своём исследовании мы выявили, что большинство педагогов из нашей выборки были подвержены эмоциональному выгоранию. Также мы определили стиль саморегуляции педагогов и с помощью корреляционного исследования подтвердили связь стиля саморегуляции и эмоционального выгорания педагогов.
Всё вышеперечисленное позволило нам подвести итог: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов будет заключаться в оптимизации стиля саморегуляции путем повышения навыков саморегуляции педагогов.
Опираясь на данные выводы, мы составили программу для практического психолога, в которой, основываясь на результатах исследования, прописали план работы практического психолога с эмоциональным выгоранием. Программа включает в себя следующие этапы: проведение исследования степени эмоционального выгорания педагогов, выявление стиля саморегуляции и отдельных его показателей, которые в данной выборке находятся на низком уровне, составление плана программы, который включает лекционную и практическую часть. Тематика лекций и выбор практических упражнений будет зависеть от результатов исследования, проведенного в группе педагогов и предполагать акцент на развитии тех навыков саморегуляции, показатели по которым в группе ниже остальных.
Подобные работы
- Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
профилем преподаваемых дисциплин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



