Правовое обеспечение экологической безопасности в России и зарубежных странах
|
Введение 4
Глава 1. Понятие и сущность экологической безопасности 9
1.1 Теоретические аспекты государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности ... 9
1.2 Понятие экологической безопасности как элемента
национальной безопасности 11
1.3 Определение и принципы экологической безопасности 17
Глава 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 35
2.1 Полномочия органов государственной власти в сфере
обеспечения экологической безопасности и принципы их взаимодействия 35
2.2 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения
экологической безопасности 52
Глава 3. Проблемы и перспективы в сфере обеспечения экологической безопасности 62
3.1 Правовые проблемы и основные направления развития
законодательства об обеспечении экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 62
3.2 Ответственность за посягательство на экологическую безопасность в Российской Федерации и в зарубежных странах .... 66
3.3 Международное сотрудничество в сфере обеспечения
экологической безопасности 69
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 80
Глава 1. Понятие и сущность экологической безопасности 9
1.1 Теоретические аспекты государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности ... 9
1.2 Понятие экологической безопасности как элемента
национальной безопасности 11
1.3 Определение и принципы экологической безопасности 17
Глава 2. Правовое регулирование в сфере обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 35
2.1 Полномочия органов государственной власти в сфере
обеспечения экологической безопасности и принципы их взаимодействия 35
2.2 Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения
экологической безопасности 52
Глава 3. Проблемы и перспективы в сфере обеспечения экологической безопасности 62
3.1 Правовые проблемы и основные направления развития
законодательства об обеспечении экологической безопасности в Российской Федерации и в зарубежных странах 62
3.2 Ответственность за посягательство на экологическую безопасность в Российской Федерации и в зарубежных странах .... 66
3.3 Международное сотрудничество в сфере обеспечения
экологической безопасности 69
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 80
Анализ глобальных проблем, волнующих международное сообщество в последние годы, позволяет отметить, что в той или иной степени большинство из них проистекают из сложной ситуации, сложившейся в мире в сфере природопользования и природосбережения к настоящему времени. Такие проблемы, как обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, исчерпание природных ресурсов, распространение массовых заболеваний, военные конфликты за обладание дефицитным ресурсом, в качестве которого могут рассматриваться водные источники или земли сельскохозяйственного назначения, а также многие и многие другие в своей основе имеют проблематику обеспечения экологической безопасности. Достижение задачи экологической защищенности в сфере соответствующих общественных отношений, таким образом, имеет ценность не только само по себе (например, для сохранения редких видов животных и растений, памятников природы и др.), но, одновременно, затрагивает вопросы и иных аспектов национальной безопасности, что тоже необходимо иметь в виду при распределении, например, бюджетных средств или иного рода ресурсов для достижения тех или иных задач в сфере обеспечения защищенности разного рода общественных отношений.
Дополнительную актуальность рассмотрению данного вопроса придает то обстоятельство, что российское законодательство и система государственного управления традиционно подвергаются критике, а решение ими различного рода природоохранных задач в глазах населения часто выглядит как недостаточное. При этом, в последние годы в системе государственного управления экологической безопасностью в Российской Федерации произошли значительные изменения, которым еще не была дана надлежащая оценка в научных исследованиях. Некоторые вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности, были затронуты законодателем и при внесении поправки в Конституцию Российской Федерации в соответствии с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», данные изменения были утверждены всенародным голосованием и этому также необходимо дать оценку.
Можно говорить о том, что в последние годы государство делает разного рода попытки, направленные на формирование отечественного природоохранного права и общее укрепление экологической безопасности, но данная направленность государственной политики не всегда осуществляется простым и беспроблемным образом.
Подобного рода исследование будет неполным без анализа соответствующего рода достижений и неудач, которые к настоящему времени накопились в системе обеспечения экологической безопасности других государств мира. Проблема в данном случае заключается в «молодости» природоохранного законодательства по сравнению с иными отраслями права и в том обстоятельстве, что задача сохранения природных ресурсов была поставлена по историческим меркам очень и очень недавно.
Не только Российская Федерация, но и зарубежные страны в настоящее время пытаются нащупать максимально эффективные пути в сфере обеспечения экологической безопасности, в связи с чем наблюдаются как достижения, так и определенного рода неудачи. Использование зарубежного опыта в данном случае может помочь в лучшей степени оценить качество отечественного природоохранного законодательства и позволит избежать тех ошибок в сфере выстраивания системы государственного управления обеспечением экологической безопасностью, с которыми уже столкнулись иностранные государства. Использование зарубежного опыта в данном случае может позволить сэкономить как время, так и финансовые ресурсы; позволит определить наиболее эффективные правовые механизмы сбережения природных ресурсов и охраны различных объектов природы. Анализ соответствующих данных позволяет надеяться на создание в России такой национальной системы обеспечения экологической безопасности, которая будет в максимальной степени соответствовать особенностям нашего государства и позволит наиболее эффективным образом разрешить как те проблемы, которые имеются в данном отношении в настоящее время, так и те, которые будут возникать в будущем.
Представляется, что данная тема является очень обширной и может служить предметом длительных и разносторонних исследований. В рамках дипломной работы поставлена задача осветить только общие контуры рассматриваемого вопроса, рассмотреть основы обеспечения экологической безопасности, которые были разработаны в ведущих и наиболее заметных в этом отношении государствах мира.
В настоящее время вопросы обеспечения экологической безопасности представляют важность как с точки зрения защиты прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, так и с точки обеспечения национальной безопасности. Так, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [28]. Экологическая безопасность и рациональное природопользование были обозначены в качестве отдельного раздела, включающего в свой состав пункты с семьдесят седьмого по восемьдесят третий. Законодатель отметил в частности, что «в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле. Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата».
Целью настоящего исследования является рассмотрение проблем, существующих в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, анализ существующего опыта разрешения существующих в данном отношении противоречий и предложение основных направлений совершенствования норм действующего конституционного, административного и природоохранного законодательства Российской Федерации, а также существующей системы государственного управления в сфере обеспечения такого аспекта национальной безопасности, как безопасность экологическая.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение существующих в данном отношении определений и теоретических аспектов обеспечения национальной безопасности как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах;
- анализ практики обеспечения экологической безопасности на современном этапе развития соответствующих государственных институтов в Российской Федерации и в зарубежных государствах;
- выявление существующих проблем в сфере обеспечения национальной безопасности и формулирование предложений по их разрешению в будущем.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах.
Предметом исследования являются нормы действующего отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения экологической безопасности.
В методологическом плане исследование включает применение общенаучных методов исследования как общий диалектический метод, анализ и синтез. Изменения, проистекающие в сфере обеспечения экологической безопасности, рассматриваются в историческом аспекте. Для формулирования соответствующих понятий используется формально-юридический метод. В качестве определяющего в настоящей работе выступает метод сравнительного правоведения (компаративистики), который позволяет исследовать развитие государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологического аспекта национальной безопасности, которое сложилось в различных государствах современного мира в настоящее время.
Можно говорить о следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ;
2. Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно - территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления;
3. Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и включает в свой состав: введение, три главы, в совокупности включающие в своей состав восемь отдельных параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Дополнительную актуальность рассмотрению данного вопроса придает то обстоятельство, что российское законодательство и система государственного управления традиционно подвергаются критике, а решение ими различного рода природоохранных задач в глазах населения часто выглядит как недостаточное. При этом, в последние годы в системе государственного управления экологической безопасностью в Российской Федерации произошли значительные изменения, которым еще не была дана надлежащая оценка в научных исследованиях. Некоторые вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности, были затронуты законодателем и при внесении поправки в Конституцию Российской Федерации в соответствии с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», данные изменения были утверждены всенародным голосованием и этому также необходимо дать оценку.
Можно говорить о том, что в последние годы государство делает разного рода попытки, направленные на формирование отечественного природоохранного права и общее укрепление экологической безопасности, но данная направленность государственной политики не всегда осуществляется простым и беспроблемным образом.
Подобного рода исследование будет неполным без анализа соответствующего рода достижений и неудач, которые к настоящему времени накопились в системе обеспечения экологической безопасности других государств мира. Проблема в данном случае заключается в «молодости» природоохранного законодательства по сравнению с иными отраслями права и в том обстоятельстве, что задача сохранения природных ресурсов была поставлена по историческим меркам очень и очень недавно.
Не только Российская Федерация, но и зарубежные страны в настоящее время пытаются нащупать максимально эффективные пути в сфере обеспечения экологической безопасности, в связи с чем наблюдаются как достижения, так и определенного рода неудачи. Использование зарубежного опыта в данном случае может помочь в лучшей степени оценить качество отечественного природоохранного законодательства и позволит избежать тех ошибок в сфере выстраивания системы государственного управления обеспечением экологической безопасностью, с которыми уже столкнулись иностранные государства. Использование зарубежного опыта в данном случае может позволить сэкономить как время, так и финансовые ресурсы; позволит определить наиболее эффективные правовые механизмы сбережения природных ресурсов и охраны различных объектов природы. Анализ соответствующих данных позволяет надеяться на создание в России такой национальной системы обеспечения экологической безопасности, которая будет в максимальной степени соответствовать особенностям нашего государства и позволит наиболее эффективным образом разрешить как те проблемы, которые имеются в данном отношении в настоящее время, так и те, которые будут возникать в будущем.
Представляется, что данная тема является очень обширной и может служить предметом длительных и разносторонних исследований. В рамках дипломной работы поставлена задача осветить только общие контуры рассматриваемого вопроса, рассмотреть основы обеспечения экологической безопасности, которые были разработаны в ведущих и наиболее заметных в этом отношении государствах мира.
В настоящее время вопросы обеспечения экологической безопасности представляют важность как с точки зрения защиты прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, так и с точки обеспечения национальной безопасности. Так, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [28]. Экологическая безопасность и рациональное природопользование были обозначены в качестве отдельного раздела, включающего в свой состав пункты с семьдесят седьмого по восемьдесят третий. Законодатель отметил в частности, что «в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле. Целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата».
Целью настоящего исследования является рассмотрение проблем, существующих в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, анализ существующего опыта разрешения существующих в данном отношении противоречий и предложение основных направлений совершенствования норм действующего конституционного, административного и природоохранного законодательства Российской Федерации, а также существующей системы государственного управления в сфере обеспечения такого аспекта национальной безопасности, как безопасность экологическая.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение существующих в данном отношении определений и теоретических аспектов обеспечения национальной безопасности как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах;
- анализ практики обеспечения экологической безопасности на современном этапе развития соответствующих государственных институтов в Российской Федерации и в зарубежных государствах;
- выявление существующих проблем в сфере обеспечения национальной безопасности и формулирование предложений по их разрешению в будущем.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения экологической безопасности как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах.
Предметом исследования являются нормы действующего отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения экологической безопасности.
В методологическом плане исследование включает применение общенаучных методов исследования как общий диалектический метод, анализ и синтез. Изменения, проистекающие в сфере обеспечения экологической безопасности, рассматриваются в историческом аспекте. Для формулирования соответствующих понятий используется формально-юридический метод. В качестве определяющего в настоящей работе выступает метод сравнительного правоведения (компаративистики), который позволяет исследовать развитие государственно-правового регулирования в сфере обеспечения экологического аспекта национальной безопасности, которое сложилось в различных государствах современного мира в настоящее время.
Можно говорить о следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ;
2. Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно - территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления;
3. Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и включает в свой состав: введение, три главы, в совокупности включающие в своей состав восемь отдельных параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Экологическая безопасность может быть определена, как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Считаем, что задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ
Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно -территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления. В настоящее время подобное (не совпадающее с административно-территориальным) деление используется в сфере судебной власти, оно позволяет отчасти пресекать коррупционные проявление в сфере правосудия, делает представителей правосудия более независимыми от мнения региональных властей.
Подобного же рода критерии справедливы и для обеспечения задачи повышения экологической безопасности. Экономические интересы развития конкретных территорий не должны иметь абсолютного приоритета при определении механизмов использования того или иного объекта природы. Кроме того, следует учесть также и наличие протяженных природных объектов, которые находятся на территории нескольких муниципальных образований или нескольких субъектов Российской Федерации, но нуждаются в применении единых механизмов своей охраны. Система государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности подобного рода объектов и территорий должна выстраиваться максимально гибким образом, но для этого необходимо определить и общие принципы функционирования подобного рода системы.
Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации целой системой органов, основной или вспомогательной целью деятельности которых является обеспечение экологической безопасности.
Государственную природоохранную прокуратуру в настоящее время можно рассматривать в качестве ведущего органа, обеспечивающего реализацию государством своей контрольно-надзорной функции в сфере обеспечения своего соблюдения действующего контрольно-надзорного законодательства.
Проведенное исследование существующих в зарубежных государствах подходов к обеспечению экологической безопасности позволяет говорить о наличии здесь общих проблем, с которыми сталкиваются различные государства мира. Механизмы решения отмеченных проблем также могут выстраиваться общим образом.
Можно утверждать, что отечественное природоохранное законодательство является достаточно развитым и не уступает по своему качеству принципиально ведущим мировым образцам в этой области. Отечественный законодатель двигается примерно в русле мирового опыта развития правовых механизмов обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, но конкретный зарубежный опыт и его рецепция может позволить сэкономить значительное количество времени и избежать многих проблем при разработке законопроектов, которые возможны в этом отношении.
В качестве важнейшего института обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации выступает институт юридической ответственности. Концепция экологической ответственности является спорной и не поддерживается большинством отечественных ученых. В настоящее время активное развитие получил институт административной ответственности за нарушение соответствующих природоохранных правил и норм.
Представляется, что отечественное законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности должно двигаться по пути разработки комплексных кодифицированных нормативно-правовых актов. В настоящее время нормативный материал здесь является достаточно фрагментарным и распределен по множеству нормативно-правовых актов различного уровня.
Считаем, что задача обеспечения экологической безопасности, выступая в качестве подзадачи обеспечения национальной безопасности, диктует необходимость развития собственной подсистемы государственного управления на уровне как Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных субъектов РФ
Надлежащее обеспечение экологической безопасности обуславливает необходимость применения административно -территориального деления государственной территории, которое обусловлено характером и расположением соответствующих природных комплексов и может не совпадать с административно-территориальным делением, используемым в иных сферах государственного управления. В настоящее время подобное (не совпадающее с административно-территориальным) деление используется в сфере судебной власти, оно позволяет отчасти пресекать коррупционные проявление в сфере правосудия, делает представителей правосудия более независимыми от мнения региональных властей.
Подобного же рода критерии справедливы и для обеспечения задачи повышения экологической безопасности. Экономические интересы развития конкретных территорий не должны иметь абсолютного приоритета при определении механизмов использования того или иного объекта природы. Кроме того, следует учесть также и наличие протяженных природных объектов, которые находятся на территории нескольких муниципальных образований или нескольких субъектов Российской Федерации, но нуждаются в применении единых механизмов своей охраны. Система государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности подобного рода объектов и территорий должна выстраиваться максимально гибким образом, но для этого необходимо определить и общие принципы функционирования подобного рода системы.
Внесенные в Конституцию Российской Федерации изменения, касающиеся вопросов обеспечения экологической безопасности, не носят окончательного характера. В настоящее время существует необходимость разработки соответствующих конституционно-правовых механизмов обеспечения экологической безопасности и внесения дополнительных изменений в текст Основного закона российского государства.
В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации целой системой органов, основной или вспомогательной целью деятельности которых является обеспечение экологической безопасности.
Государственную природоохранную прокуратуру в настоящее время можно рассматривать в качестве ведущего органа, обеспечивающего реализацию государством своей контрольно-надзорной функции в сфере обеспечения своего соблюдения действующего контрольно-надзорного законодательства.
Проведенное исследование существующих в зарубежных государствах подходов к обеспечению экологической безопасности позволяет говорить о наличии здесь общих проблем, с которыми сталкиваются различные государства мира. Механизмы решения отмеченных проблем также могут выстраиваться общим образом.
Можно утверждать, что отечественное природоохранное законодательство является достаточно развитым и не уступает по своему качеству принципиально ведущим мировым образцам в этой области. Отечественный законодатель двигается примерно в русле мирового опыта развития правовых механизмов обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, но конкретный зарубежный опыт и его рецепция может позволить сэкономить значительное количество времени и избежать многих проблем при разработке законопроектов, которые возможны в этом отношении.
В качестве важнейшего института обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации выступает институт юридической ответственности. Концепция экологической ответственности является спорной и не поддерживается большинством отечественных ученых. В настоящее время активное развитие получил институт административной ответственности за нарушение соответствующих природоохранных правил и норм.
Представляется, что отечественное законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности должно двигаться по пути разработки комплексных кодифицированных нормативно-правовых актов. В настоящее время нормативный материал здесь является достаточно фрагментарным и распределен по множеству нормативно-правовых актов различного уровня.
Подобные работы
- Правовое обеспечение экологической безопасности в России и зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Правовая политика в сфере обеспечения экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Административно-правовые меры защиты, направленные на обеспечение национальной безопасности: понятие, системы и виды
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Правовая политика в сфере обеспечения экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Экологическая безопасность как направление международного сотрудничества стран
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Исследование проблем экологической безопасности в условиях экономического роста Китая
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



