Введение
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного
самоуправления…………………………………………………….. 10
1.2 Принципы и функции реализации местного самоуправления 19
1.3 Правовые источники, компетенции и особенности
взаимоотношений органов местного управления и
самоуправления с региональными и центральными органами
государственной власти……………………………………………. 22
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления при
реализации государственной власти на местах…………………. 28
2.1 Полномочия федеральных органов государственной власти в
области местного самоуправления………………………………… 28
2.2 Порядок наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями………………….. 36
2.3 Осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий и государственный контроль
2.4 Реализация местного самоуправления на примере городского
округа Сызрань Самарской области
Заключение
Список используемой литературы……………………
Актуальность темы исследования бакалаврской работы состоит в том, что согласно Конституции РФ в России устанавливается обеспечение самостоятельности при реализации полномочий на уровне местного самоуправления. Этот факт порождает необходимость внесения ясности в вопрос о том, что же именно федеральная власть вкладывает в рамки дозволенных действий на уровне местного самоуправления. Исходя из этого, приобретает актуальность вопрос о раскрытии полномочий местного самоуправления.
Специфика российского государства обусловлена многими факторами, в том числе уникальность России состоит в занимаемой ею площади всего земного пространства. Естественно есть как плюсы, так и минусы от обширных территорий. Например, ввиду огромных территориальных угодий Россия имеет большой объем минеральных запасов. В недрах нашей страны хранятся невероятные запасы сырья и энергетических ресурсов: руд, каменного угля, нефти и газа. По запасам многих ископаемых Россия в несколько раз опережает своих ближайших преследователей. России посчастливилось иметь самые большие в мире запасы газа - одного из основных современных энергоносителей. Природные богатства нашей страны столь огромны, что оценить их в каком-либо эквиваленте просто не представляется возможным. Ни одной другой стране мира не приходилось сталкиваться с необходимостью удержания такой обширной и столь малопригодной для жизни территории. Что до малопригодности, то наш народ с этим справится, в этом сомнений нет, а вот с обширностью территории дело обстоит гораздо сложнее. Чрезвычайная сложность освоения ресурсов, помноженная на очень низкую плотность населения, давно поставила многие регионы нашего Крайнего Севера и Дальнего Востока на грань полного опустошения. А отсутствие населения, как известно, ставит вопрос об утрате государством контроля над территорией и делает возможным её завоевание (в данном случае банальное занятие) другим
государством. Как говорится, свято место пусто не бывает: на опустевшие земли рано или поздно придут новые поселенцы, и в их руках не обязательно будет оружие, ведь воевать им ни с кем не придётся. Ярким примером такого типа завоевания является китайская экспансия на север от своих границ. Это вполне естественный процесс. О его наличии или отсутствии сейчас идёт много споров, но факт многократного перевеса китайцев, живущих на южном берегу Амура над россиянами, живущих на берегу северном, - налицо.
С другой стороны, возникает естественная сложность при осуществлении государственного управления в столь труднодоступных и удаленных субъектах Российской Федерации. К тому же, только Россия обладает столь огромным субъектным составом - 85 субъектов образуют состав Федерации. У каждого из этих субъектов своя культура, национальные исторически сложившиеся традиции и свои проблемы. Государственная власть физически не способна объективно и своевременно решать одномоментно проблемы всех субъектов, которые входят в федерацию, поэтому естественным является делегирование части полномочий на уровень местного самоуправлении в рамках субъекта федерации. Данные полномочия должны быть направлены на решение необходимых проблем и достижения интересов и благопроцветания субъекта, а также осуществлять сбор информации о конкретных нуждах и помощи субъекту со стороны федеральной государственной власти.
При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1. Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи данного Закона были изложены во множестве различных редакций и успешно применяются на территории Российской Федерации.
Цель бакалаврского исследования заключается в комплексном анализе содержания полномочий местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленную в бакалаврском исследовании цель, необходимо разрешить ряд задач:
1. Дать общее определение содержанию правового феномена местного самоуправления и определить его базовые принципы и функции реализации местного самоуправления на территории российского государства
2. Определить круг правовых источников, которые осуществляют регламентацию и регулирование правоотношений, которые возникают как в рамках осуществления местного самоуправления, так и в процессе взаимоотношения местного самоуправления с государственной властью.
3. Проанализировать и раскрыть полномочия в рамках осуществления местного самоуправления
4. Привести пример реализации местного самоуправления и его полномочий на примере г.о. Сызрань и .г.о. Тольятти Самарской области.
Соответственно, по ходу нашего исследования предметов будет выступать весь комплекс правоотношений, возникающих по поводу осуществления полномочий при реализации местного самоуправления, а объектом будет выступать само местное самоуправление как целостное правовое и структурное подразделение реализации республиканской формы правления в рамках российского государства.
Методологической базой бакалаврского исследования послужили материалы, прежде всего, правовых актов в области регулирования полномочий местного самоуправления в России, а также специальные законы г.о. Сызрани и специальная литература по обеспечению правового регулирования местного самоуправления в России.
Бакалаврская работа содержит две главы.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования.
Во второй главе, называемой «Полномочия органов местного самоуправления при реализации государственной власти на местах», рассматриваются полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также реализация местного самоуправления на примере городского округа Сызрань Самарской области.
Работа состоит из 64 страницы.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства. Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Европейская хартия местного самоуправления,
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
Исследованы различные определения понятия «местного самоуправления». Сделан вывод о том, что данные определения местного самоуправления несут в себе значительную долю истины и содержат положения, которые характеризуют местное самоуправление, и, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.
На основе анализа научных источников, установлено, что местное самоуправление- это система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения.
Охарактеризованы основные концепции организации местного самоуправления. К числу их можно отнести общественную теорию, хозяйственную теорию, государственную теорию, государственно-общественную теорию.
2) Определены общие принципы организации местного самоуправления, к которым относятся: принцип государственной гарантии местного самоуправления; принцип самостоятельности местного самоуправления.
К принципам организационного обособления местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления; принцип многообразия организационных форм местного самоуправления; законность в организации и деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.
3) Изучена структура органов местного самоуправления, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования- выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Местная администрация- исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган муниципального образования формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении.
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:
- неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;
- существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;
- дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;
- низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:
- выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально-экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;
- создание мер по продвижению общественных интересов;
- создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);
- увеличение количества образовательных учреждений;
- совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.
Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ",
04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от
28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание
законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
4. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152,
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822,
6. Федеральный закон от 28.12.2016 N 501-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2017, N 1 (Часть I), ст. 42.
7. Федеральный закон от 30.03.2015 N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы" // "Российская газета", N 71, 06.04.2015
8. Федеральный закон от 30.03.2015 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.2015, N 13, ст. 1808
9. Закон Самарской области «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области» [электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации http // www.docs.cntd.ruрежим доступа свободный
10. Устав городского округа Тольятти [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации городского округа Тольятти http // www.tgl.ruрежим доступа свободный
Специальная литература
11. Абдулаев М.И. Правоведение- М.: Финансовый контроль, 2013. - 264с.
12. Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2015. - 320с.
13. Князев С.Д. Муниципальное право РФ. - Владивосток: ДВГУ, 2013. - 268с.
14. Ковешников Е.М. Муниципальное право. - М.: ИНФРА, 2016. - 388с.
15. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю.П. Кузякин. - 2-е изд., стер. - М.: МГИУ, 2012. - 240с.
16. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. - М.: Юристъ, 2012. - 366с.
17. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., 2014. - 420с.
18. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления (для бакалавров): учеб. пособие. М.: КноРус, 2013. - 273 с.
19. Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. Региональное управление и местное самоуправление. М.: Проспект, 2015. - 260с.
20. Емельянов Н. А. Местное самоуправление в РФ. М.; Тула, 2008. - 340 с.
21. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016. - 632 с
22. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). - М.: РИЦ «Муницип. власть», 2014. - 304 с.
23. Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 2009. - 232 с.
24. Морозенко В.С., Портнягин О.А. Сызрань - годы и люди : исторический очерк. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1983. - 221 с.
25. Казанцева В.И., Онушкина Е.П., Харитонов В.В. Время определило цель. Документально-публистический очерк о Сызрани. Под редакцией Е.П. Онушкиной - Сызрань, 2001. -286 с.
26.Завальный А.Н. Рыбалко Ю.Е. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. - Самара: Кн. изд-во, 1992. - 288с.
27. Рыжков Н.О. - Географический очерк Сызранского уезда. - Сызрань: Издание Сызранского УОНО, 1926. - 108 с.
28. Преображенская слобода - Засызран / Петряшин В.В. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2011. - 288с.
29. Посадский А. "От Царицына до Сызрани: очерки Гражданской войны на Волге". - Сызрань: Ассоциация исследователей российского общества (АИРО- XXI), 2010 - 413 с.
30. Толкачев В.М. Сызрань на карте. Путешествие в прошлое. - Сызрань, 2013. - 360с.
31. Мочалова Е.Г. Город Сызрань : очерки географии, истории, культуры, экономики. - Сызрань : Ваш Взгляд, 2008. - 532 с.
32. Кутафин О. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2017. - 592с.
33. Смоленский М. Конституционное (государсвтенное) право России. - М.: Феникс, 2012. - 416с.
34. Бендюрина С. Конституционное право России. - М.: Норма, 2015. - 448с.
35. Безуглов А. Конституционное право России. - М.: Норма, 2015. - 869с.
36. Авакьян С. Конституционно-правовое положение личности в России. - М.: Норма, 2015. - 320с.