Социальная структура городского общества Китая в исторической ретроспективе
|
Введение 11
1. Городское общество Китая в исторической ретроспективе 19
1.1 Города и городское общество Китая доимперского периода 19
1.2 Города и городское общество Китая имперского периода (от осно-вания
династии Цинь до Опиумных войн) 25
1.3 Городское общество Китая в условиях переходного периода: фаза синтеза
социальных структур (от Опиумных войн до образования КНР) 41
1.3.1 Социальная иерархия китайского общества накануне «Опиумных
войн» 42
1.3.2 Этап синтеза социальных структур 45
1.3.3 Китайский городской социум после Синьхайской революции 50
1.3.4 Буржуазия и пролетариат 55
2. Изменения в социальной структуре городского общества Китайской
народной республики на этапе строительства социализма и проведения реформ (октябрь 1949 г. - начало XXI в.) 60
2.1 Социально-экономическое развитие КНР 61
2.2 Процессы урбанизации в КНР 70
2.3 Социальная структура городского общества КНР в условиях проведения
политики реформ и открытости 78
2.4 Социальные процессы в г. Шэньчжень 83
2.5 Формирование среднего класса в обществе КНР 88
Заключение 101
Список использованной литературы 104
На русском языке: 104
На китайском языке: 109
На английском языке: 112
1. Городское общество Китая в исторической ретроспективе 19
1.1 Города и городское общество Китая доимперского периода 19
1.2 Города и городское общество Китая имперского периода (от осно-вания
династии Цинь до Опиумных войн) 25
1.3 Городское общество Китая в условиях переходного периода: фаза синтеза
социальных структур (от Опиумных войн до образования КНР) 41
1.3.1 Социальная иерархия китайского общества накануне «Опиумных
войн» 42
1.3.2 Этап синтеза социальных структур 45
1.3.3 Китайский городской социум после Синьхайской революции 50
1.3.4 Буржуазия и пролетариат 55
2. Изменения в социальной структуре городского общества Китайской
народной республики на этапе строительства социализма и проведения реформ (октябрь 1949 г. - начало XXI в.) 60
2.1 Социально-экономическое развитие КНР 61
2.2 Процессы урбанизации в КНР 70
2.3 Социальная структура городского общества КНР в условиях проведения
политики реформ и открытости 78
2.4 Социальные процессы в г. Шэньчжень 83
2.5 Формирование среднего класса в обществе КНР 88
Заключение 101
Список использованной литературы 104
На русском языке: 104
На китайском языке: 109
На английском языке: 112
В современном мире Восточная и Юго-Восточная Азия - динамично развивающиеся регионы. Так, Китай ещё в недавнем прошлом был отсталой страной, с низким уровнем промышленного развития, раздираемой внутренними междоусобицами, а затем - недостаточно продуманной политикой первого лидера КНР Мао Цзэдуна. Внутренняя политика страны при Мао Цзэдуне проводилась непоследовательно: задуманный «индустриальный рывок» власти попытались провести без создания необходимой на то базы; идеологические кампании подчинялись цели укрепления единоличной власти Мао, а методы, которыми достигалась эта цель, противоречили задачам развития страны (поиск внутренних врагов и появление «потерянного поколения» хунвэйбинов). Всего за несколько десятилетий Китай смог сделать большой «рывок», а в начале XXI в. - даже заставил говорить политологов во всём мире о формировании нового полюса силы и центра притяжения стран Восточной Азии (ВА) и Юго- Восточной Азии (ЮВА).
В поисках объяснений феномена «возвышения» Китая исследователи обращались к различным аспектам китайской цивилизации и культуры. Не последнее место в этом списке занимает социальное измерение. Китай поражает весь мир своими экономическими показателями. Однако экономические процессы неизбежно сопровождаются соответствующими изменениями в социальном пространстве, как минимум - в количественном разрастании тех или иных социальных групп. И наоборот, аккумулировавшиеся изменения в социуме со временем начинают влиять на сферу экономики.
К примеру, в 1980-х гг., с провозглашением руководством КНР политики «реформ и открытости», в городах стало поощряться предпринимательство, контрактация работников, создание современных предприятий в ключевых областях, были сняты барьеры на пути миграции рабочей силы внутри страны и т.д. В результате, в стране наблюдался подлинный производственный «бум», массовый приток инвестиций в основные фонды, развивалось экспортно - ориентированное производство. В городах появилась новая социальная группа предпринимателей, индивидуальных собственников. Внутри рабочего класса, являвшегося прежде основной и относительно монолитной социальной группой в городском обществе, начались процессы дифференциации по ряду критериев (занятость в государственном или частном секторе, оклад труда и др.). Образовалась прослойка рабочих-мигрантов в городах, прибывших из сельской местности.
Успешный ход реформ привёл к количественному разрастанию новых социальных групп. Однако сохранение выгодного экономического положения Китая на международной арене, поддержание оптимальных параметров роста зависит от способности всех социальных групп к адаптации и изменениям. Ключевую роль в этом играют социальные слои и группы городского общества Китая, которые заняты, в том числе, в современном секторе экономики. Также не последнее место занимает политика государства по отношению к социальным группам, сформировавшимся в ходе реформ.
Так, авторы концепции «трёх представительств», введённой в оборот в конце 1990-х гг. сделали попытку инкорпорировать новые социальные силы в существующую общественную и политическую структуру, по-своему «признав» их. Изменения в социальной политике руководства Китая особенно важны в связи с воссоединением материкового Китая с Гонконгом. Грамотно выстроенная социальная политика и учёт интересов всех социальных групп помогла руководству КНР обеспечить мирный характер воссоединения и общественную стабильность, а результаты такого положительного опыта можно постепенно применить и на остальной территории страны.
Всестороннее понимание экономических и социальных процессов в современном Китае невозможно без обращения к специфике социальной структуры городского общества. Взгляд на социальную структуру городского общества Китая в исторической ретроспективе позволит лучше понять её современное состояние и изменения, которые могут произойти в перспективе.
Для работы над данной темой важной оказалась работа М. Вебера «Город». В рамках собственной концепции «понимающей социологии» и исследования социального действия, учёный пришёл к выводу о том, что город - это автономное образование, население которого представляет собой корпорацию, братство, противопоставляющее себя деревне и патримониально - бюрократическому государству в борьбе за собственное привилегированное положение. От степени сплоченности корпорации, её внутренней стратификации, от различий в правовом статусе города и деревни и от степени автономности города, по мнению исследователя, и зависит разница между городами Запада и Востока.
Свой вклад в изучения феномена города внёс и один из крупнейших историков XX в., французский учёный Ф. Бродель. В масштабном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» исследователь обратил отдельное внимание на город в широком контексте. Опираясь на исследование географии, экономики, социальной истории изучаемых регионов, автор пришёл к выводу о том, что базовой характеристикой города является его зависимость от деревень или соседних городов, которые имеют деревни в сфере своего влияния .Относительно причин различий между городами Запада и Востока историк во многом согласен с М. Вебером, он также выделяет специфическую городскую общину, сформировавшуюся в средневековых европейских городах, её опыт самостоятельного существования, без «тяжёлой руки» государства и способность выступить «единым фронтом» против внешних врагов в борьбе за свои привилегии .
Проблемы экономической и социальной структуры китайского раннесредневекового города привлекали внимание Э. Болаша, Мань Инчжи, Д. Твитчетта и др. В книгах и статьях Д. Твитчетта содержится значительный материал об организации ремесла и торговли в китайском городе VII-IX вв.5,6,7’8
В советской синологии вопросы развития средневекового города, городской торговли и ремесла впервые поставлены в трудах Л. В. Симоновской: в частности, в монографии «Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII веке», вышедшей в 1966 г.
При изучении китайских городов средневековья незаменимыми оказались работы Э.П. Стужиной. В них автор, на основании аутентичных источников, представила комплексный анализ развития городов Китая XII-XIII вв. и развитие городских ремёсел в XVI-XVIII вв. В работах исследователя содержатся оригинальные выводы, которые подкреплены хорошей аргументационной базой со ссылками на оригинальные источники. Всё это повысило научную и методологическую значимость работы исследователя.
Стоит отметить коллективную работу «История Востока» в 6 томах, 2 и 3 тома ’ . В ней исследователи обратили особое внимание на положение ремесленников и торговцев, отношение к ним со стороны государства и общества, а также меры, которыми оно подкреплялось. Немаловажное значение имеет тот факт, что информация в этом труде обогащена статистическими данными. Кроме того, в ней зачастую приводится несколько точек зрения на одну и ту же проблему, что позволяет говорить о попытке сделать работу максимально объективной в оценочном суждении.
При работе над разделом об эпохе династии Мин, нельзя обойти вниманием работу В. Малявина «Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени», где автор представил комплексный взгляд на эпоху, позволяя читателю, буквально, «взглянуть» на Китай того времени своими глазами .
В сфере углубления теоретических и методологических познаний интересна работа О.Е. Непомнина и В.Б. Меньшикова «Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох», в которой авторы отмечают поступательный и специфический характер синтеза национальных традиций и европейских нововведений в Китае . Главная идея авторов заключается в том, что синтез в Китае носил последовательный характер, причём в течение долгого времени нововведения пытались осмысливаться с позиций уже сложившихся традиций. Китай прибегнул к синтезу для укрепления и усиления своего положения, но постепенно он перестал контролировать этот процесс. Автор данной работы руководствовался логикой упомянутых исследователей, когда отдельно выделял и давал название главе 1.3 Городское общество Китая в условиях переходного периода: фаза синтеза социальных структур (от Опиумных войн до образования КНР), так как это соответствует общей логике изложения и аргументационной базе, представленной в данной ВКР.
При работе над современным периодом нельзя не отметить такие труды, как «Основные линии исторического развития городов Китая» Хэ Иминя , «Краткая история Новой истории Китая» Чэнь Чжэнцзяня , «Социальная мобильность в современная китайском обществе» Лу Сюэи, монографию А.С. Се- лищева и Н.А. Селищева «Китайская экономика в XXI веке» и др. При работе над разделом о г. Шэньчжень автор использовал как ресурсы из сети Интернет, так и отдельные исследования . В работе над разделом о среднем классе в
Китае использовались труды китайских социологов: Ли Чуньлиня , Чжоу Сяохуна и др.
Цель данной работы - рассмотрение социальной структуры городского общества Китая в исторической ретроспективе. Объект работы - слои и классы городского общества Китая, а предмет - формирование и эволюция социальной структуры городского общества Китая в историческом срезе.
Для достижения цели, поставленной в работе, потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть процесс распространения городского строительства в традиционном Китае и современные процессы урбанизации;
2) рассмотреть формирование и эволюцию социальной структуры городского общества Китая в последовательно сменявших друг друга исторических эпохах;
3) рассмотреть социальные процессы, характерные для современной социальной структуры городского общества Китая.
Представленным целям и задачам данной работы соответствует и её структура.
Первая глава охватывает социальную структуру и социальные процессы городского общества Китая доимперского периода, императорского Китая и республиканский период, который хронологически обозначен как период от начала правления династии Шан-Инь до образования КНР в 1949 г. Доимперский период охватывает эпоху до объединения Китая под властью Цинь Ши- хуанди (XVII-III вв. до н.э.). Образование империи - важный водораздел в истории Китая, невозможно его игнорировать и при обращении к социальному разрезу истории.
Автор отдельно выделил период в истории Китая от Опиумных войн середины XIX в. до образования КНР в 1949 г. В данном случае автор руководствовался логикой О.Е. Непомнина . Исследователь в ряде своих работ убедительно доказал необходимость вычленения этого столетия как переходного в истории Китая: социально-экономические процессы, имевшие место в означенный период, характеризованы им как несущие прогрессивные тенденции - с одной стороны, и тяжёлый груз традиционности - с другой. В результате Китай вступил на путь ограниченной модернизации на всех планах социально - экономического развития. Стоит отметить нехватку, как источников, так и исследовательских работ, посвященных республиканскому периоду (1911-1949 гг.), что усложнило изучение данного тридцатилетия, которое было выделено в отдельный подраздел. Отдельно рассмотрены процессы формирования двух новых классов городского общества Китая: буржуазии и пролетариата.
Во второй главе автор обратился к современному периоду, который хронологически исчисляется с 1949 г. - года основания КНР. В рамках последнего раздела социальная структура современного городского общества Китая рассматривается в связке с экономическими процессами. Однако стоит отметить, что формирование социальной структуры китайского общества не связаны исключительно с экономическими факторами. К примеру, нельзя игнорировать роль государства в социальных процессах общества Китая, как в прошлом, так и в настоящее время. Как в первой главе и её подразделах, так и во второй главе особое внимание обращается на города восточного и юго-восточного Китая, которые отличались и отличаются более высоким уровнем торгово - экономического развития, следовательно - более интенсивными социальными процессами. Пример тому - Шэньчжень, о чём говорится в соответствующем подразделе четвёртой главы. Невозможно было обойти вниманием вопрос формирования среднего класса в современном китайском социуме. В рамках данной работы автор рассматривает в общих чертах проблему формирования среднего класса в Китае, так как обращение к данному вопросу важно для понимания структуры современного городского общества.
22Синтез в переходном обществе [Текст]: Китай на грани эпох / О. Е. Непомнин, В. Б. Меньшиков./ М. : Восточная лит. РАН, 1999. - 334 с.; Социальная структура Китая, XIX - первая половина XX в. [Текст] / Отв. ред. О. Е. Непомнин, Н. И. Фомина./ Москва: Наука, 1990. - 436 с.Стоит отметить, что после первой Опиумной войны 1840-1842 гг. по условиям договора Шанхай был объявлен одним из «открытых портов», и часть территории, на которой располагалась резиденция британского консула, была отведена под т.н. британский сеттльмент. Вскоре рядом с ним были учреждены американский и французский сеттльменты, и в 1854 г. они были объединены под объединённым муниципальным советом. Иностранцы, проживавшие на территории сеттльмента, формально находились на территории Шанхая, однако пользовались исключительными правами и льготами, предоставленными в рамках т.н. «неравноправных договоров». Таким образом, они образовывали особую социальную группу городского общества Шанхая вплоть до 1949 г. Особо следует выделить и городское общество Гонконга (Сянгана), территория которого перешла во владение Великобритании по итогам Первой опиумной войны. Также в Макао (Аомынь) поселения португальских миссионеров появились ещё в XVI в., а в 1586 г. город получил право самоуправления. Во многом социальные процессы, проходившие на территориях этих трёх городов, были схожи, однако в рамках каждого из них существовала своя отдельная специфика. В рамках данной работы автор не останавливался на данной теме, так как она заслуживает отдельного изучения.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы: историко-генетический метод помог представить происхождение и этапы развития и трансформации различных социальных групп, социальной структуры и иерархии городского общества Китая. Историко-сравнительный подход позволил представить социальные процессы в динамике их развития. Сравнительный анализ и анализ литературы был применён для выявления различных подходов к определению современного состояния социальной структуры общества Китая в целом и городского общества Китая. Также эти методы были использованы для рассмотрения проблемы формирования среднего класса в Китае, так как она является одной из дискуссионных в современной социологической мысли Китая. Метод индукции и аналогии позволил обобщить ряд частных выводов.
Автор руководствовался следующими принципами: объективности, научности и системности.
1. Городское общество Китая в исторической ретроспективе
Исторически, города Китая, в отличие от городов Запада, зарождались как административные центры, и эта функция занимала первостепенное значение на протяжении всего времени существования имперского Китая . В отличие от городов Запада, экономическая функция городов Китая не была ярко выражена. Можно выделить две причины данного явления: зависимость городов Китая от деревни, а не доминирование над ними; приниженное положение торговцев и купцов, которые, в силу обстоятельств, не имели возможности играть заметную роль в хозяйственной жизни страны в качестве консолидированной группы, связанной узами горизонтальной солидарности, а также неослабевающий контроль правящих кругов .
В поисках объяснений феномена «возвышения» Китая исследователи обращались к различным аспектам китайской цивилизации и культуры. Не последнее место в этом списке занимает социальное измерение. Китай поражает весь мир своими экономическими показателями. Однако экономические процессы неизбежно сопровождаются соответствующими изменениями в социальном пространстве, как минимум - в количественном разрастании тех или иных социальных групп. И наоборот, аккумулировавшиеся изменения в социуме со временем начинают влиять на сферу экономики.
К примеру, в 1980-х гг., с провозглашением руководством КНР политики «реформ и открытости», в городах стало поощряться предпринимательство, контрактация работников, создание современных предприятий в ключевых областях, были сняты барьеры на пути миграции рабочей силы внутри страны и т.д. В результате, в стране наблюдался подлинный производственный «бум», массовый приток инвестиций в основные фонды, развивалось экспортно - ориентированное производство. В городах появилась новая социальная группа предпринимателей, индивидуальных собственников. Внутри рабочего класса, являвшегося прежде основной и относительно монолитной социальной группой в городском обществе, начались процессы дифференциации по ряду критериев (занятость в государственном или частном секторе, оклад труда и др.). Образовалась прослойка рабочих-мигрантов в городах, прибывших из сельской местности.
Успешный ход реформ привёл к количественному разрастанию новых социальных групп. Однако сохранение выгодного экономического положения Китая на международной арене, поддержание оптимальных параметров роста зависит от способности всех социальных групп к адаптации и изменениям. Ключевую роль в этом играют социальные слои и группы городского общества Китая, которые заняты, в том числе, в современном секторе экономики. Также не последнее место занимает политика государства по отношению к социальным группам, сформировавшимся в ходе реформ.
Так, авторы концепции «трёх представительств», введённой в оборот в конце 1990-х гг. сделали попытку инкорпорировать новые социальные силы в существующую общественную и политическую структуру, по-своему «признав» их. Изменения в социальной политике руководства Китая особенно важны в связи с воссоединением материкового Китая с Гонконгом. Грамотно выстроенная социальная политика и учёт интересов всех социальных групп помогла руководству КНР обеспечить мирный характер воссоединения и общественную стабильность, а результаты такого положительного опыта можно постепенно применить и на остальной территории страны.
Всестороннее понимание экономических и социальных процессов в современном Китае невозможно без обращения к специфике социальной структуры городского общества. Взгляд на социальную структуру городского общества Китая в исторической ретроспективе позволит лучше понять её современное состояние и изменения, которые могут произойти в перспективе.
Для работы над данной темой важной оказалась работа М. Вебера «Город». В рамках собственной концепции «понимающей социологии» и исследования социального действия, учёный пришёл к выводу о том, что город - это автономное образование, население которого представляет собой корпорацию, братство, противопоставляющее себя деревне и патримониально - бюрократическому государству в борьбе за собственное привилегированное положение. От степени сплоченности корпорации, её внутренней стратификации, от различий в правовом статусе города и деревни и от степени автономности города, по мнению исследователя, и зависит разница между городами Запада и Востока.
Свой вклад в изучения феномена города внёс и один из крупнейших историков XX в., французский учёный Ф. Бродель. В масштабном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» исследователь обратил отдельное внимание на город в широком контексте. Опираясь на исследование географии, экономики, социальной истории изучаемых регионов, автор пришёл к выводу о том, что базовой характеристикой города является его зависимость от деревень или соседних городов, которые имеют деревни в сфере своего влияния .Относительно причин различий между городами Запада и Востока историк во многом согласен с М. Вебером, он также выделяет специфическую городскую общину, сформировавшуюся в средневековых европейских городах, её опыт самостоятельного существования, без «тяжёлой руки» государства и способность выступить «единым фронтом» против внешних врагов в борьбе за свои привилегии .
Проблемы экономической и социальной структуры китайского раннесредневекового города привлекали внимание Э. Болаша, Мань Инчжи, Д. Твитчетта и др. В книгах и статьях Д. Твитчетта содержится значительный материал об организации ремесла и торговли в китайском городе VII-IX вв.5,6,7’8
В советской синологии вопросы развития средневекового города, городской торговли и ремесла впервые поставлены в трудах Л. В. Симоновской: в частности, в монографии «Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII веке», вышедшей в 1966 г.
При изучении китайских городов средневековья незаменимыми оказались работы Э.П. Стужиной. В них автор, на основании аутентичных источников, представила комплексный анализ развития городов Китая XII-XIII вв. и развитие городских ремёсел в XVI-XVIII вв. В работах исследователя содержатся оригинальные выводы, которые подкреплены хорошей аргументационной базой со ссылками на оригинальные источники. Всё это повысило научную и методологическую значимость работы исследователя.
Стоит отметить коллективную работу «История Востока» в 6 томах, 2 и 3 тома ’ . В ней исследователи обратили особое внимание на положение ремесленников и торговцев, отношение к ним со стороны государства и общества, а также меры, которыми оно подкреплялось. Немаловажное значение имеет тот факт, что информация в этом труде обогащена статистическими данными. Кроме того, в ней зачастую приводится несколько точек зрения на одну и ту же проблему, что позволяет говорить о попытке сделать работу максимально объективной в оценочном суждении.
При работе над разделом об эпохе династии Мин, нельзя обойти вниманием работу В. Малявина «Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени», где автор представил комплексный взгляд на эпоху, позволяя читателю, буквально, «взглянуть» на Китай того времени своими глазами .
В сфере углубления теоретических и методологических познаний интересна работа О.Е. Непомнина и В.Б. Меньшикова «Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох», в которой авторы отмечают поступательный и специфический характер синтеза национальных традиций и европейских нововведений в Китае . Главная идея авторов заключается в том, что синтез в Китае носил последовательный характер, причём в течение долгого времени нововведения пытались осмысливаться с позиций уже сложившихся традиций. Китай прибегнул к синтезу для укрепления и усиления своего положения, но постепенно он перестал контролировать этот процесс. Автор данной работы руководствовался логикой упомянутых исследователей, когда отдельно выделял и давал название главе 1.3 Городское общество Китая в условиях переходного периода: фаза синтеза социальных структур (от Опиумных войн до образования КНР), так как это соответствует общей логике изложения и аргументационной базе, представленной в данной ВКР.
При работе над современным периодом нельзя не отметить такие труды, как «Основные линии исторического развития городов Китая» Хэ Иминя , «Краткая история Новой истории Китая» Чэнь Чжэнцзяня , «Социальная мобильность в современная китайском обществе» Лу Сюэи, монографию А.С. Се- лищева и Н.А. Селищева «Китайская экономика в XXI веке» и др. При работе над разделом о г. Шэньчжень автор использовал как ресурсы из сети Интернет, так и отдельные исследования . В работе над разделом о среднем классе в
Китае использовались труды китайских социологов: Ли Чуньлиня , Чжоу Сяохуна и др.
Цель данной работы - рассмотрение социальной структуры городского общества Китая в исторической ретроспективе. Объект работы - слои и классы городского общества Китая, а предмет - формирование и эволюция социальной структуры городского общества Китая в историческом срезе.
Для достижения цели, поставленной в работе, потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть процесс распространения городского строительства в традиционном Китае и современные процессы урбанизации;
2) рассмотреть формирование и эволюцию социальной структуры городского общества Китая в последовательно сменявших друг друга исторических эпохах;
3) рассмотреть социальные процессы, характерные для современной социальной структуры городского общества Китая.
Представленным целям и задачам данной работы соответствует и её структура.
Первая глава охватывает социальную структуру и социальные процессы городского общества Китая доимперского периода, императорского Китая и республиканский период, который хронологически обозначен как период от начала правления династии Шан-Инь до образования КНР в 1949 г. Доимперский период охватывает эпоху до объединения Китая под властью Цинь Ши- хуанди (XVII-III вв. до н.э.). Образование империи - важный водораздел в истории Китая, невозможно его игнорировать и при обращении к социальному разрезу истории.
Автор отдельно выделил период в истории Китая от Опиумных войн середины XIX в. до образования КНР в 1949 г. В данном случае автор руководствовался логикой О.Е. Непомнина . Исследователь в ряде своих работ убедительно доказал необходимость вычленения этого столетия как переходного в истории Китая: социально-экономические процессы, имевшие место в означенный период, характеризованы им как несущие прогрессивные тенденции - с одной стороны, и тяжёлый груз традиционности - с другой. В результате Китай вступил на путь ограниченной модернизации на всех планах социально - экономического развития. Стоит отметить нехватку, как источников, так и исследовательских работ, посвященных республиканскому периоду (1911-1949 гг.), что усложнило изучение данного тридцатилетия, которое было выделено в отдельный подраздел. Отдельно рассмотрены процессы формирования двух новых классов городского общества Китая: буржуазии и пролетариата.
Во второй главе автор обратился к современному периоду, который хронологически исчисляется с 1949 г. - года основания КНР. В рамках последнего раздела социальная структура современного городского общества Китая рассматривается в связке с экономическими процессами. Однако стоит отметить, что формирование социальной структуры китайского общества не связаны исключительно с экономическими факторами. К примеру, нельзя игнорировать роль государства в социальных процессах общества Китая, как в прошлом, так и в настоящее время. Как в первой главе и её подразделах, так и во второй главе особое внимание обращается на города восточного и юго-восточного Китая, которые отличались и отличаются более высоким уровнем торгово - экономического развития, следовательно - более интенсивными социальными процессами. Пример тому - Шэньчжень, о чём говорится в соответствующем подразделе четвёртой главы. Невозможно было обойти вниманием вопрос формирования среднего класса в современном китайском социуме. В рамках данной работы автор рассматривает в общих чертах проблему формирования среднего класса в Китае, так как обращение к данному вопросу важно для понимания структуры современного городского общества.
22Синтез в переходном обществе [Текст]: Китай на грани эпох / О. Е. Непомнин, В. Б. Меньшиков./ М. : Восточная лит. РАН, 1999. - 334 с.; Социальная структура Китая, XIX - первая половина XX в. [Текст] / Отв. ред. О. Е. Непомнин, Н. И. Фомина./ Москва: Наука, 1990. - 436 с.Стоит отметить, что после первой Опиумной войны 1840-1842 гг. по условиям договора Шанхай был объявлен одним из «открытых портов», и часть территории, на которой располагалась резиденция британского консула, была отведена под т.н. британский сеттльмент. Вскоре рядом с ним были учреждены американский и французский сеттльменты, и в 1854 г. они были объединены под объединённым муниципальным советом. Иностранцы, проживавшие на территории сеттльмента, формально находились на территории Шанхая, однако пользовались исключительными правами и льготами, предоставленными в рамках т.н. «неравноправных договоров». Таким образом, они образовывали особую социальную группу городского общества Шанхая вплоть до 1949 г. Особо следует выделить и городское общество Гонконга (Сянгана), территория которого перешла во владение Великобритании по итогам Первой опиумной войны. Также в Макао (Аомынь) поселения португальских миссионеров появились ещё в XVI в., а в 1586 г. город получил право самоуправления. Во многом социальные процессы, проходившие на территориях этих трёх городов, были схожи, однако в рамках каждого из них существовала своя отдельная специфика. В рамках данной работы автор не останавливался на данной теме, так как она заслуживает отдельного изучения.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы: историко-генетический метод помог представить происхождение и этапы развития и трансформации различных социальных групп, социальной структуры и иерархии городского общества Китая. Историко-сравнительный подход позволил представить социальные процессы в динамике их развития. Сравнительный анализ и анализ литературы был применён для выявления различных подходов к определению современного состояния социальной структуры общества Китая в целом и городского общества Китая. Также эти методы были использованы для рассмотрения проблемы формирования среднего класса в Китае, так как она является одной из дискуссионных в современной социологической мысли Китая. Метод индукции и аналогии позволил обобщить ряд частных выводов.
Автор руководствовался следующими принципами: объективности, научности и системности.
1. Городское общество Китая в исторической ретроспективе
Исторически, города Китая, в отличие от городов Запада, зарождались как административные центры, и эта функция занимала первостепенное значение на протяжении всего времени существования имперского Китая . В отличие от городов Запада, экономическая функция городов Китая не была ярко выражена. Можно выделить две причины данного явления: зависимость городов Китая от деревни, а не доминирование над ними; приниженное положение торговцев и купцов, которые, в силу обстоятельств, не имели возможности играть заметную роль в хозяйственной жизни страны в качестве консолидированной группы, связанной узами горизонтальной солидарности, а также неослабевающий контроль правящих кругов .
Изучение социальной структуры общества предполагает обращение и к экономике, и к политике, так как без понимания общего контекста сложно разобраться и в частностях. Автор данной работы в процессе рассмотрения основного предмета исследования также обращался к экономическим и политическим процессам, историческому контексту рассматриваемых периодов.
В отличие от городов Запада, первые города Китая зарождались как административные центры, и эта функция занимала первостепенное значение на протяжении всего времени существования имперского Китая. Хотя с развитием товарно-денежных отношений, города становились центрами торговой и ростовщической деятельности, местом привлечения людей самых разных происхождений и занятий, в отличие от городов Запада, экономическая функция городов Китая не была ярко выражена. Можно выделить две причины данного явления: зависимость городов Китая от деревни, а не доминирование над ними, а также неослабевающий контроль правящих кругов. Действительно, городское общество имперского Китая представлено широкой палитрой социальных групп. Однако такая пестрота населения не способствовала его сплочению. Принудительное объединение в цехи, ограничения в передвижении в границах города, контроль над прибывающим и убывающим населением и т.д. - всё это препятствовало, использую терминологию М. Вебера, формированию «братства» горожан. Соответственно, говоря о социальной структуре городского общества имперского (и доимперского) Китая, следует скорее говорить о слагаемых, которые не формировали единого целого, как минимум в правовом поле.
Действительно, одним из условий формирования городского общества, основываясь на европейском опыте, является «признание» существования сословия горожан правящими кругами, дарование им особых прав, привилегий и, в перспективе, свобод, которые отличали бы эту социальную группу от других. Вплоть до падения империи в 1911 г., ничего подобного не наблюдалось в Китае. В городах проживали мелкие и богатые торговцы, потерявшие землю крестьяне, которые могли входить как в низший слой ремесленников (подмастерьев), так и податься в бродяги, чиновники, военные, учёные-шэньши, ремесленники, монахи и т.д. Хотя они проживали за одними и теми же стенами, между ними существовали иные стены - стены традиционных мировоззренческих установок, правовые барьеры, наконец, имущественное неравенство. Однако стоит иметь в виду, что хотя внешне социальная структура городского общества имперского Китая кажется статичной, она лишь затушёвывает внутренние процессы.
Так, увеличение городского населения к XI в. привело к тому, что невозможно было сохранить замкнутость улиц и кварталов, что было характерно для предыдущего периода. Было введено новое, районное деление городского пространства. Ранее город являлся не типичным, а единичным явлением (столицы, редкие портовые центры, пункты транзитной торговли). С XI в. процесс урбанизации становится характерной, неотъемлемой чертой развития китайского общества. С развитием ремесла и торговли, появляется и специализация, деление ремесленников по видам выполняемых работ в технологическом процессе, возникает система надомной работы, а вместе с ней - торговцы-скупщики, торговцы-раздатчики; расширяется прослойка богатых купцов.
Торговое сословие в имперском Китае всегда находилось под административным гнётом, их собственность не была ничем защищена, а деятельность хотя и признавалась необходимой «для обращения денег и товаров в Поднебесной», тем не менее, осуждалась традицией. Несмотря на то, что после проникновения иностранного капитала в Китай после 1840-х гг., в городском обществе Китая, особенно в приморских городах, образовались новые, относительно прогрессивные социальные группы: компрадоры, шэньши-буржуа, реэмигранты и др. - они оставались скованными традицией, как и пролетариат. Особенность формирования пролетариата и буржуазии в Китае - двух ключевых слоёв городского общества Нового и Новейшего времени - их внутренняя разобщённость: как по вертикали, так и в горизонтальном плане. С образованием на территории ряда городов иностранных сеттльментов, в них образовалась новая, инородная социальная группа иностранцев, облечённых особыми правами и привилегиями.
После падения императорской власти в 1911 г. позитивные социальные тренды не смогли преодолеть балласт традиций. Мешало этому и традиционалистская политическая надстройка. В результате, в социально-экономическом срезе имела место быть ограниченная модернизация, выраженная в сосуществовании переходных классов и слоёв общества и связанных с этим традиционных и более современных способов организации производства и производственных отношений. Образование КНР, ускоренная индустриализация, экономическое планирование с уклоном на развитие тяжёлой промышленности, огосударствление собственности, не могло не отразиться на социальной структуре городского общества. Искусственно сдерживалась внутренняя миграция, формирование среднего класса, развитие частного предпринимательства. В итоге, с началом новой экономической политики в 1980 -х гг., многие прогрессивные социальные процессы в городах были начаты с инициативы «сверху».
Конечно, в рамках данной работы невозможно охватить весь круг вопросов, связанных с социальной структурой городского общества Китая. Это оставляет пространство для продолжения работы над данной темой в дальнейшем.
В отличие от городов Запада, первые города Китая зарождались как административные центры, и эта функция занимала первостепенное значение на протяжении всего времени существования имперского Китая. Хотя с развитием товарно-денежных отношений, города становились центрами торговой и ростовщической деятельности, местом привлечения людей самых разных происхождений и занятий, в отличие от городов Запада, экономическая функция городов Китая не была ярко выражена. Можно выделить две причины данного явления: зависимость городов Китая от деревни, а не доминирование над ними, а также неослабевающий контроль правящих кругов. Действительно, городское общество имперского Китая представлено широкой палитрой социальных групп. Однако такая пестрота населения не способствовала его сплочению. Принудительное объединение в цехи, ограничения в передвижении в границах города, контроль над прибывающим и убывающим населением и т.д. - всё это препятствовало, использую терминологию М. Вебера, формированию «братства» горожан. Соответственно, говоря о социальной структуре городского общества имперского (и доимперского) Китая, следует скорее говорить о слагаемых, которые не формировали единого целого, как минимум в правовом поле.
Действительно, одним из условий формирования городского общества, основываясь на европейском опыте, является «признание» существования сословия горожан правящими кругами, дарование им особых прав, привилегий и, в перспективе, свобод, которые отличали бы эту социальную группу от других. Вплоть до падения империи в 1911 г., ничего подобного не наблюдалось в Китае. В городах проживали мелкие и богатые торговцы, потерявшие землю крестьяне, которые могли входить как в низший слой ремесленников (подмастерьев), так и податься в бродяги, чиновники, военные, учёные-шэньши, ремесленники, монахи и т.д. Хотя они проживали за одними и теми же стенами, между ними существовали иные стены - стены традиционных мировоззренческих установок, правовые барьеры, наконец, имущественное неравенство. Однако стоит иметь в виду, что хотя внешне социальная структура городского общества имперского Китая кажется статичной, она лишь затушёвывает внутренние процессы.
Так, увеличение городского населения к XI в. привело к тому, что невозможно было сохранить замкнутость улиц и кварталов, что было характерно для предыдущего периода. Было введено новое, районное деление городского пространства. Ранее город являлся не типичным, а единичным явлением (столицы, редкие портовые центры, пункты транзитной торговли). С XI в. процесс урбанизации становится характерной, неотъемлемой чертой развития китайского общества. С развитием ремесла и торговли, появляется и специализация, деление ремесленников по видам выполняемых работ в технологическом процессе, возникает система надомной работы, а вместе с ней - торговцы-скупщики, торговцы-раздатчики; расширяется прослойка богатых купцов.
Торговое сословие в имперском Китае всегда находилось под административным гнётом, их собственность не была ничем защищена, а деятельность хотя и признавалась необходимой «для обращения денег и товаров в Поднебесной», тем не менее, осуждалась традицией. Несмотря на то, что после проникновения иностранного капитала в Китай после 1840-х гг., в городском обществе Китая, особенно в приморских городах, образовались новые, относительно прогрессивные социальные группы: компрадоры, шэньши-буржуа, реэмигранты и др. - они оставались скованными традицией, как и пролетариат. Особенность формирования пролетариата и буржуазии в Китае - двух ключевых слоёв городского общества Нового и Новейшего времени - их внутренняя разобщённость: как по вертикали, так и в горизонтальном плане. С образованием на территории ряда городов иностранных сеттльментов, в них образовалась новая, инородная социальная группа иностранцев, облечённых особыми правами и привилегиями.
После падения императорской власти в 1911 г. позитивные социальные тренды не смогли преодолеть балласт традиций. Мешало этому и традиционалистская политическая надстройка. В результате, в социально-экономическом срезе имела место быть ограниченная модернизация, выраженная в сосуществовании переходных классов и слоёв общества и связанных с этим традиционных и более современных способов организации производства и производственных отношений. Образование КНР, ускоренная индустриализация, экономическое планирование с уклоном на развитие тяжёлой промышленности, огосударствление собственности, не могло не отразиться на социальной структуре городского общества. Искусственно сдерживалась внутренняя миграция, формирование среднего класса, развитие частного предпринимательства. В итоге, с началом новой экономической политики в 1980 -х гг., многие прогрессивные социальные процессы в городах были начаты с инициативы «сверху».
Конечно, в рамках данной работы невозможно охватить весь круг вопросов, связанных с социальной структурой городского общества Китая. Это оставляет пространство для продолжения работы над данной темой в дальнейшем.
Подобные работы
- Дискуссия о социальной структуре китайского общества в начале XXI века
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Роль и оценки аграрной реформы в КНР в трудах китайских ученых
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Политика ограничения рождаемости в КНР (1979-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Современная спортивная журналистика КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Становление и развитие китайского кинематографа в XX в
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022



