Проведен сравнительный анализ на примере Москвы и Парижа.
Есть объемные приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи 11
§1.1 Содержание понятий «образ» и «представление» как социологических категорий 11
§1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению образа сотрудника полиции 19
Глава 2. Социологический анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа 28
§2.1 Сравнительный анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа 28
§2.2 Типология представлений студентов об образе сотрудника полиции 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение 1 – Программа исследования 69
Приложение 2 – Презентация 109
Российскому и французскому обществам регулярно становится известно об инцидентах, которые выставляют данную профессиональную группу не в лучшем свете. Среди них: дело Ивана Голунова, дело «27 июля», избиение темнокожего продюсера в Париже, неоправданные задержания на митингах, широкое и необоснованное использование пыток и специальных средств и другие случаи произвола полиции. Подобные новостные сообщения быстро распространяются, массово настраивая людей против сотрудников полиции. Это, в свою очередь, ведет к нарастанию недоверия к полиции и чувству незащищенности, препятствует обращению людей в полицию, и, как следствие, затрудняет охрану общественного порядка и раскрытие преступлений.
Таким образом, для каждого общества характерны определенные практики деятельности полиции. Если такие практики широко распространены и типичны для сотрудников полиции, то формируется устойчивый образ сотрудника полиции как типичного представителя, воплощающего особенности и характеристики всего социального института полиции.
Актуальность темы исследования – За последнее десятилетие МВД России активно проводит реформы, направленные на контроль и регулирование работы полиции, увеличение доверия граждан по отношению к ней. В частности, в Федеральном законе «О полиции» указывается, что «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» .
Таким образом, актуальность исследования обуславливается следующими положениями:
1. Образ сотрудника полиции отражает общественное мнение о полиции и предоставляет обратную связь для МВД в виде оценки деятельности сотрудников правоохранительных органов, позволяя выявить те слабые места, где необходимы изменения.
2. Ряды сотрудников полиции пополняются молодыми людьми. Следовательно, если в обществе сложился устойчивый негативный образ сотрудника полиции, а профессия полицейского не обладает престижностью, молодежь едва ли захочет поступать на службу в полицию. Нежелание идентифицировать себя с теми, кто воспринимается обществом с критикой и неприязнью и связывать свою жизнь с людьми, кто демонстрирует порицаемые обществом модели поведения, отрицательно скажется на желании работать в правоохранительных органах. И наоборот, сложившийся образ сотрудника полиции, представляющий собой образец нравственности и добродетели, для некоторых людей будет служить референтной группой и стимулировать их к поступлению на службу.
3. Сложившийся образ сотрудника полиции будет напрямую влиять на желание граждан сотрудничать с полицией, на готовность обращаться в полицию за помощью, тем самым препятствовать или способствовать раскрытию преступлений и охране порядка в обществе.
4. Устойчивые представления населения о неисполнении обязанностей сотрудниками полиции, о возможности решения проблем с полицией с помощью взяток, о самоличном нарушении законов сотрудниками полиции приводит к формированию определенного типа правосознания в обществе, для которого характерно пренебрежение законами, оправданность и безнаказанность их нарушения. Это, в свою очередь, ведет к разложению общества, еще большему росту коррупции и угрожает общественной безопасности.
Помимо этого, актуальность работы обуславливается необходимостью уточнения социологической сущности и содержания понятия «образ сотрудника полиции», разработки системы показателей для измерения и оценки данного феномена, выработке рекомендаций и путей улучшения данного образа в представлении граждан.
Степень научной разработанности изучаемой нами тематики может быть охарактеризована следующим образом.
Особенности работы правоохранительных органов, их восприятие гражданами рассматривали в своих работах такие отечественные и зарубежные ученые, как: Р. Кларк , Э. Хобсбаум , Ю, Чернер , СМ. Иншаков , О.В. Ведерникова . Подробный анализ функций, выполняемых правоохранительными органами в современном обществе представлен в трудах А.Д. Сафронова и Ю.Е. Аврутина .
К.В. Злоказов выделяет и раскрывает содержание трех компонентов восприятия образа сотрудника полиции: когнитивный, аффективный и поведенческий.
Проблема восприятия гражданами правоохранительных органов исследуется О.В. Ушаковой, С.Е. Денисенко, А.В. Сахно.
Образ полиции в представлениях современной молодежи стал предметом исследования Л.В. Карнаушенко, Э.А. Лебедева, И.В. Васильевой, Т.В. Белашиной, Н.С. Лемясовой. Д.Г. Передня на основе контент-анализа исследует образ полицейского, присутствующий в сознании современной молодежи России и США.
Можно говорить о том, что тематика образа сотрудника полиции находит интерес не только у социологов, но также изучается специалистами в области права, культурологами, киноведами и психологами. Тем более, что изначально оба термина «образ» и «представления» пришли из сферы психологии. База исследований по данной тематике в области социологии в основном представлена исследованиями, которые носят практический характер и не обладают специфической теоретической обоснованностью. Практический характер данных исследований обуславливается целью изучения процессов формирования образа (имиджа) и путей его корректировки. В то же время, малое внимание уделяется изучению самого содержания образа, изучению его структуры и разработке системы показателей, с помощью которых образ может быть изучен с позиций социологии.
Проблемная ситуация заключается в том, что как в современном российском, так и во французском обществах образ сотрудника полиции носит двусторонний характер. С одной стороны, граждане испытывают определенные ожидания относительно сотрудников полиции, имеют представления об их должном поведении, внешнем виде, отношении к своей работе, людям и к миру в целом. С другой стороны, характеристики, демонстрируемые сотрудниками полиции в их повседневной практике, не всегда соответствуют этим ожиданиям. Реальный образ сотрудника полиции, следовательно, отражает те распространенные практики поведения и иные характеристики, которые устойчивы и типичны для сотрудников полиции в конкретном государстве. Однако такой образ не может быть проинтерпретирован изолированно от представлений конкретного общества о должном и правильном состоянии объекта. То, что мылится как приемлемое в одном обществе, может считаться недопустимым и бесчеловечным в другом, равно как и то, что является важным и значимым во Франции, может не иметь никакой ценности в России.
Проблемой исследования выступает изучение характеристик, составляющих идеальный (каким он должен быть) и реальный (какой он есть) образ сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа.
Объект исследования – образ сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Предмет исследования – особенности образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Цель исследования – изучить особенности образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Для достижения цели необходимо решить следующий перечень задач:
1. Провести теоретический анализ понятий «образ» и «представление» и разработать авторское определение образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи.
2. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению образа сотрудника полиции и разработать концептуальную модель объектно-предметной области исследования.
3. Осуществить сравнительный анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и студентов Парижа.
4. Разработать типологию представлений студентов Москвы и Парижа об образе сотрудника полиции.
В нашем исследовании мы исходили из идеи о том, что образ сотрудника полиции должен изучаться не во всех его объективных проявлениях, а отражать лишь те характеристики образа, которые, по мнению студентов, являются наиболее устойчивыми и типичными для полицейского и наиболее значимыми для его описания.
Мы выделили два уровня существования образа сотрудника полиции: идеальный и реальный. Идеальный образ отражает представления людей о том, каким должен быть идеальный сотрудник полиции. Реальный уровень отражает характеристики, которые люди приписывают сотрудникам полиции их страны, основываясь на личном опыте взаимодействия с ними, на опыте своего окружения, на обобщении впечатлений от сообщений о сотрудниках полиции в СМИ.
На первом этапе исследования мы собрали наиболее частые ответы на вопрос: «Опишите, пожалуйста, сотрудника полиции в России (Франции) несколькими прилагательными». Этот перечень характеристик, которые мы получили на открытый в фактически послужил разведывательным исследованием для последующего составления шкал семантического дифференциала.
Из их ответов мы заключили о негативной эмоциональной окрашенности представлений студентов обоих городов. Мы предполагали, что основным недостатком сотрудников полиции студенты Парижа считают жестокость, а Московские студенты – низкий уровень профессиональных знаний, однако эта гипотеза подтвердилась частично. В высказываниях москвичей действительно преобладали прилагательные, указывающие на низкую профессиональную компетентность данной профессиональной группы, среди: глупые, необразованные, необучаемые, некомпетентные, непрофессиональные, халатные, ленивые. Студенты Парижа чаще называли прилагательные, связанные с низкой моралью и нравственностью сотрудников полиции. Для них, жестокость – не основная жалоба, вместо этого основной оказалось неравное отношение к разным людям: «предвзятые, нетолерантные, невежливые, несправедливые, жестокие, лживые».
На втором этапе исследования на основании ответов, полученных на открытый вопрос, были разработаны шкалы-антонимы для семантического дифференциала. По шкалам семантического дифференциала, объединенным в 4 показателя (профессиональная компетентность, морально-нравственные качества, коммуникабельность и социально-демографические характеристики) опрошенным было предложено оценить: образ реального полицейского в России/Франции; образ идеального полицейского в России/Франции.
В результате нами были выделены общие и особенные характеристики, которыми студенты Москвы и Парижа наделяют идеального и реального сотрудника полиции.
В общем представлении студентов двух стран, идеальный сотрудник полиции – это образец морали и нравственности. Его коммуникабельность характеризуется тем, что он реагирует адекватно, действует неконфликтно и тактично, не прибегает к агрессии. Профессиональные качества таковы, что он добросовестно выполняет свою работу и помогает людям, как следствие ассоциируется с образом защитника и вызывает уважение.
Значимые различия в образе идеального сотрудника полиции у студентов двух стран были найдены по шкалам, характеризующим его коммуникативную составляющую: хотя и направленность оценок является одинаковой, для студентов Парижа значимо важнее, чтобы сотрудник полиции был общительным и разговорчивым.
Помимо этого, для московских студентов среди профессиональных качеств значимо важнее высокий уровень образования сотрудников полиции.
Также для них важны такие индивидуальные характеристики характеристики, как молодой возраст сотрудников и наличие у них семьи. Идеального сотрудника полиции они видят как человека славянской внешности, а студенты Парижа по данной шкале занимают оценку без направленности.
Для парижан особую роль в морально-нравственном облике полицейского играют наличие у него прогрессивных ценностей, таких, как толерантность и нестереотипность мышления.
Кроме этого, были обнаружены страновые особенности, которые мы склонны объяснять различным правосознанием студентов двух городов. У московских студентов уровень правосознания ниже (они более склонны считать, что нарушать законы оправданно). Это может объяснить и факт того, что они обладают более негативным восприятием сотрудников полиции, так и тот факт, что для них не настолько важно, как для парижских студентов, чтобы сотрудники полиции были неподкупными. Можно сделать вывод, что для них коррупция может рассматриваться с позиции выгоды и являться относительно приемлемым феноменом.
В общем представлении студентов, реальный полицейский – это человек, обладающий следующими индивидуальными характеристиками: славянская (европейская) внешность, средний возраст, имеет семью, со средним уровней заработной платы. Его коммуникативные качества сводятся к тому, что он разговорчив и общителен, но склонен к невежливому и даже неадекватному поведению в общении с людьми. Профессиональная компетентность ограничена тем, что он имеет неудовлетворительные профессиональные знания, труслив, невнимателен и неорганизован.
Различия состоят в том, что студенты Москвы оценивали образ реального сотрудника полиции по шкалам как правило ниже, чем студенты Парижа. В частности, парижане позитивнее, чем москвичи оценивают профессиональную компетентность сотрудника полиции: и его отношение к своей работе, и эффективность его работы.
Для студентов Москвы, сотрудники полиции имеет следующий морально-нравственный облик: это образец аморальности и безнравственности. Для парижан сотрудник полиции хотя и не представляет собой образец морали и нравственности, его морально-нравственные качества оцениваются ими удовлетворительно, за исключением того, что парижанам сотрудники полиции видятся нетерпимыми и предвзятым.
Поскольку социально-демографические характеристики реального образа сотрудника полиции совпадают, мы подтвердили первую часть основной гипотезы, но в рамках других показателей были выявлены как различия, так и сходства. Наибольшие расхождение наблюдались по шкалам, касающимся морально-нравственного облика и профессиональной компетенции, но не коммуникабельности. Так, вторая часть основной гипотезы подтверждается частично.
Результатом исследования стала типология представлений студентов об образе сотрудника полиции. Нами было выделено три типа представлений: позитивные, нейтральные и негативные. Основанием для выделения типов представлений послужили степень соответствия образа реального сотрудника полиции идеальному, ценностная и социальная близость, уровень доверия к сотрудникам полиции.
В Москве самым распространенным типом представлений оказался негативный, в Париже – позитивный. Это подтвердило нашу четвертую дополнительную гипотезу о распространенности типов.
Также мы выявили особенности представлений студентов об образе сотрудника полиции мы выделили в зависимости от таких показателей, как пол респондентов, их опыт общения с сотрудниками полиции (его наличие и субъективная оценка этого опыта), а также источники, из которых студенты получают информацию о сотрудниках полиции и их деятельности:
Во-первых, женщины склонны иметь позитивные представления об образе сотрудника полиции (они более лояльны по отношению к полицейским, и это характерно для обоих городов)
Во-вторых, негативные представления студентов Парижа частично объясняются своей «мифической» природой, частично негативным опытом взаимодействия с полицейскими. Иными словами, те студенты, которые имеют негативные представления о полицейских, зачастую формируют их либо на основании негативной информации, полученной из интернета, либо вследствие имевшегося у них негативного опыта общения с сотрудниками полиции.
В-третьих, если у студентов Франции доминирующая оценка опыта общения с сотрудниками полиции как правило совпадает с типом представлений, то есть, определенный тип представлений можно объяснить соответствующим опытом общения с полицейскими, то у студентов Москвы все не так однозначно. Хотя для Москвичей характерна такая ситуация, что чем негативнее оценивается этот опыт, тем негативнее представления о сотрудниках полиции, преобладающей оценкой опыта является нейтральная оценка. В связи с тем, что для них в качестве доминирующего источника информации о полицейских является интернет, можно предположить, что любой образ, вне зависимости от своей позитивности/негативности, стереотипизирован и может считаться «мифическим».
1. Березутский Ю.В. Социальная кристаллизация ненормативности сознания молодежи // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 4. С. 208.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Новосибирск: АСТ, 2010. 811 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Новосибирск: АСТ, 2010. 811 с.
4. Гимпельсон В. Е., Монусова Г. А. Доверие полиции: межстрановый анализ: препринт WP3/2012/05 //Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. – 2012.
5. Денисенко С.Е. Образ российского полицейского в общественном сознании населения // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2;
6. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А. И. Дубнякова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55)
7. Ермолаев В.В. Динамика образа реформируемых органов внутренних дел у полицейских как критерий управления организационной культурой // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4;
8. Злоказов К.В. Особенности формирования образа сотрудника полиции: социально- психологическая модель и индикаторы оценки // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. № 2.
9. Капралова С. В. Механизмы формирования общественного мнения о деятельности полиции в современной России. – 2013.
10. Кобленков А.Ю., Логачев О.В. Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1;
11. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Макцентр, 1994. – 103 с
12. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Макцентр, 1994. – 103 с
13. Копцов С.В. Негативное отношение к сотрудникам полиции в общественном мнении: сущность, причины, направления противодействия проблеме // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4;
14. Мазаев Ю. Н., Яковлев О. В. Имидж полиции: понятия, специфика и технологии формирования //СОТИС-социальные технологии, исследования. – 2009. – №. 4. – С. 57-71.
15. Мазаев Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. 2004. № 2.
16. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Полиция и общество: быть или не быть социальному партнерству // Социологические исследования. 2017. № 4.
17. Мусатова С.А. Социально- психологические аспекты имиджа современного полицейского в России // Науковедение. 2014. № 2.
18. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля.
19. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008; Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2004.
20. Папакостас А. Становление цивилизованной публичной сферы: Недоверие, доверие и коррупция //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – №. 1 (131).
21. Пауков В.К. Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти // Акмеология. 2012. № 3;
22. Передня Д.Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 152
23. Передня Дмитрий Григорьевич, Фатхутдинов Р.Р. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-organov-vnutrennih-del-kak-sfera-primeneniya-sotsialnyh-tehnologiy (дата обращения: 31.10.2020).
24. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия: дис. ... к. социол. наук. Ростов-н/Д., 2005. С. 9.
25. Сёмик А.А. Имидж сотрудника полиции в условиях современной российской модернизации // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации. М., Чебоксары, 2012.
26. Ушакова О. В. Общественное мнение как основа формирования образа участкового уполномоченного полиции //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 11.
27. Ушакова О. В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края) //Хабаровск.–2015.
28. Ушакова О.В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края): автореф. дис. ... к. социол. наук. Хабаровск, 2016.
29. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Ин-т соц.-пол. исследований РАН, 1995. – 238 с.
30. Юдина Т.Н. и др. Общественная оценка деятельности полиции // Социологические исследования. 2017. № 4.
31. Bradford B. Policing and social identity: Procedural justice, inclusion and cooperation between police and public // Policing and society. 2014. Т. 24. № 1.
32. Murphy K., Hinds L., Fleming J. Encouraging public cooperation and support for police // Policing and Society. 2008. № 18.