Полномочия органов местного самоуправления
|
Введение
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного
самоуправления…………………………………………………….. 10
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления 19
1.3 Правовые источники, компетенции и особенности
взаимоотношений органов местного управления и
самоуправления с региональными и центральными органами
государственной власти……………………………………………. 22
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при
реализации государственной власти на местах…………………. 28
2.1 Полномочия федеральных органов государственной власти в
области местного самоуправления………………………………… 28
2.2 Порядок наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями………………….. 36
2.3 Осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий и государственный контроль
2.4 Реализация местного самоуправления на примере городского
округа Сызрань Самарской области
Заключение
Список используемой литературы……………………
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного
самоуправления…………………………………………………….. 10
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления 19
1.3 Правовые источники, компетенции и особенности
взаимоотношений органов местного управления и
самоуправления с региональными и центральными органами
государственной власти……………………………………………. 22
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при
реализации государственной власти на местах…………………. 28
2.1 Полномочия федеральных органов государственной власти в
области местного самоуправления………………………………… 28
2.2 Порядок наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями………………….. 36
2.3 Осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий и государственный контроль
2.4 Реализация местного самоуправления на примере городского
округа Сызрань Самарской области
Заключение
Список используемой литературы……………………
Актуальность темы исследования бакалаврской работы состоит в том, что согласно Конституции РФ в России устанавливается обеспечение самостоятельности при реализации полномочий на уровне местного самоуправления. Этот факт порождает необходимость внесения ясности в вопрос о том, что же именно федеральная власть вкладывает в рамки дозволенных действий на уровне местного самоуправления. Исходя из этого, приобретает актуальность вопрос о раскрытии полномочий местного самоуправления.
Специфика российского государства обусловлена многими факторами, в том числе уникальность России состоит в занимаемой ею площади всего земного пространства. Естественно есть как плюсы, так и минусы от обширных территорий. Например, ввиду огромных территориальных угодий Россия имеет большой объем минеральных запасов. В недрах нашей страны хранятся невероятные запасы сырья и энергетических ресурсов: руд, каменного угля, нефти и газа. По запасам многих ископаемых Россия в несколько раз опережает своих ближайших преследователей. России посчастливилось иметь самые большие в мире запасы газа - одного из основных современных энергоносителей. Природные богатства нашей страны столь огромны, что оценить их в каком-либо эквиваленте просто не представляется возможным. Ни одной другой стране мира не приходилось сталкиваться с необходимостью удержания такой обширной и столь малопригодной для жизни территории. Что до малопригодности, то наш народ с этим справится, в этом сомнений нет, а вот с обширностью территории дело обстоит гораздо сложнее. Чрезвычайная сложность освоения ресурсов, помноженная на очень низкую плотность населения, давно поставила многие регионы нашего Крайнего Севера и Дальнего Востока на грань полного опустошения. А отсутствие населения, как известно, ставит вопрос об утрате государством контроля над территорией и делает возможным её завоевание (в данном случае банальное занятие) другим
государством. Как говорится, свято место пусто не бывает: на опустевшие земли рано или поздно придут новые поселенцы, и в их руках не обязательно будет оружие, ведь воевать им ни с кем не придётся. Ярким примером такого типа завоевания является китайская экспансия на север от своих границ. Это вполне естественный процесс. О его наличии или отсутствии сейчас идёт много споров, но факт многократного перевеса китайцев, живущих на южном берегу Амура над россиянами, живущих на берегу северном, - налицо.
С другой стороны, возникает естественная сложность при осуществлении государственного управления в столь труднодоступных и удаленных субъектах Российской Федерации. К тому же, только Россия обладает столь огромным субъектным составом - 85 субъектов образуют состав Федерации. У каждого из этих субъектов своя культура, национальные исторически сложившиеся традиции и свои проблемы. Государственная власть физически не способна объективно и своевременно решать одномоментно проблемы всех субъектов, которые входят в федерацию, поэтому естественным является делегирование части полномочий на уровень местного самоуправлении в рамках субъекта федерации. Данные полномочия должны быть направлены на решение необходимых проблем и достижения интересов и благопроцветания субъекта, а также осуществлять сбор информации о конкретных нуждах и помощи субъекту со стороны федеральной государственной власти.
При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1. Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи данного Закона были изложены во множестве различных редакций и успешно применяются на территории Российской Федерации.
Цель бакалаврского исследования заключается в комплексном анализе содержания полномочий местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленную в бакалаврском исследовании цель, необходимо разрешить ряд задач:
1. Дать общее определение содержанию правового феномена местного самоуправления и определить его базовые принципы и функции реализации местного самоуправления на территории российского государства
2. Определить круг правовых источников, которые осуществляют регламентацию и регулирование правоотношений, которые возникают как в рамках осуществления местного самоуправления, так и в процессе взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью.
3. Проанализировать и раскрыть полномочия в рамках осуществления местного самоуправления
4. Привести пример реализации местного самоуправления и его полномочий на примере г.о. Сызрань и .г.о. Тольятти Самарской области.
Соответственно, по ходу нашего исследования предметов будет выступать весь комплекс правоотношений, возникающих по поводу осуществления полномочий при реализации местного самоуправления, а объектом будет выступать само местное самоуправление как целостное правовое и структурное подразделение реализации республиканской формы правления в рамках российского государства.
Методологической базой бакалаврского исследования послужили материалы, прежде всего, правовых актов в области регулирования полномочий местного самоуправления в России, а также специальные законы г.о. Сызрани и специальная литература по обеспечению правового регулирования местного самоуправления в России.
Бакалаврская работа содержит две главы.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
Во второй главе, называемой «Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах», рассматриваются полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также реализация местного самоуправления на примере городского округа Сызрань Самарской области.
Работа состоит из 64 страницы.
Специфика российского государства обусловлена многими факторами, в том числе уникальность России состоит в занимаемой ею площади всего земного пространства. Естественно есть как плюсы, так и минусы от обширных территорий. Например, ввиду огромных территориальных угодий Россия имеет большой объем минеральных запасов. В недрах нашей страны хранятся невероятные запасы сырья и энергетических ресурсов: руд, каменного угля, нефти и газа. По запасам многих ископаемых Россия в несколько раз опережает своих ближайших преследователей. России посчастливилось иметь самые большие в мире запасы газа - одного из основных современных энергоносителей. Природные богатства нашей страны столь огромны, что оценить их в каком-либо эквиваленте просто не представляется возможным. Ни одной другой стране мира не приходилось сталкиваться с необходимостью удержания такой обширной и столь малопригодной для жизни территории. Что до малопригодности, то наш народ с этим справится, в этом сомнений нет, а вот с обширностью территории дело обстоит гораздо сложнее. Чрезвычайная сложность освоения ресурсов, помноженная на очень низкую плотность населения, давно поставила многие регионы нашего Крайнего Севера и Дальнего Востока на грань полного опустошения. А отсутствие населения, как известно, ставит вопрос об утрате государством контроля над территорией и делает возможным её завоевание (в данном случае банальное занятие) другим
государством. Как говорится, свято место пусто не бывает: на опустевшие земли рано или поздно придут новые поселенцы, и в их руках не обязательно будет оружие, ведь воевать им ни с кем не придётся. Ярким примером такого типа завоевания является китайская экспансия на север от своих границ. Это вполне естественный процесс. О его наличии или отсутствии сейчас идёт много споров, но факт многократного перевеса китайцев, живущих на южном берегу Амура над россиянами, живущих на берегу северном, - налицо.
С другой стороны, возникает естественная сложность при осуществлении государственного управления в столь труднодоступных и удаленных субъектах Российской Федерации. К тому же, только Россия обладает столь огромным субъектным составом - 85 субъектов образуют состав Федерации. У каждого из этих субъектов своя культура, национальные исторически сложившиеся традиции и свои проблемы. Государственная власть физически не способна объективно и своевременно решать одномоментно проблемы всех субъектов, которые входят в федерацию, поэтому естественным является делегирование части полномочий на уровень местного самоуправлении в рамках субъекта федерации. Данные полномочия должны быть направлены на решение необходимых проблем и достижения интересов и благопроцветания субъекта, а также осуществлять сбор информации о конкретных нуждах и помощи субъекту со стороны федеральной государственной власти.
При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1. Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи данного Закона были изложены во множестве различных редакций и успешно применяются на территории Российской Федерации.
Цель бакалаврского исследования заключается в комплексном анализе содержания полномочий местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленную в бакалаврском исследовании цель, необходимо разрешить ряд задач:
1. Дать общее определение содержанию правового феномена местного самоуправления и определить его базовые принципы и функции реализации местного самоуправления на территории российского государства
2. Определить круг правовых источников, которые осуществляют регламентацию и регулирование правоотношений, которые возникают как в рамках осуществления местного самоуправления, так и в процессе взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью.
3. Проанализировать и раскрыть полномочия в рамках осуществления местного самоуправления
4. Привести пример реализации местного самоуправления и его полномочий на примере г.о. Сызрань и .г.о. Тольятти Самарской области.
Соответственно, по ходу нашего исследования предметов будет выступать весь комплекс правоотношений, возникающих по поводу осуществления полномочий при реализации местного самоуправления, а объектом будет выступать само местное самоуправление как целостное правовое и структурное подразделение реализации республиканской формы правления в рамках российского государства.
Методологической базой бакалаврского исследования послужили материалы, прежде всего, правовых актов в области регулирования полномочий местного самоуправления в России, а также специальные законы г.о. Сызрани и специальная литература по обеспечению правового регулирования местного самоуправления в России.
Бакалаврская работа содержит две главы.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
Во второй главе, называемой «Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах», рассматриваются полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также реализация местного самоуправления на примере городского округа Сызрань Самарской области.
Работа состоит из 64 страницы.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства. Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Европейская хартия местного самоуправления,
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
Исследованы различные определения понятия «местного самоуправления». Сделан вывод о том, что данные определения местного самоуправления несут в себе значительную долю истины и содержат положения, которые характеризуют местное самоуправление, и, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.
На основе анализа научных источников, установлено, что местное самоуправление- это система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения.
Охарактеризованы основные концепции организации местного самоуправления. К числу их можно отнести общественную теорию, хозяйственную теорию, государственную теорию, государственно-общественную теорию.
2) Определены общие принципы организации местного самоуправления, к которым относятся: принцип государственной гарантии местного самоуправления; принцип самостоятельности местного самоуправления.
К принципам организационного обособления местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления; принцип многообразия организационных форм местного самоуправления; законность в организации и деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.
3) Изучена структура органов местного самоуправления, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования- выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Местная администрация- исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган муниципального образования формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении.
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:
- неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;
- существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;
- дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;
- низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:
- выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально-экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;
- создание мер по продвижению общественных интересов;
- создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);
- увеличение количества образовательных учреждений;
- совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.
Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления
- Европейская хартия местного самоуправления,
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
Исследованы различные определения понятия «местного самоуправления». Сделан вывод о том, что данные определения местного самоуправления несут в себе значительную долю истины и содержат положения, которые характеризуют местное самоуправление, и, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.
На основе анализа научных источников, установлено, что местное самоуправление- это система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения.
Охарактеризованы основные концепции организации местного самоуправления. К числу их можно отнести общественную теорию, хозяйственную теорию, государственную теорию, государственно-общественную теорию.
2) Определены общие принципы организации местного самоуправления, к которым относятся: принцип государственной гарантии местного самоуправления; принцип самостоятельности местного самоуправления.
К принципам организационного обособления местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления; принцип многообразия организационных форм местного самоуправления; законность в организации и деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.
3) Изучена структура органов местного самоуправления, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования- выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Местная администрация- исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган муниципального образования формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении.
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:
- неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;
- существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;
- дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;
- низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:
- выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально-экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;
- создание мер по продвижению общественных интересов;
- создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);
- увеличение количества образовательных учреждений;
- совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.
Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления
Подобные работы
- Полномочия органов местного самоуправления по вопросу местного значения - утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Теоретико-правовые аспекты полномочий органов местного самоуправления в (Российской Федерации Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Правовые, организационные и финансовые полномочия органов местного самоуправления
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2025 - Повышение эффективности процессов реализации и финансового обеспечения отдельных полномочий органов местного самоуправления в Красноярском крае
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Европейская хартия местного самоуправления, как универсальный регулятор деятельности органов местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Теоретико-правовые аспекты полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2021



