Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ сотрудника полиции в представлениях студенческой молодежи России и Франции

Работа №113622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы120
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен сравнительный анализ на примере Москвы и Парижа.
Есть объемные приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи 11
§1.1 Содержание понятий «образ» и «представление» как социологических категорий 11
§1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению образа сотрудника полиции 19
Глава 2. Социологический анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа 28
§2.1 Сравнительный анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа 28
§2.2 Типология представлений студентов об образе сотрудника полиции 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение 1 – Программа исследования 69
Приложение 2 – Презентация 109



Российскому и французскому обществам регулярно становится известно об инцидентах, которые выставляют данную профессиональную группу не в лучшем свете. Среди них: дело Ивана Голунова, дело «27 июля», избиение темнокожего продюсера в Париже, неоправданные задержания на митингах, широкое и необоснованное использование пыток и специальных средств и другие случаи произвола полиции. Подобные новостные сообщения быстро распространяются, массово настраивая людей против сотрудников полиции. Это, в свою очередь, ведет к нарастанию недоверия к полиции и чувству незащищенности, препятствует обращению людей в полицию, и, как следствие, затрудняет охрану общественного порядка и раскрытие преступлений.
Таким образом, для каждого общества характерны определенные практики деятельности полиции. Если такие практики широко распространены и типичны для сотрудников полиции, то формируется устойчивый образ сотрудника полиции как типичного представителя, воплощающего особенности и характеристики всего социального института полиции.
Актуальность темы исследования – За последнее десятилетие МВД России активно проводит реформы, направленные на контроль и регулирование работы полиции, увеличение доверия граждан по отношению к ней. В частности, в Федеральном законе «О полиции» указывается, что «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» .
Таким образом, актуальность исследования обуславливается следующими положениями:
1. Образ сотрудника полиции отражает общественное мнение о полиции и предоставляет обратную связь для МВД в виде оценки деятельности сотрудников правоохранительных органов, позволяя выявить те слабые места, где необходимы изменения.
2. Ряды сотрудников полиции пополняются молодыми людьми. Следовательно, если в обществе сложился устойчивый негативный образ сотрудника полиции, а профессия полицейского не обладает престижностью, молодежь едва ли захочет поступать на службу в полицию. Нежелание идентифицировать себя с теми, кто воспринимается обществом с критикой и неприязнью и связывать свою жизнь с людьми, кто демонстрирует порицаемые обществом модели поведения, отрицательно скажется на желании работать в правоохранительных органах. И наоборот, сложившийся образ сотрудника полиции, представляющий собой образец нравственности и добродетели, для некоторых людей будет служить референтной группой и стимулировать их к поступлению на службу.
3. Сложившийся образ сотрудника полиции будет напрямую влиять на желание граждан сотрудничать с полицией, на готовность обращаться в полицию за помощью, тем самым препятствовать или способствовать раскрытию преступлений и охране порядка в обществе.
4. Устойчивые представления населения о неисполнении обязанностей сотрудниками полиции, о возможности решения проблем с полицией с помощью взяток, о самоличном нарушении законов сотрудниками полиции приводит к формированию определенного типа правосознания в обществе, для которого характерно пренебрежение законами, оправданность и безнаказанность их нарушения. Это, в свою очередь, ведет к разложению общества, еще большему росту коррупции и угрожает общественной безопасности.
Помимо этого, актуальность работы обуславливается необходимостью уточнения социологической сущности и содержания понятия «образ сотрудника полиции», разработки системы показателей для измерения и оценки данного феномена, выработке рекомендаций и путей улучшения данного образа в представлении граждан.
Степень научной разработанности изучаемой нами тематики может быть охарактеризована следующим образом.
Особенности работы правоохранительных органов, их восприятие гражданами рассматривали в своих работах такие отечественные и зарубежные ученые, как: Р. Кларк , Э. Хобсбаум , Ю, Чернер , СМ. Иншаков , О.В. Ведерникова . Подробный анализ функций, выполняемых правоохранительными органами в современном обществе представлен в трудах А.Д. Сафронова и Ю.Е. Аврутина .
К.В. Злоказов выделяет и раскрывает содержание трех компонентов восприятия образа сотрудника полиции: когнитивный, аффективный и поведенческий.
Проблема восприятия гражданами правоохранительных органов исследуется О.В. Ушаковой, С.Е. Денисенко, А.В. Сахно.
Образ полиции в представлениях современной молодежи стал предметом исследования Л.В. Карнаушенко, Э.А. Лебедева, И.В. Васильевой, Т.В. Белашиной, Н.С. Лемясовой. Д.Г. Передня на основе контент-анализа исследует образ полицейского, присутствующий в сознании современной молодежи России и США.
Можно говорить о том, что тематика образа сотрудника полиции находит интерес не только у социологов, но также изучается специалистами в области права, культурологами, киноведами и психологами. Тем более, что изначально оба термина «образ» и «представления» пришли из сферы психологии. База исследований по данной тематике в области социологии в основном представлена исследованиями, которые носят практический характер и не обладают специфической теоретической обоснованностью. Практический характер данных исследований обуславливается целью изучения процессов формирования образа (имиджа) и путей его корректировки. В то же время, малое внимание уделяется изучению самого содержания образа, изучению его структуры и разработке системы показателей, с помощью которых образ может быть изучен с позиций социологии.
Проблемная ситуация заключается в том, что как в современном российском, так и во французском обществах образ сотрудника полиции носит двусторонний характер. С одной стороны, граждане испытывают определенные ожидания относительно сотрудников полиции, имеют представления об их должном поведении, внешнем виде, отношении к своей работе, людям и к миру в целом. С другой стороны, характеристики, демонстрируемые сотрудниками полиции в их повседневной практике, не всегда соответствуют этим ожиданиям. Реальный образ сотрудника полиции, следовательно, отражает те распространенные практики поведения и иные характеристики, которые устойчивы и типичны для сотрудников полиции в конкретном государстве. Однако такой образ не может быть проинтерпретирован изолированно от представлений конкретного общества о должном и правильном состоянии объекта. То, что мылится как приемлемое в одном обществе, может считаться недопустимым и бесчеловечным в другом, равно как и то, что является важным и значимым во Франции, может не иметь никакой ценности в России.
Проблемой исследования выступает изучение характеристик, составляющих идеальный (каким он должен быть) и реальный (какой он есть) образ сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и Парижа.
Объект исследования – образ сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Предмет исследования – особенности образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Цель исследования – изучить особенности образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи Москвы и Парижа.
Для достижения цели необходимо решить следующий перечень задач:
1. Провести теоретический анализ понятий «образ» и «представление» и разработать авторское определение образа сотрудника полиции в представлении студенческой молодежи.
2. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению образа сотрудника полиции и разработать концептуальную модель объектно-предметной области исследования.
3. Осуществить сравнительный анализ образа сотрудника полиции в представлении студентов Москвы и студентов Парижа.
4. Разработать типологию представлений студентов Москвы и Парижа об образе сотрудника полиции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании мы исходили из идеи о том, что образ сотрудника полиции должен изучаться не во всех его объективных проявлениях, а отражать лишь те характеристики образа, которые, по мнению студентов, являются наиболее устойчивыми и типичными для полицейского и наиболее значимыми для его описания.
Мы выделили два уровня существования образа сотрудника полиции: идеальный и реальный. Идеальный образ отражает представления людей о том, каким должен быть идеальный сотрудник полиции. Реальный уровень отражает характеристики, которые люди приписывают сотрудникам полиции их страны, основываясь на личном опыте взаимодействия с ними, на опыте своего окружения, на обобщении впечатлений от сообщений о сотрудниках полиции в СМИ.
На первом этапе исследования мы собрали наиболее частые ответы на вопрос: «Опишите, пожалуйста, сотрудника полиции в России (Франции) несколькими прилагательными». Этот перечень характеристик, которые мы получили на открытый в фактически послужил разведывательным исследованием для последующего составления шкал семантического дифференциала.
Из их ответов мы заключили о негативной эмоциональной окрашенности представлений студентов обоих городов. Мы предполагали, что основным недостатком сотрудников полиции студенты Парижа считают жестокость, а Московские студенты – низкий уровень профессиональных знаний, однако эта гипотеза подтвердилась частично. В высказываниях москвичей действительно преобладали прилагательные, указывающие на низкую профессиональную компетентность данной профессиональной группы, среди: глупые, необразованные, необучаемые, некомпетентные, непрофессиональные, халатные, ленивые. Студенты Парижа чаще называли прилагательные, связанные с низкой моралью и нравственностью сотрудников полиции. Для них, жестокость – не основная жалоба, вместо этого основной оказалось неравное отношение к разным людям: «предвзятые, нетолерантные, невежливые, несправедливые, жестокие, лживые».
На втором этапе исследования на основании ответов, полученных на открытый вопрос, были разработаны шкалы-антонимы для семантического дифференциала. По шкалам семантического дифференциала, объединенным в 4 показателя (профессиональная компетентность, морально-нравственные качества, коммуникабельность и социально-демографические характеристики) опрошенным было предложено оценить: образ реального полицейского в России/Франции; образ идеального полицейского в России/Франции.
В результате нами были выделены общие и особенные характеристики, которыми студенты Москвы и Парижа наделяют идеального и реального сотрудника полиции.
В общем представлении студентов двух стран, идеальный сотрудник полиции – это образец морали и нравственности. Его коммуникабельность характеризуется тем, что он реагирует адекватно, действует неконфликтно и тактично, не прибегает к агрессии. Профессиональные качества таковы, что он добросовестно выполняет свою работу и помогает людям, как следствие ассоциируется с образом защитника и вызывает уважение.
Значимые различия в образе идеального сотрудника полиции у студентов двух стран были найдены по шкалам, характеризующим его коммуникативную составляющую: хотя и направленность оценок является одинаковой, для студентов Парижа значимо важнее, чтобы сотрудник полиции был общительным и разговорчивым.
Помимо этого, для московских студентов среди профессиональных качеств значимо важнее высокий уровень образования сотрудников полиции.
Также для них важны такие индивидуальные характеристики характеристики, как молодой возраст сотрудников и наличие у них семьи. Идеального сотрудника полиции они видят как человека славянской внешности, а студенты Парижа по данной шкале занимают оценку без направленности.
Для парижан особую роль в морально-нравственном облике полицейского играют наличие у него прогрессивных ценностей, таких, как толерантность и нестереотипность мышления.
Кроме этого, были обнаружены страновые особенности, которые мы склонны объяснять различным правосознанием студентов двух городов. У московских студентов уровень правосознания ниже (они более склонны считать, что нарушать законы оправданно). Это может объяснить и факт того, что они обладают более негативным восприятием сотрудников полиции, так и тот факт, что для них не настолько важно, как для парижских студентов, чтобы сотрудники полиции были неподкупными. Можно сделать вывод, что для них коррупция может рассматриваться с позиции выгоды и являться относительно приемлемым феноменом.
В общем представлении студентов, реальный полицейский – это человек, обладающий следующими индивидуальными характеристиками: славянская (европейская) внешность, средний возраст, имеет семью, со средним уровней заработной платы. Его коммуникативные качества сводятся к тому, что он разговорчив и общителен, но склонен к невежливому и даже неадекватному поведению в общении с людьми. Профессиональная компетентность ограничена тем, что он имеет неудовлетворительные профессиональные знания, труслив, невнимателен и неорганизован.
Различия состоят в том, что студенты Москвы оценивали образ реального сотрудника полиции по шкалам как правило ниже, чем студенты Парижа. В частности, парижане позитивнее, чем москвичи оценивают профессиональную компетентность сотрудника полиции: и его отношение к своей работе, и эффективность его работы.
Для студентов Москвы, сотрудники полиции имеет следующий морально-нравственный облик: это образец аморальности и безнравственности. Для парижан сотрудник полиции хотя и не представляет собой образец морали и нравственности, его морально-нравственные качества оцениваются ими удовлетворительно, за исключением того, что парижанам сотрудники полиции видятся нетерпимыми и предвзятым.
Поскольку социально-демографические характеристики реального образа сотрудника полиции совпадают, мы подтвердили первую часть основной гипотезы, но в рамках других показателей были выявлены как различия, так и сходства. Наибольшие расхождение наблюдались по шкалам, касающимся морально-нравственного облика и профессиональной компетенции, но не коммуникабельности. Так, вторая часть основной гипотезы подтверждается частично.
Результатом исследования стала типология представлений студентов об образе сотрудника полиции. Нами было выделено три типа представлений: позитивные, нейтральные и негативные. Основанием для выделения типов представлений послужили степень соответствия образа реального сотрудника полиции идеальному, ценностная и социальная близость, уровень доверия к сотрудникам полиции.
В Москве самым распространенным типом представлений оказался негативный, в Париже – позитивный. Это подтвердило нашу четвертую дополнительную гипотезу о распространенности типов.
Также мы выявили особенности представлений студентов об образе сотрудника полиции мы выделили в зависимости от таких показателей, как пол респондентов, их опыт общения с сотрудниками полиции (его наличие и субъективная оценка этого опыта), а также источники, из которых студенты получают информацию о сотрудниках полиции и их деятельности:
Во-первых, женщины склонны иметь позитивные представления об образе сотрудника полиции (они более лояльны по отношению к полицейским, и это характерно для обоих городов)
Во-вторых, негативные представления студентов Парижа частично объясняются своей «мифической» природой, частично негативным опытом взаимодействия с полицейскими. Иными словами, те студенты, которые имеют негативные представления о полицейских, зачастую формируют их либо на основании негативной информации, полученной из интернета, либо вследствие имевшегося у них негативного опыта общения с сотрудниками полиции.
В-третьих, если у студентов Франции доминирующая оценка опыта общения с сотрудниками полиции как правило совпадает с типом представлений, то есть, определенный тип представлений можно объяснить соответствующим опытом общения с полицейскими, то у студентов Москвы все не так однозначно. Хотя для Москвичей характерна такая ситуация, что чем негативнее оценивается этот опыт, тем негативнее представления о сотрудниках полиции, преобладающей оценкой опыта является нейтральная оценка. В связи с тем, что для них в качестве доминирующего источника информации о полицейских является интернет, можно предположить, что любой образ, вне зависимости от своей позитивности/негативности, стереотипизирован и может считаться «мифическим».



1. Березутский Ю.В. Социальная кристаллизация ненормативности сознания молодежи // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 4. С. 208.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Новосибирск: АСТ, 2010. 811 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Новосибирск: АСТ, 2010. 811 с.
4. Гимпельсон В. Е., Монусова Г. А. Доверие полиции: межстрановый анализ: препринт WP3/2012/05 //Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. – 2012.
5. Денисенко С.Е. Образ российского полицейского в общественном сознании населения // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2;
6. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А. И. Дубнякова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55)
7. Ермолаев В.В. Динамика образа реформируемых органов внутренних дел у полицейских как критерий управления организационной культурой // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4;
8. Злоказов К.В. Особенности формирования образа сотрудника полиции: социально- психологическая модель и индикаторы оценки // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. № 2.
9. Капралова С. В. Механизмы формирования общественного мнения о деятельности полиции в современной России. – 2013.
10. Кобленков А.Ю., Логачев О.В. Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1;
11. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Макцентр, 1994. – 103 с
12. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Макцентр, 1994. – 103 с
13. Копцов С.В. Негативное отношение к сотрудникам полиции в общественном мнении: сущность, причины, направления противодействия проблеме // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4;
14. Мазаев Ю. Н., Яковлев О. В. Имидж полиции: понятия, специфика и технологии формирования //СОТИС-социальные технологии, исследования. – 2009. – №. 4. – С. 57-71.
15. Мазаев Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. 2004. № 2.
16. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Полиция и общество: быть или не быть социальному партнерству // Социологические исследования. 2017. № 4.
17. Мусатова С.А. Социально- психологические аспекты имиджа современного полицейского в России // Науковедение. 2014. № 2.
18. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля.
19. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008; Образы власти в постсоветской России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2004.
20. Папакостас А. Становление цивилизованной публичной сферы: Недоверие, доверие и коррупция //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – №. 1 (131).
21. Пауков В.К. Общественное мнение и имидж сотрудников правоохранительных органов власти // Акмеология. 2012. № 3;
22. Передня Д.Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 152
23. Передня Дмитрий Григорьевич, Фатхутдинов Р.Р. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-organov-vnutrennih-del-kak-sfera-primeneniya-sotsialnyh-tehnologiy (дата обращения: 31.10.2020).
24. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия: дис. ... к. социол. наук. Ростов-н/Д., 2005. С. 9.
25. Сёмик А.А. Имидж сотрудника полиции в условиях современной российской модернизации // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации. М., Чебоксары, 2012.
26. Ушакова О. В. Общественное мнение как основа формирования образа участкового уполномоченного полиции //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 11.
27. Ушакова О. В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края) //Хабаровск.–2015.
28. Ушакова О.В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края): автореф. дис. ... к. социол. наук. Хабаровск, 2016.
29. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Ин-т соц.-пол. исследований РАН, 1995. – 238 с.
30. Юдина Т.Н. и др. Общественная оценка деятельности полиции // Социологические исследования. 2017. № 4.
31. Bradford B. Policing and social identity: Procedural justice, inclusion and cooperation between police and public // Policing and society. 2014. Т. 24. № 1.
32. Murphy K., Hinds L., Fleming J. Encouraging public cooperation and support for police // Policing and Society. 2008. № 18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ