Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Работа №113073

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы управления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
1.1Взаимодействие дошкольной образовательной организации и
семьи как психолого-педагогическая проблема
1.2Сущность управления педагогическим взаимодействием
дошкольной образовательной организации и семьи
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации управления
взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи
2.1Выявление уровня педагогического взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи
2.2Содержание, формы работы по управлению педагогическим
взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи
2.3Изучение динамики уровня педагогического взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи
Заключение
Список используемой литературы

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что на сегодняшний день в обществе идет перемена представлений о воспитании и образовании подрастающего поколения. Обновляются основные ее компоненты, такие как: структура, условия и способы оценивания его результатов, создаваемых этой подсистемой продуктов.
17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 были утверждены ФГОС ДО, включающие федеральные государственные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; а также и цели, и задачи дошкольного образования [23].
В двух важных документах образования Российской Федерации: ФГОС ДО и Федеральный закон «Об образовании», подчеркивают как никогда, главную роль семейного воспитания и социализации детей.
Актуальность на научно-теоретическом уровне. Теоретики и практики дошкольного образования (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.Л. Зверева, С.И. Мусиенко, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская) акцентируют внимание на важности педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, уточняют задачи и специфику этой работы.
Взаимодействие - это процесс взаимного влияния и поддержки дошкольной образовательной организации и родителей, это форма их взаимосвязи и отношений. Данный процесс требует специальной организации, межсубьектных (дошкольная образовательная организация и семья) отношений, на основе совместной деятельности и общения.
Анализ научных исследований свидетельствует, что педагогическое взаимодействие нуждается в инновационных, современных подходах взаимодействия с семьями воспитанников детских садов.
В связи этим следует сделать данный процесс управляемым. Именно управление педагогическим взаимодействием по своему назначению может обеспечивать максимальное использование возможностей при достижении целей для получения полезного результата. Однако проблема управления педагогическим взаимодействием детского сада с семьей недостаточно изучена.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующее противоречие:
-между необходимостью управления педагогическим
взаимодействием детского сада и семьи и недостаточным исследованием данного процесса;
-между повышением качества форм и методов работы дошкольной образовательной организации с семьей и отсутствием научнообоснованных организационно-педагогических условий управления данным процессом.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности организационно-педагогических
условий управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Объект исследования: процесс управления педагогическим
взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи возможен, если:
-раскрыто понятие «управление педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи»;
-определены показатели для изучения уровня педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи;
-созданы организационно-педагогические условия, направленные на
повышение результативности управления педагогическим
взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1.Проанализировать теоретические положения по управлению педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи и раскрыть понятия «управление», «педагогическое взаимодействие детского сада с семьёй».
2.Определить показатели для изучения уровня оценки педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
3.Создать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
4.Изучить динамику уровня оценки педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
-подходы к понятию «взаимодействие детского сада и семьи» (Т.Н. Доронова, Т.А. Куликова, М.И. Лисина, Т.А. Маркова);
-положения о необходимости управлении педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи (Т.Ф. Бабынина, М.И. Богомолова, Л.В. Гильманова);
-положения о необходимости взаимодействии детского сада и семьи для развития личности ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская);
-положения о необходимости развития ребенка как субъекта деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, М.В. Крулехт).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ);
-эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад
№ 93 «Мишутка», г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 30 родителей воспитанников, 2 педагога, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2019 г. - сентябрь 2020 г.) осуществлялось изучение и анализ теоретического и эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составлялась программа исследования. Была сформулирована тема и рабочая гипотеза, определен объект, предмет и задачи исследования. Был разработан и апробирован диагностический инструментарий по выявлению управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи
На втором экспериментальном этапе (октябрь 2020 г. - март 2021 г.) уточнялась теоретическая позиция исследования, разрабатывались, апробировались интегрированные формы образовательной деятельности с детьми по управлению педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи. Проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2021 г. - май 2021 г.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы, написание автореферата.
Научная новизна исследования заключается в определении организационно-педагогических условий процесса управления
педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понятия «управление педагогического взаимодействия», которое определяется как обеспечение повышения процесса взаимного согласования субъектами (детского сада и родителей) общих действий, направленных на
достижение результатов воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами на практике диагностических методик и показателей для изучения уровня взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи; организационно-педагогических условий управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации диагностического аппарата и содержания управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно - практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1.Управление педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи рассматривается как обеспечение повышения процесса взаимного согласования субъектов (детского сада и родителей), объединенных общими действиями, направленными на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
2.Процесс управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: усиление профессиональной осведомленности педагогов в области педагогического взаимодействия детского сада и родителей; организация просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации по вопросам взаимодействия; использование комплекса форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (наглядные, нетрадиционные, проекты).
3.Показатели и уровни оценки педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи характеризуются степенью овладения инициативностью, самостоятельностью, умением организовывать деятельность, оценивать свои действия с точки зрения их результативности, выполнять работу по подбору методической литературы по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 наименований). Для иллюстрации текста используется 5 таблиц. Основной текст работы изложен на 70 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема педагогического взаимодействия является актуальной в педагогической теории и практике муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования.
Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в том, что на сегодняшний день в обществе идет перемена представлений о воспитании и образовании подрастающего поколения. Обновляются основные ее компоненты, такие как: структуры, условий и способов оценивания его результатов, создаваемых этой подсистемой продуктов.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне заключается в разработке методической системы и создания педагогами среды для педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Анализ научной, методической литературы показывает, что проблема педагогического взаимодействия заключается в том, что подходы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями устарели и необходимы инновационные методы и приемы.
Проблема исследования заключалась в том, чтобы узнать каковы возможности организационно-педагогических условий управления педагогическим взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи.
В исследовании на основе теоретического анализа было определено содержание понятия «взаимодействие», «управление», «управление педагогическим взаимодействием детского сада и семьи», выявили показатели и уровни сформированности педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Разработали образовательный комплекс «Мы - одна семья», провели экспериментальную работу с целью проверки эффективности разработанного образовательного комплекса по педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В процессе исследования доказано, что основными показателями педагогического взаимодействия являются:
-взаимодействия ребенка с родителями, эмоциональное состоянии дошкольника при взаимодействии ребенка с родителями;
-педагогические установки родителей,
-анализ сформированности образовательных стратегий
сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи ;
-осуществление педагогами дошкольной образовательной
индивидуального подхода к семьям.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и внедрен образовательный комплекс «Мы - одна семья», которая состояла из трех блоков.
Первый блок направлен на усиление профессиональной осведомленности педагогов: знание функций, форм, методов взаимодействия с родителями воспитанников, стиля воспитания дошкольников, их возрастных особенностей и так далее.
Второй блок направлен на работу по просвещению родителей воспитанников дошкольной образовательной, по средствам взаимодействия: коллективные, наглядно - информационные, познавательные.
Третий блок направлен на взаимодействие, организацию неформальной обстановки для общения и плодотворного взаимодействия.
Комплекс «Мы - одна семья» нацелен на инициирование родителей воспитанников к партнерской работе с детским садом, вследствие чего родители обогащались знаниями и умениями, направленными на процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Проведенное исследование доказывает результативность
образовательного комплекса «Мы - одна семья». Учитывая все аспекты, влияющие на уровень формирования педагогического взаимодействия детского сада и семьи, описанные в нашей исследовательской деятельности, позволяют повышать не только педагогическое взаимодействие детского сада и семьи, но и просто просвещать родителей в вопросах воспитании и образования детей.
Произошли положительные изменения в позиции воспитателей, которые стали активны во взаимодействии с родителями, применять интерактивные формы работы. Кроме того, постоянно стараются вовлекать членов семьи в мероприятия дошкольной образовательной организации.
«Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, то есть с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой стороны, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению» [13].
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута, задачи решены.


1.Барейше Н. А. Взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения и семьи как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/07/26/vzaimodeystvie-
doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-semi-kak/ (дата обращения: 18.03.2021)
2.Васильева Н. Л. Что чувствуют наши дети, или Горилла и Динозавр СПб. : Речь, 2006. 226 с.
3.Диагностика социально-педагогического взаимодействия
субъектов образовательного процесса ДОУ : учебное пособие / Науч. ред. Левшина Н. И., Турченко В. И., М.: Изд-во «Флинта», 2015. 88 с.
4.Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание .2000. № 2. С. 44-49.
5.Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития. М. : Линкас - Пресс, 2001. 224 с.
6.Дружинин В. Я. Психология семьи. Екатеринбург : ПРО, 2000. 54 с.
7.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Академия, 1999. 160 с.
8.Козубовский В. М. Общая психология. Личность. М. Мн., 2004. 227 с.
9.Макаренко А. С. Книга для родителей: к 100 - летию со дня рождения. М. : Педагогика, 1988. 304 с.
10.Маркова Т. А. Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методика. М. : Педагогика. 1979. 377 с.
11.Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М. : Айри - спресс, 2006. 144 с.
12.Нестерова А. А. Влияние родительского стиля воспитания на формирование семейного мифа. М. :МГСУ, 2002. 246 с.
13.Павлова Л. И. Детский сад и семья: Современные формы взаимодействия // II международная научно-практическая
мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности. Чебоксары, 30 июня - 30 2016. С. 119-123.
14.Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001. 345 с.
15.Перевозникова Е. В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации. Московский педагогический государственный университет. М., 2000. 46 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ