Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 5¬6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Работа №112967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи .. 13
1.1 Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития как психолого-педагогическая проблема 13
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 40
2.1 Исследование уровня сформированности представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития 40
2.2 Содержание работы по формированию представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 58
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложения 89


Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется важностью семьи как первой среды социализации, воспитания и обучения ребенка. Именно в семье ребенок начинает осваивать нормы социальной жизни, нравственные ценности. Вместе с тем кризисные явления в современной семье (увеличение сроков вступления брак; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформации в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т.д.) актуализировали проблему подготовки порастающего поколения к семейной жизни. В связи с этим уже дошкольного детства следует начинать закладывать у ребенка «образ семьи». С познания своей семьи начинается познание ребенком окружающего мира.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены направления развития, одним из которых является познавательное, имеющее целью формирование целостной картины мира. При этом первым социальным объектом познания ребенка является его ближайшее окружение - семья. Формирование у детей представлений о семье становятся частью образовательной работы с детьми, а характер этих представлений определяет особенности восприятия ребенком своей семьи, его эмоционально-психологическое состояние, развитие взаимоотношений между ребёнком и родителями, и в целом адекватность поведения в социуме.
Согласно требования нового стандарта образования дети с ограниченными возможностями в здоровье, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), должны развиваться с учетом их особенностей, особых образовательных потребностей. При этом заявляется необходимость реализации такого социально-психологического условия как психолого-педагогическая поддержка родителей в вопросах воспитания детей. Создавая социальную ситуацию развития детей дошкольная образовательная организация (ДОО) должна осуществлять взаимодействие с родителями по аспектам образования ребенка, в том числе вовлекать их в образовательную деятельность.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена важностью разработки ряда аспектов формирования у дошкольников представлений о семье у детей с ЗПР.
Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Г.Н. Аквилева, Л.М. Веккер, Ф.С. Блехер, Т.И. Ерофеева, А.Н. Леушина, Т.Н. Мусейибова, А.Г. Маклаков З.А. Михайлова, Б. Никитин, В.П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.).
Анализ исследований психологов показал представленность в них таких аспектов как особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье, а педагогических работ - исследование таких направлений как формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и занятий в формировании представлений о семье, педагогические условия, обеспечивающие становление представлений о семье и др.
В ряде исследований отмечена скудная информированность детей о своих близких, недостаточный интерес к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи (Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Е.С. Евдокимова, О.В. Солодянкина и др.), было также выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев. Э.К. Васильева и др.).
Согласно результатам ряда исследований (О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова) «образ семьи» закладывается в соответствии с образами родителей, от этого в свою очередь складывается представление ребенка о себе, самооценка. В свою очередь сложившийся у ребенка «образ семьи» влияет на отношение к людям, к окружающему миру в целом, на построение определенных детско- родительских отношений и на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности.
Изучением особенностей детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Л.Г. Мустаева, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева. Определены особенности детей с ЗПР, предложена классификация, различные аспекты коррекционной работы с данными детьми. Исследователи отмечают, что ребенку с задержкой психического развития трудно взаимодействовать с социальной средой, снижены эмоциональная отзывчивость, способность к эмоциональному заражению и подражанию, способность адекватно реагировать на происходящие изменение, усложняющиеся требования. Часто, положительный эмоциональный отклик, по отношению к матери и другим членам семьи утрачивается, имеются сложности в коммуникации.
В исследованиях дошкольной педагогики взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) рассматривалось в основном через поиск разнообразных форм пропаганды педагогических знаний родителям (Е.М. Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), а также выявления причин сложности работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, Н.Л. Бабкина, Г.В. Глушкова, И.В. Голенкова, В.П. Дуброва, Данк Лан Фыонг, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова и др.). Исследователи отмечают, что происходит взаимное отчуждение педагогов и родителей, которое связанно с формализацией процесса их взаимодействия. В ряде современных психолого-педагогических исследований (М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М. Недвец Л.В. Михайлова-Свирская и др.) рассматриваются возможности повышения качества образования в процессе педагогического партнерства родителей и педагогов в решение проблем развития ребенка.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что на сегодняшний день, не достаточно раскрыты содержание и специфика работы с детьми с ЗПР по формированию представлений о семье, не раскрыты направления и способы взаимодействия семьи и ДОО, вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО, обеспечивающие эффективность данной работы. Вместе с тем, Е.В. Гольберг в своем исследовании отмечает, что стихийно формирующиеся у дошкольников представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье. Такие представления негативно сказываются на формировании позитивного образа семьи, складывающихся ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для их формирования.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с детей с задержкой психического развития и недостаточным исследованием специфики данного процесса с учетом диагноза ребенка;
- между возможностью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой средств и условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса;
- между важностью взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи как социально-психологического условия реализации образовательной программы и недостаточной разработкой содержания и форм этого взаимодействия в процессе формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: как осуществить взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: охарактеризовать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития происходит в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о семье (предметная, деятельностная, личностная), создающая позитивный образ семьи, разработанные с учетом возрастных особенностей, диагноза детей и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье;
- определены и реализованы направления, содержание и формы работы с детьми и с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулированию их образовательных инициатив;
- определено и реализовано содержание и формы взаимодействия специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе, определить специфику содержания и процесса формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить состояние проблемы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в педагогической практике.
3. Определить и апробировать направления, содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику в уровне сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические основы формировании у детей представлений об окружающем мире (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, А.Г. Маклаков, Н.Ф. Виноградова, Е.С. Рапацевич и др.);
- положения о формирования представлений о семье (Е.В. Гольберт, Н.И. Демидова, О.Г, Кулиш, А.В. Старовойтова. Т.И. Пухова, А.В. Рыжкова, Л.Д. Столяренко, А.Г. Харчев и др.);
- теоретические положения и технологии формирования у дошкольников направленности на мир семьи (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина и др.);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Т.Н. Данилина, Н.И. Демидова, Т.А. Маркова и др.);
- исследования об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.А.Екжановой, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, Г.Е. Сухарева и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и методической литературы; формулировка научного аппарата исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах магистерской работы); эмпирические (диагностические задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 4 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и по изучению состояния педагогической практики по проблеме вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность детей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2018 г. - март 2019 г.). Разработка и апробация направлений, содержания и форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента). Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2019 г.) Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; в обосновании теоретического подхода к определению содержательной характеристики знаний о семье, создающей позитивный образ семьи, разработанной с учетом возрастных особенностей, диагноза детей 5-6 лет с задержкой психического развития и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье; в обосновании и апробации содержания и форм взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость заключается в том, что определены показатели и уровни сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию представлений о своей семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в практике педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; содержание работы с детьми 5-6 лет по формированию представлений о своей семье, предусматривающее вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, содержание и формы работы специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Этапы и содержание экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019г.), научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, научно-практической конференции с международным участием (2018г.). Опубликовано пять статей по теме диссертационного исследования.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно-личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии).
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой и предполагает конкретизацию дидактических единиц «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
2. Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей.
Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (65 наименований) и 8 приложений. Текст иллюстрируют 25 таблиц, 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ современных психолого-педагогических исследований показал необходимость формирования у детей представлений о семье как основы создания позитивного «образа семьи». Формирование у детей представлений о семье становятся частью образовательной работы с детьми, в том числе детьми с задержкой психического развития.
Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей. Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно - личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии). Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, предполагает конкретизацию дидактических единиц «состав семьи», «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
Изучение состояния педагогической практики выявил необходимость проведения более эффективной работы с детьми и взаимодействия с родителями специалистов образовательного учреждения. Проведение диагностики детей осуществлялось на основе выделения показателей, представляющих предметно-содержательную характеристику знаний о семье: представление о составе семьи; представление о распределении дел в семье; представление о чувствах и взаимопомощи в семье; представление о развитии семьи; представление о прошлом своей семьи; представление о семейных традициях; представление об увлечениях (хобби) членов семьи.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа: подготовительный и основной (работа с детьми и родителями). В процессе подготовительного этапа нами была разработана предметно-содержательная и содержательно-деятельностная характеристики знаний о семье с учетом диагноза детей, методическая копилка для работы с детьми по теме семья с учетом особенности диагноза детей, план вовлечения родителей в образовательную деятельность детей с ЗПР по теме «Семья», план работы дефектолога и педагога-психолога с родителями (и с детьми). В процессе основного этапа осуществлялось формирование представлений о семье у детей 5-6 лет ЗПР в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Были реализованы направления, содержание и формы работы с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулирование их образовательных инициатив, и содержание и формы взаимодействия специалистов ДОО с родителями по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о семье.
Таким образом, можно отметить что задачи, поставленные нами, реализованы, в процессе работы, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.



1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - № 30384.
2. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями: учеб. пособие [Текст] / М.Г. Агавелян. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.
3. Анисимова, Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию детей с нарушением зрения [Текст] / Н.Л. Анисимова // Дефектология. - 1998. - №1. - С. 56-60.
4. Башаева, М.Ю. Изучение возможностей формирования у детей 6-7 лет познавательной активности посредством совместной поисковой деятельности детей и родителей [Текст] / М.Ю. Башаева // Вестник ТГУ. Психология и педагогика. - 2015. - Серия 4. - С. 7-9.
5. Башаева, М.Ю. Совместная поисковая деятельность детей и родителей как средство формирования познавательной активности детей 6-7 лет [Текст] / М. Ю. Башаева // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научно-практической конференции. Выпуск VIII. / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, Е.А.Сидякина. - Тольятти, 2015. - 148 с.
6. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Сфера, 2008. - 78 с.
7. Веревкина, Е.В. Особенности самооценки детей из семей с различным социально- экономическим статусом [Текст] / Е.В. Веревкина // Тезисы выступлений на научно-практической конференции «Психолого¬социальная работа в образовании: проблемы и перспективы». - 2000. - С. 14¬17.
8. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 96 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром [Текст] : автореф. дис. к.п.н. / Н.Ф. Виноградова. - М. : 1994. - 36 с.
10. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.А. Власова, К.С Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-11.
11. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 1136 с.
12. Гольберт, Е.В. Формирование представлений о семейных отношениях у старших дошкольников ДОУ [Текст] : автореф. дис. к.п.н. / Е.В. Гольберт. - М. : 2011. - 22 с.
13. Гребешева, И.И. Планирование семьи и проблемы социального здоровья [Текст] / И.И. Гребешева // Работник социальной службы. - 1998. - №1. - С. 13-15.
14. Громова, Л.А. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста [Текст] / Л.А. Громова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 109-111.
15. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
16. Данилина, Т.Н. Современные подходы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Т.Н. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-48.
17. Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников [Текст] : дис кан. пед. наук / Н.И. Демидова. - М. 2003. - 182 с.
18. Демидова, Н.И. Дошкольные учреждения и семья [Текст] / Н.И. Демидова; под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 92 с.
19. Денисова, P.P. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук / P.P. Денисова.
- М., 2005. - 35 с.
20. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст] : учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - М. : Центр педагогического образования, 2009. - 64 с.
21. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Т.Н. Доронова// Дошкольное воспитание. 2000.
- № 3. - С.87-90.
22. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
23. Ермакович, В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении [Текст] / В.Д. Ермакович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 1. - С.28¬39.
24. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002. - № 1.
25. Закрепина, А.В. Организация и содержание коррекционно¬педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического - социального сопровождения [Текст] / А.В. Закрепина, Е.С. Тихонова. - М. : ЛОГОМАГ, 2013. - С. 44-91.
26. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
27. Кулиш, О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] : автореф. дис. ... канд. псх. наук / О.Г. Кулиш. - Москва, 2005. - 29 с.
28. Круглова, Н.А. Особенности осознания семьи у детей с девиантным поведением [Текст] : дис. ... канд. псх. наук / Н.А. Круглова. - Москва, 2006. - 206 с.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М. : Академия, 2000. - 416 с.
30. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь [Текст] / Под ред. Н.В. Новоторцева. - СПб. : КАРО, 2006. -144 с.
31. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М. : «Академия», 2000. - 232 с.
32. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // «Дефектология». - 2006. -№ 3. - С. 15-27.
33. Лубовский, В.И. Психологические проблемы задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
34. Леонидова, И.В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И.В. Леонидова, И.А. Колесникова, В.В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (6). - С. 154-158.
35. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
36. Микшина, Е.П. Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи [Текст] / Е.П. Микшина, И.А. Валькова // Дефектология. - 2003. - № 5 - С. 70-77.
37. Минухин, С. Техники семейной терапии [Текст] / С. Минухин, Ч. Фишман. - М. : Класс, 2012. - 296 с.
38. Миронов, В.В. Философия [Текст] / В.В. Миронов. - М. : Проспект, 2017. - 240 с.
39. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально¬психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Г. Мустаева. - М. : АРКТИ, 2005. - 52 с.
40. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МозаикаСинтез, 2014. - 368 с.
41. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9.
42. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Под ред. Е.С. Рапацевич.- Мн. : Соврем. слово, 2005. - 459 с.
43. Психология и педагогика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учебное пособие для подготовки магистров [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; Под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011. - 116 с.
44. Пухова, Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] / Т.И. Пухова // Психолог в детском саду: ежеквартальный научно-практический журнал. - 2012. - Выпуск № 3. - С. 5-7.
45. Рыжкова, А.В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей [Текст] : автореф. дис. канд. псх. Наук / А.В. Рыжкова. - Санкт- Петербург, 2009. - 23 с.
46. Столяренко, Л.Д. Педагогический тезаурус [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина - Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. - 210 с.
47. Сергеева, Е.В. Анализ представлений детей старшего дошкольного возраста о своей семье [Текст] / Е. В. Сергеева // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 289-294.
48. Старовойтова, А.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Старовойтова. - Ноябрьск: Ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала». - 2012. - № 2. - С. 6-8.
49. Таланов, С.Л. Функции современной семьи: опыт социологического анализа [Текст] / С.Л. Таланов // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4. - Том I. - С. 151-154.
50. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи
[Текст]: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина,
С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; Под ред. О.В. Дыбиной. - Ульяновск : Изда¬тель Качалин Александр Васильевич, 2010. - 152 с.
51. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]. Под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 124 с.
52. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
53. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи [Текст]: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; Под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 124 с.
54. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблема становления науки [Текст] / А.Г. Харчев - М. : Статистика, 2003. - 344 с.
55. Хузина, В.М. Изучение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / В.М. Хузина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 14 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - С. 25-27.
56. Чупров, Л.Ф. Словесные субтесты: вариант для обследования детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Ф. Чупров // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 60-69.
57. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко. - М. : Просвещение, 2006. - 69 с.
58. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников [Текст] / Учебно-методическое пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010. - 107 с.
59. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] : дис. канд. пед. наук. : защищена 2006 / В.В. Щетинина. - Москва, 2006. - 233 с.
60. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 652 с.
61. Godawa, G. A child’s loneliness in the family as a challenge for modern pedagogy / G. Godawa // The Journal of Theology, Education, Canon Law and Social Studies Inspired by Pope John Paul II. - 2014. - №4. - P. 9
62. Hastings, R. Do Children with Intellectual and Developmental Disabilities Have a Negative Impact on Other Family Members? The Case for Rejecting a Negative Narrative / R. Hastings // International Review of Research in Developmental Disabilities. - 2016. - № 2. - P. 7
63. Kreppner, K. The Child and the Family: Interdependence in Developmental Pathways / K. Kreppner // Psicologia: Teoria e Pesquisa. - 2000. - №16. - P. 11
64. Parenting Role's Tasks as Parents of Healthy and Disabled Children / A. Riyahi, F. Fatehi, M. Rassafiani, R. Moradzadeh // International Journal of Pediatrics. - 2017. - 5(9). - P. 4
65. The Training Effectiveness of Prevention Disability Package in High School Girls; a Community Intervention Trial / A. Mohammadbeigi, Z. Anbari, H. Motafakerian, N. Mohammadsalehi, E. Ghaderi, H. Ansari // International Journal of Pediatrics. - 2016. - 4(11). - P. 2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ