Ролевая игра как средство совершенствования диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы совершенствования диалогической речи на уроках английского языка в процессе организации ролевых игр 7
1.1. Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи 7
1.2. Характеристика ролевых игр и основные требования к ним
1.3. Использование ролевых игр для совершенствования навыков 17
диалогической речи
Глава 2. Практическое исследование возможностей ролевой игры в целях совершенствования диалогической речи 24
2.1. Изучение уровня сформированности диалогической речи 24
2.2. Апробирование серии уроков с использованием ролевых игр,
направленных на совершенствование диалогической речи 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 57
Глава 1. Теоретические основы проблемы совершенствования диалогической речи на уроках английского языка в процессе организации ролевых игр 7
1.1. Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи 7
1.2. Характеристика ролевых игр и основные требования к ним
1.3. Использование ролевых игр для совершенствования навыков 17
диалогической речи
Глава 2. Практическое исследование возможностей ролевой игры в целях совершенствования диалогической речи 24
2.1. Изучение уровня сформированности диалогической речи 24
2.2. Апробирование серии уроков с использованием ролевых игр,
направленных на совершенствование диалогической речи 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 57
Еще пару лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всем мире международным. И в первую очередь, люди используют язык как инструмент живого общения. Поэтому главной целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, а из всех видов речевой деятельности, к которым относят слушание, чтение, говорение, письмо, приоритетной является самая естественная форма речевой деятельности - устная форма - в её основном оформлении диалоге. Именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Однако, несмотря на годы изучения английского языка в школе, многие, оказавшись в ситуации живого общения, сталкиваются с рядом проблем. И главные из них - это неспособность понять на слух англоязычную речь и неумение выразить на этом языке собственные мысли. И именно эти две проблемы лежат в основе так называемого «языкового барьера», который мешает людям общаться, изъяснять свои мысли и чувствовать себя уверенно при контакте с иностранцами.
Языковой барьер возникает при отсутствии общения, и наиболее эффективный способ перебороть его - это постоянная практика через имитацию этого самого общения. Хоть проблемам обучения диалогической речи и уделяется в теории много внимания, учителя иностранного языка нередко сталкиваются с тем, что даже организация простейшего разговора между учениками требует немалых усилий, серьезной подготовки и подбора соответствующего материала.
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке - одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Ряд исследований, статей, пособий служит подтверждением сказанному. Типологию диалогической речи рассматривал В.Л. Скалкин, изучением особенностей обучения дилогической речи занималась С.Ю. Николаева, проблемой использования ролевых игр занимался М.Ф. Стронин, также данную проблему рассматривали такие авторы как: И.Н. Верещагина, И.А. Зимняя, Е.И. Пассова, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукина. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что навыки диалогической речи у учащихся по завершению школы не сформированы на уровне достаточном для осуществления успешного акта коммуникации.
Развитие диалогических навыков у учащихся на уроках английского языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, так как наиболее точно представляет современную модель иноязычного общения и закладывает основы коммуникативной компетенции.
Объектом данного исследования является процесс развития диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка.
Предметом исследования является ролевая игра как инструмент совершенствования диалогической речи на уроках английского языка.
Цель исследования - повысить уровень сформированности диалогической речи, посредством включения учащихся 8 классов в ролевые игры.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросу совершенствования диалогической речи, посредством включения учащихся в ролевые игры;
2) выявить начальный уровень сформированности навыков диалогической речи у учащихся;
3) теоретически обосновать, разработать и апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи;
4) сравнить уровень сформированности навыков диалогической речи до и после апробации серии уроков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литератур по рассматриваемому вопросу;
- диагностические: тестирование;
- эмпирические: научное наблюдение, методический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный этапы, самоанализ педагогической деятельности);
Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, В.Л. Скалкиной, Н.Д. Гальсковой, М.Ф. Стронина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эксперимента могут быть использованы в образовательном процессе школьных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Методический эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа 45» г.о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического исследовательского характера), заключения, списка используемой литературы, приложения.
Языковой барьер возникает при отсутствии общения, и наиболее эффективный способ перебороть его - это постоянная практика через имитацию этого самого общения. Хоть проблемам обучения диалогической речи и уделяется в теории много внимания, учителя иностранного языка нередко сталкиваются с тем, что даже организация простейшего разговора между учениками требует немалых усилий, серьезной подготовки и подбора соответствующего материала.
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке - одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Ряд исследований, статей, пособий служит подтверждением сказанному. Типологию диалогической речи рассматривал В.Л. Скалкин, изучением особенностей обучения дилогической речи занималась С.Ю. Николаева, проблемой использования ролевых игр занимался М.Ф. Стронин, также данную проблему рассматривали такие авторы как: И.Н. Верещагина, И.А. Зимняя, Е.И. Пассова, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукина. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что навыки диалогической речи у учащихся по завершению школы не сформированы на уровне достаточном для осуществления успешного акта коммуникации.
Развитие диалогических навыков у учащихся на уроках английского языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, так как наиболее точно представляет современную модель иноязычного общения и закладывает основы коммуникативной компетенции.
Объектом данного исследования является процесс развития диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка.
Предметом исследования является ролевая игра как инструмент совершенствования диалогической речи на уроках английского языка.
Цель исследования - повысить уровень сформированности диалогической речи, посредством включения учащихся 8 классов в ролевые игры.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросу совершенствования диалогической речи, посредством включения учащихся в ролевые игры;
2) выявить начальный уровень сформированности навыков диалогической речи у учащихся;
3) теоретически обосновать, разработать и апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи;
4) сравнить уровень сформированности навыков диалогической речи до и после апробации серии уроков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литератур по рассматриваемому вопросу;
- диагностические: тестирование;
- эмпирические: научное наблюдение, методический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный этапы, самоанализ педагогической деятельности);
Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, В.Л. Скалкиной, Н.Д. Гальсковой, М.Ф. Стронина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эксперимента могут быть использованы в образовательном процессе школьных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Методический эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа 45» г.о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического исследовательского характера), заключения, списка используемой литературы, приложения.
В процессе исследования были изучены теоретические аспекты использования ролевых игр при совершенствовании диалогической речи. Рассмотрев литературу по совершенствованию навыков диалогической речи, таких авторов, как В.Л. Скалкин, Е.Н. Соловова, мы выяснили, что для правильной организации обучения и развития диалогической речи педагогу необходимо ориентироваться на коммуникативные, психологические и лингвистические особенности диалогической речи.
Анализ исследований М.Ф. Стронина, О.В. Гавриловой, позволил сделать вывод о том, что совершенствование навыков диалогической речи, посредством включения учеников в ролевую игру является наиболее эффективным, так как ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков. На основе анализа работ С.В. Перкаса, Н.Д. Г альскова были выявлены способы и требования к проведению ролевых игр. Для более удачного проведения ролевая игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми.
Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 45» и осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью, которого было выявить уровень сформированности диалогической речи у учеников 8 "В" класса. Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе учеников, у которых диалогическая речь развита на высоком уровне всего один (10%), на среднем - восемь (80%), на низком - один ученик (10%). В контрольной группе учеников, у двух учеников (20%) диалогическая речь развита на высоком уровне, на среднем - семь (70%), на низком - один (10%).
На основе результатов констатирующего эксперимента была сформулирована цель формирующей части: разработать и экспериментально апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи, посредством включения детей в ролевую игру.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована серия уроков с содержанием ролевых игр. Всего было проведено три ролевые игры, направленных на совершенствование навыков диалогической речи.
Последним этапом эксперимента был контрольный эксперимент, где был произведен количественный и качественный анализ результатов. Эксперимент показал, что в экспериментальной группе у четырех обучающихся (40%) диалогическая речь сформирована на высоком уровне. У шести учеников (60%) - на среднем. В контрольной группе изменений нет.
В эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группы. Благодаря сравнительному анализу этих групп были получены объективные результаты, по которым видно, что ролевые игры могут способствовать совершенствованию диалогической речи.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Анализ исследований М.Ф. Стронина, О.В. Гавриловой, позволил сделать вывод о том, что совершенствование навыков диалогической речи, посредством включения учеников в ролевую игру является наиболее эффективным, так как ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков. На основе анализа работ С.В. Перкаса, Н.Д. Г альскова были выявлены способы и требования к проведению ролевых игр. Для более удачного проведения ролевая игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми.
Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 45» и осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью, которого было выявить уровень сформированности диалогической речи у учеников 8 "В" класса. Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе учеников, у которых диалогическая речь развита на высоком уровне всего один (10%), на среднем - восемь (80%), на низком - один ученик (10%). В контрольной группе учеников, у двух учеников (20%) диалогическая речь развита на высоком уровне, на среднем - семь (70%), на низком - один (10%).
На основе результатов констатирующего эксперимента была сформулирована цель формирующей части: разработать и экспериментально апробировать серию уроков, направленных на совершенствование диалогической речи, посредством включения детей в ролевую игру.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована серия уроков с содержанием ролевых игр. Всего было проведено три ролевые игры, направленных на совершенствование навыков диалогической речи.
Последним этапом эксперимента был контрольный эксперимент, где был произведен количественный и качественный анализ результатов. Эксперимент показал, что в экспериментальной группе у четырех обучающихся (40%) диалогическая речь сформирована на высоком уровне. У шести учеников (60%) - на среднем. В контрольной группе изменений нет.
В эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группы. Благодаря сравнительному анализу этих групп были получены объективные результаты, по которым видно, что ролевые игры могут способствовать совершенствованию диалогической речи.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Ролевые игры как средство развития диалоговой речи обучающихся на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Ролевая игра и се использование на уроках английского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ/РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



