Особенности несостоятельности (банкротства) кредитной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности) кредитной организации 8
1.1. Становление несостоятельности кредитных организаций.
Исторический аспект 8
1.2. Понятие, процедуры и особенности несостоятельности (банкротства)
кредитного учреждения 13
Глава 2. Меры по предотвращению банкротства кредитного учреждения 26
2.1. Финансовое оздоровление кредитного учреждения как
предупредительная мера 26
2.2. Утверждение временной администрации по управлению кредитной
организацией как предупредительная мера 37
2.3. Реорганизация кредитного учреждения 40
Глава 3. Проблемы правовой регламентации отзыва лицензии и открытия конкурсного производства кредитных учреждений 48
3.1. Проблемы отзыва лицензии, как обязательное условие для признания
кредитного учреждения несостоятельным 48
3.2. Конкурсное производство, как единственно возможная процедура
несостоятельности кредитного учреждения 53
Заключение 63
Список используемой литературы
Глава 1. Теоретико-исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности) кредитной организации 8
1.1. Становление несостоятельности кредитных организаций.
Исторический аспект 8
1.2. Понятие, процедуры и особенности несостоятельности (банкротства)
кредитного учреждения 13
Глава 2. Меры по предотвращению банкротства кредитного учреждения 26
2.1. Финансовое оздоровление кредитного учреждения как
предупредительная мера 26
2.2. Утверждение временной администрации по управлению кредитной
организацией как предупредительная мера 37
2.3. Реорганизация кредитного учреждения 40
Глава 3. Проблемы правовой регламентации отзыва лицензии и открытия конкурсного производства кредитных учреждений 48
3.1. Проблемы отзыва лицензии, как обязательное условие для признания
кредитного учреждения несостоятельным 48
3.2. Конкурсное производство, как единственно возможная процедура
несостоятельности кредитного учреждения 53
Заключение 63
Список используемой литературы
Актуальность темы, выносимой на защиту, объясняется финансово - неустойчивым положением кредитных организаций. Их значимость обусловлена возможностью образовывать кредитные деньги, накапливать и перераспределять капитал, создавать и проводить операции со счетами. Уверенность вкладчиков кредитного учреждения в правильном выборе основана на возможности вернуть вложенные в банк денежные средства, даже при несостоятельности кредитного учреждения. Таким образом, определяющее значение имеет доверие граждан к кредитным организациям. При наличии уверенности клиентов, кредитное учреждение может использовать временно свободные денежные средства для спонсирования инноваций, кредитования реального сектора, развития предпринимательства и повышения благосостояния населения.
Нормы законодательства, регулирующие несостоятельность юридических лиц, не способны в полной мере учесть особенности банкротства кредитного учреждения, поскольку не принимают во внимание статус кредитного учреждения. На протяжении длительного промежутка времени складывалась тенденция по формированию специальных правил для правового регулирования несостоятельности кредитных организаций. В Федеральном законе «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрен отдельный параграф, рассматривающий несостоятельность кредитного учреждения как отдельную категорию должника.
Стоит отметить, что в августе 1998 года рухнули несколько кредитных организаций, что явно негативно отразилось на отношении граждан к банкам. Необходимо было принятие мер для более детального правового регулирования процедуры несостоятельности кредитных организаций с целью защиты интересов кредиторов, общества и государства в целом. Большому количеству кредиторов был причинен значительный вред, выраженный как в имущественном, так и в моральном аспектах. Указанные последствия наступили из-за намеренных действий контролирующих органов как накануне состояния несостоятельности, так и после признания кредитного учреждения банкротом.
Обратимся к статистическим данным, количество банков, признанных банкротом, в 2011 году -18, в 2012 году -22, в 2013 году - 32, в 2014 году -83, в 2015 году -93, в 2016 году -103, в 2017 году - 51 . При этом, как мы видим, намечена тенденция увеличения количества банков, пришедших к несостоятельности. Банкротство банков в таком масштабе плачевно отражается на экономике Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев кредиторы не имеют возможности получить свои вложения по результатам процедур банкротства. Кроме того, денежные средства имеют свойство обесцениваться. В результате ненадлежащего исполнения, в том числе и намеренного злоупотребления своими полномочиями органов управления кредитного учреждения, не в полном объеме исполняются обязательства по выплате заработной платы. При банкротстве происходят сбои в системе расчетных операций, не исполняются требования по уплате обязательных платежей. Все вышеуказанные последствия могут привести к неплатежеспособности физических и юридических лиц, что, в свою очередь, сказывается негативно на социально-экономическом уровне страны. Безусловно, правовое регулирование несостоятельности кредитных организаций также связано с внешней политикой государства. Невозможно налаживание тесных международных связей и формирования уважительного отношения к России на международной арене без стабильной работы системы кредитных учреждений в стране.
Следует отметить тенденцию совершенствования действующего законодательства по вопросам регулирования несостоятельности кредитных организаций. Многие аспекты не имеют правовой регламентации и закрепления решения проблем на законодательном уровне.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос правовой регламентации несостоятельности юридических лиц волновал научных деятелей и практических работников, как в дореволюционный период, так и в современный. В области нормативного регулирования банкротства защищены диссертации: Свит Ю.П., Еньков Е.Е., Телюкина М.В., Дубинчин А.А., Ткачев В.Н., Агеев А.Б. и др. При этом, если обратиться к степени разработанности данной проблематики в отечественном праве, то мы увидим, что тема была мало изучена. В работах рассматривались такие аспекты, как экономические, арбитражно-процессуальные и уголовные. Вопрос предотвращения несостоятельности кредитных организаций не был изучен в полном объеме. Лишь по отдельно взятым аспектам представлены работы таких научных деятелей, как Лившиц Н.Г., Михайленко И.С., Зайцева В.В., Сарбаш С.В. и др. На более детальном уровне исследования данной темы производились Тосуняным Г.А., Трофимовым К.Т., Викулиным А.Ю. К сожалению, в работах на тему несостоятельности кредитных учреждений было уделено мало внимания правовому и процессуальному положению экономически слабой стороны. На наш взгляд, не в полной мере были рассмотрены вопросы защиты законных интересов и прав кредиторов кредитных организаций. Несмотря на то, что именно защита законных интересов и прав кредиторов кредитных организаций обуславливает общественную стабильность и экономическое развитие государства.
Цель исследования представляет собой всесторонний анализ действующего законодательства, судебной практики в сфере несостоятельности кредитных организаций, выявление проблематики данной темы, и ее разрешение путем формулирования предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
• сформулировать понятийный аппарат несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения с точки зрения финансового состояния и процедуры при банкротстве;
• выявить особенности несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения с целью устранения пробелов законодательства и права;
• определить этапы несостоятельности кредитных организаций в России, дать им оценку и характеристику;
• внести предложения по совершенствованию Федерального закона «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
• установить связь лицензирования банковских операций на процедуру несостоятельности кредитных организаций;
• изучить процедуру конкурсного производства кредитного учреждения, как единственно возможную и применимую.
Объект исследования в данной работе - это общественные отношения, которые формируются с момента наличия оснований для признания банка несостоятельным до окончания процедуры конкурсного производства.
Предмет исследования - это изучение института несостоятельности кредитных организаций на российском и международном уровнях.
Методологическая основа исследования. В ходе написания магистерской работы были использованы частнонаучные и общенаучные методы. В частности, метод конкретных социологических исследований, системный анализ, комплексный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, анализ статистических данных (судебная и арбитражная практики).
Теоретическая основа исследования. В ходе написания магистерской диссертации за основу были взяты научные труды следующих авторов: А.Э. Бардзкий, А.Х. Гольмстен, А.Н. Гурьев, К.И. Малышев, Л.М. Варшавский, И.И. Кауфман, Е.А. Нефедьев, А.Н. Трайнин, Н.А. Тур, Я.И. Печерин, Г.Ф. Шершеневич (дореволюционная правовая мысль); С.Е. Андреев, С.Ю. Евсеев, Е.Ю. Ерпылева, Е.А. Васильев, А.В. Виноградов, Е.А. Павлодский, В.В. Витрянский, В.В. Геращенко, М.В. Телюкина, И.Ф. Гиндин, В.Н. Горюнов, Л.Г. Ефимова, Д.А. Лебедев, М.Г. Масевич, О.А. Никитина, О.М. Олейник, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханов, Г.А. Тосунян, К.Т. Трофимов (советская и современная правовая мысли), а также других отечественных и иностранных авторов.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в следующем:
• определен подход понятия несостоятельности и банкротства кредитных организаций, учитывая действующее законодательство и судебную практику;
• диссертантом сформулирован понятийный аппарат
относительно характеристик процедур и мер несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения;
• выявлены пробелы законодательства в Федеральном законе «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы и представляет собой введение, три главы, которые содержат семь параграфов, заключение и список используемой литературы.
Нормы законодательства, регулирующие несостоятельность юридических лиц, не способны в полной мере учесть особенности банкротства кредитного учреждения, поскольку не принимают во внимание статус кредитного учреждения. На протяжении длительного промежутка времени складывалась тенденция по формированию специальных правил для правового регулирования несостоятельности кредитных организаций. В Федеральном законе «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрен отдельный параграф, рассматривающий несостоятельность кредитного учреждения как отдельную категорию должника.
Стоит отметить, что в августе 1998 года рухнули несколько кредитных организаций, что явно негативно отразилось на отношении граждан к банкам. Необходимо было принятие мер для более детального правового регулирования процедуры несостоятельности кредитных организаций с целью защиты интересов кредиторов, общества и государства в целом. Большому количеству кредиторов был причинен значительный вред, выраженный как в имущественном, так и в моральном аспектах. Указанные последствия наступили из-за намеренных действий контролирующих органов как накануне состояния несостоятельности, так и после признания кредитного учреждения банкротом.
Обратимся к статистическим данным, количество банков, признанных банкротом, в 2011 году -18, в 2012 году -22, в 2013 году - 32, в 2014 году -83, в 2015 году -93, в 2016 году -103, в 2017 году - 51 . При этом, как мы видим, намечена тенденция увеличения количества банков, пришедших к несостоятельности. Банкротство банков в таком масштабе плачевно отражается на экономике Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев кредиторы не имеют возможности получить свои вложения по результатам процедур банкротства. Кроме того, денежные средства имеют свойство обесцениваться. В результате ненадлежащего исполнения, в том числе и намеренного злоупотребления своими полномочиями органов управления кредитного учреждения, не в полном объеме исполняются обязательства по выплате заработной платы. При банкротстве происходят сбои в системе расчетных операций, не исполняются требования по уплате обязательных платежей. Все вышеуказанные последствия могут привести к неплатежеспособности физических и юридических лиц, что, в свою очередь, сказывается негативно на социально-экономическом уровне страны. Безусловно, правовое регулирование несостоятельности кредитных организаций также связано с внешней политикой государства. Невозможно налаживание тесных международных связей и формирования уважительного отношения к России на международной арене без стабильной работы системы кредитных учреждений в стране.
Следует отметить тенденцию совершенствования действующего законодательства по вопросам регулирования несостоятельности кредитных организаций. Многие аспекты не имеют правовой регламентации и закрепления решения проблем на законодательном уровне.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос правовой регламентации несостоятельности юридических лиц волновал научных деятелей и практических работников, как в дореволюционный период, так и в современный. В области нормативного регулирования банкротства защищены диссертации: Свит Ю.П., Еньков Е.Е., Телюкина М.В., Дубинчин А.А., Ткачев В.Н., Агеев А.Б. и др. При этом, если обратиться к степени разработанности данной проблематики в отечественном праве, то мы увидим, что тема была мало изучена. В работах рассматривались такие аспекты, как экономические, арбитражно-процессуальные и уголовные. Вопрос предотвращения несостоятельности кредитных организаций не был изучен в полном объеме. Лишь по отдельно взятым аспектам представлены работы таких научных деятелей, как Лившиц Н.Г., Михайленко И.С., Зайцева В.В., Сарбаш С.В. и др. На более детальном уровне исследования данной темы производились Тосуняным Г.А., Трофимовым К.Т., Викулиным А.Ю. К сожалению, в работах на тему несостоятельности кредитных учреждений было уделено мало внимания правовому и процессуальному положению экономически слабой стороны. На наш взгляд, не в полной мере были рассмотрены вопросы защиты законных интересов и прав кредиторов кредитных организаций. Несмотря на то, что именно защита законных интересов и прав кредиторов кредитных организаций обуславливает общественную стабильность и экономическое развитие государства.
Цель исследования представляет собой всесторонний анализ действующего законодательства, судебной практики в сфере несостоятельности кредитных организаций, выявление проблематики данной темы, и ее разрешение путем формулирования предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
• сформулировать понятийный аппарат несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения с точки зрения финансового состояния и процедуры при банкротстве;
• выявить особенности несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения с целью устранения пробелов законодательства и права;
• определить этапы несостоятельности кредитных организаций в России, дать им оценку и характеристику;
• внести предложения по совершенствованию Федерального закона «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
• установить связь лицензирования банковских операций на процедуру несостоятельности кредитных организаций;
• изучить процедуру конкурсного производства кредитного учреждения, как единственно возможную и применимую.
Объект исследования в данной работе - это общественные отношения, которые формируются с момента наличия оснований для признания банка несостоятельным до окончания процедуры конкурсного производства.
Предмет исследования - это изучение института несостоятельности кредитных организаций на российском и международном уровнях.
Методологическая основа исследования. В ходе написания магистерской работы были использованы частнонаучные и общенаучные методы. В частности, метод конкретных социологических исследований, системный анализ, комплексный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, анализ статистических данных (судебная и арбитражная практики).
Теоретическая основа исследования. В ходе написания магистерской диссертации за основу были взяты научные труды следующих авторов: А.Э. Бардзкий, А.Х. Гольмстен, А.Н. Гурьев, К.И. Малышев, Л.М. Варшавский, И.И. Кауфман, Е.А. Нефедьев, А.Н. Трайнин, Н.А. Тур, Я.И. Печерин, Г.Ф. Шершеневич (дореволюционная правовая мысль); С.Е. Андреев, С.Ю. Евсеев, Е.Ю. Ерпылева, Е.А. Васильев, А.В. Виноградов, Е.А. Павлодский, В.В. Витрянский, В.В. Геращенко, М.В. Телюкина, И.Ф. Гиндин, В.Н. Горюнов, Л.Г. Ефимова, Д.А. Лебедев, М.Г. Масевич, О.А. Никитина, О.М. Олейник, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханов, Г.А. Тосунян, К.Т. Трофимов (советская и современная правовая мысли), а также других отечественных и иностранных авторов.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в следующем:
• определен подход понятия несостоятельности и банкротства кредитных организаций, учитывая действующее законодательство и судебную практику;
• диссертантом сформулирован понятийный аппарат
относительно характеристик процедур и мер несостоятельности (банкротства) кредитного учреждения;
• выявлены пробелы законодательства в Федеральном законе «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы и представляет собой введение, три главы, которые содержат семь параграфов, заключение и список используемой литературы.
Институт несостоятельности кредитных организаций прошел долгий процесс становления и развития. Первые кредитные организации на Руси появились в конце XII века, что подтверждается положениями Пространной редакции Русской Правды, Устава Владимира Мономаха, «Псковской судной грамоты». Несмотря на давность появления самих банков, кредитных организаций, специальные нормы, регулирующие их несостоятельность, законодателем не принимались долго время.
Однако кредитные организации начали играть большую роль в развитии экономики государства. Еще на дореволюционном этапе становления института регулирование несостоятельности кредитных организаций осуществлялось с учетом особого правового статуса кредитного учреждения, с учетом того, что имеются большое количество кредиторов, большое количество филиалов, имущественных активов. Соответственно, признание кредитного учреждения несостоятельным всегда являло собой негативное влияние на экономику и социальную сферу государства.
Нельзя не отметить, что кредитные организации в настоящее время являются одной из неотъемлемых составляющих для эффективного функционирования не только государственной экономики, но и для мировой экономики в целом. И на современном этапе выявляется преемственность норм дореволюционного этапа развития несостоятельности кредитных организаций. Например, нормативное регулирование мер по предупреждению банкротства, разработка мер по его предупреждению, право контроля кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего и др. Что естественно является положительным моментом в регулировании такого сложного и важного процесса как несостоятельность. Преемственность, прежде всего, представляет собой осмысление прежнего опыта, учет старых ошибок в регулировании, и принятие наиболее оптимальных правовых норм с учетом настоящей действительности.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране несостоятельность кредитных организаций является одной из важных проблем, в связи, с чем законодатель должен уделять повышенное внимание специфике и особенностям процесса несостоятельности кредитных организаций. В отличие от несостоятельности иных коммерческих организаций, несостоятельность кредитных организаций имеет существенное значение для экономической и социальной стабильности.
Следовательно, правовое регулирование процедур несостоятельности кредитных организаций, а также мер по предотвращению несостоятельности кредитных организации должно осуществляться на анализе истории развития этого института, но с учетом тенденции развития этих отношений.
Институт несостоятельности кредитных организаций необходимо рассматривать более широко, потому что он включает в себя не только конкурсное производство, но и меры по предотвращению их несостоятельности. В соответствии с действующим законодательством меры по предотвращению несостоятельности кредитных организаций представляют собой ограничения полномочий органов управления, пределы которых зависят от уровня экономического положения кредитного учреждения и, соответственно, мер, которые применяются Банком России для предотвращения банкротства.
В ст. 189.9 Закона о банкротстве финансовое оздоровление в отношении кредитных организаций применяется как мера предотвращения несостоятельности, хотя этот термин в отношении несостоятельности иных субъектов рассматривается уже как стадия, процедура банкротства. Полагаем, что различные подходы к понятию «финансовое оздоровление» является нецелесообразным, затрудняющим понимание права. Целью
финансового оздоровления кредитного учреждения является предупреждение. При финансовом оздоровлении осуществляется изменение структуры активов и пассивов, оказывается финансовая помощь кредитному учреждению его учредителями и иными лицами, и при необходимости изменение структуры кредитного учреждения, приведение уставного капитала в соответствие и др.
При наличии оснований полагать, что кредитная организация обладает более выраженными признаками несостоятельности, Банк России вправе назначить временную администрацию в кредитное учреждение. В этот период полномочия исполнительных органов кредитного учреждения могут быть приостановлены либо ограничены.
При ограничении полномочий сделки по распоряжению недвижимым и движимым имуществом кредитного учреждения осуществляются единоличным исполнительным органом только с согласия временной администрации. В случае приостановления полномочий - временная администрация заключает сделки, за исключением сделок, осуществление которых возможно только с согласия коллегиального органа управления кредитного учреждения (совет директоров или наблюдательный совет) или высшего органа управления кредитного учреждения в пределах их компетенции. Также Банк России может ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов в период назначения временной администрации.
ЦБ РФ компетентен рассмотреть вопрос о необходимости реорганизации кредитного учреждения и после направить соответствующее требование кредитному учреждению. Высший орган управления кредитного учреждения рассматривает полученное требование и о принятом решении уведомляет ЦБ РФ в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Рассмотренные меры предотвращения, указанные в Законе о банкротстве, к сожалению, не являются достаточно эффективными. На практике указанные меры не осуществляют те цели, для осуществления которых они применяются Банком России. И огромному количеству кредиторов причиняется колоссальный моральный и имущественный ущерб, поскольку органы управления кредитных организаций и лица, участвующие в осуществлении мер по предотвращению несостоятельности, злоупотребляют правами. К моменту признания кредитного учреждения несостоятельным они полностью выводят активы. Очевидно, что предотвращение несостоятельности кредитных организаций требует совершенствования существующих мер предотвращения и выработку более эффективных новых мер предупреждения несостоятельности кредитных организаций. Подытожив, можно сказать, что эффективность мер по предотвращению несостоятельности кредитного учреждения является важнейшим инструментом для поддержания стабильности экономики страны и заслуживает разработки комплексного подхода.
Специфика признания кредитных организаций несостоятельными определяется их правовым статусом. В частности, кредитные организации имеют большое значение для стабильного развития товарно-денежного оборота. Неисполнение своих обязательств кредитной организацией ввиду введения процедур банкротства негативно сказывается на экономике страны в целом. В связи, с чем Федеральный закон «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусматривает только конкурсное производство кредитных организаций. В ходе рассмотрения заявления о признании кредитного учреждения несостоятельным суд либо признает кредитное учреждение несостоятельным и открывает конкурсное производство, либо отказывает в признании кредитного учреждения несостоятельным.
Кроме того, специфика банкротства кредитных организаций определяется тем, что кредитные организации вправе заниматься банковской деятельностью только при условии действия лицензии. ЦБ РФ имеет полномочие лишения лицензии и обращения в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным кредитное учреждение.
При отзыве лицензии кредитная организация подлежит ликвидации. В связи, с чем иные процедуры банкротства, которые применяются ко всем юридическим лицам, недопустимы.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» закрепляет случаи для отзыва лицензии. Лицензия на совершение банковских операций может быть отозвана по основаниям, аналогичным основаниям признания кредитного учреждения банкротом. В случае если в ходе конкурсного производства будет восстановлена платежеспособность кредитного учреждения, то суд прекращает производство по делу о банкротстве согласно Федеральному закону «О несостоятельности» (банкротстве) при удовлетворении до окончания конкурсного производства требований всех кредиторов участниками (акционерами) кредитного учреждения или третьими лицами.
Таким образом, отзыв лицензии на осуществление банковских операций не может находиться в причинно-следственной связи с решением суда, и не должен служить для суда в качестве основания принятия процессуальных решений в рамках рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций. Однако невозможно приостановления рассмотрения дела о банкротстве лишь при наличии заявления о признании приказа об отзыве лицензии недействительным. В случае, если заявление о признании приказа недействительным будет удовлетворено судом, то при рассмотрении дела о банкротстве данный судебный акт не имеет преюдиции, поскольку возможно, что текущее положение дел кредитного учреждения отвечает всем признакам банкротства кредитного учреждения.
Еще раз обратимся к статистике, в настоящее время (15.03.2019) Государственная корпорация в лице «Агентства по страхованию вкладов» осуществляет функции конкурсного управляющего, согласно действующему законодательству в 359 кредитных организациях, при этом с начала действия Государственная корпорация в лице «Агентства по страхованию вкладов» завершила 315 ликвидационных процедур. Среди актуальных и производимых ликвидационных процедур Государственной корпорацией в лице «Агентства по страхованию вкладов» зарегистрировано в Москве и Московской области - 223 кредитные организации, в других регионах - 136. Соответственно, при таких статистических данных, можно сделать вывод о том, что на деле почти не работают меры по предотвращению и недопущению банкротства кредитного учреждения. Совокупный объем требований, который имеется на текущий день, показывает неустойчивость экономической системы в целом. Это сводится к тому, что в настоящее время необходимо расширение мер, которые бы действительно работали на деле и применялись. Необходимо появление новых институтов, возможно даже говорить об ужесточении наказания к контролирующим органам и лицам кредитного учреждения, поскольку, зачастую, к банкротству кредитного учреждения приводят их действия. Соответственно полагаем необходимым расширить данную практику применения.
Однако кредитные организации начали играть большую роль в развитии экономики государства. Еще на дореволюционном этапе становления института регулирование несостоятельности кредитных организаций осуществлялось с учетом особого правового статуса кредитного учреждения, с учетом того, что имеются большое количество кредиторов, большое количество филиалов, имущественных активов. Соответственно, признание кредитного учреждения несостоятельным всегда являло собой негативное влияние на экономику и социальную сферу государства.
Нельзя не отметить, что кредитные организации в настоящее время являются одной из неотъемлемых составляющих для эффективного функционирования не только государственной экономики, но и для мировой экономики в целом. И на современном этапе выявляется преемственность норм дореволюционного этапа развития несостоятельности кредитных организаций. Например, нормативное регулирование мер по предупреждению банкротства, разработка мер по его предупреждению, право контроля кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего и др. Что естественно является положительным моментом в регулировании такого сложного и важного процесса как несостоятельность. Преемственность, прежде всего, представляет собой осмысление прежнего опыта, учет старых ошибок в регулировании, и принятие наиболее оптимальных правовых норм с учетом настоящей действительности.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране несостоятельность кредитных организаций является одной из важных проблем, в связи, с чем законодатель должен уделять повышенное внимание специфике и особенностям процесса несостоятельности кредитных организаций. В отличие от несостоятельности иных коммерческих организаций, несостоятельность кредитных организаций имеет существенное значение для экономической и социальной стабильности.
Следовательно, правовое регулирование процедур несостоятельности кредитных организаций, а также мер по предотвращению несостоятельности кредитных организации должно осуществляться на анализе истории развития этого института, но с учетом тенденции развития этих отношений.
Институт несостоятельности кредитных организаций необходимо рассматривать более широко, потому что он включает в себя не только конкурсное производство, но и меры по предотвращению их несостоятельности. В соответствии с действующим законодательством меры по предотвращению несостоятельности кредитных организаций представляют собой ограничения полномочий органов управления, пределы которых зависят от уровня экономического положения кредитного учреждения и, соответственно, мер, которые применяются Банком России для предотвращения банкротства.
В ст. 189.9 Закона о банкротстве финансовое оздоровление в отношении кредитных организаций применяется как мера предотвращения несостоятельности, хотя этот термин в отношении несостоятельности иных субъектов рассматривается уже как стадия, процедура банкротства. Полагаем, что различные подходы к понятию «финансовое оздоровление» является нецелесообразным, затрудняющим понимание права. Целью
финансового оздоровления кредитного учреждения является предупреждение. При финансовом оздоровлении осуществляется изменение структуры активов и пассивов, оказывается финансовая помощь кредитному учреждению его учредителями и иными лицами, и при необходимости изменение структуры кредитного учреждения, приведение уставного капитала в соответствие и др.
При наличии оснований полагать, что кредитная организация обладает более выраженными признаками несостоятельности, Банк России вправе назначить временную администрацию в кредитное учреждение. В этот период полномочия исполнительных органов кредитного учреждения могут быть приостановлены либо ограничены.
При ограничении полномочий сделки по распоряжению недвижимым и движимым имуществом кредитного учреждения осуществляются единоличным исполнительным органом только с согласия временной администрации. В случае приостановления полномочий - временная администрация заключает сделки, за исключением сделок, осуществление которых возможно только с согласия коллегиального органа управления кредитного учреждения (совет директоров или наблюдательный совет) или высшего органа управления кредитного учреждения в пределах их компетенции. Также Банк России может ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов в период назначения временной администрации.
ЦБ РФ компетентен рассмотреть вопрос о необходимости реорганизации кредитного учреждения и после направить соответствующее требование кредитному учреждению. Высший орган управления кредитного учреждения рассматривает полученное требование и о принятом решении уведомляет ЦБ РФ в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Рассмотренные меры предотвращения, указанные в Законе о банкротстве, к сожалению, не являются достаточно эффективными. На практике указанные меры не осуществляют те цели, для осуществления которых они применяются Банком России. И огромному количеству кредиторов причиняется колоссальный моральный и имущественный ущерб, поскольку органы управления кредитных организаций и лица, участвующие в осуществлении мер по предотвращению несостоятельности, злоупотребляют правами. К моменту признания кредитного учреждения несостоятельным они полностью выводят активы. Очевидно, что предотвращение несостоятельности кредитных организаций требует совершенствования существующих мер предотвращения и выработку более эффективных новых мер предупреждения несостоятельности кредитных организаций. Подытожив, можно сказать, что эффективность мер по предотвращению несостоятельности кредитного учреждения является важнейшим инструментом для поддержания стабильности экономики страны и заслуживает разработки комплексного подхода.
Специфика признания кредитных организаций несостоятельными определяется их правовым статусом. В частности, кредитные организации имеют большое значение для стабильного развития товарно-денежного оборота. Неисполнение своих обязательств кредитной организацией ввиду введения процедур банкротства негативно сказывается на экономике страны в целом. В связи, с чем Федеральный закон «О несостоятельности» (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусматривает только конкурсное производство кредитных организаций. В ходе рассмотрения заявления о признании кредитного учреждения несостоятельным суд либо признает кредитное учреждение несостоятельным и открывает конкурсное производство, либо отказывает в признании кредитного учреждения несостоятельным.
Кроме того, специфика банкротства кредитных организаций определяется тем, что кредитные организации вправе заниматься банковской деятельностью только при условии действия лицензии. ЦБ РФ имеет полномочие лишения лицензии и обращения в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным кредитное учреждение.
При отзыве лицензии кредитная организация подлежит ликвидации. В связи, с чем иные процедуры банкротства, которые применяются ко всем юридическим лицам, недопустимы.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» закрепляет случаи для отзыва лицензии. Лицензия на совершение банковских операций может быть отозвана по основаниям, аналогичным основаниям признания кредитного учреждения банкротом. В случае если в ходе конкурсного производства будет восстановлена платежеспособность кредитного учреждения, то суд прекращает производство по делу о банкротстве согласно Федеральному закону «О несостоятельности» (банкротстве) при удовлетворении до окончания конкурсного производства требований всех кредиторов участниками (акционерами) кредитного учреждения или третьими лицами.
Таким образом, отзыв лицензии на осуществление банковских операций не может находиться в причинно-следственной связи с решением суда, и не должен служить для суда в качестве основания принятия процессуальных решений в рамках рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций. Однако невозможно приостановления рассмотрения дела о банкротстве лишь при наличии заявления о признании приказа об отзыве лицензии недействительным. В случае, если заявление о признании приказа недействительным будет удовлетворено судом, то при рассмотрении дела о банкротстве данный судебный акт не имеет преюдиции, поскольку возможно, что текущее положение дел кредитного учреждения отвечает всем признакам банкротства кредитного учреждения.
Еще раз обратимся к статистике, в настоящее время (15.03.2019) Государственная корпорация в лице «Агентства по страхованию вкладов» осуществляет функции конкурсного управляющего, согласно действующему законодательству в 359 кредитных организациях, при этом с начала действия Государственная корпорация в лице «Агентства по страхованию вкладов» завершила 315 ликвидационных процедур. Среди актуальных и производимых ликвидационных процедур Государственной корпорацией в лице «Агентства по страхованию вкладов» зарегистрировано в Москве и Московской области - 223 кредитные организации, в других регионах - 136. Соответственно, при таких статистических данных, можно сделать вывод о том, что на деле почти не работают меры по предотвращению и недопущению банкротства кредитного учреждения. Совокупный объем требований, который имеется на текущий день, показывает неустойчивость экономической системы в целом. Это сводится к тому, что в настоящее время необходимо расширение мер, которые бы действительно работали на деле и применялись. Необходимо появление новых институтов, возможно даже говорить об ужесточении наказания к контролирующим органам и лицам кредитного учреждения, поскольку, зачастую, к банкротству кредитного учреждения приводят их действия. Соответственно полагаем необходимым расширить данную практику применения.
Подобные работы
- КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРИ БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и некоторые проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - «Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2025 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Причины банкротства банков и способы его предупреждения. Анализ российского опыта
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2011



