Развитие коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации специалистов технического профиля
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативной компетентности у
студентов в процессе повышения квалификации 12
1.1 Сущность и структура понятия «коммуникативная
компетентность» 12
1.2 Педагогические условия развития коммуникативной
компетентности в процессе повышения квалификации 20
1.3 Теория поколений в контексте проблемы развития
коммуникативной компетентности 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа 35
2.1 Констатирующий эксперимент 35
2.2 Описание авторской программы повышения квалификации 49
2.3 Контрольный этап эксперимента 58
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета «Эффективная коммуникация» 82
Приложение Б Анкета «Преодоление конфликтов» 85
Приложение В Программа повышения квалификации
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативной компетентности у
студентов в процессе повышения квалификации 12
1.1 Сущность и структура понятия «коммуникативная
компетентность» 12
1.2 Педагогические условия развития коммуникативной
компетентности в процессе повышения квалификации 20
1.3 Теория поколений в контексте проблемы развития
коммуникативной компетентности 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа 35
2.1 Констатирующий эксперимент 35
2.2 Описание авторской программы повышения квалификации 49
2.3 Контрольный этап эксперимента 58
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета «Эффективная коммуникация» 82
Приложение Б Анкета «Преодоление конфликтов» 85
Приложение В Программа повышения квалификации
Скорость изменения технологических, экономических и социальных аспектов жизни человечества значительно ускорилась за последние 50 лет. За короткий промежуток времени технологии шагнули от громоздких компьютеров до мобильных планшетов. Изменились и способы связи и, как следствие, формы коммуникаций между людьми [64]. Никогда ранее разрыв между представителями разных поколений не был столь велик, ведь каждое из них родилось и выросло в кардинально отличающихся условиях.
Все это неизбежно отразилось не только на навыках социального общения, но и на построении рабочих отношений. Более того, появляются новые профессии, а старые становятся неактуальны. Именно сейчас на рынок труда выходят молодые люди, рожденные в начале нового тысячелетия. Их рост и взросление проходили в эпоху расцвета интернета, мобильной связи, социальных сетей, скачка развития технологических компаний, IT-гигантов и стартапов.
Однако именно это поколение призвано заменить уходящих на пенсию работников традиционных отраслей экономики - промышленное производство, энергетика, транспорт, социальная сфера, государственное управление. На эти отрасли технологическая революция последних двадцати лет оказала не столь сильное влияние, как на бытовую жизнь человека. Но все это чуждо и неинтересно молодому поколению, и в результате возникает кадровый дефицит, грозящий в будущем перерасти в катастрофу [3].
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что, приходя работать, например, на крупное промышленное производство, молодой человек сталкивается с представителями других поколений, ни одно из которых не говорит с ним на одном языке. А он, в свою очередь, не понимает их ценностей, логики мышления, методов работы. Еще сложнее молодым специалистам занимать управленческие позиции, потому что часто приходится работать с подчиненными старше, что тоже вызывает конфликты и непонимание [45].
К данной проблеме в конце XX века обратились американские ученые Уильям Штраус (William Strauss) и Нил Хоув (Neil Howe). В 1991 году они опубликовали книгу «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 г.», которая представила миру Теорию поколений и положила начало системному изучению этого вопроса [75]. Теория гласит, что поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, на которые влияют исторический контекст эпохи, воспитание, социум и общественные ориентиры, существовавшие в период взросления человека (до 14 лет). Данный вопрос начали изучать психологи в разных странах, и их исследования подтвердили гипотезу У. Штрауса и Н. Хоува вне зависимости от географического контекста.
В Российской Федерации на Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува обратили внимание в первую очередь психологи, маркетологи и специалисты по управлению персоналом. Ряд исследовательских работ были подготовлены в таких ведущих ВУЗах, как:
- ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);
- Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
- Иркутский государственный университет;
- Московский гуманитарный университет;
- Российский государственный социальный университет.
Последние масштабные исследования были проведены в 2019 году Национальным исследовательским институтом университета «Высшая школа экономики» [11] и школой управления «Сколково» [5].
Большинство этих исследований отмечает различия между ценностями различных поколений жителей одной страны. Особенно между ценностями молодого поколения («поколения Z» согласно терминологии Теории поколений) и ценностей других поколений, так как исторические контексты и среды, в которых они росли, кардинально отличались.
Один из путей решения данной проблемы заключается в развитии коммуникативной компетентности специалистов. Социологические исследования говорят о том, что происходящие изменения на рынке труда требуют не только профессиональных знаний и умений, но сформированности так называемых «soft skills» - социально-психологических навыков, которые помогают работать с другими людьми. К ним относят коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать и работать в команде [60].
Р. С. Сеитова считает, что формирование коммуникативной компетентности не происходит само по себе. Необходимо организовывать целенаправленную работу для достижения эффективного результата. Исследователь пишет: «Коммуникативная деятельность в настоящее время является: сквозной (проявляется и реализуется на любом этапе деятельности); универсальной (независимо от должностной позиции требуется в работе и рядового сотрудника, и руководителя); приоритетной (от степени сформированности напрямую зависит качество решения любых профессиональных задач)» [56, с.511]. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является сегодня как никогда актуальным в контексте происходящих изменений на рынке труда.
Анализ современной научной литературы выявил ряд недостатков в изучаемой проблеме:
- в центрах повышения квалификации не уделяется достаточного внимания развитию коммуникативной компетентности кадров;
- при организации коммуникативного взаимодействия специалистов технического профиля не учитываются различия во взглядах и ценностях представителей разных поколений;
- недостаточно изучен вопрос применения различных форм работы со студентами разных поколений в контексте эффективности развития коммуникативной компетентности.
Всё вышесказанное позволяет обозначить противоречия между:
- возрастающими требованиями рынка труда к уровню коммуникативной компетентности специалиста и его готовностью адекватно реагировать на предъявляемые ему требования;
- дефицитом квалифицированных кадров в традиционных отраслях экономики и отсутствием интереса у молодежи к данной сфере труда;
- влиянием качества кросс-поколенческой коммуникации на совершенствование компетентности специалиста и недостаточной осознанностью специалиста роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности;
- потребностью в развитии коммуникативной компетентности
специалистов разных поколений и отсутствием разработанного психолого-педагогического инструментария и содержания обучения кадров в центрах повышения квалификации в контексте кросс- поколенческой коммуникации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы условия эффективного развития коммуникативной компетентности специалистов технического профиля в процессе повышения квалификации?
Исходя из обнаруженных противоречий, была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации специалистов технического профиля».
Объект исследования - процесс повышения квалификации специалистов технического профиля на базе центра подготовки и повышения квалификации.
Цель исследования - повысить уровень развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности у специалистов технического профиля на основе авторской программы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативной компетентности у студентов в процессе повышения квалификации будет эффективным, если:
- будет происходить на основе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативной компетенции у студентов разных поколений;
- разработана и апробирована программа повышения квалификации.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме и определить сущность и структуру понятия «коммуникативная компетентность »;
- изучить Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува с точки зрения особенностей развития коммуникативной компетентности у студентов разных возрастов;
- определить педагогические условия и адаптировать современные методы обучения для эффективного развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации;
- разработать программу повышения квалификации специалистов технического профиля на основе теории поколений;
- провести экспериментальное исследование уровня коммуникативной компетентности и апробировать программу повышения квалификации.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- Теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува [75];
- современные исследования университетов и научных организаций по проблеме поколений (Школа управления «Сколково» [5], «Высшая школа экономики» [11]);
- труды, в которых Теория поколений рассматривается в качестве инструмента анализа, формирования и развития трудового потенциала личности (И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова [20], Е.А. Ковин [24], О.В. Мунина, З.В. Соколова [39] и другие);
- статьи, посвященные экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества (А.В. Павлуцкий [44], К. П. Санатина и С. А. Ярушева [54] и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование;
- математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - Центр подготовки и повышения квалификации кадров ПАО «ТОАЗ».
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2020 год) изучалась научная психолого - педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2021 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа обучения.
На третьем этапе (2022 год) продолжалась опытно -экспериментальная работа, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что принципы Теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува применены в контексте развития взаимоотношений между представителями разных поколений.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о коммуникативной компетентности специалистов разных поколений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений, а также разработанной и внедренной программы в реальную практику центров по подготовке и повышению квалификации кадров.
Положения, выносимые на защиту:
- сущность понятия «коммуникативная компетентность» заключается в наиболее универсальных характеристиках личности, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. В состав коммуникативной компетентности входят следующие компоненты: способы организации эффективной коммуникации и преодоления конфликтов, способность осуществлять профессиональную рефлексию, коммуникативные способности, способность к самоконтролю, коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, эмпатия;
- педагогические условия, способствующие эффективному развитию
коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации: доступность изучаемого материала; атмосфера занятий, способствующая приобретению и внедрению полученных знаний и навыков; стимулирование применения работниками новых знаний и навыков в профессиональной деятельности; использование современных методов обучения (сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология, геймификация);
- программа повышения квалификации специалистов технического профиля «Развитие коммуникативной компетентности», состоящая из 36 часов лекций и 44 часов практических занятий, включающая следующие разделы: «Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса», «Эффективная коммуникация», «Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие»;
- проведенный эксперимент, в котором приняли участие 50 студентов центра подготовки и повышения квалификации, показавший положительную динамику развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе: показатель уровня коммуникативной компетентности увеличился на 28 % на высоком, на 7 % на среднем и уменьшился на 35 % на низком. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах проводимой исследовательской работы и изучении состояния проблемы посредством анализа научной психолого-педагогической литературы, в выступлениях на научно-практических конференциях педагогической направленности, вебинарах, участии в профессиональных конкурсах с авторской программой повышения квалификации, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка используемой литературы из 86 источников, 3 приложений, содержит 2 таблицы и 20 рисунков.
Все это неизбежно отразилось не только на навыках социального общения, но и на построении рабочих отношений. Более того, появляются новые профессии, а старые становятся неактуальны. Именно сейчас на рынок труда выходят молодые люди, рожденные в начале нового тысячелетия. Их рост и взросление проходили в эпоху расцвета интернета, мобильной связи, социальных сетей, скачка развития технологических компаний, IT-гигантов и стартапов.
Однако именно это поколение призвано заменить уходящих на пенсию работников традиционных отраслей экономики - промышленное производство, энергетика, транспорт, социальная сфера, государственное управление. На эти отрасли технологическая революция последних двадцати лет оказала не столь сильное влияние, как на бытовую жизнь человека. Но все это чуждо и неинтересно молодому поколению, и в результате возникает кадровый дефицит, грозящий в будущем перерасти в катастрофу [3].
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что, приходя работать, например, на крупное промышленное производство, молодой человек сталкивается с представителями других поколений, ни одно из которых не говорит с ним на одном языке. А он, в свою очередь, не понимает их ценностей, логики мышления, методов работы. Еще сложнее молодым специалистам занимать управленческие позиции, потому что часто приходится работать с подчиненными старше, что тоже вызывает конфликты и непонимание [45].
К данной проблеме в конце XX века обратились американские ученые Уильям Штраус (William Strauss) и Нил Хоув (Neil Howe). В 1991 году они опубликовали книгу «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 г.», которая представила миру Теорию поколений и положила начало системному изучению этого вопроса [75]. Теория гласит, что поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, на которые влияют исторический контекст эпохи, воспитание, социум и общественные ориентиры, существовавшие в период взросления человека (до 14 лет). Данный вопрос начали изучать психологи в разных странах, и их исследования подтвердили гипотезу У. Штрауса и Н. Хоува вне зависимости от географического контекста.
В Российской Федерации на Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува обратили внимание в первую очередь психологи, маркетологи и специалисты по управлению персоналом. Ряд исследовательских работ были подготовлены в таких ведущих ВУЗах, как:
- ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);
- Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
- Иркутский государственный университет;
- Московский гуманитарный университет;
- Российский государственный социальный университет.
Последние масштабные исследования были проведены в 2019 году Национальным исследовательским институтом университета «Высшая школа экономики» [11] и школой управления «Сколково» [5].
Большинство этих исследований отмечает различия между ценностями различных поколений жителей одной страны. Особенно между ценностями молодого поколения («поколения Z» согласно терминологии Теории поколений) и ценностей других поколений, так как исторические контексты и среды, в которых они росли, кардинально отличались.
Один из путей решения данной проблемы заключается в развитии коммуникативной компетентности специалистов. Социологические исследования говорят о том, что происходящие изменения на рынке труда требуют не только профессиональных знаний и умений, но сформированности так называемых «soft skills» - социально-психологических навыков, которые помогают работать с другими людьми. К ним относят коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать и работать в команде [60].
Р. С. Сеитова считает, что формирование коммуникативной компетентности не происходит само по себе. Необходимо организовывать целенаправленную работу для достижения эффективного результата. Исследователь пишет: «Коммуникативная деятельность в настоящее время является: сквозной (проявляется и реализуется на любом этапе деятельности); универсальной (независимо от должностной позиции требуется в работе и рядового сотрудника, и руководителя); приоритетной (от степени сформированности напрямую зависит качество решения любых профессиональных задач)» [56, с.511]. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является сегодня как никогда актуальным в контексте происходящих изменений на рынке труда.
Анализ современной научной литературы выявил ряд недостатков в изучаемой проблеме:
- в центрах повышения квалификации не уделяется достаточного внимания развитию коммуникативной компетентности кадров;
- при организации коммуникативного взаимодействия специалистов технического профиля не учитываются различия во взглядах и ценностях представителей разных поколений;
- недостаточно изучен вопрос применения различных форм работы со студентами разных поколений в контексте эффективности развития коммуникативной компетентности.
Всё вышесказанное позволяет обозначить противоречия между:
- возрастающими требованиями рынка труда к уровню коммуникативной компетентности специалиста и его готовностью адекватно реагировать на предъявляемые ему требования;
- дефицитом квалифицированных кадров в традиционных отраслях экономики и отсутствием интереса у молодежи к данной сфере труда;
- влиянием качества кросс-поколенческой коммуникации на совершенствование компетентности специалиста и недостаточной осознанностью специалиста роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности;
- потребностью в развитии коммуникативной компетентности
специалистов разных поколений и отсутствием разработанного психолого-педагогического инструментария и содержания обучения кадров в центрах повышения квалификации в контексте кросс- поколенческой коммуникации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы условия эффективного развития коммуникативной компетентности специалистов технического профиля в процессе повышения квалификации?
Исходя из обнаруженных противоречий, была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации специалистов технического профиля».
Объект исследования - процесс повышения квалификации специалистов технического профиля на базе центра подготовки и повышения квалификации.
Цель исследования - повысить уровень развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности у специалистов технического профиля на основе авторской программы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативной компетентности у студентов в процессе повышения квалификации будет эффективным, если:
- будет происходить на основе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативной компетенции у студентов разных поколений;
- разработана и апробирована программа повышения квалификации.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме и определить сущность и структуру понятия «коммуникативная компетентность »;
- изучить Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува с точки зрения особенностей развития коммуникативной компетентности у студентов разных возрастов;
- определить педагогические условия и адаптировать современные методы обучения для эффективного развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации;
- разработать программу повышения квалификации специалистов технического профиля на основе теории поколений;
- провести экспериментальное исследование уровня коммуникативной компетентности и апробировать программу повышения квалификации.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- Теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува [75];
- современные исследования университетов и научных организаций по проблеме поколений (Школа управления «Сколково» [5], «Высшая школа экономики» [11]);
- труды, в которых Теория поколений рассматривается в качестве инструмента анализа, формирования и развития трудового потенциала личности (И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова [20], Е.А. Ковин [24], О.В. Мунина, З.В. Соколова [39] и другие);
- статьи, посвященные экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества (А.В. Павлуцкий [44], К. П. Санатина и С. А. Ярушева [54] и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование;
- математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - Центр подготовки и повышения квалификации кадров ПАО «ТОАЗ».
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2020 год) изучалась научная психолого - педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2021 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа обучения.
На третьем этапе (2022 год) продолжалась опытно -экспериментальная работа, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что принципы Теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува применены в контексте развития взаимоотношений между представителями разных поколений.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о коммуникативной компетентности специалистов разных поколений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений, а также разработанной и внедренной программы в реальную практику центров по подготовке и повышению квалификации кадров.
Положения, выносимые на защиту:
- сущность понятия «коммуникативная компетентность» заключается в наиболее универсальных характеристиках личности, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. В состав коммуникативной компетентности входят следующие компоненты: способы организации эффективной коммуникации и преодоления конфликтов, способность осуществлять профессиональную рефлексию, коммуникативные способности, способность к самоконтролю, коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, эмпатия;
- педагогические условия, способствующие эффективному развитию
коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации: доступность изучаемого материала; атмосфера занятий, способствующая приобретению и внедрению полученных знаний и навыков; стимулирование применения работниками новых знаний и навыков в профессиональной деятельности; использование современных методов обучения (сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология, геймификация);
- программа повышения квалификации специалистов технического профиля «Развитие коммуникативной компетентности», состоящая из 36 часов лекций и 44 часов практических занятий, включающая следующие разделы: «Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса», «Эффективная коммуникация», «Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие»;
- проведенный эксперимент, в котором приняли участие 50 студентов центра подготовки и повышения квалификации, показавший положительную динамику развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе: показатель уровня коммуникативной компетентности увеличился на 28 % на высоком, на 7 % на среднем и уменьшился на 35 % на низком. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах проводимой исследовательской работы и изучении состояния проблемы посредством анализа научной психолого-педагогической литературы, в выступлениях на научно-практических конференциях педагогической направленности, вебинарах, участии в профессиональных конкурсах с авторской программой повышения квалификации, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка используемой литературы из 86 источников, 3 приложений, содержит 2 таблицы и 20 рисунков.
Анализ научной психолого-педагогической литературы и изучение теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува в контексте коммуникативной компетентности студентов разных возрастов показал, что существуют принципиальные различия во взглядах, умениях, навыках и ценностях представителей «Бэби-бумеров» и поколений «X», «Y» и «Z». Эти различия чаще всего и становятся причиной конфликтов и недопонимая в коллективе. Преподавателям, организующим процесс повышения квалификации, необходимо учитывать ключевые характеристики поколений как при разработке содержания обучения, так и при подборе форм и методов работы со студентами. Развитие коммуникативной компетентности с помощью данного подхода позволяет повысить эффективность взаимодействия специалистов, в результате чего актуальные компетенции молодого поколения, а именно приспособленность и гибкость к цифровым технологиям, будут объединены со знаниями и обширным опытом старшего поколения в рамках успешной профессиональной деятельности.
Повышение квалификации специалистов технического профиля, проводимое на базе центра подготовки и повышения квалификации, должно проходить с использованием современных методов обучения. С целью эффективного развития коммуникативной компетентности применяется сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология. Они подходят студентам разных возрастов, но в зависимости от ключевых характеристик поколения желательно варьировать формы организации работы: регулировать степень использования компьютерных технологий, менять жанры и темы заданий, предоставлять выбор, мотивировать разными способами. Кроме того, изучаемый материал должен быть доступен студентам, атмосфера занятий могла бы способствовать приобретению и внедрению полученных знаний и навыков, чтобы работники стремились к их использованию в профессиональной деятельности.
С целью повышения уровня коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров была разработана и апробирована программа повышения квалификации «Развитие коммуникативной компетентности». Обучение происходило в объеме 36 часов лекций и 44 часа практических занятий. Слушатели изучали введение в теорию поколений, влияние теории поколений на коммуникативный процесс, будущее рынка труда, деловое общение, технологию диалога, приемы эффективной коммуникации, анализировали конфликты и техники регулирования эмоционального состояния, тренировали стрессоустойчивость и эмпатию. Среди форм проведения занятий использовались лекция-беседа, визуальная лекция, форсайт-сессия, а также семинары с использованием кейс- метода, обучения в действии, сторителлинга и деловой игры.
Использование подхода с вариативными заданиями в зависимости от принадлежности к определенному поколению способствовало вовлечению в активный процесс обучения всех слушателей, а также успешному усвоению материала. Студентам понравился такой подход, что отразилось на качестве результата обучения. Изучение сложных тем, которые могли вызвать у студентов негативные эмоции, проходило в форме игры или решения специально разработанных кейсов, в результате чего прошло без затруднений и конфликтов. При этом работа на практических занятиях носила прикладной характер и была максимально приближена к коммуникативным проблемам каждого сотрудника, а также особенностям поколения, к которому он относится.
Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов на первом этапе, до обучения по программе, показало недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности у студентов. На высоком уровне находилось всего 15 и 13%, на среднем по 41 % и 44 и 46% % на низком в экспериментальной и контрольной группе соответственно.
Повторное проведение диагностических методик после повышения квалификации показало положительную динамику в экспериментальной группе, студенты которой прошли обучение по программе повышения квалификации: на 35 % человек меньше на низком показатель и на 28 % и 7 % на высоком и среднем соответственно. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости. В контрольной группе изменения были незначительными. Это говорит о том, что именно программа повышения квалификации позволила студентам повысить свою коммуникативную компетентность.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию коммуникативной компетентности студентов на основе теории поколений.
Повышение квалификации специалистов технического профиля, проводимое на базе центра подготовки и повышения квалификации, должно проходить с использованием современных методов обучения. С целью эффективного развития коммуникативной компетентности применяется сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология. Они подходят студентам разных возрастов, но в зависимости от ключевых характеристик поколения желательно варьировать формы организации работы: регулировать степень использования компьютерных технологий, менять жанры и темы заданий, предоставлять выбор, мотивировать разными способами. Кроме того, изучаемый материал должен быть доступен студентам, атмосфера занятий могла бы способствовать приобретению и внедрению полученных знаний и навыков, чтобы работники стремились к их использованию в профессиональной деятельности.
С целью повышения уровня коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров была разработана и апробирована программа повышения квалификации «Развитие коммуникативной компетентности». Обучение происходило в объеме 36 часов лекций и 44 часа практических занятий. Слушатели изучали введение в теорию поколений, влияние теории поколений на коммуникативный процесс, будущее рынка труда, деловое общение, технологию диалога, приемы эффективной коммуникации, анализировали конфликты и техники регулирования эмоционального состояния, тренировали стрессоустойчивость и эмпатию. Среди форм проведения занятий использовались лекция-беседа, визуальная лекция, форсайт-сессия, а также семинары с использованием кейс- метода, обучения в действии, сторителлинга и деловой игры.
Использование подхода с вариативными заданиями в зависимости от принадлежности к определенному поколению способствовало вовлечению в активный процесс обучения всех слушателей, а также успешному усвоению материала. Студентам понравился такой подход, что отразилось на качестве результата обучения. Изучение сложных тем, которые могли вызвать у студентов негативные эмоции, проходило в форме игры или решения специально разработанных кейсов, в результате чего прошло без затруднений и конфликтов. При этом работа на практических занятиях носила прикладной характер и была максимально приближена к коммуникативным проблемам каждого сотрудника, а также особенностям поколения, к которому он относится.
Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов на первом этапе, до обучения по программе, показало недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности у студентов. На высоком уровне находилось всего 15 и 13%, на среднем по 41 % и 44 и 46% % на низком в экспериментальной и контрольной группе соответственно.
Повторное проведение диагностических методик после повышения квалификации показало положительную динамику в экспериментальной группе, студенты которой прошли обучение по программе повышения квалификации: на 35 % человек меньше на низком показатель и на 28 % и 7 % на высоком и среднем соответственно. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости. В контрольной группе изменения были незначительными. Это говорит о том, что именно программа повышения квалификации позволила студентам повысить свою коммуникативную компетентность.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию коммуникативной компетентности студентов на основе теории поколений.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Развитие компетенций руководителя по управлению
финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной
образовательной организации
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Развитие ИКТ-компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Компьютерная графика как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



