Введение
Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования
1.1.Сущность и понятие амнистии и помилования
1.2.Место института амнистии и помилования в уголовном праве
1.3.Личность амнистированного и помилованного
Глава 2. Правовое регулирование амнистии и
2.1.Общая характеристика российского уголовного законодательства об
амнистии и помиловании
2.2.Правовые основания и порядок амнистии и помилования в уголовном
законодательстве
2.3.Унификация уголовного законодательства различных зарубежных
государств об амнистии и помиловании
Глава 3. Проблемы института амнистии и помилования в РФ
3.1.Характеристика процедуры амнистии и помилования
3.2.Проблемы и совершенствование институты амнистии
3.3.Проблемы и совершенствование института помилования
Заключение
Список использованных источников
Предупреждение преступности на законодательном уровне требует постоянного совершенствования. Для этого уголовное законодательств должно быть «гибким», дабы иметь возможность в кратчайшие сроки не только реагировать на преступления, но и предупредить совершение новых противоправных деяний, возникающих в процесс развития общества.
На протяжении последнего десятилетия преступность имела разные показатели. Так общая тенденция, согласно статистическим данным, представленным Министерством внутренних дел, выглядит следующим образом: в 2007 г. было зарегистрировано - 3582,5 тыс. преступлений, 2008 3209,9 тыс., 2009 - 2994,8 тыс., 2010 - 2628,8 тыс., 2011 - 2404,8 тыс., 2012 - 2302,2 тыс., 2013 - 2206,2 тыс., 2014 - 2166,4 тыс., 2015 - 2352,1 тыс., 2016 - 2 160 тыс., 2017 -2059 тыс.[ Состояние преступности по данным сайта МВД РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: 1и1р5://мвд.рф/]. Исходя из этого можно отметить постепенное снижение уровня преступности за последние годы, однако несмотря на совершенствование институтов уголовного права, уровень преступности по- прежнему высок.
Ежегодно, согласно данным Судебного департамента при ВС РФ, осуждаются порядка 700 тыс. человек. Если представить, что каждое из зарегистрированных преступлений совершено только одним лицом, а не группой лиц, то примерно две трети преступников остается на свободе.
Принимая в расчет данную статистику, а также представляя ущерб, приносимый данными деяниями не только государству, но и его гражданам, многие невольно требуют жесткой криминализации не только составов, но и наказаний, которые призваны перевоспитывать вставших на преступный путь, а также предупреждать остальных о недопустимости повторения подобных преступлений. Все чаще в работах ученых и авторов по данной проблеме можно встретить предложения об ужесточении права. Надо полагать, что такие настроения связаны с отношением общества в целом к существующей проблеме.
Под данным опроса ВЦИОМ от 22.02.2017 г. озабоченность преступностью на данный момент велика. Преступность считается серьезной проблемой в месте своего проживания по мнению 46 % опрошенных, при этом в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург это число еще выше - 56 %, при этом 39 % не чувствуют себя защищенными[ Пресс-выпуск № 3313. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://wciom.ru/i№dex.php?id=236&uid=116081].
Однако как показывает практика применение только «кнута», в отношении преступников может в итоге привести к негативному результату.
Так, чрезмерное, бездумное ужесточение права может привести к тому, что невиновные и законопослушные граждане сегодня, могут оказаться завтра в числе преступников, отбывающих суровое наказание. В итоге, чтобы подобные меры не привели к негативным последствиям, а наказание не превратилось в руках государства в бездумную машину для осуждения всех и вся, должны существовать меры способные не только освобождать лиц от наказания, но и стимулировать их к исправлению. В частности для преследования этой цели в УК РФ существует специальный раздел, призванный обеспечить положения, перечисленные выше. Среди них особое место занимают амнистии и помилования.
Данный институт призван освобождать не только от уголовной ответственности, но и от наказания, назначенного виновному лицу. В целом можно сказать, что данные меры показывают способность государства, в лице его органов, проявлять милосердие и снисхождение по отношению к лицам, которые им наказываются. В институте амнистии и помилования проявляется принцип гуманности, который выражается в отмене санкций, либо их значительном смягчении.
Как и иные институты уголовного права и смежных с ним отраслей, амнистия и помилование также имеют проблемы, которые требуют их рассмотрения и своевременного решения. Эти институты, пройдя достаточно долгий путь в своем становлении, сохранил как положительные черты, так и отрицательные. Поэтому данные институты, находясь в руках государства является своеобразным зеркалом, в котором отражается сущность права. И от того, как этот институт развит, как он будет использоваться, зависит представление о правителе. Использование такого мощного права может либо возвысить власть, представляя ее справедливой, принципиальной, а также милосердной и человечной, либо полностью очернить ее и сделать некомпетентной в глазах общества, избравшего ее.
Подобные обстоятельства, а также необходимость в полном, глубоком анализе использования норм, регулирующих данные институты, явились причиной выбора темы данной работы.
Актуальность исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и представлена, прежде всего, в разработке предложений по совершенствованию института амнистии и помиловании. Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования.
Целью работы является изучение института амнистии и помилования в рамках существующего правового, теоретического материала и практической деятельности, выявление существующих проблем и предложение способов их решения.
На основе указанной цели были установлены следующие задачи:
1)дать характеристику правовой природе амнистии и помилования;
2)рассмотреть правовое регулирование амнистии и помилования;
5)провести анализ реализации института на практике и выявление сопутствующих проблем;
6)разработать и предложить варианты совершенствования данного института.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации права на помилование и амнистию. Предметом исследования выступают нормы уголовного, уголовно-исполнительного закона, а также других нормативных актов, регламентирующих амнистию и помилование в Российской Федерации, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.
Методологическую и методическую основу магистерской диссертации составляют общенаучные - анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы - системно-структурный, метод сравнительного правоведения, моделирования, конкретно-социологических исследований.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, указы Президента Российской Федерации, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кодифированные законы и другие нормативно-правовые акты.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Институт амнистии и помилования в своем развитии прошел достаточно долгий путь. Зародившись в Древнем Египте, помилование постепенно развивалось совместно с правом государства, в котором оно применялось. Цели помилования с наступлением новых эпох периодически сменялись. Личные амбиции правителей, власть которым была дана свыше, постепенно были заменены религиозными началами, а позже приобрели политическую основу. С развитием и закреплением человеческих прав, наступило время гуманности, а вместе с ним появилось новое предназначение данного института.
Амнистия долгое время была подвидом помилования, во многих зарубежных странах амнистия приобретала несколько несвойственные ей формы. Однако с течением времени необходимость в «массовых прощениях», а также развитие права заставили амнистию выйти на первый план и прочно закрепиться в законодательстве многих стран.
Развитие данного института на Руси шло аналогичным путем, однако наиболее яркое его применение приходится на XVIII век. С этого периода времени помилование в своем развитии делает резкий скачок вперед. Влияние Западной культуры и права несомненно внесло свой вклад в этом плане. Амнистия, однако, как и в случае с зарубежным правом, долго оставалась в тени и начала развиваться ближе к середине XIX в. XX в. стал переломным для данного института. Смена власти в стране, войны способствовали укреплению практики в области развития амнистии.
Советская школа права внесла свои корректировки в право. Современный институт, каким мы его видим сегодня, сложился путем длительных преобразований. Однако говорить о его совершенстве рано.
С момента закрепления положений института амнистии и помилования в Конституции РФ в 1993 году, данный институт не подвергался кардинальным изменениям. Также не были закреплены понятия, характеризующие амнистию и помилование. В данной работе предложены следующие варианты понятий, которые были выработаны на основе анализа существующих в теории работ и исследований других авторов:
Амнистия - акт высшего государственного органа законодательной власти РФ, призванный освободить индивидуально неопределенную категорию лиц от уголовной ответственности либо наказания полностью или в части.
Помилование - акт прощения, со стороны главы государства в отношении индивидуально определенного лица, принимаемый с учетом личностных характеристик последнего, в результате которого отбывание наказания прекращается полностью, в части или сменяется более мягким, а также, при наличии, прекращается судимость.
Также в процессе анализа были установлены основные критерии, присущие данным видам «прощения», которые позволяют дифференцировать их. Амнистия объявляется посредством постановлений Государственной Думы РФ, действует в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, и призван освобождать не только от наказания, но и от уголовной ответственности. Тогда как помилование осуществляется посредством указов Президента РФ, распространяется в отношении индивидуально определенного лица и призван освобождать от наказания полностью или в части, либо заменять его более мягким.
Правовое регулирование в обоих случаях осуществляется Конституцией РФ, а также нормативными актами, издаваемыми органами, осуществляющими их исполнение. Амнистия издается в форме постановлений ГД РФ, порядок их осуществления также закреплен в аналогичном постановлении. Помилование объявляется в форме указа главы государства. Указом также регламентирована работа комиссий по вопросам рассмотрения ходатайств, действующих при субъектах РФ. В данных нормативных актах содержатся основные положения, категории лиц в отношении которых распространяются акты, регламентирован порядок осуществления процедуры освобождения от уголовной ответственности либо наказания. Дополнительные акты данных органов могут издаваться во исполнение основных и обязаны регламентировать работу по амнистированию либо помилованию в субъектах или специально уполномоченных органах.
Отдельные нормы, закреплены в УК РФ, УИК РФ, УПК РФ, которые имеют бланкетный характер и призваны дополнить перечисленные выше акты.
Социальная природа данного института также не осталась в стороне. В частности были выявлены основные цели и предпосылки определяющие необходимость издания данных актов.
Анализируя практическое применение амнистии и помилования были выявлены основные проблемы, осложняющие применение института.
Многие авторы, исследующие проблемные вопросы института амнистии, приходят к общему мнению в том, что принятие единого нормативного акта, регулирующего не столько процесс освобождения от наказания, сколько процесс его обсуждения на стадии рассмотрения проекта, возможность его глубокого анализа, а также право вето необходимы в целом.
Нормативный акт, способный решить судьбу многих лиц, даже тех, кого он напрямую не затрагивает, не может приниматься единолично. Такое решение может привести к росту криминогенной обстановки в стране. А между тем цели наказания, зачастую, в отношении освобожденных остаются не достигнутыми. Однако существующая проблема вызвана невозможностью быстро и оперативно произвести изменения в законодательстве.
Существующие нормы Конституции РФ, устанавливающие объявление амнистии Г осударственной Думой РФ, должны быть изменены, что позволит разработать и принять Федеральный закон «Об амнистии». Данный закон позволит подробно утвердить категории лиц, регламентировать единый порядок ее осуществления, а также позволит принять участие в разработке такого акта широкому кругу лиц, что, несомненно, должно сказаться на качестве применяемых в нем положений.
Количество помилованных лиц Президентом РФ за последние годы значительно уменьшилось. Причинами такого снижения представляется отсутствие необходимой юридической грамотности, предпочтение условнодосрочного освобождения помилованию, ввиду отсутствия веры в положительное решение со стороны главы государства. Решение данных проблем видится в комплексном изменении законодательства, а именно: расширение круга лиц, способных обратиться с ходатайством о помиловании; установление сроков рассмотрения ходатайств о помиловании Президентом РФ; введение условного помилования.
В целом общее развитие данного института представляется в виде жесткой регламентации института амнистии и возвышении права помилования. Амнистия не должна создавать иллюзию безнаказанности. Не должна она исправлять проблемы судопроизводства. Истинное ее предназначение должно заключаться в исправлении ошибок, допущенных государством в отношении определенной категории граждан, а не для разгрузки пенитенциарных учреждений.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3.Указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 07.12.2016) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
4.Приказ Минюста России от 08.04.2015 N 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно- исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 37, 14.09.2015
5.Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Собрание законодательства РФ, 27.04.2015, N 17 (часть IV), ст. 2544
6.Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 3059
7.Акутаев Р.М. Понятие и система мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания // Российская юстиция. 2014. N 4. С. 44 - 48.
8.Александров, А.С., Алаев, Р.С. Прекращение уголовного преследования (дела) в связи с амнистией // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1 (27). - С.84 - 85.
9.Александрова, Н.С. Освобождение от уголовной ответственности по УК Украины и УК РФ // Социальнополитические науки. - 2013. - № 1. - С.71 - 72.
10.Амнистия и помилование в российском законодательстве / Марогулова И.Л. - М.: Интел-Синтез, 1998. - 144 с.
11.Балафендиев А. М. Социально-правовое назначение института
амнистии // ВЭПС. - 2012. - №1. - С. 170.
12.Баскакова, В.Е. Институт помилования в Росеии и Республике Марий Эл: проблемы и перспективы развития // Марийский юридический вестник. - 2014. - № 11 - С.118 - 119.
13.Баскакова, В.Е. Становление и развитие института помилования в государствах - участниках СНГ // Марийский юридический вестник. - 2012. - № 9 - С.172 - 173.
14.Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1995.
15.Белоусова Е. А., Степанов Р. Г. Прекращение уголовного
преследования вследствие акта об амнистии (П. 3 Ч. 1 ст. 27 УПК РФ) // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 2 (44). - С. 141...