Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ролевая игра как средство совершенствования диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка

Работа №113418

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы совершенствования диалогической речи на уроках английского языка в процессе организации ролевых игр 7
1.1. Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи 7
1.2. Характеристика ролевых игр и основные требования к ним
1.3. Использование ролевых игр для совершенствования навыков 17
диалогической речи
Глава 2. Практическое исследование возможностей ролевой игры в целях совершенствования диалогической речи 24
2.1. Изучение уровня сформированности диалогической речи 24
2.2. Апробирование серии уроков с использованием ролевых игр,
направленных на совершенствование диалогической речи 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 57


Еще пару лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всем мире международным. И в первую очередь, люди используют язык как инструмент живого общения. Поэтому главной целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, а из всех видов речевой деятельности, к которым относят слушание, чтение, говорение, письмо, приоритетной является самая естественная форма речевой деятельности - устная форма - в её основном оформлении диалоге. Именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Однако, несмотря на годы изучения английского языка в школе, многие, оказавшись в ситуации живого общения, сталкиваются с рядом проблем. И главные из них - это неспособность понять на слух англоязычную речь и неумение выразить на этом языке собственные мысли. И именно эти две проблемы лежат в основе так называемого «языкового барьера», который мешает людям общаться, изъяснять свои мысли и чувствовать себя уверенно при контакте с иностранцами.
Языковой барьер возникает при отсутствии общения, и наиболее эффективный способ перебороть его - это постоянная практика через имитацию этого самого общения. Хоть проблемам обучения диалогической речи и уделяется в теории много внимания, учителя иностранного языка нередко сталкиваются с тем, что даже организация простейшего разговора между учениками требует немалых усилий, серьезной подготовки и подбора соответствующего материала.
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке - одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Ряд исследований, статей, пособий служит подтверждением сказанному. Типологию диалогической речи рассматривал В.Л. Скалкин, изучением особенностей обучения дилогической речи занималась С.Ю. Николаева, проблемой использования ролевых игр занимался М.Ф. Стронин, также данную проблему рассматривали такие авторы как: И.Н. Верещагина, И.А. Зимняя, Е.И. Пассова, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукина. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что навыки диалогической речи у учащихся по завершению школы не сформированы на уровне достаточном для осуществления успешного акта коммуникации.
Развитие диалогических навыков у учащихся на уроках английского языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, так как наиболее точно представляет современную модель иноязычного общения и закладывает основы коммуникативной компетенции.
Объектом данного исследования является процесс развития диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка.
Предметом исследования является ролевая игра как инструмент совершенствования диалогической речи на уроках английского языка.
Цель исследования - повысить уровень сформированности диалогической речи, посредством включения учащихся 8 классов в ролевые игры.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросу совершенствования диалогической речи, посредством включения учащихся в ролевые игры;
2) выявить начальный уровень сформированности навыков диалогической речи у учащихся;
3) теоретически обосновать, разработать и апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи;
4) сравнить уровень сформированности навыков диалогической речи до и после апробации серии уроков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литератур по рассматриваемому вопросу;
- диагностические: тестирование;
- эмпирические: научное наблюдение, методический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный этапы, самоанализ педагогической деятельности);
Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, В.Л. Скалкиной, Н.Д. Гальсковой, М.Ф. Стронина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эксперимента могут быть использованы в образовательном процессе школьных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Методический эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа 45» г.о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического исследовательского характера), заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были изучены теоретические аспекты использования ролевых игр при совершенствовании диалогической речи. Рассмотрев литературу по совершенствованию навыков диалогической речи, таких авторов, как В.Л. Скалкин, Е.Н. Соловова, мы выяснили, что для правильной организации обучения и развития диалогической речи педагогу необходимо ориентироваться на коммуникативные, психологические и лингвистические особенности диалогической речи.
Анализ исследований М.Ф. Стронина, О.В. Гавриловой, позволил сделать вывод о том, что совершенствование навыков диалогической речи, посредством включения учеников в ролевую игру является наиболее эффективным, так как ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков. На основе анализа работ С.В. Перкаса, Н.Д. Г альскова были выявлены способы и требования к проведению ролевых игр. Для более удачного проведения ролевая игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми.
Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 45» и осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью, которого было выявить уровень сформированности диалогической речи у учеников 8 "В" класса. Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе учеников, у которых диалогическая речь развита на высоком уровне всего один (10%), на среднем - восемь (80%), на низком - один ученик (10%). В контрольной группе учеников, у двух учеников (20%) диалогическая речь развита на высоком уровне, на среднем - семь (70%), на низком - один (10%).
На основе результатов констатирующего эксперимента была сформулирована цель формирующей части: разработать и экспериментально апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи, посредством включения детей в ролевую игру.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована серия уроков с содержанием ролевых игр. Всего было проведено три ролевые игры, направленных на совершенствование навыков диалогической речи.
Последним этапом эксперимента был контрольный эксперимент, где был произведен количественный и качественный анализ результатов. Эксперимент показал, что в экспериментальной группе у четырех обучающихся (40%) диалогическая речь сформирована на высоком уровне. У шести учеников (60%) - на среднем. В контрольной группе изменений нет.
В эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группы. Благодаря сравнительному анализу этих групп были получены объективные результаты, по которым видно, что ролевые игры могут способствовать совершенствованию диалогической речи.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Абалкина, П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка: учебник [Текст] / П.И. Абалкина. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 345 с.
2. Абанина, Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением английского языка [Текст] / Н.В. Абанина. - М.: Академия, 1997. - 192 с.
3. Артамонова, Г.В. Написание выпускной квалификационной работы по направлению «Лингвистика»: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.В. Артамонова, С.Н. Татарницева.- Тольятти.: Изд-во ТГУ, 2013 - 65 с.
4. Бикеева, А.С. Приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка [Текст] / А.С. Бикеева // Иностранные языки в школе. - 2005. - №-2. - С. 37-43.
5. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /А. А. Бодалев. - М.: «КОГИТЦЕНТР», 2011. - 216 с.
6. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке [Текст] / М. Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. - 253 с.
7. Гаврилова, О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку О.В. Гаврилова [Текст] / О.В. Гаврилова // English. - 2008. - №1. - С. 7-8.
8. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 246 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 194 с.
10. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высшая школа, 2009. - 345 с.
11. Дианова, Е.М. Ролевая игра: Эффективный прием обучения говорению [Текст] / Е.М. Дианова, Л. Т. Костина // Иностранный языки в школе. -
1996. - №3. - С.69-73.
12. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации [Текст] / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1995.
- №4. - С. 7-11.
13. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка [Текст] / Д.Н.Жилкина // Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. - с. 34 - 38.
14. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Казакова, А.Г. Современные педагогические технологии [Текст] / А. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1999. - 249с.
16. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст] / О.А. Колесникова // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 4. - С. 14-16.
17. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения: учебное пособие [Текст] / А. В. Конышева. - Минск: Петра Системс, 2007. - 298 с.
18. Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст] / К. Ливингстоун - М.: Высшая школа, 1998. - 169 с.
19. Мильруд, Р.П. ОГЭ. Английский язык: устная часть. Тренировочные тесты. Учебное пособие [Текст] / Р. П. Мильруд, К. С. Махмурян. - Обнинск : Титул, 2016. - 24 с.
20. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков: учебное пособие [Текст] / А.А. Миролюбов. - М.: Просвещение, 2008. - 310 с.
21. Николаева, С.Ю. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учебник, издание 2е, исправленное и переработанное [Текст] / С.Ю. Николаева, О.Б. Бигич, Н.О. Бражник. - К.: Ленвит, 2002. - 256 с.
22. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность [Текст] / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993. - 112 c.
23. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 276 с.
24. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школ: учебное пособие [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Книга, - 2009. - 212 с.
25. Перкас, С.В. Ролевые игры на уроке английского языка [Текст] / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 4. - С. 38-42.
26. Рабинович, Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
27. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
28. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии [Текст] / С. П. Рубинштейн.
- М.: Просвещение, 1999. - 314 с.
29. Савченко, О.Ю. Игры на уроках английского языка [Текст] / О.Ю. Савченко // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 12-18.
30. Семёнова, Т.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам [Текст] / Т.В. Семёнова, М.В. Семёнова // Иностранные языки в школе. - 2005. - №1. - С. 21-26.
31. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей [Текст] / В. Л. Скалкин. - Киев: Рад. шк., 1989. - 156 с.
32. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей, 4е издание [Текст] / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006. - 206 с.
33. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учебное пособие [Текст] / М. Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2006. - 298 с.
34. Фетисова, Н. Л. Социально-психологическая подготовка руководителей образовательных учреждений [Текст] / Н. Л. Фетисова. - М.: Экономика, 2011. - 110 с.
35. Филатов, В. М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы [Текст] / В. М. Филатов. - М.: Класс, 1995. - 56 с.
36. Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / В. М. Филатова. - Ростов- на-Дону: «Феникс», 2004. - 416 с.
37. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам : учебное пособие для преподавателей и студентов [Текст] / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 470 с.
38. Эванс, В. Spotlight 8. Teacher's Book. Английский в фокусе. 8 класс: Книга для учителя [Текст] / В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, - М.: Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 180 с.
39. Эванс, В. Spotlight 8: Student's Book Английский язык. 8 класс: Учебник [Текст] / В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, - М.: Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 144 с.
40. Эванс, В. Spotlight 8: Work Book / Английский язык. 8 класс: учебник [Текст] / В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, - М.: Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ