Введение
Глава 1. Историко-правовая характеристика экстремистской деятельности
1.1.История развития уголовной ответственности за преступления
экстремистской направленности
1.2.Понятие экстремизма: уголовно-правовой и политический аспект
1.3.Классификация и виды преступлений экстремистской
направленности
Глава 2. Правовая характеристика юридических составов преступлений экстремистской направленности
2.1.Признаки объекта и объективной стороны преступлений
экстремистской направленности
2.2.Субъект и признаки субъективной стороны преступлений
экстремистской направленности
Глава 3. Проблемы квалификации преступлений экстремистской направленности
3.1.Отграничение преступлений экстремистской направленности
от смежных составов преступлений
3.2.Дифференциация уголовной ответственности за экстремизм
Заключение
Список используемых источников
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных государств, в котором проживает более 180 этнических общностей, обладающих уникальными особенностями традиционной материальной, социо-нормативной и духовной культуры, представляющих все мировые религии. На протяжении нескольких столетий именно на территории России происходило формирование большой части народов. И это, несомненно, отразилось на развитии отечественной государственности. Между тем в последнее время наблюдается рост межэтнических и межконфессиональных конфликтов не только в России, но и во многих странах мира. Став открытой, благодаря процессам интеграции, наша страна стала и более восприимчивой к мировым тенденциям, как к положительным, так и к негативным. Среди последних, к сожалению, доминируют экстремистские настроения. Все чаще предпринимаются попытки внести разлад в сложившееся этно-конфессиональное согласие в российском обществе.
Экстремистские преступления - это те преступления, которые обязательно имеют своего заказчика в виде лиц, организаций, структур, которые участвуют в борьбе за власть. Цель экстремистского преступления направлена на захват власти, ее дестабилизацию, осуществление которого происходит неконституционными и неправовыми методами. С этой точки зрения от экстремизма до терроризма может едва улавливаемая грань.
В настоящее время на постсоветском пространстве существует проблема исламского экстремизма. Распространение религиозного экстремизма идет от Северного Кавказа, через трудовых мигрантов из Центральной Азии. Дагестан часто появляется в сводках о пресечении экстремистской деятельности, как отдельных субъектов, так и групп. Существует проблема джихадистской пропаганды, под влияние которой попадают трудовые мигранты, сталкивающиеся на территории проживания с коррупцией и ксенофобией. В целом, социальную базу экстремизма 3
составляют как маргинальные слои, так и представители националистических религиозных движений, недовольных существующей политической реальностью.
Также стоит сказать о проблемах практики применения экстремистского законодательства, особенно в части применения статьи 282 УК предусматривающей ответственность за деяние, совершенное с помощью сети Интернет. Показательно, что, если в 2007 году из 28 приговоров только три были связаны с высказываниями в Интернете, то в 2012 году - пропорция существенно изменилась: 194 дел из 232 были связаны с высказываниями в Сети.
Проблема государственной политики состоит в поиске баланса между свободой слова и охраной достоинства личности от нападок на основе расовой, национальной, религиозной принадлежности. Применение достаточно молодого антиэкстремистского законодательства привело к многочисленным преследованиям за неэтичные, неосторожные, но не опасные высказывания.
На данный момент Европейский суд коммуницировал 12 дел, в которых оспаривается применение антиэкстремистского законодательства. В частности, в деле «Сухов против Российской Федерации»[ Коммуникация от 18 ноября 2012 г. по делу «Сухов против Российской Федерации» (Communicated case Sukhov v. Russia, application No. 78116/12 18 October 2013).] священника обвинили в том, что он разжигал религиозную ненависть, повесив плакат «Православие или смерть». В деле «Новороссийский комитет по правам человека и другие против Российской Федерации» заявитель подвергся преследованию за высказывание «Свободу не дают, ее берут»[ Коммуникация от 7 ноября 2016 г. по делу «Новороссийский комитет по правам человека и другие против Российской Федерации» (Communicated case NCHR and Others v. Russia, application No. 16435/10, 44561/11, 7 November 2016).]. В коммуницированном деле «Терентьев против Российской Федерации» заявитель был признан разжигающим рознь по отношению к социальной группе «полицейские» за то, что на страницах в соцсетях призывал сжигать в печах нечестных полицейских1.
Таким образом, основной проблемой российского антиэкстремистского законодательства многие исследователи называют его расплывчатость2.
Экстремистская деятельность наряду с терроризмом представляют собой особо опасные преступления с исключительной общественной опасностью. Их отличают множественность мотивов, и появление новых способов осуществления экстремистской деятельности. Одной из социальнополитических проблем общества является экстремистское поведение молодежи. Особую негативную роль играют социальные сети, через которую вербуют молодых людей в экстремистские сообщества. Совершить преступление можно просто разместив противозаконный пост на своей странице в сети.
Количество преступлений террористической направленности в России в прошлом году заметно сократилось, а количество экстремистских преступлений продолжило расти. «На территории Российской Федерации снизилось на 16% количество преступлений террористического характера. Возросло на 4,9% число преступлений экстремистской направленности»3. В 2017 году в РФ зарегистрировано 1 тыс. 871 преступление террористического характера и 1 тыс. 521 - экстремистской направленности. Последние пять лет, в том числе за счет появления новых статей УК о преступлениях террористической и экстремистской направленности, их число росло (террористической направленности - с 661 в 2013 году до 2 тыс. 227 в 2016 году, экстремистской - с 898 в 2013 до 1 тыс. 450 в 2016 году). Больше половины таких преступлений выявляет полиция (в 2017 году - 1 тыс. 082 террористических и 909 экстремистских) и ФСБ (в 2017 году - 741
1Коммуникация от 7 января 2016 г. по делу «Терентьев против Российской Федерации» (Communicated case Terentyev v. Russia, application No. 10692/09, 7 January 2016).
2Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian Yearbook of the European Convention on Human Rights) / М.В. Агальцова, Т.К. Андреева, Е.Е. Баглаева и др. М.: Развитие правовых систем, 2018. Вып. 4: Роль прецедента в толковании Европейской конвенции по правам человека.- 672 с.
3Сборник Генпрокуратуры «Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года». [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/politika/4915767
террористическое и 489 экстремистских). Всего за 2018 год Следственный комитет направил в суды 504 уголовных дела об экстремизме и 116 уголовных дел о терроризме.
Стоит сказать, что для целей борьбы с экстремистской деятельностью правоохранительными органами пока не в полной мере используются все уголовно-правовые инструменты и методы. В судебной практике встречаются ошибки квалификации данной категории преступлений, которые в дальнейшем не находят глубокого анализа на федеральном уровне. Есть проблемы с оценкой преступного поведения вследствие несовершенной конструкции соответствующих уголовно-правовых норм. В научной литературе также существует множество подходов к формулировке понятия экстремистских преступлений, и нет единой классификации деяний.
Все перечисленное обуславливает актуальность данной темы исследования диссертационной работы.
Целью диссертационного исследования является комплексный теоретико-практический анализ проблем уголовной ответственности за экстремистскую деятельность по УК РФ, как за преступления, разрушающие основы конституционного строя.
Объектом данного исследования являются правоотношения и проблемы, возникающие при реализации норм уголовной ответственности за экстремистскую деятельность по УК РФ.
Предметом исследования являются научные категории понимания терминов «экстремизм», «экстремистская деятельность», «преступления экстремистской направленности», как устоявшиеся, так и заново сформулированные; а также нормы российского уголовного законодательства, конституционного и административного права, нормы международного права в сфере противодействия преступлениям экстремистской направленности.
Задачами данного исследования является:
-рассмотрение истории развития уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности;
-проведение анализа понятия «экстремизм», рассмотрение его уголовно-правового и политического аспектов;
-выявление классификации и видов преступлений экстремистской направленности;
-изучение признаков объекта и объективной стороны преступлений экстремистской направленности;
-установление субъекта и признаков субъективной стороны преступлений экстремистской направленности;
-рассмотрение проблемы отграничения преступлений экстремистской направленности от смежных составов преступлений;
-выяснение вопроса дифференциации уголовной ответственности за экстремизм.
Новизна исследования состоит в разработке дефиниции «экстремизм», обоснована необходимость ее закрепления в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». На основе анализа элементов составов преступлений с использованием сети Интернет автором исследованы и предложены юридические инструменты для повышения качества уголовного законодательства.
Использование метода формальной логики позволило провести анализ и дать описание понятия экстремизма, с точки зрения его уголовноправового, политического и социального аспекта в Российской Федерации.
При помощи методов анализа и синтеза были проанализированы юридические составы, входящих в группу преступлений экстремистской направленности, выявлены квалифицирующие признаки данных деяний.
Использование исторического метода проявилось при рассмотрении истоков и развития законодательства России об ответственности за экстремистские преступления. При написании работы также нашли применение формально-юридический, сравнительно-правовой и др. методы.
Теоретическая, научная, практическая значимость исследования. Автором предлагается новое понятие экстремизма, предложения для включения в законодательство формулировок терминов вражда, социальная группа. Предложенные автором пути по изменению (совершенствованию) норм уголовного законодательства, включая и текст Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях экстремистской направленности» демонстрирует практическую значимость данного исследования. Также предложения автора могут быть использованы для унификации законодательных норм, при изучении учебных курсов по уголовному праву и криминологии, а также в перспективном исследовании проблем экстремизма в научно-исследовательской деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы правоприменительной практики по данной теме. Изучением вопросов появления, распространения и противодействия экстремизму занимаются представители органов государственной власти, ученые, общественные и религиозные деятели, журналисты.
Научное исследование проблем экстремизма происходит как на общем уголовном, криминологическом уровне, так и в отношении его видов: политического, молодежного, межнационального и т.д., а также в отношении отдельных преступлений экстремистской направленности. Среди авторов, занимающихся аспектом уголовной ответственности за экстремистскую деятельность можно назвать, таких как: Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, Н.Г. Иванов, В.В. Лунеев, В.И. Ткаченко, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, A.C. Горелик, А.П. Русаков, А.Г. Хлебушкин и др.
Экстремизм с философско-социальной точки зрения рассматривали В.Н. Томалинцев, А.С. Сергеев, А.А. Козлова, Лазарев Д.А., И.В. Полонец, Г.Ф. Шафранов-Куцев, Е.Р. Кучерявая и др.
Анализу проблем экстремизма молодежи посвящены работы Р.И. Тимофеевой, Е.А. Голубевой, Т.В. Шавкунова, Г.Ю. Черкасова, С.В. Бондаренко, Л.В. Погосян.
О противодействии религиозно-политическому экстремизму и вопросах соотношения экстремизма с его крайними проявлениями (терроризмом, радикализмом, политическими преступлениями) писали авторы: В.А. Шишков, М.И. Лабунц, М.Х. Абдулаев, В.В. Витюк, И.Л. Морозов, В.Н. Давыдов, А.А. Слинько, К.М. Ханбабаев, А.П. Ярков, А.В. Федоров, А.П. Яланский, Р.А. Кобицкой, А.В. Перепелицын и другие.
Научную базу данного исследования составили труды таких авторов, как: А.И. Рарог, А.П. Рыжаков, С.А. Воронцов, А.В. Гриненко, Н.В. Голубых, О.В. Шатаева, А.С. Мошкин, Ю.В. Сергеев, О.А. Андреева, А.А. Лапин, В.А. Авдеев, А.Ю. Алаторцев, Р.В. Кулешов, В.И. Крупницкая, И.В. Розумань и др.
Нормативная база данного исследования включает в себя международные нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство, регламентирующее соответствующие сферы противодействия экстремизму, а также постановления и определения Конституционного суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ.
На защиту выносятся следующие положения.
1.Делается вывод о необходимости оформления понятийного аппарата, предлагается понимать экстремизм как антиобщественное социальнополитическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное, идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально-политических отношениях.
2.Предлагается установить ограниченный перечень преступлений экстремистской направленности. Критерием для формирования данного перечня должен быть четко определенный объект и мотив посягательства.
3.Предлагается теоретическое обоснование признавать в качестве основного непосредственного объекта составов преступлений по ст. 280, 282, 282.1 общественные отношения, обеспечивающие безопасность конституционного строя от внутренних и внешних угроз посредством реализации антиэкстремистского законодательства, возникающих при создании сообществ, организаций или объединений, непосредственная деятельность которых направлена на разжигание политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также участие в них.
4.Вносится предложение об изменении конструкции ст. 213 УК РФ путем перенесения п. б) ч. 1 «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» из основного состава деяния хулиганства, во вторую часть для придания этому признаку квалифицирующего статуса. Обоснование: несоответствие содержания ч. 1 ст. 213 УК положениям ст. 63 УК РФ, закрепляющей отягчающие вину признаки, так как согласно ч. 1 ст. 63 «экстремистский» мотив относится к признаку, отягчающему вину.
Многочисленные виды экстремизма, выделяемые как на нормативном уровне, так и в науке, чаще всего основанные на мотивации преступного поведения, не охватывают в полном объеме проявление экстремизма, что дает нам основание предположить возможным появление новых его разновидностей, в процессе активной трансформации рассматриваемого социально-правового явления.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором написана и опубликована статья в международном научном журнале «Молодой ученый» (№ 46 (232), ноябрь 2018 г.) «Проблемы уголовной ответственности за информационный экстремизм»[ https://moluch.ru/archive/232/53765]. Свидетельство № 02320093846.
Структура дипломного исследования обусловлена поставленной целью и задачами и включает в себя введение, три главы, разделенные на семь параграфов, заключение, список использованных источников.
Проведенное комплексное исследование актуальных проблем уголовной ответственности за экстремистскую деятельность позволило сделать следующие выводы.
□экстремизм как социально-правовое и политико-правовое явление имеет давние исторические корни. В истории российской государственности в становлении системы ответственности за преступления, ставшие прообразом современных деяний экстремистской направленности, выделяются древнерусский период (до XIV вв.), московский (до конца XVII вв.), петровский (начало XVIII вв.), имперский (до начала XX вв.) периоды. Исторический обзор источников показал, что изменение законодательства об ответственности за деяния против основ государственного устройства имеет тенденцию на усиление наказания. На дальнейшее формирование ответственности за данные деяния оказали влияние исторические события (смена власти) 1917 года. На выработку мер уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности последней четверти XX века, влияние оказали изменения государства и общества, развал Советского Союза, принятие новой Конституции, процессы интеграции в международное сообщество. Новые экстремистские угрозы обусловили появление новых составов преступлений в УК РФ.
Исследователями выделяется множество разновидностей экстремизма: молодежный, расово-этнический, религиозный, криминально-политический; также есть термины «левый» и «правый» экстремизм. Данное явление может быть не только криминализированным деянием, но и поощряемым государством (в особых рамках). Научных определений экстремизма имеется большое количество, а также в научно-правовой литературе иногда наблюдается смешение понятий экстремизма и экстремистской деятельности. Экстремизм следует понимать как приверженность системе взглядов или идей, базирующихся на расовой, национальной или политической вражде. Экстремистская деятельность - это реализация в форме противоправных деяний, названных воззрений, идей, концепций.
Сущностными признаками экстремизма являются: отрицание
инакомыслия, идеологическое обоснование методов насилия при достижении свои целей, нетерпимость иных политических, экономических взглядов, жесткое эмоциональное воздействие при осуществлении пропаганды экстремистских идей и др.
Вопрос о классификации преступлений экстремистской
направленности продолжает оставаться открытым. Предлагается следующая развернутая классификация:
-в зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов преступлений. Особенностью данной группы преступлений выступает то, что правонарушения разграничиваются между собой по родовому признаку, а экстремистские действия выступают по отношению к ним как дополнительное отягчающее обстоятельство. Преступления данной группы имеет общий объект - основы конституционного строя и безопасность государства, но эти преступления не являются однородными.
-в зависимости от формы проявления преступления, посягающего на основы конституционного строя и безопасности государства. Здесь находятся преступные деяния, совершенные лицом и не связанные с деятельностью организации; преступные деяния, связанные с деятельностью группы лиц (организации); преступления, совершенные с использованием служебного положения.
По результатам рассмотрения юридических составов экстремистских преступлений отмечено, что объектами посягательства экстремизма являются общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования конституционного строя, сохранения мира и безопасности человечества, а также права и свободы человека. Защите подлежит гражданский мир и согласие, сохранение и соблюдение межнационального и межконфессионального равновесия в обществе.
Субъективная сторона экстремистских преступлений характеризуется, всегда без исключения, прямым умыслом. Независимо о наступления последствий, окончанием преступления признается с того момента, как будут совершены противозаконные действия (устные, письменные призывы, выражение ненависти и вражды, произведение унижающих действий и т.д.). Мотивы, характеризующие экстремистскую деятельность (политическая, религиозная, национальная вражда и др.), являются обстоятельствами, отягчающим наказание виновного при совершении преступлений общей части УК РФ.
По проблемам квалификации рассматриваемых преступлений отмечено, что при отграничении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, особенно в части совершения действий, направленных на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, полагаем, что могут быть учтены такие признаки, как публичность, направленность действий на лицо или группу лиц, которые как индивидуально определенные личности не значимы для виновного, а избраны в рамках объекта посягательства по признаку их принадлежности к определенной расе, национальности, полу, языку, происхождению, отношению к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, а также правильное установление в каждом конкретном случае намерений лица, умысла и цели, их направленности, времени возникновения и обстоятельств реализации, место, способ, обстановку и обстоятельства совершения преступления, предшествующее поведение лиц, ранее высказываемые ими фразы, совершение действий, высказываний в присутствии посторонних и т. п.
Соответственно, при существующей законодательной формулировке рассмотренных преступлений экстремистской направленности большое значение приобретает системное квалифицированное применение уголовного закона, а также его профессиональное толкование.
Дифференциация уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности отражает волю законодателя к усилению наказания за данные деяния. Это проявляется, например, в увеличении высших пределов назначения наказания в виде лишения свободы. Некоторое смешение квалифицированных и привилегированных составов преступлений экстремистской направленности, полагаю, происходит из-за недостаточной и своевременной методологической проработки той или иной нормы статьи, особенно это касается нор, принятых позднее. Проведение теоретического анализа конструкции норм, регулирующих ответственность за рассматриваемое деяние, должно способствовать выработке верной системы внесения дополнения и поправок в УК РФ, и в дальнейшем содействовать практическим целям уголовного права.
Внесенные недавно изменения в нормативное законодательство об ответственности за преступления экстремистской направленности несомненно свидетельствуют о том, что законодатель стремиться улучшить ряд статей УК РФ, однако, ряд вопросов, по прежнему остался нерешенным.
Необходимо провести научно-теоретическую разработку необходимой терминологии, так часто используемой в контексте «преступлений экстремистской направленности», а точнее дать нормативные понятия категориям «экстремизм», «социальная группа», «вражда», «ненависть». Данные понятия предлагается сформулировать в Постановлении пленума ВС РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», путем внесения изменений. Кроме того, необходимо установить ограниченный перечень преступлений экстремистской направленности, критерием для формирования данного списка должен быть четко определенный объект и мотив посягательства.
Решение проблем дифференциации уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности в теории права стоит решать путем выработки единых методологических подходов к проблеме, в сфере правоприменения, учитывая действующие давно и принятые вновь в дополнение нормы, разъяснения и толкования стоит искать в Постановлении Пленума ВС РФ, которые должны своевременно даваться в виде новых изменений текста Пленума, чтобы обеспечивать единообразное применение норм Уголовного закона в целях справедливого разбирательства по возбуждаемым делам.
В целом актуальной остается комплексная оптимизация антиэкстремистского законодательства. Думается, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности дальнейшего
совершенствования требует законодательная формула регламентации составов преступлений, связанных с проявлениями религиозного радикализма, национализма, сепаратизма и иных форм экстремизма. Немаловажное значение приобретает разработка уголовно-правовых, общих и индивидуальных предупредительных мер по нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, локализации участия российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом.
Автором делается вывод о необходимости оформления понятийного аппарата, предлагается понимать экстремизм как антиобщественное социально-политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное, идеологически мотивированное
использование крайних форм и методов в социально-политических отношениях.
Предлагается установить ограниченный перечень преступлений экстремистской направленности. Критерием для формирования данного перечня должен быть четко определенный объект и мотив посягательства.
Предлагается теоретическое обоснование признавать в качестве основного непосредственного объекта составов преступлений по ст. 280, 282, 282.1 общественные отношения, обеспечивающие безопасность конституционного строя от внутренних и внешних угроз посредством реализации антиэкстремистского законодательства, возникающих при создании сообществ, организаций или объединений, непосредственная деятельность которых направлена на разжигание политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также участие в них.
Вносится предложение об изменении конструкции ст. 213 УК РФ путем перенесения п. б) ч. 1 «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» из основного состава деяния хулиганства, во вторую часть для придания этому признаку квалифицирующего статуса. Обоснование: несоответствие содержания ч. 1 ст. 213 УК положениям ст. 63 УК РФ, закрепляющей отягчающие вину признаки, так как согласно ч. 1 ст. 63 «экстремистский» мотив относится к признаку, отягчающему вину.
1.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
6.Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О
противодействии экстремистской деятельности» // Собрание
законодательства РФ. 2002.№ 30. Ст. 3031.
7.Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.
8.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4008.
9.Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3209.
10.Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2016. 2016. № 28. Ст. 4559.
11.Федеральный закон от 27.12.2018 № 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8445.
12.Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
13.Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. № 198.
14.Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // СПС «КонсультантПлюс».
15.Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591. Утратил силу...