ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 5¬6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи .. 13
1.1 Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития как психолого-педагогическая проблема 13
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 40
2.1 Исследование уровня сформированности представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития 40
2.2 Содержание работы по формированию представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 58
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложения 89
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи .. 13
1.1 Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития как психолого-педагогическая проблема 13
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 40
2.1 Исследование уровня сформированности представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития 40
2.2 Содержание работы по формированию представлений о семье у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ... 58
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности представлений
о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложения 89
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется важностью семьи как первой среды социализации, воспитания и обучения ребенка. Именно в семье ребенок начинает осваивать нормы социальной жизни, нравственные ценности. Вместе с тем кризисные явления в современной семье (увеличение сроков вступления брак; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформации в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т.д.) актуализировали проблему подготовки порастающего поколения к семейной жизни. В связи с этим уже дошкольного детства следует начинать закладывать у ребенка «образ семьи». С познания своей семьи начинается познание ребенком окружающего мира.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены направления развития, одним из которых является познавательное, имеющее целью формирование целостной картины мира. При этом первым социальным объектом познания ребенка является его ближайшее окружение - семья. Формирование у детей представлений о семье становятся частью образовательной работы с детьми, а характер этих представлений определяет особенности восприятия ребенком своей семьи, его эмоционально-психологическое состояние, развитие взаимоотношений между ребёнком и родителями, и в целом адекватность поведения в социуме.
Согласно требования нового стандарта образования дети с ограниченными возможностями в здоровье, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), должны развиваться с учетом их особенностей, особых образовательных потребностей. При этом заявляется необходимость реализации такого социально-психологического условия как психолого-педагогическая поддержка родителей в вопросах воспитания детей. Создавая социальную ситуацию развития детей дошкольная образовательная организация (ДОО) должна осуществлять взаимодействие с родителями по аспектам образования ребенка, в том числе вовлекать их в образовательную деятельность.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена важностью разработки ряда аспектов формирования у дошкольников представлений о семье у детей с ЗПР.
Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Г.Н. Аквилева, Л.М. Веккер, Ф.С. Блехер, Т.И. Ерофеева, А.Н. Леушина, Т.Н. Мусейибова, А.Г. Маклаков З.А. Михайлова, Б. Никитин, В.П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.).
Анализ исследований психологов показал представленность в них таких аспектов как особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье, а педагогических работ - исследование таких направлений как формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и занятий в формировании представлений о семье, педагогические условия, обеспечивающие становление представлений о семье и др.
В ряде исследований отмечена скудная информированность детей о своих близких, недостаточный интерес к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи (Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Е.С. Евдокимова, О.В. Солодянкина и др.), было также выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев. Э.К. Васильева и др.).
Согласно результатам ряда исследований (О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова) «образ семьи» закладывается в соответствии с образами родителей, от этого в свою очередь складывается представление ребенка о себе, самооценка. В свою очередь сложившийся у ребенка «образ семьи» влияет на отношение к людям, к окружающему миру в целом, на построение определенных детско- родительских отношений и на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности.
Изучением особенностей детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Л.Г. Мустаева, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева. Определены особенности детей с ЗПР, предложена классификация, различные аспекты коррекционной работы с данными детьми. Исследователи отмечают, что ребенку с задержкой психического развития трудно взаимодействовать с социальной средой, снижены эмоциональная отзывчивость, способность к эмоциональному заражению и подражанию, способность адекватно реагировать на происходящие изменение, усложняющиеся требования. Часто, положительный эмоциональный отклик, по отношению к матери и другим членам семьи утрачивается, имеются сложности в коммуникации.
В исследованиях дошкольной педагогики взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) рассматривалось в основном через поиск разнообразных форм пропаганды педагогических знаний родителям (Е.М. Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), а также выявления причин сложности работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, Н.Л. Бабкина, Г.В. Глушкова, И.В. Голенкова, В.П. Дуброва, Данк Лан Фыонг, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова и др.). Исследователи отмечают, что происходит взаимное отчуждение педагогов и родителей, которое связанно с формализацией процесса их взаимодействия. В ряде современных психолого-педагогических исследований (М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М. Недвец Л.В. Михайлова-Свирская и др.) рассматриваются возможности повышения качества образования в процессе педагогического партнерства родителей и педагогов в решение проблем развития ребенка.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что на сегодняшний день, не достаточно раскрыты содержание и специфика работы с детьми с ЗПР по формированию представлений о семье, не раскрыты направления и способы взаимодействия семьи и ДОО, вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО, обеспечивающие эффективность данной работы. Вместе с тем, Е.В. Гольберг в своем исследовании отмечает, что стихийно формирующиеся у дошкольников представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье. Такие представления негативно сказываются на формировании позитивного образа семьи, складывающихся ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для их формирования.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с детей с задержкой психического развития и недостаточным исследованием специфики данного процесса с учетом диагноза ребенка;
- между возможностью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой средств и условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса;
- между важностью взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи как социально-психологического условия реализации образовательной программы и недостаточной разработкой содержания и форм этого взаимодействия в процессе формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: как осуществить взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: охарактеризовать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития происходит в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о семье (предметная, деятельностная, личностная), создающая позитивный образ семьи, разработанные с учетом возрастных особенностей, диагноза детей и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье;
- определены и реализованы направления, содержание и формы работы с детьми и с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулированию их образовательных инициатив;
- определено и реализовано содержание и формы взаимодействия специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе, определить специфику содержания и процесса формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить состояние проблемы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в педагогической практике.
3. Определить и апробировать направления, содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику в уровне сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические основы формировании у детей представлений об окружающем мире (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, А.Г. Маклаков, Н.Ф. Виноградова, Е.С. Рапацевич и др.);
- положения о формирования представлений о семье (Е.В. Гольберт, Н.И. Демидова, О.Г, Кулиш, А.В. Старовойтова. Т.И. Пухова, А.В. Рыжкова, Л.Д. Столяренко, А.Г. Харчев и др.);
- теоретические положения и технологии формирования у дошкольников направленности на мир семьи (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина и др.);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Т.Н. Данилина, Н.И. Демидова, Т.А. Маркова и др.);
- исследования об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.А.Екжановой, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, Г.Е. Сухарева и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и методической литературы; формулировка научного аппарата исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах магистерской работы); эмпирические (диагностические задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 4 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и по изучению состояния педагогической практики по проблеме вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность детей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2018 г. - март 2019 г.). Разработка и апробация направлений, содержания и форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента). Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2019 г.) Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; в обосновании теоретического подхода к определению содержательной характеристики знаний о семье, создающей позитивный образ семьи, разработанной с учетом возрастных особенностей, диагноза детей 5-6 лет с задержкой психического развития и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье; в обосновании и апробации содержания и форм взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость заключается в том, что определены показатели и уровни сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию представлений о своей семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в практике педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; содержание работы с детьми 5-6 лет по формированию представлений о своей семье, предусматривающее вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, содержание и формы работы специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Этапы и содержание экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019г.), научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, научно-практической конференции с международным участием (2018г.). Опубликовано пять статей по теме диссертационного исследования.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно-личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии).
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой и предполагает конкретизацию дидактических единиц «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
2. Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей.
Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (65 наименований) и 8 приложений. Текст иллюстрируют 25 таблиц, 3 рисунка.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены направления развития, одним из которых является познавательное, имеющее целью формирование целостной картины мира. При этом первым социальным объектом познания ребенка является его ближайшее окружение - семья. Формирование у детей представлений о семье становятся частью образовательной работы с детьми, а характер этих представлений определяет особенности восприятия ребенком своей семьи, его эмоционально-психологическое состояние, развитие взаимоотношений между ребёнком и родителями, и в целом адекватность поведения в социуме.
Согласно требования нового стандарта образования дети с ограниченными возможностями в здоровье, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), должны развиваться с учетом их особенностей, особых образовательных потребностей. При этом заявляется необходимость реализации такого социально-психологического условия как психолого-педагогическая поддержка родителей в вопросах воспитания детей. Создавая социальную ситуацию развития детей дошкольная образовательная организация (ДОО) должна осуществлять взаимодействие с родителями по аспектам образования ребенка, в том числе вовлекать их в образовательную деятельность.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена важностью разработки ряда аспектов формирования у дошкольников представлений о семье у детей с ЗПР.
Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Г.Н. Аквилева, Л.М. Веккер, Ф.С. Блехер, Т.И. Ерофеева, А.Н. Леушина, Т.Н. Мусейибова, А.Г. Маклаков З.А. Михайлова, Б. Никитин, В.П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева и др.).
Анализ исследований психологов показал представленность в них таких аспектов как особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье, а педагогических работ - исследование таких направлений как формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и занятий в формировании представлений о семье, педагогические условия, обеспечивающие становление представлений о семье и др.
В ряде исследований отмечена скудная информированность детей о своих близких, недостаточный интерес к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи (Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Е.С. Евдокимова, О.В. Солодянкина и др.), было также выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев. Э.К. Васильева и др.).
Согласно результатам ряда исследований (О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова) «образ семьи» закладывается в соответствии с образами родителей, от этого в свою очередь складывается представление ребенка о себе, самооценка. В свою очередь сложившийся у ребенка «образ семьи» влияет на отношение к людям, к окружающему миру в целом, на построение определенных детско- родительских отношений и на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности.
Изучением особенностей детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, Л.Г. Мустаева, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева. Определены особенности детей с ЗПР, предложена классификация, различные аспекты коррекционной работы с данными детьми. Исследователи отмечают, что ребенку с задержкой психического развития трудно взаимодействовать с социальной средой, снижены эмоциональная отзывчивость, способность к эмоциональному заражению и подражанию, способность адекватно реагировать на происходящие изменение, усложняющиеся требования. Часто, положительный эмоциональный отклик, по отношению к матери и другим членам семьи утрачивается, имеются сложности в коммуникации.
В исследованиях дошкольной педагогики взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) рассматривалось в основном через поиск разнообразных форм пропаганды педагогических знаний родителям (Е.М. Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), а также выявления причин сложности работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, Н.Л. Бабкина, Г.В. Глушкова, И.В. Голенкова, В.П. Дуброва, Данк Лан Фыонг, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова и др.). Исследователи отмечают, что происходит взаимное отчуждение педагогов и родителей, которое связанно с формализацией процесса их взаимодействия. В ряде современных психолого-педагогических исследований (М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М. Недвец Л.В. Михайлова-Свирская и др.) рассматриваются возможности повышения качества образования в процессе педагогического партнерства родителей и педагогов в решение проблем развития ребенка.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что на сегодняшний день, не достаточно раскрыты содержание и специфика работы с детьми с ЗПР по формированию представлений о семье, не раскрыты направления и способы взаимодействия семьи и ДОО, вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО, обеспечивающие эффективность данной работы. Вместе с тем, Е.В. Гольберг в своем исследовании отмечает, что стихийно формирующиеся у дошкольников представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье. Такие представления негативно сказываются на формировании позитивного образа семьи, складывающихся ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для их формирования.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с детей с задержкой психического развития и недостаточным исследованием специфики данного процесса с учетом диагноза ребенка;
- между возможностью формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой средств и условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса;
- между важностью взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи как социально-психологического условия реализации образовательной программы и недостаточной разработкой содержания и форм этого взаимодействия в процессе формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: как осуществить взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: охарактеризовать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития происходит в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о семье (предметная, деятельностная, личностная), создающая позитивный образ семьи, разработанные с учетом возрастных особенностей, диагноза детей и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье;
- определены и реализованы направления, содержание и формы работы с детьми и с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулированию их образовательных инициатив;
- определено и реализовано содержание и формы взаимодействия специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе, определить специфику содержания и процесса формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить состояние проблемы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в педагогической практике.
3. Определить и апробировать направления, содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику в уровне сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические основы формировании у детей представлений об окружающем мире (О.В. Дыбина, С.А. Козлова, А.Г. Маклаков, Н.Ф. Виноградова, Е.С. Рапацевич и др.);
- положения о формирования представлений о семье (Е.В. Гольберт, Н.И. Демидова, О.Г, Кулиш, А.В. Старовойтова. Т.И. Пухова, А.В. Рыжкова, Л.Д. Столяренко, А.Г. Харчев и др.);
- теоретические положения и технологии формирования у дошкольников направленности на мир семьи (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина и др.);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Т.Н. Данилина, Н.И. Демидова, Т.А. Маркова и др.);
- исследования об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.А.Екжановой, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, Г.Е. Сухарева и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и методической литературы; формулировка научного аппарата исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах магистерской работы); эмпирические (диагностические задания, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 4 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2017г. - апрель 2018г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и по изучению состояния педагогической практики по проблеме вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность детей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2018 г. - март 2019 г.). Разработка и апробация направлений, содержания и форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента). Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2019 г.) Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; в обосновании теоретического подхода к определению содержательной характеристики знаний о семье, создающей позитивный образ семьи, разработанной с учетом возрастных особенностей, диагноза детей 5-6 лет с задержкой психического развития и учитывающие социальную ситуацию их жизни в семье; в обосновании и апробации содержания и форм взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость заключается в том, что определены показатели и уровни сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по формированию представлений о своей семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в практике педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению уровня сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; содержание работы с детьми 5-6 лет по формированию представлений о своей семье, предусматривающее вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, содержание и формы работы специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Этапы и содержание экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019г.), научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, научно-практической конференции с международным участием (2018г.). Опубликовано пять статей по теме диссертационного исследования.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей сформированности представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно-личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии).
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой и предполагает конкретизацию дидактических единиц «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
2. Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с задержкой психического развития предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей.
Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (65 наименований) и 8 приложений. Текст иллюстрируют 25 таблиц, 3 рисунка.
Анализ современных психолого-педагогических исследований показал необходимость формирования у детей представлений о семье как основы создания позитивного «образа семьи». Формирование у детей представлений о семье становятся частью образовательной работы с детьми, в том числе детьми с задержкой психического развития.
Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей. Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно - личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии). Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, предполагает конкретизацию дидактических единиц «состав семьи», «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
Изучение состояния педагогической практики выявил необходимость проведения более эффективной работы с детьми и взаимодействия с родителями специалистов образовательного учреждения. Проведение диагностики детей осуществлялось на основе выделения показателей, представляющих предметно-содержательную характеристику знаний о семье: представление о составе семьи; представление о распределении дел в семье; представление о чувствах и взаимопомощи в семье; представление о развитии семьи; представление о прошлом своей семьи; представление о семейных традициях; представление об увлечениях (хобби) членов семьи.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа: подготовительный и основной (работа с детьми и родителями). В процессе подготовительного этапа нами была разработана предметно-содержательная и содержательно-деятельностная характеристики знаний о семье с учетом диагноза детей, методическая копилка для работы с детьми по теме семья с учетом особенности диагноза детей, план вовлечения родителей в образовательную деятельность детей с ЗПР по теме «Семья», план работы дефектолога и педагога-психолога с родителями (и с детьми). В процессе основного этапа осуществлялось формирование представлений о семье у детей 5-6 лет ЗПР в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Были реализованы направления, содержание и формы работы с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулирование их образовательных инициатив, и содержание и формы взаимодействия специалистов ДОО с родителями по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о семье.
Таким образом, можно отметить что задачи, поставленные нами, реализованы, в процессе работы, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.
Содержание образовательной работы по формированию представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР предполагает создание в сознании ребенка целостного, позитивного образа семьи, соответствующего историческим традициям, обусловлено трансляцией образа семьи в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и в процессе жизнедеятельности самого ребенка в своей семье. Работа с родителями реализуется в двух направлениях: как вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, и как взаимодействие специалистов дошкольной организации с родителями (законными представителями) по проблемам конкретных семей. Определение содержания и форм работы с родителями разных специалистов определяются их функциями, диагнозом детей, выявленных особенностей родителей, семей.
Формирование представлений о семье у детей 5-6 лет с ЗПР определяется разработкой содержательной характеристики знаний: 1) предметно-содержательная характеристика, определяющая их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); 2) содержательно-деятельностная характеристика процесса освоения знаний, определяющая их прочность и действенность (формы активности детей); 3) содержательно - личностная характеристика знаний, определяющая их личностную значимость и связь с реальной жизнью (организация мотивации и рефлексии). Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, предполагает конкретизацию дидактических единиц «состав семьи», «функции семьи», «жизненный цикл семьи», «ролевые отношения членов семьи», «предметный мир семьи», и учет возрастных особенностей и диагноза детей.
Изучение состояния педагогической практики выявил необходимость проведения более эффективной работы с детьми и взаимодействия с родителями специалистов образовательного учреждения. Проведение диагностики детей осуществлялось на основе выделения показателей, представляющих предметно-содержательную характеристику знаний о семье: представление о составе семьи; представление о распределении дел в семье; представление о чувствах и взаимопомощи в семье; представление о развитии семьи; представление о прошлом своей семьи; представление о семейных традициях; представление об увлечениях (хобби) членов семьи.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа: подготовительный и основной (работа с детьми и родителями). В процессе подготовительного этапа нами была разработана предметно-содержательная и содержательно-деятельностная характеристики знаний о семье с учетом диагноза детей, методическая копилка для работы с детьми по теме семья с учетом особенности диагноза детей, план вовлечения родителей в образовательную деятельность детей с ЗПР по теме «Семья», план работы дефектолога и педагога-психолога с родителями (и с детьми). В процессе основного этапа осуществлялось формирование представлений о семье у детей 5-6 лет ЗПР в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Были реализованы направления, содержание и формы работы с родителями по их вовлечению непосредственно в образовательную деятельность и стимулирование их образовательных инициатив, и содержание и формы взаимодействия специалистов ДОО с родителями по проблемам конкретных семей в создании у их ребенка позитивного образа семьи.
Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о семье.
Таким образом, можно отметить что задачи, поставленные нами, реализованы, в процессе работы, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К КОНТЕКСТНОМУ ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ КЕЙСОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023



