Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
1.1 Проблема формирования ценностного отношения к искусству в художественно-творческой деятельности младших школьников
1.2Условия формирования ценностного отношения к искусству в
процессе художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы
формирования ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.1Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у учащихся младшего школьного возраста
2.2Реализация экспериментальной программы по формированию
ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.3Динамика уровня сформированности ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение А - Показатели констатирующего этапа
Приложение Б - Перечень занятий кружка «Юный искусствовед»
Приложение В - Средние показатели по трем методикам констатирующего и контрольного этапов
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
1.1 Проблема формирования ценностного отношения к искусству в художественно-творческой деятельности младших школьников
1.2Условия формирования ценностного отношения к искусству в
процессе художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы
формирования ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.1Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у учащихся младшего школьного возраста
2.2Реализация экспериментальной программы по формированию
ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.3Динамика уровня сформированности ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение А - Показатели констатирующего этапа
Приложение Б - Перечень занятий кружка «Юный искусствовед»
Приложение В - Средние показатели по трем методикам констатирующего и контрольного этапов
Формирование культурной среды, как и социально-сильного общества, невозможно в условиях низких показателей уровня знаний детей в сфере искусства и художественного творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулированы специальные требования к воспитанию ценностного отношения к искусству как основе готовности будущего гражданина страны в принятии ценностей природного мира, норм здоровьесберегающего и нерасточительного поведения.
Понятию «ценностное отношение к искусству» посвятили свои научные работы такие ученые и педагоги как: С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Т.А. Барышева, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский и другие. В своем исследовании они обращаются к проблеме формирования у личности ценностного отношения к искусству и культуре. Они отмечают важность и эффективность воспитания ценностного отношения к искусству с младшего школьного возраста.
Анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования высветил объективные противоречия:
-между необходимостью формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников и недостаточной базой наработок в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса;
-между потенциальными возможностями художественно-творческой деятельности школьников в формировании представлений об искусстве и становлении личности и её недостаточным использовании в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения.
Учитывая данные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности.
Актуальность изучаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к искусству у
младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности».
Объект исследования - процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к искусству в процессе художественно-творческой деятельности на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40».
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников искусству в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественнотворческой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1)осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить условия формирования ценностного отношения к искусству
у младших школьников;
3)собрать показатели уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников;
4)разработать и реализовать экспериментальную программу по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников;
5)проанализировать динамику уровня сформированности ценностного
отношения к искусству у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования была выдвинута гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности более эффективным в условиях:
-накопления ценностного опыта восприятия детьми музыкальных и художественных произведений искусства на основе процессов ознакомления, интерпретации и осмысления;
-реализации подхода, который позволит гармонично интегрировать образовательную программу с разнообразными жанрами и видами искусства;
-создания в образовательном учреждении развивающей художественно-творческой среды, стимулирующей творческую активность ребенка для формирования ценностного отношения к искусству.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научная новизна работы состоит в разработке педагогических условий формирования высокого уровня ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, включающие художественнотворческие занятия, позволяют воспитать ценностное отношение к искусству у младших школьников. Подготовленные материалы могут быть добавлены в учебный план школы на постоянной основе.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40». В исследовании приняло участие 70 детей в возрасте от 9 до 11 лет.
Понятию «ценностное отношение к искусству» посвятили свои научные работы такие ученые и педагоги как: С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Т.А. Барышева, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский и другие. В своем исследовании они обращаются к проблеме формирования у личности ценностного отношения к искусству и культуре. Они отмечают важность и эффективность воспитания ценностного отношения к искусству с младшего школьного возраста.
Анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования высветил объективные противоречия:
-между необходимостью формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников и недостаточной базой наработок в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса;
-между потенциальными возможностями художественно-творческой деятельности школьников в формировании представлений об искусстве и становлении личности и её недостаточным использовании в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения.
Учитывая данные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности.
Актуальность изучаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к искусству у
младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности».
Объект исследования - процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к искусству в процессе художественно-творческой деятельности на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40».
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников искусству в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественнотворческой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1)осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить условия формирования ценностного отношения к искусству
у младших школьников;
3)собрать показатели уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников;
4)разработать и реализовать экспериментальную программу по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников;
5)проанализировать динамику уровня сформированности ценностного
отношения к искусству у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования была выдвинута гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности более эффективным в условиях:
-накопления ценностного опыта восприятия детьми музыкальных и художественных произведений искусства на основе процессов ознакомления, интерпретации и осмысления;
-реализации подхода, который позволит гармонично интегрировать образовательную программу с разнообразными жанрами и видами искусства;
-создания в образовательном учреждении развивающей художественно-творческой среды, стимулирующей творческую активность ребенка для формирования ценностного отношения к искусству.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научная новизна работы состоит в разработке педагогических условий формирования высокого уровня ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, включающие художественнотворческие занятия, позволяют воспитать ценностное отношение к искусству у младших школьников. Подготовленные материалы могут быть добавлены в учебный план школы на постоянной основе.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40». В исследовании приняло участие 70 детей в возрасте от 9 до 11 лет.
Особое место в современной концепции образования занимает проблема воспитания ценностных отношений школьников.
Именно понятие «ценностное отношение» является ключевым в данном исследовательском проекте.
Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте является важнейшим фактором в формировании личности как таковой. Осуществляется развитие личности учащегося, его мыслительная деятельность и речь об окружающих его предметах и явлениях наполнены эмоциями и переживаниями.
Младшие школьники обладают большими возможностями для художественно-творческого развития, имея определенные преимущества перед старшими школьниками, что проявляется в целостности восприятия и большей эмоциональности переживаний. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования у детей ценностного отношения к искусству.
Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников относятся:
-освоение языка искусства ребенком как языка;
-характерная выразительность;
-освоение процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-использование эмоционально-личностного опыта ребенка в процессе обучения;
-активное использования игры как метода обучения;
-координация двух видов деятельности: восприятия и созидания;
-постепенность художественного развития ребенка и диалогическая формы обучения.
Эффективность формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников напрямую зависит от использования и реализации таких педагогических условий.
Исходя из всего вышесказанного, можно вывести понятие ценностного отношения к искусству как внутренней позиции личности, отражающей переживаемое отношение человека к искусству, характеризующееся эстетической значимостью искусства для него, практическим интересом к нему, в основе которого лежит его художественный опыт, сформированный в процессе художественной деятельности и художественного общения.
Именно в младшем школьном возрасте дети лучше всего усваивают материал, способствующий их художественно-творческому развитию, так как в более старшем возрасте дети чаще опираются на законы логики, чем на внутренние ощущения, эмоции и чувства.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников, которые состоят из:
-освоение ребенком языка искусства как языка, так и процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-построения процесса обучения на использовании опыта эмоционального и неопосредованного восприятия ребенка;
-активное использование игры как метода обучения;
-взаимодействие двух видов деятельности в обучении: восприятия и творчества;
-этапы художественного развития ребенка;
-диалогическая форма обучения.
Художественно-творческая деятельность учащихся начальных классов охватывает несколько направлений, и одним из них является направление, призванное воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в рамках эстетического воспитания, формирование ряда базовых ценностей, среди которых красота, 55
гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В ходе изучения уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента был выявлен пробел в знаниях детей об искусстве и недостаточная сформированность ценностного отношения к нему, что послужило основанием для проведения формирующего этапа. В ходе проведения формирующего этапа исследования были апробированы такие методики как: тест «МАТИСС», адаптированная методика «Вернисаж» и вербальная ассоциативная методика.
Результаты повторного исследования уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников показали положительную динамику количественных и качественных проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников, высокий уровень проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников у учащихся экспериментальной группы вырос с 37 до 69 %, средний уровень понизился с 43 до 19%, а проявления низкого уровня после завершения эксперимента сократились с 20% до 12%.
Это свидетельствует об эффективности разработанной программы, обоснованности основных методических идей, обозначенных в гипотезе исследования, а также о высоком потенциале художественно-творческой деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Именно понятие «ценностное отношение» является ключевым в данном исследовательском проекте.
Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте является важнейшим фактором в формировании личности как таковой. Осуществляется развитие личности учащегося, его мыслительная деятельность и речь об окружающих его предметах и явлениях наполнены эмоциями и переживаниями.
Младшие школьники обладают большими возможностями для художественно-творческого развития, имея определенные преимущества перед старшими школьниками, что проявляется в целостности восприятия и большей эмоциональности переживаний. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования у детей ценностного отношения к искусству.
Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников относятся:
-освоение языка искусства ребенком как языка;
-характерная выразительность;
-освоение процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-использование эмоционально-личностного опыта ребенка в процессе обучения;
-активное использования игры как метода обучения;
-координация двух видов деятельности: восприятия и созидания;
-постепенность художественного развития ребенка и диалогическая формы обучения.
Эффективность формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников напрямую зависит от использования и реализации таких педагогических условий.
Исходя из всего вышесказанного, можно вывести понятие ценностного отношения к искусству как внутренней позиции личности, отражающей переживаемое отношение человека к искусству, характеризующееся эстетической значимостью искусства для него, практическим интересом к нему, в основе которого лежит его художественный опыт, сформированный в процессе художественной деятельности и художественного общения.
Именно в младшем школьном возрасте дети лучше всего усваивают материал, способствующий их художественно-творческому развитию, так как в более старшем возрасте дети чаще опираются на законы логики, чем на внутренние ощущения, эмоции и чувства.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников, которые состоят из:
-освоение ребенком языка искусства как языка, так и процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-построения процесса обучения на использовании опыта эмоционального и неопосредованного восприятия ребенка;
-активное использование игры как метода обучения;
-взаимодействие двух видов деятельности в обучении: восприятия и творчества;
-этапы художественного развития ребенка;
-диалогическая форма обучения.
Художественно-творческая деятельность учащихся начальных классов охватывает несколько направлений, и одним из них является направление, призванное воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в рамках эстетического воспитания, формирование ряда базовых ценностей, среди которых красота, 55
гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В ходе изучения уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента был выявлен пробел в знаниях детей об искусстве и недостаточная сформированность ценностного отношения к нему, что послужило основанием для проведения формирующего этапа. В ходе проведения формирующего этапа исследования были апробированы такие методики как: тест «МАТИСС», адаптированная методика «Вернисаж» и вербальная ассоциативная методика.
Результаты повторного исследования уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников показали положительную динамику количественных и качественных проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников, высокий уровень проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников у учащихся экспериментальной группы вырос с 37 до 69 %, средний уровень понизился с 43 до 19%, а проявления низкого уровня после завершения эксперимента сократились с 20% до 12%.
Это свидетельствует об эффективности разработанной программы, обоснованности основных методических идей, обозначенных в гипотезе исследования, а также о высоком потенциале художественно-творческой деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Подобные работы
- Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРАЗДНИКОВ
НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018





