ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Исследования моторного развития детей с задержкой психического развития 10
1.2 Особенности двигательных способностей и организация двигательной активности детей с задержкой психического развития 17
1.3 Методика коррекции основных двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 42
2.2 Организация исследования 48
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Влияние средств физической культуры, направленных на развитие двигательных качеств у детей ЗПР 5-7 лет 50
3.2 Обсуждение результатов исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии за последние годы приобретает характер массового явления, что не может не вызывать тревогу как у родителей, так и у работников образовательной сферы и представителей государственных органов. В специализированной литературе говорится, что «серьезными причинами этой проблемы являются ухудшающиеся экологические условия, нестабильные экономические показатели, характеризующие низкий уровень материального благосостояния основной части населения, а так же, другие негативные факторы недостатки семейного воспитания (психолого-педагогическая неграмотность со стороны родителей), несвоевременная медицинская помощь детям с отклонениями в психическом развитии на ранних этапах онтогенеза, в том числе недостаточность разработки в теории и практике методик физического и психического развития детей»[55,56].
По мнению многих авторов, считается, что «рост числа детей с задержкой психического развития и неоднородность этих отклонений значительно усугубляет проблемы подготовки к школьному образованию, выбора адекватных программ обучения и воспитания детей этой категории . Задержка психического развития без своевременной коррекции создает препятствия для реализации ребенком своего потенциала творческих способностей, а также проявления полноценных трудовых возможностей в интересах общества» [1,5,18].
Тригер Р.Д. в своих работах указывает, что «ведущую роль в психическом и моторном развитии играет физическая активность, поэтому проблема развития двигательно-координационных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития предполагает изучение и использование научных данных, о факторах, влияющих на их развитие. Ввиду того, что координационные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития» [68].
В научных трудах ученых говорится, что «стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями ЦНС. Это и отличает детей с ЗПР от детей с умственной отсталостью, в которой характерно тотальное недоразвитие мозговых структур» [16,34].
В работах Архиповой Б.А. говорится о том, что «в отличие от клинической классификации, психолого-педагогическую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой, познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.
Известно, что показатели физического развития детей с ЗПР отличаются от показателей здоровых детей. Так же физическое развитие детей с ЗПР проходит медленнее, чем у нормальных детей. Это говорит о том, что функциональное развитие не проходит без дефектов, так как дошкольники с данным диагнозом имеют резкие колебания работоспособности, быструю утомляемость, неустойчивость в эмоционально - волевой сфере, что впоследствии влияет на их социальную интеграцию в общество. Поэтому актуальным становится достижение данными детьми такого уровня физического развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни»[4].
По мнению Журбиной О.А. «при всём многообразии средств развития координационных способностей на наш взгляд одним из наиболее эффективных являются подвижные игры, т.к. их применение на уроках физической культуры позволяет комплексно решать проблемы развития координационных способностей детей с ЗПР. Сюжетные игры должны опираться на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим целесообразно выбирать такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в период роста и созревания организма человека. Занятия физическими упражнениями, подвижными играми имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. При правильной их организации у детей воспитываются внимание и наблюдательность, дисциплинированность, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается сила воли и вырабатывается характер»[21].
Исходя из вышесказанного, имеющиеся нарушения в двигательной деятельности у дошкольников с ЗПР, её значение и влияние на психическое развитие, а помимо этого, востребованность в поиске новых средств и методик адаптивного физического воспитания, которые построены с учётом особенностей детей, с данным диагнозом, и есть главным образом актуальной и решаемой по сей день проблемой.
Актуальность работы определена тем, что задержка психического развития является важной проблемой на сегодняшний день. Дети с ЗПР значительно отстают от своих ровесников, как в умственной деятельности, так и в двигательной. Работа с детьми данного диагноза предполагает коррекцию не только в интеллектуальном плане, а так же и в физическом. Дети с ЗПР помимо проблем с мышлением, так же физически развиты слабее, чем их сверстники. Именно поэтому данную проблему лучше всего корректировать, совмещая с умственной и двигательной сферой деятельности. Им сложнее сосредоточиться на конкретной задаче, и они имеют трудности с их выполнением, особенно, когда задание требует координации в движениях. И данная работа направлена на то, чтобы показать, как подвижные игры влияют на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей, посредством подвижных игр у детей с ЗПР 5-7 лет.
Предмет исследования - методика применения подвижных игр для улучшения координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
Целью работы является изучение влияния подвижных игр на совершенствование координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
Гипотеза - предполагается, что специально подобранные подвижные игры будут способствовать лучшему развитию координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
В соответствие с научной гипотезой и целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выполнить анализ литературных источников по проблеме, связанной с влиянием подвижных игр на совершенствование координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
2. Изучить показатели координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
3. Подобрать подвижные игры для развития координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
4. Провести экспериментальные исследования, направленные на изучение координационных способностей и ОФП при использовании специально подобранных подвижных игр.
Методы исследования были определены и составлены в соответствии с целью и задачами научной работы, и включали в себя:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных способностей;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретической основой исследования были научные труды Выготского Л.С., Лебединского В.В., Лебединской К.С., Скворцовой В. О., Стребелевой Е. А. и других отечественных и зарубежных ученых по проблемам обучения детей с ЗПР; педагогические работы, в которых освещается проблема воспитательного процесса с детьми данного диагноза. А так же статьи, и данные научных журналов.
Методологической основой научной работы являются работы отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, труды освещающие проблему физического воспитания детей данной диагноза, методы математической статистики, аналитический анализ и планирование исследования.
Эмпирическая база исследования. МБУ «Школа №18» (с/п детский сад) г.о. Тольятти. Дети с диагнозом ЗПР 5-7 лет в количестве 14 человек, инструктор по физической культуре 1 человек.
Основные этапы исследования.
Исследование было проведено в три этапа с сентября 2016 г. по май 2017 г. с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет, на базе МБУ «Школа №18», с/п детского сада.
В период первого этапа (сентябрь 2016 г.) нами была изучена научно-методическая литература, мы проводили педагогические наблюдения, и подобрали подвижные игры для проведения нашего исследования.
В период второго этапа (октябрь 2016 г. по апрель 2017 г.) выявлялось влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
В эксперименте приняли участие 14 мальчиков 5-7 лет с диагнозом ЗПР (7 мальчиков ЭГ, 7 мальчиков КГ). В контрольной группе дети занимались по обычной дошкольной программе, два занятия в неделю. В экспериментальной группе занимающимся предлагалось одно дополнительное занятие во время прогулки, длительностью 30 минут, которые включали в себя подвижные игры на развитие координационных способностей, а так же дополнительные задания
На третьем этапе (май 2017 г.) был обработан экспериментальный материал и изучена информативность показателей, зарегистрированных в тестах, проведенных в указанных группах, сформулированы заключение и выводы, оформлена магистерская диссертация.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведения научного исследования нами используются специально подобранные подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет на физкультурно-оздоровительных занятиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования, для выработки подхода занятий с использованием подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные подвижные игры можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физической культуре с детьми 5-7 лет с диагнозом ЗПР в целях развития координационных способностей.
Достоверность результатов подтверждается эмпирическими исследованиями с использованием статистических методов анализа, проведенными на детях с диагнозом ЗПР 5-7 лет с использованием специально подобранных подвижных игр.
Количественные показатели, которые были получены в процессе теоретических исследований и технического эксперимента, были обработаны с помощью программы Stat.
Апробация и внедрение результатов исследования было осуществлено посредством написания автором научных статей.
Положения, выносимые на защиту:
• теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволяют эффективно использовать подвижные игры в образовательной программе дошкольного учреждения, направленные на развитие координационных способностей.
• дифференцированный подход с учетом индивидуальных характеристик в процессе образовательной деятельности позволяет раскрыть способности к двигательной активности детей с ЗПР 5-7 лет.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Работа изложена на 71 странице компьютерного текста. В работе содержатся 6 таблиц, 6 рисунков, 1 приложение. Список используемой литературы включает в себя 80 источников.
В нашем исследовании мы придерживались индивидуального подхода к каждому ребенку. Подвижные игры оказали положительное воздействие на результаты эксперимента, и положительное влияние на организмы детей.
В конце эксперимента нами было установлено, что подобранные подвижные игры, которые использовались в ЭГ, показали положительные результаты в работе с детьми с ЗПР 5-7 лет, и выполнение задач, которые были поставлены на занятиях по физической культуре.
Исходя из результатов эксперимента, был составлен комплекс физических упражнений для более эффективного развития координационных способностей у детей ЗПР 5-7 лет в КГ.
Создание благоприятных условий в образовательной деятельности, обязательное привлечение всех обучающихся к учебному процессу по физическому воспитанию, грамотно поставленная физкультурно-оздоровительная работа, использование различных форм физического воспитания, соблюдение основных правил и принципов обучения позволит педагогам по физической культуре и воспитателям эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Наше исследование показало значительные результаты в развитии координационных способностей и ОФП детей ЗПР 5-7 лет, что свидетельствует об эффективности проведенного исследования.
По окончании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В результате нашего исследования установлено, что применение специально подобранных подвижных игр способствует повышению координационных способностей в ЭГ, результаты достоверные (р <0.05), в то время как КГ показатели улучшились не значительно.
2. В нашем исследовании установлено, что показатели ОФП в ЭГ улучшились в сравнении с КГ вследствие того, что в ЭГ были использованы специально подобранные физические упражнения, способствующие адаптации к физическим нагрузкам в ЭГ в сравнении с КГ.
3. Дифференцированный подход с учетом индивидуальных характеристик детей с ЗПР 5-7 лет в процессе образовательной деятельности раскрывает возможности для реализации своих способностей при занятии физической культурой.
1. Авдеева Н. Н. Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 224 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
3. Аркин, Е.А. Физическое воспитание в детском саду; М.: Наркомпрос РСФСР, 2013. - 207 с.
4. Архипов Б. А. Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог-Мифи, 2012. - 357 с.
5. Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы); Парадигма - Москва, 2012. - 635 с.
6. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ; Центр педагогического образования - Москва, 2012. - 176 с.
7. Браткова М. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М.В. Браткова. - М.: Юкод, 2014. - 487 с.
8. Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Выпуск 8. Психология питания и ее эволюция / В.А. Вагнер. - М.: Культурно-Просветительское Кооперативное Товарищество "Начатки знаний", 2006. - 72 с.
9. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. - 272 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Дефектология / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 390 с.
11. Губа В. П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 307 с.
12. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2017. - 256с.
13. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.
14. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 с.
15. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М.: Учитель, 2014. - 204 с.
...