Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы населения 7
1.1 Понятие «двигательные способности» и его классификация 7
1.2 Физиологические основы формирования двигательных навыков 11
1.3 Формирование двигательных навыков 15
1.4 Физиологическое обоснование принципов обучения 17
1.5 Особенности развития двигательных способностей у детей 19
1.6 Рекреационно-оздоровительный лыжный городок «Ski-cross
kids» и занятия на лыжах с детьми 21
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 26
2.1 Задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования 31
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1 Организационно-методические особенности проведения занятий
с детьми 4-7 лет на рекреационно-оздоровительном лыжном городке «Ski-cross kids» 34
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 38
Заключение 52
Список используемой литературы 56
Приложение А Игры на лыжах 60
Приложение Б Оборудование детского лыжного городка «Ski-cross kids» 63
Приложение В Результаты тестирования групп 64
Актуальность исследования. Лыжный спорт - это один из самых популярных и доступных для детей зимних видов спорта. Ходьба на лыжах укрепляет здоровье, развивает детей физически, закаляет, развивает координацию, умение владеть собственным телом. У детей гармонично укрепляется мышечный корсет. Свежий воздух благотворно влияет на дыхательную систему. При регулярных занятиях укрепляются сердечно-сосудистая и нервная системы. Разнообразные упражнения, интересные задачи делают занятия очень интересными для дошкольников.
Каждый ребенок с детства должен заниматься спортом для крепкого здоровья. А если занятия проходят увлекательно, то такие занятия несут двойную пользу.
Дети, которые начали заниматься лыжным спортом с дошкольного возраста, имеют крепкий иммунитет, менее подвержены простудным заболеваниям, хорошо развиты физически и активны. Воспитываются и морально-волевые качества, такие как целеустремленность, смелость и решительность, дисциплинированность, чувства взаимопомощи, поддержки и командной дружбы.
При передвижении на лыжах у детей формируются двигательные навыки и умения. При правильном обучении дошкольники сравнительно легко овладевают базовой лыжной техникой передвижения. Поэтому следует начинать привлекать детей к занятиям на лыжах с дошкольного возраста. Создать интерес к занятиям лыжным спортом можно с помощью лыжного городка «Ski-cross kids», где ребята смогут осваивать базовые элементы лыжного хода.
Дети с большим интересом проходят по снежным горкам с различным рельефом, выполняют простые и сложные упражнения, бегают мини-эстафеты и веселые старты, стреляют снежками по мишеням. Активно применяются при оформлении занятия цветная яркая разметка, крупные фигуры олимпийских животных, декорирование площадки, световые украшения (гирлянды) для создания ощущения постоянного праздника. Положительные эмоции закрепляются, и ребенок легче воспринимает физическую нагрузку. Он становится увлечен происходящим вокруг и не замечает усталости.
Теоретическая база. С ростом интереса людей к состоянию здоровья возросла актуальность способов его укрепления, в том числе и в дошкольном возрасте. В. Б. Иссурин и В. И. Лях рассматривают развитие двигательных и координационных навыков в своих работах «Координационные способности спортсменов», «Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов», а также В. И. Лях описывает теорию в работе «Развитие координационных способностей у дошкольников». Многие другие ученые-писатели рассказывают о том, как привлечь с детей к занятиям лыжами в дошкольном возрасте, среди них З. Ф. Аксенова, Д. Е. Баянкина, А. Д. Викулов, М. П. Голощекина и другие. На важность лыжных занятий с детьми обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина, Е. Г. Леви-Гориневская и многие другие.
Была создана экспериментальная инновационная площадка в России, которая называется «Стань чемпионом». Там дети двухлетнего возраста занимаются на лыжах. Уже в восьми регионах работают эти площадки. Выявление наших звёздочек также относится и к базовой пирамиде развития лыжного спорта. Проект реализован в ХМАО-Югре, г. Ханты-Мансийске в ноябре 2018 года на биатлонном комплексе имени А. В. Филиппенко.
Вариация детской рекреационной лыжно-биатлонной площадки была представлена на Всероссийском форуме и выставке «Живу спортом» в Москве в Гостином дворе в 2021 году.
Проблема исследования. Как улучшить процесс развития двигательных способностей дошкольников.
Цель исследования: изучение влияния занятий на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross kids» на двигательные способности детей 4 - 7 лет.
Объект исследования: рабочая программа по лыжным гонкам для детей 4 - 7 лет на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross kids».
Предмет исследования: программа, направленная на развитие двигательных способностей детей 4-7 лет на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross kids».
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
- разработать и внедрить рабочую программу занятий с детьми 4 - 7 лет на рекреационно-оздоровительном лыжном городке «Ski-cross kids» с ноября 2020 года по конец апреля 2021 года;
- определить эффективность занятий на развитие двигательных способностей детей 4 - 7 лет на рекреационно-оздоровительном лыжном городке.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия детей 4 - 7 лет на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross kids» улучшают развитие двигательных способностей.
Теоретическая значимость исследования. Обоснование эффективности развития двигательных способностей при занятиях детей 4 - 7 лет на базе лыжного городка.
Практическая значимость исследования. Разработка рекомендаций по ведению занятий на лыжном городке детей 4 - 7 лет для специалистов по физической культуре и спорту.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 9 таблиц, 8 рисунков, 3 приложения. Список используемой литературы включает в себя 38 источников. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Подводя итоги по проделанной работе можно сделать вывод, что начинать развитие двигательных способностей детей следует с дошкольного возраста, как с целью последующих профессиональных занятий спортом, так и для укрепления здоровья и развития организма.
Использование рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross kids» показало свою эффективность на практике. Это был очень яркий и показательный опыт. Новизна проекта привлекает внимание детей и взрослых, воспитанникам нравится заниматься на украшенном городке, проходит продуктивное развитие физических качеств.
Занятия на лыжном городке позволяют быстро и качественно освоить базовые технические элементы, научить ребенка хорошо владеть лыжами на спусках, поворотах и при прохождении препятствий. Заложенные за время занятий двигательные умения и навыки складываются в двигательный опыт и позволяют будущим лыжникам легче освоить сложную технику.
Занятия на лыжах создают условия для организованного и рационального расхода физической энергии с учетом возрастных особенностей детей. Правильно подобранная методика и организация тренировочного процесса позволяют ребенку сравнительно легко овладеть лыжными умениями и навыками, обеспечивают хорошую психологическую подготовку ребенка к преодолению трудностей в жизни.
Занятия детей 4 - 7 лет на рекреационно-оздоровительном лыжном городке «Ski-cross kids» улучшают развитие двигательных способностей.
Мы составили рекомендации для развития двигательных способностей юных лыжников через детский лыжный городок «Ski-cross kids»:
а) занятия должны проводиться с учетом физического развития и физической подготовленности детей, их возраста;
б) в ходе эксперимента было отмечено, что желательно разделять группы по следующим возрастам:
1) 3 - 4 года, с помощью родителей - основной задачей является ходьба на лыжах, прогулка;
2) 5 - 6 лет, по возможности самостоятельно без помощи родителей;
3) 7 - 8 лет, без родителей, школьники;
в) занятия должны быть эмоционально насыщенными и содействовать гармоничному развитию ребенка;
г) начинать обучение следует с развития чувств лыж и снега, изучения базовых упражнений, обучению правильному падению, вставанию, прохождению поворотов, подъемов и спусков. Дальше можно переходить к более сложным элементам лыжной техники и применять их при прохождении лыжного городка;
д) на тренировках важен питьевой режим. Дети должны брать с собой питье;
е) можно применять соревнования в тренировочном плане для мотивирования детей и повышения интереса к своим результатам, предпочтение отдавать веселым стартам и эстафетам. Командные забеги сближают коллектив и формируют дружную команду;
ж) необходимо проводить с детьми инструктаж по технике безопасности и по правилам соревнований;
и) освоение детьми скользящего лыжного шага как умения является показателем успешности обучения дошкольного - младшего школьного возраста;
к) следует максимально проявлять терпение к каждому ребенку, объяснять непонятные для него моменты, давать самому подумать над способами выполнения задания;
л) позитивным итогом работы и дальнейшего продвижения идеи развития двигательных способностей детей дошкольного возраста с помощью лыжного городка «Ski-cross kids» станет включение в программу подготовки по «Лыжным гонкам» данного этапа и всероссийское распространение инновационного опыта работы. Мы считаем, что развитие данной идеи не только повысит уровень здоровья и физической подготовленности детей, но и станет толчком в развитии профессионального лыжного спорта.
В заключение проделанной работы мы сделали следующие выводы:
- методика развития двигательных способностей юных лыжников через рекреационно-оздоровительный лыжный городок «Ski-cross kids» показала свою эффективность по результатам педагогического эксперимента. Экспериментальная группа в конце эксперимента показала значимые изменения в результатах тестирования;
- применение игровых форм занятий увеличивает интерес детей к лыжам. Занятия проходят интересно, за счет чего дети меньше чувствуют усталость. Многообразие форм и методов тренировок позволяет менять упражнение при видимых признаках снижения внимания и рассеянности детей. Многоуровневость сложности упражнений позволяет группе выполнять одинаковое задание с корректировкой под физическую подготовленность каждого ребенка;
- у детей, занимающихся на детском лыжном городке, укрепляются иммунитет, здоровье, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, становится больше жизненной энергии, укрепляются мышечный корсет. Развиваются и морально-волевые качества, такие как целеустремленность, старательность, самостоятельность, решительность, дисциплинированность. Активно формируются техническая и координационная подготовленность благодаря повышенной восприимчивости нервно-мышечной памяти в дошкольном возрасте. Совершенствуются физические качества, особенно координация, скорость, ловкость и сила;
- происходит гармоничное разностороннее развитие детей за счет привлечения их к систематическим занятиям спортом, изучением истории физической культуры и спорта, теории лыжной подготовки, многообразию обучения и тренировок. Формируется навык здорового образа жизни в процессе занятий, дети становятся заинтересованы в состоянии своего здоровья и в факторах, влияющих на него. Проходит физическое воспитание детей, привитие культуры спорта и здоровых привычек с дошкольного возраста. Воспитанники с детства видят, как весело и занятно можно проводить время с пользой для здоровья;
- при работе используются современные инновационные формы и методы работы в тренировочном процессе. В основу работы заложена новая система ведения спортивной подготовки по лыжным гонкам, смысл которой заключается в начале подготовительной работы с дошкольного возраста, при этом в увлекательном формате для детей;
- рекреационно-оздоровительный городок является способом рационального расхода физической энергии ребенка. Формируется физическая активность, и создается фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте;
- качество подготовки спортсменов на подготовительном этапе повышается значительно. При начале занятий в дошкольном возрасте у детей меньше боязнь быть хуже других, проигрывать. Они не боятся пробовать новое и с увлечением совершенствуются в этом. Для детей в дошкольном возрасте интерес, игра важнее результатов. Происходит заблаговременное развитие двигательных навыков, важных для лыжника. Занятия на детском лыжном городке дают возможность дальнейшего развития в лыжном спорте детям без выдающихся лыжных способностей благодаря раннему развитию двигательных навыков. Методика ведения занятий на лыжном городке включает в себя также компонент выявления одаренных детей младшего возраста.
1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт [Текст]: учебник для институтов физической культуры / М. А. Аграновский. - М.: Академия, 2018. - 269 с.
2. Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / З. Ф. Аксенова. - М.: ООО «ЕЦ Сфера», 2019. - 143 с.
3. Апеева, Л. А. Методическое пособие для воспитателей старшей группы по физическому воспитанию [Текст] / Л. А. Апеева. - Уфа: Башкортостан, 2017. - 71 с.
4. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения. Лыжный спорт [Текст]: учебно-методическое пособие / Луценко С. А. [и др].
- Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. -
- с.
5. Баталов, А. Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт» [Текст]: учебное пособие / А. Г. Баталов. - М.: Академия, 2016. - 339 с.
6. Баянкина, Д. Е. Подвижные игры и игровые задания как средства повышения интереса учащихся к занятиям лыжной подготовкой [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. Е. Баянкина, О. В. Баянкин. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2019. — 180 с.
7. Ботяев, В. Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в сложно-координационных видах спорта [Текст]: методическое пособие / В. Л. Ботяев. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 104 с.
8. Бутин, И. М. Лыжный спорт [Текст]: Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / И. М. Бутин. - М.: Академия, 2017. - 168 с.
9. Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей [Текст] / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. - М.: Академия, 2018. - 214 с.
10. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях
[Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних
профессиональных учебных заведений / Кожухова Н. Н. [и др.]. - М.: Академия, 2019. - 113 с.
11. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Текст]: Учебное пособие для студентов- бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. — Воронеж: Элист, 2017. — 198, 303 с.
12. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Д. Глазырина. - М.: Владос, 2018. - 210 с.
13. Годик, М. А. Двигательные качества и методика их воспитания [Текст] / М. А. Годик, С. В. Янасис. - М.: Педагогика, -2018. - 472с.
14. Голощекина, М. П. Лыжи в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / М. П. Голощекина. - М.: Академия, 2017. - 158 с.
15. Ермакова, М. А. Методика проведения занятий по лыжной подготовке [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060201.65 - Стоматология, 060301.65 - Фармация / М. А. Ермакова, М. И. Осипова. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2014. — 72с.
16. Ильина, Г. В. Зимние игры [Текст] / Г. В. Ильина // Здоровье дошкольника. - 2016. - № 7. - 32 с.
17. Ильина, Г. В. Как мы искали здоровье в лесу [Текст] / Г. В. Ильина // Здоровье дошкольника. - 2017. - № 10. - 23 с.
18. Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсменов [Текст] / В. Б. Иссурин, В. И. Лях — Москва: Спорт, 2019. — 208 с.
19. Иссурин, В. Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов [Текст] / В. Б. Иссурин, В. И. Лях. — Москва: Спорт, 2020. — 176 с.
20. Кизько, А. П. Физическая культура: лыжные гонки [Текст]: учебное пособие / А. П. Кизько, В. В. Бородин. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2015. — 124 с.
21. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст] / Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2019. - 176 с.
22. Кузнецов, В. Л. Лыжная подготовка. Методика преподавания [Текст]: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения / В. Л. Кузнецов, О. Ю. Антонова. - М.: Физкультура и спорт. - 2016. - 179 с.
23. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2019.- 244с.
24. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников [Текст] / В. И. Лях. — Москва: Спорт, 2019. — 128 с.
25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 117 с.
26. Махов, С. Ю. Лыжная подготовка [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Ю. Махов — Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2016. — 61 с.
27. Мелентьева, Н. Н. Обучение классическим лыжным ходам [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Мелентьева, Н. В. Румянцева. — Москва: Спорт, 2016. — 216 с.
28. Парамонова, М. Ю. Ходьба на лыжах и катание на коньках детей 6 - 7 лет [Текст] / М. Ю. Парамонова // Инструктор по физкультуре. - 2016. - №1. - 18с.
29. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа [Текст]: Конспекты занятий / Л. И. Пензулаева. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 38 с.
30. Перов, А. В. Лыжная подготовка [Текст]: учебное пособие / А. В. Перов, А. В. Корчевский. - Минск: Издательство Гревцова, 2016. - 228 с.
31. Сказочный театр физической культуры [Текст] / Н. А. Фомина [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2016. - 26 с.
32. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка [Текст]: Учеб. пособие для студентов высшего
педагогического учебного заведения / Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2019. - 425 с.
33. Филиппова, С. О. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова, Г.Н. Пономарева - СПб: Детство- пресс, 2018. - 226 с.
34. Фролов, В. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст] / В. П. Фролов, Г. П. Юрко - М.: Академия, 2019. - 78 с.
35. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: «Academa», 2016. - 480c.
36. Хрусталева, Т. М. Психология способностей [Текст]: учебное пособие / Т. М. Хрусталева. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 180 с.
37. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2018. - 163 с.
38. Шебеко, В. Н. Физкультурные праздники в детском саду [Текст]: книга для воспитателей детского сада / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. - М.: Просвещение, 2017. - 95 с.