Введение 6
Глава 1 Состояние вопроса 8
1.1 Назначение сидений 8
1.2 Требования, предъявляемые к конструкции сидений 10
1.3 Обзор и тенденции развития конструкции сидений 14
1.4 Обоснование и выбор технического решения 20
Глава 2 Конструкторская часть 25
2.1 Расчет тягово - динамических характеристик автомобиля 25
2.2 Оценка геометрии на соответствие ЕЭК ООН № 17 47
2.3 Расчет усилия на рукоятке механизма откидывания спинки 50
2.4 Расчет параметров подголовника 53
Глава 3 Технологический раздел 59
3.1 Выбор и обоснование сборочного процесса сиденья 59
3.2 Операционные карты 61
3.3 Определение трудоемкости операций сборки 63
3.4 Определение типа производства 63
Глава 4 Охрана труда и безопасность объекта дипломного проектирования . 64
4.1 Аспекты безопасности водителя и пассажиров для городского
автомобиля 64
4.2 Проверка эффективности системы пассивной безопасности 69
4.3 Краш-тест автомобиля 72
Глава 5 Технико-экономическая оценка модернизируемого сиденья 74
5.1 Анализ и определение затрат на модернизацию и внедрение механизма откидывания спинки переднего сиденья 75
5.2 Оценка эффективности инвестиционного проекта 83
5.3 Анализ коммерческой эффективности модернизации 85
Заключение 97
Список используемой литературы и используемых источников 98
Приложение А Графики тягово-динамического расчета 101
Приложение Б Спецификации
В том, что современный автомобиль - это совокупность огромной инженерной работы и лучших технических решений, не вызывает сомнений. Чаще всего принято оценивать транспортное средство по таким параметрам, как мощность, объем двигателя и подобным характеристикам.
К счастью, последнее время покупатели все чаще задумываются и о пассивной безопасности. Но многие ли из них знают, что сиденье имеет не менее важную роль, чем, например, подушка безопасности в руле?
Современные сиденья - это сложная техническая система, которая обеспечивает водителю и пассажирам не только комфорт, но и безопасность. На мой взгляд, сиденья одна из самых недооцененных частей автомобиля. Как правило, сначала оценивают их внешний вид, потом удобство посадки, комфорт. Потребитель редко представляет, насколько сложно устроена конструкция автомобильных сидений и какую значительную роль играет комфортное положение водителя за рулем.
Так как любой автопроизводитель стремиться к повышению качества, выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, актуальность поиска новых технических решений никогда не снизится. Комплект сидений достаточно дорогостоящий компонент, требующий высокого качества, надежности и долговечности. В данной работе выбрана тема по модернизации механизма откидывания спинки переднего сиденья. В 3 дверной версии автомобиля LADA NIVA Legend есть необходимость доступа на задний ряд сидений через переднюю дверь.
Отечественный производитель выпускал не так много авто с типом кузова купе и поэтому за всю историю производства, не обновил принципы работы системы откидывания, которые были спроектированы ещё к началу выпуска семейства. Несмотря на распространенное мнение о том, что у «нивы» нет будущего, этот автомобиль до сих пор имеет немалую долю рыка и продолжает выпускаться с 1977 года. Высокие свойства по проходимости, надежность, компактность - вот лишь несколько серьёзных преимуществ этого транспортного средства. Но прогресс не стоит на месте, законодательные требования ужесточаются и даже такой успешный проект волжского автозавода нуждается в модернизации и применении современных решений в области инжиниринга.
В последние годы еще и государство заботится о повышении безопасности на дороге. Поэтому в Росси применяются требования европейского технического регламента. В наиболее известным можно отнести обязательства автопроизводителей продавать автомобили с системой АБС или обязательное требование по наличию системы глонасс. В данной работе необходимо учитывать все входящие обязательные характеристики, а также потребительские ожидания клиента.
Главной задачей дипломного проекта было повышение надежности и потребительских свойств сидений автомобиля LADA NIVA Legend. Кроме того, благодаря данной модификации удалось обновить конструкцию с учетом современных требований безопасности.
Для поиска наиболее подходящих технических решений, был исследован современный автомобильный рынок и выбран наиболее удачный вариант с учетом особенности данного автомобиля.
В графической части представлены детали корпуса, облицовки и рукоятки механизма откидывания. Также для крепления корпуса разработан кронштейн для крепления изделия к каркасу сиденья.
В конструкторской части проведена оценка на соответствие требованиям регламента для обеспечения безопасности пассажиров заднего ряда при внедрении данного решения. Рассчитано усилие на рукоятке для улучшения потребительских качеств.
В технологической части представлены карты сборочных операций, определен тип производства и рассчитан необходимый такт выпуска продукции.
Были рассмотрены аспекты безопасности автомобиля в целом, а также сиденья, как важной составляющей пассивной безопасности.
Рассчитаны экономические показатели эффективности проекта. Произведен расчет себестоимости изготовления сиденья в условиях опытного производства.
На основании всего изложенного, считаю задачи, поставленные в рамках дипломного проекта полностью выполненными.
1. ГОСТ Р 41.17-2001. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников. - Москва: ИПК Издательство стандартов, 2002 - 37 с.
2. ГОСТ 28261-89 Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров. - Москва: Стандартинформ, 2006 - 10с.
3. Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. [Текст] / В. И. Анурьев - М.: Машиностроение, 1982. - 728 с.
4. Васильев, Б.С. Автомобильный справочник [Текст] / Б. С. Васильев, М. С. Высоцкий, К. Л. Гаврилов - М.: Машиностроение, 2004. - 704 с.
5. Волков, В.С. Конструкция автомобиля : учеб. пособие / В.С. Волков. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 200 с. - ISBN 978-5-9729-0329-0.
6. Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования : учеб. пособие [Текст] / С.Ф. Головин. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 282 с.
7. Зайцев, С.А. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов: учеб. пособие / С.А. Зайцев. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 123 с.
8. Капрова, В.Г. Организация производства. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальностей автомобиле- и тракторостроение всех форм обучения [Текст] / В. Г. Капрова - Тольятти: ТГУ, 2008. - 112 с.
9. Набоких, В. А. Испытания автомобиля : учебное пособие / В.А. Набоких. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 224 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106839-7.
10. Огороднов С.М. «Конструкция автомобилей и тракторов»/ С.М. Огороднов, Л.Н Орлов, В.Н. Кравец // учебник, Изд-во Инфра Инженерия, 2019 - 284 с
11. Савич, Е. Л. Легковые автомобили : учебник / Е.Л. Савич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2019. — 758 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-104387-5.
12. Савич, Е. Л. Системы безопасности автомобилей : учебное пособие/ Е.Л. Савич, В.В. Капустин. — Минск: Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2020. — 445 с.: ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-104362-2.
13. Стуканов, В. А. Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие [Текст] / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
14. Черепанов, Л.А. Тяговой расчет автомобиля [Текст] / Л. А. Черепанов - М.: Машиностроение, 1977. —39 с.
15. Черный, В.В. Технологический процесс сборки узлов машин и аппаратов: Методические указания / Авт. -сост.: В.В. Черный, В.А. Богуш - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 24 с.
16. Brewer, F. (2015). Additive manufacturing: Costs, cost effectiveness and industry economics. (pp. 1-168)
17. The study for dynamic evaluation method for assessing whiplash- associated disorder in rear impact, Hiroyuki Asada, Katsumi Nawata, Masahide Sawada. JAMA. Japan.
URL:https://www-esv.nhtsa.dot.gov/Proceedings/21/09-0302.pdf
18. Evans, A. T. (2015). Automobiles and the automotive industry: Emerging technologies, environmental impact and safety analysis. (pp. 1-141)
19. Assessment of the impact of sub-components on the dynamic response of a coupled human body/automotive seat system. Romain Barbeau, Thomas Weisser, Raphael Dupuis, Evelyne Aubry, Samuel Baudu. France
URL:https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03487372/document
20. DESIGN PARAMETERS OF DRIVER SEAT IN AN AUTOMOBILE Hanumant N. Kale1 , C. L. Dhamejani. India
URL:https://ijret.org/volumes/2015v04/i06/IJRET20150406076.pdf