Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности детей в процессе конструирования из бумаги 10
1.1 Развитие самостоятельности детей в конструировании как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Особенности развития самостоятельности детей в процессе конструирования из бумаги 16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги 25
2.1. Выявление уровня развития у детей 4-5 лет самостоятельности
в конструировании 25
2.2. Организация и осуществление развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги 39
2.3 Анализ работы по развитию у детей 4-5 лет самостоятельности
в конструировании из бумаги 45
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение
Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста является одной из ведущих задач в соответствии с ФГОС ДО. Детская самостоятельность является объектом повышенного внимания, так как необходимо решать проблему того, как правильно подготовить детей к жизни и её условиям в со-временном обществе. Использование практико-ориентированного подхода к полноценной организации образовательно-воспитательного процесса, поможет полноценно решить данную проблему. Дети дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, должны познать важность самостоятельности, научиться самостоятельно, определять задачи и цели в процессе любой деятельности. Так же очень важным является способность детей правильно анализировать условия деятельности, умение преодолевать разногласия с взрослыми и сверстниками, умение корректно формулировать гипотезу и проблему, способность предлагать варианты решения проблемных ситуаций, искать и находить для них доступные средства и возможности, организовывать и корректировать процесс совместной и индивидуальной деятельности, результат которой должен быть положительным.
Самостоятельность детей в различных видах конструирования имеет особое значение.
Актуальность исследования заключается в том, что конструирование имеет особое значение в процессе продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Занимаясь конструированием, дошкольники получают возможность приобрести важные умения и навыки, получают хорошую под-готовку к дальнейшей учебной и образовательной деятельности. На занятиях по конструированию у дошкольников развивается способности к познавательной деятельности, расширяется кругозор, более точными становятся познания о действительности и окружающем их мире. С помощью конструирования дошкольники учатся создавать определенные модели той или иной конструкции, способны использовать ранее полученные навыки для применения их в другой, возможно не стандартной, деятельности. Применение на практике изготовленных конструкций и поделок из различных материалов, имеет весьма большое значение, так как дошкольники создают их для того, чтобы в дальнейшем подарить или украсить помещение детского сада или дома.
Проблема развития и формирования самостоятельности рассматривалась и изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Н.Ф. Тарловской, И.А. Яковлевой, Л.В. Куцаковой, Л.А. Топорковой, Л.И. Божовича, Е.М. Ерофеевой, Л.А. Венгера, З.В. Лиштвана, Л.А. Парамоновой и А.В. Белошистой.
Анализ работ ряда исследователей, А.Р. Лурия, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой отражает большой выбор форм и методов обучения конструированию: по модели, по образцу, по замыслу, по заданной теме, по условиям. Любая из этих форм имеет значение в развитии той или иной стороны мыслительной деятельности.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Л.В. Пантелеевой, Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван и др.) которые посвятили детскому творчеству связанного с конструированием и складыванием поделок из бумажных материалов, отводится очень существенное значение. Мнения исследователей совпадают так же в том, что процесс конструирования из бумаги существенно влияет на развитие мелкой моторики рук детей, совершенствованию глазомера, развивают воображение, стимулируют абстрактное и логическое мышление, так же процесс конструирования позволяет применять этот вид творчества в комплексных занятиях и интегрированных. Таким образом, этот вид конструирования способствует развитию творческой и гармоничной личности.
На данное время Ю.В. Шумаковым и Е.Р. Шумаковой доказано, что занятия по конструированию из бумаги влияют на повышение более активной мозговой активности ребенка и равномерную работу обоих полушарий мозга дошкольников, что значительно влияет на развитие уровня интеллекта, а так же способствует стабильному протеканию таких психических процессов, как логичность, внимательность, смышленость, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, оригинальность, гибкость.
Таким образом, конструирование из бумаги непосредственно влияет на развитие у детей 4-5 лет самостоятельности.
Анализ современной методической продукции и статей, представленных в периодических изданиях и на профессиональных интернет-порталах, показывает возрастание интереса педагогов ДОО к использованию конструирования из бумаги для решения широкого круга задач дошкольного образования.
Доктор педагогических наук и психолог А.В. Запорожец отмечал, что с позиции теории обогащения развития детей важное значение в формировании творческой самостоятельности имеют специфические детские виды деятельности, которые включают в себя конструирование из бумаги. Детское конструирование представляет собой создание детьми моделей конструкций из разных материалов, они и определяют вид конструирования. Чаще всего используемой и хорошо изученной темой педагогов и исследователей становится конструирование со строительным материалом. Довольно широко изучены исследователями по данной теме определенные формы организации обучения конструированию: по теме, по замыслу, по модели, по образцу и конечно же по условиям. Но стоит отметить, что система обучения, которая направлена на развитие творческой самостоятельности или руководство для педагогов на формирование самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги еще не была полноценно разработана. В педагогической практике недостаточно проработаны исследования, целью которых является определение условий и принципов развития самостоятельности в процессе конструирования из бумаги .
Таким образом, было выявлено противоречие между возможностью развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги и недостаточной научно-методической разработанностью этого процесса. Это противоречие стало причиной выбора данной темы исследования.
На основании выявленного противоречия была определена проблема нашего исследования: каковы возможности конструирования из бумаги в развитии у детей 4-5 лет самостоятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 4-5 самостоятельности в процессе конструирования из бумаги.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет самостоятельности.
Предмет исследования: конструирование из бумаги как средство раз-вития у детей 4-5 лет самостоятельности.
Гипотеза исследования: эффективное развитие у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги возможно:
- при целенаправленном включении в образовательный процесс группы поэтапного организованного конструирования из бумаги в совместной деятельности воспитателя с детьми;
- осуществлении дифференцированного подхода при включении детей в процесс конструирования из бумаги с учетом выявленных индивидуальных особенностей конструктивных умений каждого ребенка.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития конструктивных умений и самостоятельности у детей 4-5 лет;
2) выявить уровень развития у детей 4-5 лет самостоятельности в конструировании;
3) экспериментально апробировать методику развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов детской деятельности), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), интерпретация и обобщение опыта.
Теоретическая основа исследования. Наш подход к исследуемой проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца, З.В. Лиштвана, Л.А. Венгера, А.В. Белошистой, в которых было показано, что освоение детьми разнообразных способов конструирования приводит к формированию самостоятельности. В нашем ис-следовании таким способом является конструирование из бумаги.
Теоретическая значимость исследования: описана методика развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструировании из бумаги в условиях ДОО.
Практическая значимость исследования: разработанная методика и результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы воспитателями в дошкольных образовательных организациях и специалиста-ми, работающими с детьми дошкольного возраста, для правильной организации и осуществления процесса развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее можно использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи. Использование процесса конструирования из бумаги родителями поможет эффективно развивать самостоятельность у ребенка, который не посещает ДОО.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 52 «Золотой улей» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников, включая Интернет-ресурсы) и приложения. Текст работы иллюстрируют 10 рисунков и 22 таблицы.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги.
В отечественных исследованиях доказано, что наиболее успешно становление самостоятельности формируется в различных видах конструктивной деятельности: при работе с бумагой, природным материалом, деталями конструктора. Для детей 4-5 лет конструктивная деятельность является важным средством формирования не только самостоятельности, но также средством развития эстетических представлений, художественного вкуса, эмоционального настроя.
На занятиях конструированием важно обращать внимание дошкольников на практическую направленность созданных конструкций. Поделки, которые делают дети на занятиях в процессе конструирования, могут стать от-личным подарком или чудесным украшением для дома или детского сада.
В дошкольной образовательной организации конструирование из бумаги - это доступный для детей дошкольного возраста способ формирования самостоятельности. В процессе конструирования из бумаги дети 4-5 лет осваивают новые технологии работы с различными видами бумаги, а также техники, которые в дальнейшем можно применять в самостоятельной деятельности.
Помимо этого, конструирование из бумажных материалов развивает творчество дошкольников, помогает им воплотить свои идеи и фантазии в реальность. Ребенок получает возможность создавать поделку не только по образцу, показанному воспитателем, а также со своим замыслом, опираясь на умения, сформированные на занятиях.
В результате изучения научно-методических основ исследуемой проблемы мы выдвинули предположение: эффективное развитие у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги возможно при целенаправленном включении в образовательный процесс группы поэтапного организованного конструирования из бумаги в совместной деятельности воспитателя с детьми, осуществлении дифференцированного подхода при включении детей в процесс конструирования из бумаги с учетом выявленных индивидуальных особенностей конструктивных умений каждого ребенка.
Положения гипотезы были реализованы в процессе формирующего эксперимента. Мы экспериментально апробировали методику развития у детей 4-5 лет самостоятельности в процессе конструирования из бумаги. Методика включала поэтапную работу: знакомство с различными поделками из бумаги, обучение азбуке конструирования из бумаги и укрепление знаний с базовыми формами, самостоятельная конструктивная деятельность.
В процессе конструирования из бумаги дети овладевали различными видами опосредствования, что давало возможность использовать умения, характерные для самостоятельности.
Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод, что динамика показателей самостоятельности детей экспериментальной группы является индикатором эффективности конструирования из бумаги как способа развития у детей 4-5 лет самостоятельности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Логос, 2012. - 224 с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
3. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 296 с.
4. Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 55¬57.
5. Венгер, Л.А. Путь к развитию творчества [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38.
6. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В.Г. Гоголева. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 56 с.
7. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. [Текст] / А.Н. Давидчук. - М. - 2010. - 218 с.
8. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст] / Г.И. Долженко. - Ярославль : Академия развития, 2008. - 142 с.
9. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения [Текст] /
Н.В. Елжова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 245 с.
10. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника [Текст]: книга для воспит. дет. сада / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 216 с.
11. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст]: книга для воспит. дет. сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
12. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у до-школьников [Текст] / С.В. Коноваленко. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары : Альфа, 2012. - 297 с.
14. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
15. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.
16. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М. : Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 с.
17. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В. Лиштван. - М., 2009.
- 271 с.
18. Лоренсо, Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада [Текст] / Л.С. Лоренсо. - М. : 2010 - 175 с.
19. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская.
- М. : ЮНИТИ, 2013. - 289 с.
20. Майборода, Н.А. Ручной труд в детском саду [Текст] / Н.А. Майборода // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 785-787.
21. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М. : АСТ, 2013. - 396 с.
23. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г. Нечаева. - М. : Кронос, 2010. - 301 с.
24. Новикова, И.В. Конструирование из бумаги в детском саду [Текст] / И.В. Новикова. - М. : Академия, 2009. - С. 56-58.
25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: книга для воспитателей. / Л.Ф. Обухова. - М. : Центр пед. обр., 2013. - 380 с.
26. Павлова, О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность [Текст]: Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. - М. : Учитель, 2014. - 188 с.
27. Пак, Т.С. Педагогическая психология [Текст] / Т.С. Пак. - М. : Человек, 2010. - 96 с.
28. Парамонова, Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова. - М. : Сфера, 2014. - 115 с.
29. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Методическое пособие. / Л.А. Парамонова. - М. : Олма Медиа Групп, 2015. - 944 с.
30. Петровская, А.В. Общая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Петровского. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 462 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 720 с.
32. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М. : КРОНОС, 2009. - 272 с.
33. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М. : Логос, 2011. - 106 с.
34. Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология [Текст] / Л.Г. Сударчикова. - М. : Флинта, 2015. - 304 с.
35. Трубайчук, Л.В. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л.В.Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.
36. Уразлина, Н.А. Развитие познавательной активности детей до-школьного возраста в процессе создания объемных конструкций [Текст] / Н.А. Уразлина // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 33-35.
37. Ушакова, Р.С. Развитие творчества дошкольников [Текст] / Р.С. Ушакова. - М. : Сфера, 2014. - 176 с.
38. Шайдурова, Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности [Текст]: Справочное пособие / Н.В. Шайдурова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
39. Харрасова, Ю. Самостоятельность и самостоятельная деятельность, понятия [Электронный ресурс] / Ю. Харрасова // Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-k-pedsovetu-samostojatelnost-i-samostojatelnaja-dejatelnost-ponjatija.html
40. Харланова, М.В. Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности [Электронный ресурс] / М.В. Харланова // Режим доступа:http://festival. 1september.ru/articles/515470/