Совершенствование системы управления дошкольного образовательного учреждения (на примере МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»)
|
Введение 4
1 Теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне 7
1.1 Государственная система управления образованием в Российской
Федерации 7
1.2 Современное состояние управления дошкольным образованием на
муниципальном уровне в Российской Федерации 13
2 Анализ системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 21
2.1 Общая характеристика МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 21
2.2 Оценка системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад
«Ромашка» 27
3 Совершенствование системы управления в МБДОУ Рыбинский 40
детский сад «Ромашка» 40
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы 40
управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 40
3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий 45
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А «Опросник»
1 Теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне 7
1.1 Государственная система управления образованием в Российской
Федерации 7
1.2 Современное состояние управления дошкольным образованием на
муниципальном уровне в Российской Федерации 13
2 Анализ системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 21
2.1 Общая характеристика МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 21
2.2 Оценка системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад
«Ромашка» 27
3 Совершенствование системы управления в МБДОУ Рыбинский 40
детский сад «Ромашка» 40
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы 40
управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» 40
3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий 45
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А «Опросник»
Один из основных индикаторов развития государства, а также его конкурентное преимущество заключается в уровне развитости человеческого потенциала. В свою очередь, все это находится в зависимости от эффективности системы образования, в том числе и дошкольного образования, так как именно оно есть основа дальнейшего развития человека. Сфера образования несет в себе основной источник, способствующий достижению высокого уровня экономического развития государства.
Доступность получения качественных образовательных услуг является одной из главнейших ценностей жизни граждан, а также определяет степень политической стабильности и социальной справедливости.
В Российских детских садах осуществляется комплексный уход за детьми. Как ни в одной другой стране, ребенку обеспечиваются не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. В связи с этим, отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако такой спектр услуг требует и значительных затрат.
Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений остается всегда актуальной для государства на протяжении всего периода социально-политических и экономических преобразований в стране.
В реализации развития сферы образования важную роль играют местные органы власти. Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., наделил местные органы власти широким перечнем полномочий в сфере образования. Чаще всего, полномочия в области образования, в число которых входит и дошкольное образование, передаются муниципальными органами власти одному из структурных подразделений. Такие подразделения в разных муниципальных образованиях могут называться следующим образом: отдел образования, управление образованием, управление по делам образования, и т.д.
На современном этапе значительно возросла роль научных исследований в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями в России. Попытки разрешения проблем в исследуемой сфере и теоретическое осмысление этих проблем нашли отражение в работах таких авторов, как Е.И. Артемова, Е.В. Буланова, Е.А. Додухова, С.В. Ищенко, А.А. Матвеева, И.Г. Назарова, З.Б. Ожева, С.Ю. Трапицын, и других.
Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов управления дошкольным образованием, дошкольными образовательными учреждениями, в отечественной научной литературе по- прежнему крайне мало комплексных системных исследований проблемы формирования и реализации управления дошкольными образовательными учреждениями на местном уровне в условиях становления социального государства.
Предметом исследования в работе выступает процесс реализации системы управления дошкольным образовательным учреждением.
Объект исследования - МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне, в том числе:
- представить современное состояние государственной системы
управления образованием в Российской Федерации;
- рассмотреть современное состояние управления дошкольным
образованием на муниципальном уровне в Российской Федерации.
2. Осуществить анализ системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка», а именно:
- дать общую характеристику МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»;
- проанализировать систему управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»;
- выявить проблемы системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
3. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка», обосновать их эффективность.
Обозначенные цель и задачи реализуются посредством применения следующих методов: сравнительный анализ, изучение документов, обобщение, наблюдение. Также в процессе исследования были использованы такие методы как: системный анализ, сравнение.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций по совершенствованию системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений
Доступность получения качественных образовательных услуг является одной из главнейших ценностей жизни граждан, а также определяет степень политической стабильности и социальной справедливости.
В Российских детских садах осуществляется комплексный уход за детьми. Как ни в одной другой стране, ребенку обеспечиваются не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. В связи с этим, отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако такой спектр услуг требует и значительных затрат.
Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений остается всегда актуальной для государства на протяжении всего периода социально-политических и экономических преобразований в стране.
В реализации развития сферы образования важную роль играют местные органы власти. Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., наделил местные органы власти широким перечнем полномочий в сфере образования. Чаще всего, полномочия в области образования, в число которых входит и дошкольное образование, передаются муниципальными органами власти одному из структурных подразделений. Такие подразделения в разных муниципальных образованиях могут называться следующим образом: отдел образования, управление образованием, управление по делам образования, и т.д.
На современном этапе значительно возросла роль научных исследований в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями в России. Попытки разрешения проблем в исследуемой сфере и теоретическое осмысление этих проблем нашли отражение в работах таких авторов, как Е.И. Артемова, Е.В. Буланова, Е.А. Додухова, С.В. Ищенко, А.А. Матвеева, И.Г. Назарова, З.Б. Ожева, С.Ю. Трапицын, и других.
Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов управления дошкольным образованием, дошкольными образовательными учреждениями, в отечественной научной литературе по- прежнему крайне мало комплексных системных исследований проблемы формирования и реализации управления дошкольными образовательными учреждениями на местном уровне в условиях становления социального государства.
Предметом исследования в работе выступает процесс реализации системы управления дошкольным образовательным учреждением.
Объект исследования - МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне, в том числе:
- представить современное состояние государственной системы
управления образованием в Российской Федерации;
- рассмотреть современное состояние управления дошкольным
образованием на муниципальном уровне в Российской Федерации.
2. Осуществить анализ системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка», а именно:
- дать общую характеристику МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»;
- проанализировать систему управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»;
- выявить проблемы системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
3. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка», обосновать их эффективность.
Обозначенные цель и задачи реализуются посредством применения следующих методов: сравнительный анализ, изучение документов, обобщение, наблюдение. Также в процессе исследования были использованы такие методы как: системный анализ, сравнение.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций по совершенствованию системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы проведен анализ и разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка». В том числе были решены следующие задачи: охарактеризованы теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне (представлено современное состояние государственной системы управления образованием в Российской Федерации; рассмотрено современное состояние управления дошкольным образованием на муниципальном уровне в Российской Федерации); осуществлен анализ системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» (дана общая характеристика МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»; проанализирована система управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»; выявлены проблемы системы управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»); разработаны мероприятия, направленные на совершенствование системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка», обоснована их эффективность.
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Рассматривая организационный аспект управления образованием, необходимо отметить, что в отношении образовательных учреждений муниципального уровня имеет место следующая структура управления: Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, орган управления образованием субъекта Российской Федерации, орган власти муниципального образования, учебное заведение.
Система муниципальных дошкольных образовательных учреждений требует модернизации. Основными проблемами в данной сфере являются: дефицит ясельных групп и переизбыток детей в группах дошкольного возраста, дефицит квалифицированных кадров и образование, которое требует инновационного подхода, обновления методической литературы и дидактического материала; существуют и другие проблемы. Задача органов муниципальной власти, руководителей ДОУ - выстроить современную систему образования, которая будет соответствовать новым тенденциям, будет отвечать на запросы современного общества. Разработка, усвоение и реализация новых технологий управления, ориентированных на достижение главной цели дошкольного образовательного учреждения - развитие гармоничной личности дошкольника.
В ходе исследования рассмотрено управление муниципального дошкольного образовательного учреждения Рыбинский детский сад «Ромашка».
Проведенный анализ функционирования МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» показал, что в целом работа образовательного учреждения эффективна. МБДОУ осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование. В МБДОУ осуществляется дифференцированный подход к детям, грамотное психолого-педагогическое сопровождение, квалифицированная логопедическая помощь ведет к качественной подготовке детей к школе. Положительной тенденцией является ежегодное увеличение финансирования учреждения.
В то же время в области управления муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением выявлены такие проблемы как: недостаточное учебно-методическое обеспечение, недостаточный уровень материально-технических условий пребывания детей в МБДОУ; проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров.
Поэтому с целью повышения эффективности управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» разработана «Программа по совершенствованию системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка». Сроки реализации Программы: 2020-2021 уч. г.
Основные направления Программы:
- мотивацию всех участников образовательного процесса;
- повышение мотивации и обеспечение постоянства
квалифицированных кадров;
- развитие профессиональной компетентности педагогов;
- развитие учебно-материальной и материально-технической базы МБДОУ;
- совершенствование системы управления качеством образования.
В результате осуществления разработанной Программы будут достигнуты следующие результаты: повысится конкурентоспособность и востребованность учреждения на рынке образовательных услуг; стабильность кадров; высокая результативность образовательной деятельности; повышение уровня творческой активности и результативности деятельности членов педагогического коллектива.
Следовательно, осуществление разработанных мероприятий в рамках предложенной Программы будет способствовать повышению эффективности функционирования МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Рассматривая организационный аспект управления образованием, необходимо отметить, что в отношении образовательных учреждений муниципального уровня имеет место следующая структура управления: Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ, орган управления образованием субъекта Российской Федерации, орган власти муниципального образования, учебное заведение.
Система муниципальных дошкольных образовательных учреждений требует модернизации. Основными проблемами в данной сфере являются: дефицит ясельных групп и переизбыток детей в группах дошкольного возраста, дефицит квалифицированных кадров и образование, которое требует инновационного подхода, обновления методической литературы и дидактического материала; существуют и другие проблемы. Задача органов муниципальной власти, руководителей ДОУ - выстроить современную систему образования, которая будет соответствовать новым тенденциям, будет отвечать на запросы современного общества. Разработка, усвоение и реализация новых технологий управления, ориентированных на достижение главной цели дошкольного образовательного учреждения - развитие гармоничной личности дошкольника.
В ходе исследования рассмотрено управление муниципального дошкольного образовательного учреждения Рыбинский детский сад «Ромашка».
Проведенный анализ функционирования МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» показал, что в целом работа образовательного учреждения эффективна. МБДОУ осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование. В МБДОУ осуществляется дифференцированный подход к детям, грамотное психолого-педагогическое сопровождение, квалифицированная логопедическая помощь ведет к качественной подготовке детей к школе. Положительной тенденцией является ежегодное увеличение финансирования учреждения.
В то же время в области управления муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением выявлены такие проблемы как: недостаточное учебно-методическое обеспечение, недостаточный уровень материально-технических условий пребывания детей в МБДОУ; проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров.
Поэтому с целью повышения эффективности управления МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка» разработана «Программа по совершенствованию системы управления в МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка». Сроки реализации Программы: 2020-2021 уч. г.
Основные направления Программы:
- мотивацию всех участников образовательного процесса;
- повышение мотивации и обеспечение постоянства
квалифицированных кадров;
- развитие профессиональной компетентности педагогов;
- развитие учебно-материальной и материально-технической базы МБДОУ;
- совершенствование системы управления качеством образования.
В результате осуществления разработанной Программы будут достигнуты следующие результаты: повысится конкурентоспособность и востребованность учреждения на рынке образовательных услуг; стабильность кадров; высокая результативность образовательной деятельности; повышение уровня творческой активности и результативности деятельности членов педагогического коллектива.
Следовательно, осуществление разработанных мероприятий в рамках предложенной Программы будет способствовать повышению эффективности функционирования МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка».



