Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование информационной культуры у младших школьников

Работа №113334

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретическое обоснование проблемы формирования информационной культуры у младших школьников 7
1.1 Понятие информационной культуры в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого -педагогические особенности детей младшего школьного возраста 14
1.3 Условия формирования информационно культуры младших школьников 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры у младших школьников 30
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 30
2.2 Содержание работы по формированию информационной культуры у младших школьников 41
2.3. Анализ результатов культуры 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57

Актуальность исследования. Непрерывное образование и идея ее реализации в настоящее время ведет к необходимости урегулирования вопроса о возможности изменить одно из противоречий системы образования, основанного на конфликте между деконструкцией поступающей информации и масштабом этих знаний. Дело в том, что растет поступающая информация, а также по мере роста круга школьных и внеклассных источников информации мы можем заметить прирост радиуса образования. В этом случае, если не учитывать огромные возможности информационных технологий, то этот разрыв увеличивается.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью. Исследователи-педагоги подчеркивают резко возросшую информированность детей. Раньше для ребенка школа была основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, а сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции- несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
Закрепленные к настоящему времени знания и навыки пересекаются с понятием «информационная культура личности». Информационная культура - это успешный профессионал в образовании, самообразовании и других занятиях, а также важнейший фактор социальной безопасности человека в информационном обществе.
Проблема информационной культуры активно исследуется. Методологические проблемы развития информационной культуры Г.А. Старовойтовой, А.П. Стародубовой, Э.П. Суханова, Г.А. Семеновкера, И.Г. Фокеева, Э.Л. Шапиро и др.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной культуры как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т. е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка в начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Проблема исследования: каковы особенности формирования информационной культуры младших школьников?
Цель исследования: исследовать пути формирования информационной культуры у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования информационной культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: выступило предположение о том, что формирование информационной культуры на уроках в начальной школе (окружающий мир) будет осуществляться успешнее, если разработать комплекс заданий, направленный на использование различных источников информации в процессе выполнения проектной работы младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «информационная культура»;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть условия формирования информационной культуры младших школьников.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по исследованию особенностей информационной культуры младших школьников, проанализировать его результаты;
5. Разработать содержание работы по информационной культуре младших школьников, проанализировать ее результаты.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, беседа, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ №14.
Контингент исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современного младшего школьника важно научиться понимать, безопасно получать и представлять информацию. Получая информацию с помощью современных средств информации (телевизор. магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер. модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), ему важно научиться объективно оценивать полученную информацию на предмет ее достоверности, точности, актуальности и полезности.
Согласно требованиям стандарта к выпускнику начальной школы, для дальнейшего успешного обучения па средней и старшей ступенях среднего образования обучающимся, к моменту перехода па новую ступень, необходимо освоить такие познавательные универсальные учебные действия по работе с информацией, как умение: воспринимать информацию, которая представлена в тексте, таблице, схеме, .другой модели; способность представить полученную информацию (краткая запись задачи, оформление ответа па вопрос и т.д.). выбрать, применить и интерпретировать данные; преобразовывать информацию п использовать заданную или самостоятельно выбранную модель: анализировать полученную информацию, подтверждать или опровергать ее достоверность.
При обучении работе с информацией важно учить детей правильно использовать свой опыт, формировать специальные «информационные действия», знакомить с разными способами представления информации. Учащихся необходимо учить самостоятельно извлекать, интерпретировать, использовать информацию.
Поиск информации как универсальное учебное действие предполагает развитие следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения Развитие данных операций помогает найти нужную информацию, выделить в потоке информации необходимую часть, сравнивая информацию, искать актуальную для поставленной задачи информацию.
Существующие частные методики не только помогают учителю развивать предметные умения, но и способствуют переводу отдельных общепредметных умений в универсальные. Среди этих умений есть ряд дефицитных, которым будет посвящено это исследование. К таким умениям относятся: работа с учебными текстами: «чтение» схем, таблиц, диаграмм и др.: интерпретация данных и проверка утверждений. Неумение младшего школьника самостоятельно найти, представить, интерпретировать информацию, представленную, например, в тексте задания, приводит к тому, что ученик не может его выполнить.
Для работы над освоением информационных действий учеников второго класса был разработан комплекс упражнений. Задания были направлены на освоение общеучебных универсальных действий, направленных на работу с информацией: поиск информации, оценка информации, представление информации.
Результаты экспериментальной группы учащихся 2 класса показали, что систематическая работа над освоением информационной культуры повышает уровень развития информационной грамотности ученика, а также его общепредметных умений.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования.


1. Альбекхаджиева З.Г. Формирование информационной культуры младших школьников// Мир науки, культуры, образования, 2016. № 2. С. 53­54.
2. Агешин Ю.А. Информационная культура// НТИ. Сер. 1. 2010. № 3. С. 10-12.
3. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы конференции / под редакцией М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой. М.: МПГУ, 2020. 464 с.
4. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей// Социально- политический журнал. 2018. № 2. С. 79-93.
5. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5-6 классов // Школьная библиотека. 2019. № 3. С. 9.
6. Виноградов В.А. Информационные потребности и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. 2018. Вып. 4. С.48-60.
7. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки. 2018. № 7. С. 34-41.
8. Ганицкая И.И. Взаимодействие детских и школьных библиотек в образовательно-воспитательной работе со школьниками 1-8 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И. Ганицкая. М., 2006. 16 с.
9. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований)// Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
10. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки. 2018. № 7. С. 34-41.
11. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований// Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
12. Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сборник статей. Москва, 2017. С. 66-74.
13. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. № 1. С. 65-74.
14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко.М.: Книжный дом, 2002. 296 с.
15. Жарова Л.В. Организация самостоятельной научно-познавательной деятельности учащихся: учебное пособие / Л.В. Жарова. Ленинград, 2016. 79 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ