Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое обеспечение экологической безопасности в России и зарубежных странах

Работа №113561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Понятие и сущность экологической безопасности 9
1.1 Теоретические аспекты государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности ... 9
1.2 Понятие экологической безопасности как элемента
национальной безопасности 11
1.3 Определение и принципы экологической безопасности 17
Глава 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 35
2.1 Полномочия органов государственной власти в сфере
обеспечения экологической безопасности и принципы их взаимодействия 35
2.2 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения
экологической безопасности 52
Глава 3. Проблемы и перспективы в сфере обеспечения экологической безопасности 62
3.1 Правовые проблемы и основные направления развития
законодательства об обеспечении экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 62
3.2 Ответственность за посягательство на экологическую безопасность в Российской Федерации и в зарубежных странах .... 66
3.3 Международное сотрудничество в сфере обеспечения
экологической безопасности 69
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 80


Анализ глобальных проблем, волнующих международное сообщество в последние годы, позволяет отметить, что в той или иной степени большинство из них проистекают из сложной ситуации, сложившейся в мире в сфере природопользования и природосбережения к настоящему времени. Такие проблемы, как обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, исчерпание природных ресурсов, распространение массовых заболеваний, военные конфликты за обладание дефицитным ресурсом, в качестве которого могут рассматриваться водные источники или земли сельскохозяйственного назначения, а также многие и многие другие в своей основе имеют проблематику обеспечения экологической безопасности. Достижение задачи экологической защищенности в сфере соответствующих общественных отношений, таким образом, имеет ценность не только само по себе (например, для сохранения редких видов животных и растений, памятников природы и др.), но, одновременно, затрагивает вопросы и иных аспектов национальной безопасности, что тоже необходимо иметь в виду при распределении, например, бюджетных средств или иного рода ресурсов для достижения тех или иных задач в сфере обеспечения защищенности разного рода общественных отношений.
Дополнительную актуальность рассмотрению данного вопроса придает то обстоятельство, что российское законодательство и система государственного управления традиционно подвергаются критике, а решение ими различного рода природоохранных задач в глазах населения часто выглядит как недостаточное. При этом, в последние годы в системе государственного управления экологической безопасностью в Российской Федерации произошли значительные изменения, которым еще не была дана надлежащая оценка в научных исследованиях. Некоторые вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности, были затронуты законодателем и при внесении поправки в Конституцию Российской Федерации в соответствии с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», данные изменения были утверждены всенародным голосованием и этому также необходимо дать оценку.
Можно говорить о том, что в последние годы государство делает разного рода попытки, направленные на формирование отечественного природоохранного права и общее укрепление экологической безопасности, но данная направленность государственной политики не всегда осуществляется простым и беспроблемным образом.
Подобного рода исследование будет неполным без анализа соответствующего рода достижений и неудач, которые к настоящему времени накопились в системе обеспечения экологической безопасности других государств мира. Проблема в данном случае заключается в «молодости» природоохранного законодательства по сравнению с иными отраслями права и в том обстоятельстве, что задача сохранения природных ресурсов была поставлена по историческим меркам очень и очень недавно.
Не только Российская Федерация, но и зарубежные страны в настоящее время пытаются нащупать максимально эффективные пути в сфере обеспечения экологической безопасности, в связи с чем наблюдаются как достижения, так и определенного рода неудачи. Использование зарубежного опыта в данном случае может помочь в лучшей степени оценить качество отечественного природоохранного законодательства и позволит избежать тех ошибок в сфере выстраивания системы государственного управления обеспечением экологической безопасностью, с которыми уже столкнулись иностранные государства. Использование зарубежного опыта в данном случае может позволить сэкономить как время, так и финансовые ресурсы; позволит определить наиболее эффективные правовые механизмы сбережения природных ресурсов и охраны различных объектов природы. Анализ соответствующих данных позволяет надеяться на создание в России такой национальной системы обеспечения экологической безопасности, которая будет в максимальной степени соответствовать особенностям нашего государства и позволит наиболее эффективным образом разрешить как те проблемы, которые имеются в данном отношении в настоящее время, так и те, которые будут возникать в будущем.
Представляется, что данная тема является очень обширной и может служить предметом длительных и разносторонних исследований. В рамках дипломной работы поставлена задача осветить только общие контуры рассматриваемого вопроса, рассмотреть основы обеспечения экологической безопасности, которые были разработаны в ведущих и наиболее заметных в этом отношении государствах мира.
В настоящее время вопросы обеспечения экологической безопасности представляют важность как с точки зрения защиты прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, так и с точки обеспечения национальной безопасности. Так, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [28]. Экологическая безопасность и рациональное природопользование были обозначены в качестве отдельного раздела, включающего в свой состав пункты с семьдесят седьмого по восемьдесят третий. Законодатель отметил в частности, что «в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле. Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата».
Целью настоящего исследования является рассмотрение проблем, существующих в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, анализ существующего опыта разрешения существующих в данном отношении противоречий и предложение основных направлений совершенствования норм действующего конституционного, административного и природоохранного законодательства Российской Федерации, а также существующей системы государственного управления в сфере обеспечения такого аспекта национальной безопасности, как безопасность экологическая.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение существующих в данном отношении определений и теоретических аспектов обеспечения национальной безопасности как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах;
- анализ практики обеспечения экологической безопасности на современном этапе развития соответствующих государственных институтов в Российской Федерации и в зарубежных государствах;
- выявление существующих проблем в сфере обеспечения национальной безопасности и формулирование предложений по их разрешению в будущем.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах.
Предметом исследования являются нормы действующего отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения экологической безопасности.
В методологическом плане исследование включает применение общенаучных методов исследования как общий диалектический метод, анализ и синтез. Изменения, проистекающие в сфере обеспечения экологической безопасности, рассматриваются в историческом аспекте. Для формулирования соответствующих понятий используется формально-юридический метод. В качестве определяющего в настоящей работе выступает метод сравнительного правоведения (компаративистики), который позволяет исследовать развитие государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологического аспекта национальной безопасности, которое сложилось в различных государствах современного мира в настоящее время.
Можно говорить о следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ;
2. Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно - территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления;
3. Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и включает в свой состав: введение, три главы, в совокупности включающие в своей состав восемь отдельных параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экологическая безопасность может быть определена, как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Считаем, что задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ
Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно -территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления. В настоящее время подобное (не совпадающее с административно-территориальным) деление используется в сфере судебной власти, оно позволяет отчасти пресекать коррупционные проявление в сфере правосудия, делает представителей правосудия более независимыми от мнения региональных властей.
Подобного же рода критерии справедливы и для обеспечения задачи повышения экологической безопасности. Экономические интересы развития конкретных территорий не должны иметь абсолютного приоритета при определении механизмов использования того или иного объекта природы. Кроме того, следует учесть также и наличие протяженных природных объектов, которые находятся на территории нескольких муниципальных образований или нескольких субъектов Российской Федерации, но нуждаются в применении единых механизмов своей охраны. Система государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности подобного рода объектов и территорий должна выстраиваться максимально гибким образом, но для этого необходимо определить и общие принципы функционирования подобного рода системы.
Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации целой системой органов, основной или вспомогательной целью деятельности которых является обеспечение экологической безопасности.
Государственную природоохранную прокуратуру в настоящее время можно рассматривать в качестве ведущего органа, обеспечивающего реализацию государством своей контрольно-надзорной функции в сфере обеспечения своего соблюдения действующего контрольно-надзорного законодательства.
Проведенное исследование существующих в зарубежных государствах подходов к обеспечению экологической безопасности позволяет говорить о наличии здесь общих проблем, с которыми сталкиваются различные государства мира. Механизмы решения отмеченных проблем также могут выстраиваться общим образом.
Можно утверждать, что отечественное природоохранное законодательство является достаточно развитым и не уступает по своему качеству принципиально ведущим мировым образцам в этой области. Отечественный законодатель двигается примерно в русле мирового опыта развития правовых механизмов обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, но конкретный зарубежный опыт и его рецепция может позволить сэкономить значительное количество времени и избежать многих проблем при разработке законопроектов, которые возможны в этом отношении.
В качестве важнейшего института обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации выступает институт юридической ответственности. Концепция экологической ответственности является спорной и не поддерживается большинством отечественных ученых. В настоящее время активное развитие получил институт административной ответственности за нарушение соответствующих природоохранных правил и норм.
Представляется, что отечественное законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности должно двигаться по пути разработки комплексных кодифицированных нормативно-правовых актов. В настоящее время нормативный материал здесь является достаточно фрагментарным и распределен по множеству нормативно-правовых актов различного уровня.



1. Башлакова О.И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО университета. 2015. № 3. С. 121.
2. Бойкова О. С. Экологическая безопасность и противодействие экологической преступности как угрозе экономической безопасности в целом // Атояновские чтения : Альманах. - Саратов : Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУБиК», 2020. - С. 205-208.
3. Буркин Д.О. Экологическая культура в законодательстве России и Содружества независимых государств: сравнительно правовой анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1 (31). С.33-35
4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета от 8 июня 2006 г. № 121
5. Гаврилюк Д. В. Роль обеспечения экологической безопасности вооруженных сил России в системе управления экологической безопасностью территорий // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 12(66). - С. 43-50.
6. Дицевич, Я. Б. Организация взаимодействия природоохранных прокуратур с территориальными прокуратурами и иными государственными органами в деле охраны окружающей среды // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 5. - С. 170-181.
7. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1992 г. № 16 ст. 834
8. Зимина И.С Проблемы экологического образования студентов // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты : Сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции. В 3-х томах., Уфа, 15-17 мая 2017 года , 2017. - С. 215-219.
9. Иванов А.А. Отражение проблем сохранения биологического разнообразия в российском природоохранном законодательстве. Монография / под. ред. проф. С.В. Саксонова. - Тольятти: Кассандра, 2016. 62 с.
10. Ильяшенко В.Ю., Ильяшенко Е.И. Красная книга России:
правовые акты. - М.:2000. - 144 с.
11. Карапетянц, И. В. Экологическая безопасность в контексте комплексной безопасности на транспорте // Вестник транспорта. - 2019. - № 10. - С. 25-28.
12. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
14. Лагунова, А. И. Политика обеспечения экологической
безопасности в экологической доктрине: стратегии национальной
безопасности России / А. И. Лагунова // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13. - № 4(67-68). - С. 277-283.
15. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М.: Наука, 1983. 320 с
16. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200 - ФЗ // Российская газета от 8 декабря 2006 г. № 277
17. Литовченко А.С. Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством // Молодой ученый. Москва, 2019. - С. 5-10
18. Лукьянчук Е. О. Социально-правовые проблемы обеспечения экологической безопасности как направления национальной безопасности Российской Федерации // Тенденции развития права и экономики в XXI веке : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 29 февраля 2016 года. - Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. - С. 128-131.
19. Махутов, Н. А. Экологическая безопасность и экологическое наследие в проблемах национальной безопасности // Экология и промышленность России. - 2016. - Т. 20. - № 3. - С. 47-51.
20. Межрайонная природоохранная прокуратура добивается устранения нарушений земельного законодательства // Эковестник. - 2019. - № 2. - С. 69.
21. Определение Верховного Суда РФ от 31 марта 2021 г. по делу № А10-5197/2019 [Электронный ресурс] // URL: sudact.ru
22. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2021 г. [Электронный ресурс] // URL: sudact.ru
23. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г., N 2, ст. 302
24. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
25. Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам№ // Российская газета от 1 февраля 2012 г. № 20
26. Рысаев, Ф. Б. Административно-правовые аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности // Научная жизнь. - 2009. - № 4. - С. 75-81.
27. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351
28. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351
29. Федеральный закон «О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
30. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133
31. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета 22 марта 1995 г. № 57
32. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 27 ст. 3440
33. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть I) ст. 5270
34. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 23 ноября 2011 г. № 263,
35. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140
36. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета от 3 декабря 2010 г. № 274
37. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. № 31 (часть I) ст. 5007
38. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Российская газета от 13 мая 1999 г. № 91
39. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206
40. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета от 13 февраля 2009 г. № 25
41. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета от 9 ноября 2020 г. № 251
42. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410
43. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета от 8 декабря 1994 г. № 238-239
44. Anishchenko, V.; Marhasova, V.; Fedorenko, A.Ensuring environmental safety via waste management // Journal of Security and Sustainable Issues 8(3), 2019, March. - P. - 507-519.
45. Dernbach, John & Mintz, Joel. (2011). Environmental Laws and Sustainability // Sustainability 2011, 3, P. 531-540
46. Rodnyansky D.V., Kovrigin V.V., Makarov I.N. The Efficiency Assessment of State Environmental Safety in Russian Industrial Regions // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020). - P. 2-7.
47. Vorontsova E., Vorontsov A., Drozdenko Y. Environmental safety as the most important area of ensuring national security and sustainable development of the Russian Federation // VIth International Innovative Mining Symposium, 2021. - P. 1-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ