Введение 5
1 Современная система образования 7
1.1 Развитие системы образования: вчера, сегодня, завтра 7
1.2 Перспективы развития дистанционных образовательных технологий 17
1.3 Рынок образовательных услуг г.о. Тольятти 26
2 Анализ деятельности организации 30
2.1 Финансово-экономические показатели ИФЭиУ 30
2.2 Проблемы в развитии института 40
3 Разработка мероприятий по антикризисному управлению организацией 45
3.1 Тенденции в продвижении ДОТ 45
3.2 Предложения по разработке антикризисных мероприятий по управлению
организацией 50
3.3 Апробация разработанных предложений 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Образование на сегодняшний день - это одна из наиболее динамичных и перспективно развивающихся отраслей экономики, а рынок образовательных услуг - один из наиболее высоких по темпам развития и роста. Для того, чтобы высшее учебное заведение оставался конкурентоспособным необходимо постоянное совершенствование.
Процессы информатизации общества не могли не сказаться на развитии систем обучения. Применение современных сетевых информационных технологий в учебном процессе во многом способствовало тому, чтобы сделать образование максимально доступным, открытым и востребованным более широкими слоями общества. Одним из эффективных направлений в развитии высшего образования является использование в учебном процессе системы дистанционного обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью продвижения ВУЗа для поддержания числа студентов на достойном уровне. Поскольку Тольяттинский государственный университет является крупным вузом в г.о. Тольятти, но существует жесткая конкуренция в самой области, увеличение количества студентов очной формы - задача сложная. Поэтому для обеспечения ТГУ достаточным количеством абитуриентов необходимо выходить за территорию города. Дистанционное образование может стать решением территориальной проблемы для России. Лидирующие зарубежные ВУЗы уже давно осознали важность использования дистанционного образования. Успешное позиционирование дистанционного образования напрямую влияет на количество абитуриентов.
Целью исследования является разработка антикризисных мероприятий по управлению организацией (на примере Тольяттинского государственного университета).
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Выполнить анализ теоретических аспектов системы образования в России;
2. Проанализировать финансово-экономические показатели образовательного учреждения, в частности, ИФЭиУ и выявить проблемы в развитии дистанционного образования;
3. Разработать антикризисные мероприятия по управлению на примере ИФЭиУ.
Объектом исследования является ФГБОУ ТГУ, ИФЭиУ.
Предметом исследования - процессы дистанционного образования в ИФЭиУ.
Теоретической и методической базой исследования стали материалы по менеджменту, научные статьи, стандарты, документы по финансово- хозяйственной деятельности ИФЭиУ.
В работе применены апробированы методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе аналитический, системный методы, метод мозгового штурма, синтез, прогнозирование и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 3.1, 3.2, 3.3 могут быть использованы ВУЗами для увеличения числа студентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 37 источников. Общий объем работы без приложений 67 страниц машинописного текста.
На основании изученного и вышеизложенного материала в данной бакалаврской работе можно сделать следующие выводы. Для привлечения студентов в ВУЗ не областного значения необходимо выходить за территорию города. Для этого особое внимание стоит уделить развитию и продвижению дистанционного образования.
В настоящее время в лидирующих ВУЗах мира дистанционно обучается до 350 тысяч студентов. В России ВУЗы-лидеры по дистанционному образованию могут похвастаться лишь 50-ю тысячами студентов, что в разы меньше, чем в других странах. Но тем не менее это число значительно превышает число обучающихся в ИФЭиУ.
Проанализировав финансово-экономические показатели ИФЭиУ, а также проведя анализ деятельности ВУЗов-конкурентов было выявлено, что основной проблемой в продвижении дистанционного образования института финансов, экономики и управления является отсутствие представления о том, как себя рекламировать и позиционировать в других городах.
Решение этой проблемы целесообразно начать с составления характеристики потенциальных абитуриентов. Выявление потребностей потенциальных абитуриентов было проведено, опираясь на теорию поколений. Потенциальные абитуриенты - младшие представители поколения Y и старшие представители поколения Z. В настоящее время эту возрастную категорию называют - интернет-поколение. Они зависимы он интернета, различных гаджетов и социальных сетей.
Опираясь на данные заключения напрашивается решение - внедрение в институт специального подразделения, которое будет заниматься продвижением дистанционного образования через социальные сети. Ведь именно там сосредоточено наибольшее количество представителей возрастной категории, интересующей ВУЗы.
Затраты на внедрение данного подразделения следует рассматривать, как вложения, которые институту необходимо совершить на данном этапе развития для успешного привлечения большого числа абитуриентов, что в свою очередь повлияет на эффективность и вывод из кризиса как института, так и университета в целом.
Для продвижения через социальные сети были разработаны специальные алгоритмы, ведь оно должно осуществляться комплексно. Каждая из социальных сетей обладает собственными характеристиками и дает разнообразные возможности для продвижения. Условно деятельность в социальных сетях можно разделить на два вида: работа с контентом и работа с пользователями социальны сетей.
В бакалаврской работе подробнее рассмотрена работа с пользователями социальной сети Вконтакте. Данная социальная сеть позволяет осуществлять поиск пользователей по определенным параметрам, после чего можно написать сообщение любому пользователю, кроме ограничивших доступ.
Чтобы продвижение прошло успешно предлагается использовать специальный заранее написанный сценарий диалога, с помощью которого специалист убеждает клиента в правильности того или иного выбора и этот сценарий, с большей вероятностью, приведет клиента к согласию, а специалиста - к успеху. Такой сценарий называют скрипт.
Для ИФЭиУ также был разработан скрипт, ведение диалогов по которому обеспечивает институту дополнительный приток студентов, которые принесут дополнительную прибыль университету и в дальнейшем позволят университету твердо занять лидирующие позиции на образовательном рынке.
1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. - М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2014. - 86 с.
2. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-
Петербурге / А.Ю. Андреев. - СПб: Отечественная история, 2013. 62-73 с.
3. Антоненко С.В. Социальные сети как инструмент профориентации // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013 № 4
4. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый., 2015. — №20. — С. 205-208.
5. Бачинский А.Г., Перевезенцева Е.Д., Мунт О.В., Корсакова В.К. Главные тренды в образовании // Экономика и социум. 2017. №2 (33)
6. Бачинский А.Г., Перевезенцева Е.Д., Мунт О.В., Хайитов Х.О. Проблема получения высшего образования. Дистанционное образование, его недостатки и преимущества // Экономика и социум. 2017. №5 (36)
7. Варакса А.М. Адаптация образовательных инноваций для преподавания экономической теории в технических ВУЗах // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2015. №22. С.219-223
8. Варакса А.М., Левицкий Ю.В. Саморазвитие образования и науки как результат экономической глобализации / А.М. Варакса, Ю.В. Левицкий //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №11 - 12. С. 105-108.
9. Василенок В. Л., Кургузова Е.Я. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. 2013. № 3
10. Гладких Я.Н., Семенова В.Г. Современные маркетинговые инструменты развития инфраструктуры ВУЗа // Экономика и социум. 2016. № 2(33)
11. Голодова А.А. Социальные сети как инструмент профориентационной работы ВУЗа на рынке образовательных услуг // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №7
12. Задонская И.А. История развития университетского образования / И.А. Задонская. - СПб.: Философский век. Альманах. Вып. 29. История университетского образования в России и международные традиции просвещения, 2015. 142 с.
13. Захаров И.В. Миссия университета в европейской культуре. / И.В. Захаров, Е.С. Ляхович. - М.: Фонд «Новое Тысячелетие», 2014. 206 с.
14. Иваненко М.А., Иваненко А.И. Определение и анализ параметров развития научных коммуникаций как фактора конкурентоспособности ВУЗа / Материалы I Открытого российского статистического конгресса, Новосибирск 2015, том 3, с. 73- 81.
15. Иваненко М.А., Ковтун О.И., Руди Л.Ю. Создание форм мотивации повышения качества взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе/ М.А. Иваненко, О.И. Ковтун, Л.Ю. Руди.// Материалы X Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических ВУЗов «Инновационное развитие и реализация стратегии формирования экономики знаний в России». 2016. С. 215-220
16. Иванов П. Э. Продвижение вуза в социальных сетях: технология SMM / П. Э. Иванов // Исследования человеческого капитала как стратегического ресурса социально -экономического развития: теория, методы, практика : сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. Екатеринбург, 24-25 апреля 2014 г. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 366-368.
17. Индикаторы образования 2016: статистический сборник. / Л.М. Гохберг [и др.] Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» - М. : НИУ ВШЭ, 2016. 32,52 с.
18. Инновационная инфраструктура Тольяттинского государственного
университета [Электронный ресурс]. URL:
http://edu.tltsu.rU/sites/sites_content/site3136/html/media80368/infra.pdf#1
19. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и
взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. Конф - СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
20. Ковтун О. И. Концепция игрового метода обучения как элемент инновации системы образования. // Качество и полезность в экономической теории и практике. Мат-лы VII Всероссийской науч.- практ. конф. с межд. участием - Новосибирск, НГУЭУ. 2014. с. 23-27.
21. Ковтун О.И., Рябошлык В.Ф. Социальные сети в системе высшего образования: возможности, проблемы и перспективы использования. // Экономика и социум. 2016. №7(26).
22. Медведева Э.А., Водатурская Я.Р. Оценка эффективности продвижения ВУЗа в социальных сетях // Общество, политика, экономика, право. 2013. №9
23. Мунт О.В., Перевезенцева Е.Д., Бачинский А.Г., Хайитов Х.О. История дистанционного обучения // Экономика и социум. 2017. №5 (36)
24. Налетова И.В. Две волны дифференциации высшего образования / И.В. Налетова. - Тамбов.: IX Державинские чтения., 2014. 137 с.
25. Научно-технические разработки ТГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site3136/html/media73788/NTR_2013.pdf#1
26. Образование в цифрах: 2016: статистический сборник. / Л.М. Гохберг [и др.] Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» - М. : НИУ ВШЭ, 2016. 32,52 с.
27. Онокой Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. : Дис. д-ра социол. наук : защищена 27.01.2015: утв. 12.07.2015/ Л.С. Онокой. - М., 2014. - 292 с.
28. Перевезенцева Е.Д., Бачинский А.Г., Корсакова В.К., Туктарова Р.И. Новые тренды в образовании // Экономика и социум. 2017. №2 (33)
29. Перевезенцева Е.Д., Бачинский А.Г., Мунт О.В.,Хайитов Х.О. Этапы развития высшего образования // Экономика и социум. 2017. №5 (36)
30. Платонова Т.О. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений // Управление экономическими системами. 2013. № 4
31. Стеньгина А.Р., Перевезенцева Е.Д., Валиуллова Р.И.
Маркетинговые аспекты инновационной деятельности организации // Экономика и социум. 2016. №2 (21)
32. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 3. С. 44 -50.
33. E. Vazquez-Cano, J. Fombona, A. Fernandez Virtual Attendance: Analysis of an Audiovisual over IP System for Distance Learning in the Spanish Open University (UNED) // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol 14, No 3.
34. D. Vandegrift We don’t have any limits’: Russian young adult life narratives
through a social generations lens //
Journal of Youth Studies. 2016. Vol 19, No 2
35. F. K. Olakulehin, G. S. Widening access through openness in higher education in the developing world: A Bourdieusian field analysis of experiences from the National Open University of Nigeria // Open Praxis. 2017. Vol 9, No 1
36. Theory of generations [Электронный ресурс]. URL:
https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_generations
37. Top 200 Tools for Learning [Электронный ресурс]. URL: http://c4lpt.co.uk/top100tools/top-200-tools-for-learning/