Введение 3
1 Общая правовая характеристика некоммерческих организаций 13
1.1 Понятие некоммерческих организации и их классификация 13
1.2 Проблемы правосубъектности некоммерческих организаций 24
2 Требования к предпринимательской деятельности некоммерческих
организаций 46
2.1 Общие требования, предъявляемые к предпринимательской
деятельности некоммерческих организаций 46
2.2 Ограничение предпринимательской деятельности некоммерческих
организаций: виды ограничений, последствия совершения сделок за пределами правоспособности, налоговое регулирование 51
3 Способы осуществления и ограничения предпринимательской
деятельности отдельных видов некоммерческих организаций 68
3.1 Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности товариществ собственников недвижимости: особенности и ограничения 68
3.2 Требования, предъявляемые к предпринимательской
деятельности некоммерческих союзов и ассоциаций: особенности и ограничения 80
Заключение 87
Список используемой литературы и используемых источников 91
Актуальность темы исследования. Реформы, проводимые в экономической сфере в России, изменили условия деятельности всех организаций, участвующих в товарном обороте. В том числе и некоммерческих организаций, которые производят товары и оказывают услуги. Регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в силу и правового статуса не может быть полностью основано на нормах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ими ограничиваться. Поскольку законодательство о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций существует сравнительно недавно и содержит только общие положения, то необходимо его совершенствовать. На сегодняшний день нет комплексных работ, посвященных этому вопросу. На практике часто встречаются некоммерческие организации, которые игнорируют особенности осуществления предпринимательской деятельности и, не изменяя статуса, используют предоставляемые льготы для корпоративного обогащения. Некоторые нормы трактуются неоднозначно и на практике имеют совершенно иное применение.
Так, например, согласно положениям действующего законодательства, некоммерческие организации могут заключать публичные договоры только если прибыль, полученная от оказания услуг направлена на уставные цели данной некоммерческой организации. Соответственно такая некоммерческая организация должна платить налог на доходы, что часто игнорируется, как и распределение прибыли на нужды некоммерческой организации уполномоченным органом.
Переход России к строительству новых экономических отношений существенным образом изменил условия деятельности всех организаций, так или иначе участвующих в товарном обороте.
Некоммерческие организации, и ранее производившие товары, выполнявшие работы и оказывавшие услуги, не утратили своего места в российской экономической системе. Поэтому, представляется, что экономика любой страны не может функционировать и развиваться без необходимого и соразмерного вмешательства государства в том числе и в некоммерческий сектор. Проводимые реформы более четко обозначили цели участия некоммерческих организаций в хозяйственной деятельности, выявили необходимость разработки новых подходов к ее регулированию. В правой литературе анализируются лишь отдельные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, но отсутствует полной анализ всех аспектов.
Предпринимательская деятельность является новым видом деятельности некоммерческих организаций, а ввиду отсутствия того, что законодательные нормы в этом плане носят общий характер, существует много противоречий, связанными с реализацией практики, разрабатывая ряд документов и участвуя в правовом сопровождении либо спорах с теми некоммерческими организациями. Каждый руководитель (во многих случаях - коллегиальный орган управления некоммерческой организации) по-своему воспринимает и трактует общие нормы, что, собственно, часто ведет к нарушению интересов как самих членов некоммерческих организаций, так и их контрагентов.
Некоммерческие организации изначально создаются не с целью получения прибыли. Однако им не запрещено получать доход, который должен быть направлен исключительно на цели такого объединения. Кроме того, сферы деятельности таких организаций часто пересекаются со сферами деятельности коммерческих организаций, что зачастую приводит к тому, что некоммерческие организации становятся значимыми конкурентами в бизнес- секторе. При этом антимонопольное законодательство не содержит четких норм в отношении некоммерческих организаций, что будет отражено в данной работе. Некоммерческие организации создают так называемый «третий сектор» экономики, хотя и имеющий свою специфическую природу происхождения и суть, но в значительной степени пересекающийся с государственным сектор и сектором коммерческих предприятий.
Степень разработанности проблемы. В западных странах «третий сектор» более развит, имеется большое число научных публикаций на данную тему, которые затрагивают, как и экономические причины появления, так и проводят анализ концепций развития хозяйственной деятельности некоммерческих предприятий. Это работы Т.Н. Кларка, Дж. Рифкина, Дж. Дугласа, Дж. Шиффа, М. Йенсена, К.Д. Маккарти, Г. Златевой и прочих авторов. Их значительное количество. Среди российских авторов изучению хозяйственно-экономической деятельности некоммерческих организаций посвящены труды: Е.А. Абросимовой, С Арионеску, А.М. Бабича, Ф.М. Бородкина, А. Бодунгена, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, С.В. Шишкина, Т.В. Юрьевой, Л.И. Якобсона и др. Следует отметить, что в России исследованию проблем некоммерческой деятельности некоммерческих организаций в целом посвящено незначительное количество научных трудов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления некоммерческими организациями хозяйственной деятельности.
Предметом исследования являются правовые нормы, которыми урегулирован порядок ведения хозяйственной деятельности некоммерческими организациями.
Целью исследования является изучение и анализ правовых проблем осуществления экономической деятельности некоммерческими организациями.
Для достижения цели исследования требуется выполнение следующих задач: изучить понятие некоммерческих организации и их классификация;
- проанализировать проблемы правосубъектности некоммерческих организаций;
- описать общие требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций;
- изучить виды ограничений, последствия совершения сделок за пределами правоспособности, налоговое регулирование некоммерческих организаций;
- охарактеризовать требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности товариществ собственников недвижимости: особенности и ограничения;
- охарактеризовать требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности некоммерческих союзов и ассоциаций: особенности и ограничения.
При написании данной работы использовались различные общенаучные методы исследования, к числу которых можно отнести: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, а также частно-научные методы, а именно метод классификации, метод правового моделирования, метод абстрагирования, формально-юридический метод и др.
Нормативно-правовой базой исследования является актуальное законодательство Российской Федерации, в частности: Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей по теме особенностей и правового регулирования осуществления некоммерческими организациями хозяйственной деятельности.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении комплексного исследования по теме особенностей и проблем правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, а также обосновании автором перспектив совершенствования законодательства. Также автор проанализировал особенности функционирования конкретных видов некоммерческих организаций, а именно садовых некоммерческих товариществ (далее - СНТ) и отразил неэффективность правой основы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций данной группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении автором вопроса развития «третьего сектора» в экономике; формировании обоснования для развития нормативной базы в сфере, регулирующей данное развитие, внесении определенных изменений в нормативную базу на основе практического опыта автора; выявлении возможных путей решения исследуемой проблемы; создании вклада в регулирование деятельности некоммерческих организаций в экономической сфере.
Практическая значимость данной научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы для определения последовательности действий при осуществлении некоммерческими организациями коммерческой деятельности с последующим их практическим применением.
Гипотеза исследования состоит в том, что, при уточнение правовых положений о регулировании деятельности некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации станет возможным реальное развитие «третьего сектора» в экономике государства.
Положения, выносимые на защиту:
- уверенно можно сказать, что нет ни одного закона, регулирующего предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций в полной мере. Есть только общий для всех некоммерческих организаций принцип: поступления от предпринимательской деятельности должны быть направлены на цели организации. В законах не отражено санкции за нарушение данного принципа и только единицы некоммерческих организации принимают решение о направлении денежных средств на уставные цели организации. Пробелы в налоговом, антимонопольном законодательствах позволяют таким некоммерческих организациям как АСНТ «Ставрополь» использовать свое имущества для получения прибыли, не оплачивать налоги, использовать свое имущество для получения прибыли как монополист, но без законных ограничений. При вынесении решений суды вынуждены руководствоваться нормами законодательства, применимыми к коммерческим организациям, ввиду отсутствия иных норм. Необходимо внести изменения в специальные законы для обоих видов ТСН с целью прямого указания видов коммерческой деятельности, которыми они могут заниматься. Тоже касается и положения статей закона «О некоммерческих организациях», регулирующих деятельность союзов и ассоциаций. Необходимо предусмотреть пути налогового и антимонопольного контроля в соответствующих законах;
- целесообразным представляется дополнить Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ статьей 12, в которой указать, какие виды деятельности, приносящие доход, могут осуществлять ассоциации и союзы. Указать на их обязательное отражение в Уставе. Обозначить, что если ассоциация (союз) осуществляет транзит коммунальных ресурсов по сетям, принадлежащем им на праве собственности, то им необходимо установить тарифы согласно действующему законодательству. Данное дополнение позволить исключить злоупотребления при осуществлении такими организациями видов деятельности при заключении публичных договоров;
- необходимо внести дополнения в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в части п. 3 II. Система регулируемых цен (тарифов) в следующем порядке: «В систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая некоммерческие организации». Аналогично, данная мера позволить контролировать рынки предоставления услуг третьими лицами (владельцами сетей) некоммерческими организациями и не позволит им безосновательно завышать цены при заключении договоров на содержание инфраструктуры, по которым поставляются ресурсы не членам НКО;
- внести дополнения в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ», обозначив некоммерческие организации в части статьи 3 «Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, в том числе некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели». Данная мера позволить контролировать применять меры антимонопольного регулирования при введении предпринимательской деятельности некоммерческими организациями;
- внести дополнения в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ в части статьи 14 пункта 3 «членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества. Уставом товарищества может быть предусмотрен порядок внесения членских взносов через кассу товарищества на его расчетный счет». Данное дополнение позволит снять лишнюю финансовую нагрузку с садоводов и ликвидирует законодательно закрепленное принуждение к заключению договора с банками и оплаты комиссии;
- дополнить статью 7 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ следующими положениями: «Товарищество вправе осуществлять следующие виды деятельность, приносящие доход: сдача в аренду техники с экипажем и без; предоставление услуг по содержанию общей инфраструктуру коммерческим предприятиям, находящимся на его территории; вывоз мусора с территории таких коммерческих предприятий; предоставление платных слуг членам товарищества и индивидуальным садоводам с использование техники товарищества и силами его работников; предоставление платных услуг третьим лицам с использование техники товарищества и силами его работников»;
- дополнить статью 8 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ следующими положениями: «В уставе товарищества в обязательном порядке указываются: виды деятельности, приносящие доход, которыми вправе заниматься товарищество». Данные два дополнения в специальные законы существенно поднимется уровень организованности предпринимательской деятельности этих видов некоммерческих предприятий;
- дополнить статью 427 Налогового Кодекса Российской Федерации «Пониженные тарифы страховых взносов» в части пункта 7: для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), деятельность товариществ собственников недвижимости». Учитывая, что ТСН, по сути, социальные организации и ранее данная льгота была предусмотрена, ее возврат необходим;
- дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в части статьи 137 пунктом 5: «Товарищество может осуществлять иную деятельность, приносящую доход, если это не противоречит его целям и отражено в Уставе товарищества». Отражение в Уставе видов предпринимательской деятельности, а соответственно и в регистрационной форме при создании ТСЖ, позволит налоговой инспекции осуществлять более эффективный контроль, а руководству товарищества ясно видеть направление деятельности;
- ввести дополнение в статью 381 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде пункта 29 «имущество некоммерческих организаций». То есть исключить уплату налога на имущество некоммерческих организаций. Данное дополнение позволит более интенсивно создавать имущество некоммерческой организации и использовать его в том числе для предпринимательской деятельности, что возможно приведет к значительному развитию «третьего сектора» в экономике Российской Федерации.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации 96 страниц. В первой главе автор изучил общую правовую характеристику некоммерческих организаций. Во второй главе исследованы общие требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Третья глава отражает способы осуществления и ограничения предпринимательской деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.
В ходе проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы:
- некоммерческие организации отличаются от коммерческих, прежде всего, тем, что не имеют получение прибыли ключевой целью функционирования. Можно выделить такие некоммерческие организации, как общественная или религиозная организация, союз, ассоциация, фонд, учреждение, потребительский кооператив;
- правосубъектность - одно из основополагающих правовых понятий науки гражданского права, характеризующая правовое положение того или иного субъекта гражданских правоотношений, определяющая способность субъекта быть участником этих отношений. Участие некоммерческой организации в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и представляемой государством правосубъектности. В настоящее время существует немало проблем, связанных с формированием правосубъектности садовых некоммерческих товариществ. Следует отметить, что наибольшее число проблем связывается с нововведениями в Федеральном законе № 217-ФЗ. Первое и основное несовершенство Федерального закона № 217-ФЗ фактически обязало собственников участков в садоводческих товариществах заключать договоры с банками и оплачивать комиссии. Причем, учитывая, что само некоммерческое объединение СНТ платит комиссию за сдачу и снятие денежных средств, это служит причиной увеличения членских взносов, как основного источника финансирования сметных мероприятий. Кроме того, несовершенством Федерального закона № 217-ФЗ, создавшим немало проблем для нормальной деятельности садоводческих товариществ, является исключение из закона понятия «уполномоченный член». В Федеральном законе № 217-ФЗ не предусмотрен, как и такой способ избрания уполномоченных, так и собрание в форме собрания уполномоченных. Также надо отметить, что из положений Гражданского кодекса РФ не следует, что доверенность на представительство от лица члена садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества для участия в общих собраниях такого товарищества должна быть нотариально удостоверена. Также было установлено, что создание для управления многоквартирным домом второго товарищества собственников помещений прямо противоречит нормам действующего законодательства. Представляется, что классическая юридическая схема «гипотеза-диспозиция-санкция» должна быть четко отображена именно в законе, чтобы не оставалось места для различных трактовок «на усмотрение суда». Например, «второе созданное на одной территории товарищество подлежит ликвидации» и схема такой ликвидации, кто должен ее проводить, сроки, порядок;
- возможность осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями допускается только в том случае, если приносящая доход деятельность, ее профиль соответствует профилю некоммерческой организации, например, садоводческое некоммерческое товарищество может заключить договор с коммерческими магазинами, находящимися на его территории, на оплату за пользование его инфраструктурой. ТСЖ может сдать фасад здания для размещения рекламы. Все виды деятельности, приносящие доход, указываются в учредительных документах некоммерческой организации соответственно при регистрации Устава в регистрирующем органе в регистрационной форме указываются соответствующие виды, указанные в ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
- на настоящем этапе отсутствует нормативный акт, определяющий единые правовые основы осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, приносящей доход. Заниматься предпринимательской деятельностью, некоторыми ее видами, некоммерческие организации, как и коммерческие, могут только при наличии лицензии или разрешения. Например, лицензия нужна если некоммерческая организация занимается вывозом мусора, образовательной деятельностью. Следует отметить, что на практике часто встречаются некоммерческие организации, которые игнорируют особенности осуществления предпринимательской деятельности, и, не изменяя статуса, используют предоставляемые льготы для корпоративного обогащения. На практике руководители некоммерческих организаций также сознательно нарушают нормы Налогового кодекса, предусматривающего начисление налога на доходы, фактически прикрываясь льготами, предоставленными некоммерческим предприятиям в том плане, что членские взносы не облагаются налогом на доходы. Таким образом, анализируя положения действующего законодательства, научные труды по данной теме, можно прийти к выводу о наличии весомых пробелов в регулировании предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. На практике это приводит к необоснованному получению корпоративного обогащения, а также к убытку таких организаций. При этом нарушаются права, как членов таких организаций, так и их контрагентов;
- коммерческая деятельность ТСЖ имеет строго ограниченные как по видам, так и по правоспобности принимать решения о заключении коммерческих договоров самим товариществом. Более обширными видами деятельности, приносящими доход, может заниматься садоводческое некоммерческое товарищество, являющееся другим подвидом ТСН. При осуществлении ТСН деятельности, приносящей доход, существует масса ограничений. Причем действия ТСЖ в этой области строго ограничены положениями Жилищного Кодекса, а в отношении СНТ можно сказать, что специальный закон практически не вносит ограничений в осуществление товариществом различных видов деятельности. Единственным и главным ограничением является назначение денежных средств, полученных как доход от предпринимательской деятельности. Он не может распределяться межу участниками организации и должен идти исключительно на цели товарищества;
- теоретически ведение коммерческой деятельности ассоциациями и некоммерческими союзами запрещено, но фактически имеет место быть в качестве источника доходов - поступления от предпринимательской деятельности, осуществляемой ассоциацией по собственной инициативе. Следует отметить, что ни в одном законе, регулирующем коммерческую деятельность ассоциаций, норма права полностью не выражена. Присутствуют гипотеза и диспозиция, но нет санкции. Как, собственно, нет ее в другом законе.
1. Апелляционное определение Автозаводского районного суда по делу № 11-778/2019 от 17 октября 2019 года // URL: http://avtozavodsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 06.03.2021).
2. Апелляционное определение Самарского областного суда по делу №33-832/2014 от 29 января 2014 года // URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru(дата обращения 06.03.2021).
3. Апелляционное определение Самарского областного суда по делу №33-8728/2014 от 03 сентября 2014 года // URL: http://oblsud.sam.sudrf.ru(дата обращения 17.03.2021).
4. Богатырев С.Ю. Организационные и налоговые аспекты создания имущества некоммерческих организаций как перспективной формы развития бизнесе в России // Консультант плюс: справочно-правовая система
5. Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л. О ведении гражданами садоводства и огородничества: Комментарий к новому закону/ Бутовецкий А. И., Ковалева Е.Л. - М.: Проспект, 2019. - с. 10 - 256.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 08.12.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
7. Грищенко А.В. О необходимости налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций // Финансовый менеджмент 2016. № 4. С. 93-108. // URL: https://www.labirint.ru/books/546640(дата обращения 17.12. 2020).
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
9. Информационное письмо Министерства энергетики РФ и Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2015 г. № ЕП-717012, № ВК- 713509 О применении постановления Правительства Российской Федерации // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10. Лысенко В. В. Социальное предпринимательство как новая форма взаимодействия гражданского общества и бизнеса // Консультант плюс: справочно-правовая система
11. Меркулова Ю. Особенности банкротства СНТ и его последствия для собственников в 2019 году // URL: http://pravoved.ru/joumal/bankrotstvo-8и1/(дата обращения 27.03.2021 года).
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года (последняя редакция) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Определение Арбитражного суда Самарской области по делу А55- 14685/2015 от 18 января 2017 года // URL: http:// samara.arbitr.ru (дата обращения 17.03.2021).
14. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.06.2018 № 305-ЭС17-22541 по делу № А40- 226692/2016 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
15. Партнер НКО // URL: http:// red-nko.ru(дата обращения 29.03.2021 года).
16. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Ф06- 61324/2020 по делу № А55-29699/2019 от 28 мая 2020 года // URL: http://samara.arbitr.ru(дата обращения 23.03.2021 года).
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
18. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 21.12.2020) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
19. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». (с изменениями и дополнения) // Консультант плюс: справочно- правовая система.
20. РАРУС Автоматизация учета // URL: https://rarus.ru/(дата обращения 29.03.2021 года).
21. Решение Автозаводского районного суда по делу № 2-6652/2020 от 15 сентября 2020 года // URL: http://avtozavodsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 28.03.2021 года).
22. Решение Автозаводского районного суда по делу № 2-8250/2017 от 02 ноября 2017 года // URL: http://avtozavodsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 28.03.2021 года).
23. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 1055/2018 от 22 июня 2018 года // URL: http://samara.arbitr.ru(дата обращения 28.03.2021 года).
24. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 14547/2020 от 27 августа 2020 года // URL: https:// https://kad.arbitr.ru (дата обращения 27.04.2021).
25. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 14547/2020 от 27 августа 2020 года //// URL: http://samara.arbitr.ru(дата обращения 29.03.2021 года).
26. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 26411/2017 от 28 сентября 2018 года // URL: http://samara.arbitr.ru(дата обращения 23.03.2021).
Т1. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 29699/2019 от 16 декабря 2019 года // URL: http://samara.arbitr.ru(дата обращения 23.03.2021).
28. Решение Ставропольского районного суда по делу № 2-2020/2020 от 02 ноября 2020 года // URL: http://stavropolsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 06.03.2021).
29. Решение Ставропольского районного суда по делу № 2-411/2020 от 13 марта 2020 года // URL: http://stavropolsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 21.03.2021 года).
30. Решение Ставропольского районного суда по делу № 2-169/2011 от 28 апреля 2011 года // URL: http://stavropolsky.sam.sudrf.ru(дата обращения 21.03.2021 года).
31. Синицын С. А. Публично-правовой и частноправовой статус некоммерческих организаций: границы правового // Консультант плюс: справочно- правовая система.
32. Сойфер Т.В. К вопросу о публичных договорах с участием некоммерческих организаций // Гражданское право № 3. 2016. С. 6-9. // URL: https:// justicemaker.ru/view-article(дата обращения 11.11. 2020).
33. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 05.10.2020) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
34. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
35. Федеральный закон от 12.01.1996 № 1-ФЗ «О некоммерческих организациях» (от 30.12.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
36. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (от 03.07.2016) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
37. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях» (от 29.07.2017) // Консультант плюс: справочно- правовая система.
38. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической политике» (08.12.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
39. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (от 11.06.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
40. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (11.06.2021)) // Консультант плюс: справочно- правовая система.
41. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 22.12.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от (от 30.04.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
43. Alter, S. K. Social Enterprise: a typology of the field contextualized in1 .tin
America / S.K. Alter. // W.P. Washington D.C. 2003. -
Aug.ihttp://www.iadb.org/sds/doc/ 228070wc.socialenterprise.pdf.
44. Beck В.М. Governmental Contracts with Non-profit Social Welfare Corporations P.271 in Bruce L.R.Smith and D.C.Hague, eds. The Dilemma of Accountability in Modern Government. New-York: St.Martin's Press, 1971.
45. Burt, R. S. The contingent value of social capital / R. S. Burt // Administrative Science Quarterly. 1997. - №42 (2). - P 339-365.
46. Dees, J. G. The meaning of social entrepreneurship / J. G. Dees // Center
for the Advancement of Social Entrepreneurship. Duke University's Fuqua School of Business. - 2001 (revised vers.). - http://www.caseatduke.org/ docu-ments/deessedef.pdf
47. Fams E., Jensen M. Agency Problems and Residual Claims// Journal of Lawand Economics. 1983. - vol.26. - n.3.
48. Granovetter, M. S. Problems of explanation in economic sociology/ M. Granovetter // Harvard Business School Press. Boston, 1992. - P 25-26.