ВВЕДЕНИЕ…………………………………..3
Глава 1. Положение государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права…………………5
1.1 Понятие и сущность государственных и муниципальных предприятий……………….5
1.2 Тенденции развития законодательства в области регулирования деятельности государственных и муниципальных предприятий…………….14
Глава 2. Гражданская правосубъектность государственных и муниципальных предприятий………...…………...17
2.1 Правоспособность государственных и муниципальных предприятий……………...17
2.2 Дееспособность государственных и муниципальных предприятий...............23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время Россия в лице ее государственных органов, в лице субъектов и муниципальных образований вынуждена искать пути оздоровления экономики, сохранения и преумножения благосостояния народонаселения в условиях неблагоприятного внешнеэкономического статуса. На современном этапе трудности, связанные с решением этих задач, непреодолимы посредством традиционных экстенсивных механизмов развития. Поэтому особое внимание следует уделить процессам оптимизации государственного экономического сектора, модернизации производственных структур государственных и муниципальных предприятий. Все это немыслимо без эффективного правового регулирования деятельности унитарных предприятий как важной составляющей современной российской экономики.
Однако в течение последних 2-3-х лет наблюдается заинтересованность государственных органов, высших должностных в Российской Федерации в ликвидации и реорганизации не только малоэффективных, нерентабельных унитарных предприятий, но и многих других, приносящих существенную пользу в различных сферах экономики и решающих важные социальные задачи как общегосударственного, так и локального значения.
Руководствуясь благими намерениями при принятии решений о сокращении вмешательства государства в экономику посредством деятельности унитарных предприятий, следует уделить повышенное внимание не только экономическим, но и правовым нюансам, неизбежно возникающим при перераспределении имущества и экономических задач среди частных юридических лиц. В противном случае форсированная приватизация может запустить процесс деградации экономической инфраструктуры бывших государственных и муниципальных унитарных предприятий, который имел место быть в постсоветский период российской экономики.
Все вышесказанное и предопределяет актуальность данной работы.
Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, в части изучения государственных и муниципальных предприятий, как юридических лиц.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- изучение понятия и сущности государственных и муниципальных предприятий в РФ;
- рассмотрение векторов развития законодательства РФ в области регулирования деятельности государственных и муниципальных предприятий;
- определение гражданской правосубъектности государственных и муниципальных предприятий.
Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.
Предметом является механизм осуществления деятельности государственных и муниципальных предприятий как юридических лиц.
Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Итак, проанализировав все вышесказанное, мы можем прийти к следующим выводам:
Современные государственные и муниципальные унитарные предприятия — одна из форм коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая интересы публичного бизнеса.
Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий помимо кодекса определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В зависимости от уровня создания, унитарные предприятия могут быть федеральными, региональными и муниципальными.
В настоящее время федеральное законодательство, регулирующее деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, следует признать достаточно подробным и полностью соответствующим задачам, возложенным на него.
Унитарные предприятия являются юридическими лицами с ограниченной правоспособностью, которая свойственна всем некоммерческим, а также отдельным видам коммерческих организаций. Содержание ограничения гражданской правоспособности унитарных предприятий определяется в уставе каждого конкретного предприятия при его создании, посредством определения предмета и целей их деятельности.
Важной особенностью правоспособности унитарных предприятий является и то, что ограничения их правоспособности касаются не только права на осуществление видов деятельности, но и их права на участие в некоторых обязательствах и совершение сделок.
Реорганизация унитарных предприятий имеет те же формы, что и в случае с обычными юридическими лицами — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Однако содержание данных процедур иное.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/9099dfd3d2c86f 6a2e4e993085457883068dc405.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Часть 1. (в ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ. (в ред. от 18.03.2023) // СПС «Консультант Плюс» (Электронный ресурс)
4. Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. (в ред. от 30.12.2021) // СПС «Консультант Плюс» (Электронный ресурс)
Специальная юридическая литература
5. Борисов В.Ю. Гетман Е.С. Гражданское право: Учебник для вузов: М. Инфра-М 2018. С.189.
6. Беленков Р.В. Гражданское право. Общая часть. Приор-издат., М: 2020. С. 46.
7. Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 2020. С. 10.
8. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2020. С. 69.
9. Забарчук Е.Л. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первая – третья. М.: Изд-во «Экзамен», изд-во «Право и закон», 2019. С. 630.
10, Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. -Юстицинформ, 2020. С. 106.
11. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. С. 179.
12. Смоленский М.Б. Гражданское право: Учебное пособие для студентов вузов. Ч.2, М.: Феникс, 2020. С. 193.
13. Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том I.: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «БЕК», 2019. С. 125.
14. Рузакова О.А. Гражданское право: курс лекций. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М.: Спарк, 2020. С. 220