ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПРОДВИЖЕНИЕ ДЕСТИНАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА
1.1. Анализ современных способов продвижения туристской дестинации ..10
1.2. Туристско-информационный портал: продвижение дестинации в
Интернет 33
1.3. Современные тенденции в создании туристско-информационного
портала: Анализ зарубежного и российского опыта 41
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТСКОИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА С ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Особенности туристско-рекреационного кластера Кемеровской
области 50
2.2. Анализ туристско-информационного портала Кемеровской области 56
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию туристскоинформационного портала «visit-kuzbass.ru» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Приложение А. Экспертное интервью с Юматовым К. В. (КемГУ) 81
Приложение Б. Анкета для пользователей портала «visit-kuzbass» 85
Актуальность - каждый владелец портала, Интернет магазина или блога в какой-то момент сталкивается с ситуацией, когда его портал/ магазин/ блог теряет свою популярность. Это может проявляться в снижении активности посетителей портала, Интернет магазина или блога. Соответственно любой Интернет проект (портал, магазин, сайт-визитка, блог) нуждается в продвижении. При этом стоит отметить, что весь мир переходит на коммуникации в сети Интернет. Количество Интернет пользователей растет с огромной скоростью. Ещё в 2000 году пользователей Интернета по всему миру было всего 250 млн., а в 2011 году их стало более 2 млрд. человека - об этом свидетельствуют данные глобального исследования аналитической компании The Royal Pingdom [18].
Проблема Интернет-коммуникаций заключается в том, что создавая портал, многие не задумываются о том, насколько это сложный и многоуровневый процесс. Традиционно в создание порталов принято вкладывать очень много денег, но не в последующую раскрутку и продвижение Интернет-ресурса. Именно поэтому порталы теряются в Интернет пространстве. И именно поэтому вопрос о том, как сделать так, чтобы интернет портал работал и был лидером своего рынка, является своевременным и актуальным.
Степень теоретической разработанности проблемы. Специфике продвижения дестинации посредством туристского портала посвящено множество литературы исследований. В работах Борисова, Ю. Н., Карловой Л.В., Кондратьевой И.В., Кирьяновой Л.Г., Панкрухина А.П., Христофоровой И.В. и др. в основном представлены различные аспекты продвижения дестинации в целом, тем не менее, вопрос продвижения дестинации с помощью Интернет-ресурса встречается значительно реже. Недостаточная разработанность теоретических основ продвижения дестинации с помощью туристского портала, а так же методических и практических рекомендаций
для его использования и определили выбор цели и формулировку задач настоящей выпускной квалификационной работы.
Объект - туристско-информационный портал как один из способов продвижения дестинации.
Предмет - совершенствование туристско-информационного портала «visit-kuzbass.ru» для продвижения туристско-рекреационного кластера Кемеровской области.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, как использовать туристско-информационный портал для продвижения туристско-рекреационного кластера?
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию туристско-информационного портала «visit-kuzbass.ru» и продвижению.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные способы продвижения туристской дестинации.
2. Выявить роль туристско-информационного портала в процессе продвижения туристско-рекреационного кластера.
3. Наметить пути по совершенствованию туристско-информационного портала Кемеровской области.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, дескриптивный метод, сравнение, экспертное интервью.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы дестинации и её продвижение. Раскрывается понятийный аппарат заявленной темы, анализируется зарубежный и российский опыт и выявляются современные тенденции в создании туристско-информационного портала.
Во второй главе приводится характеристика туристско - рекреационого кластера Кемеровской области, анализируется туристско-информационный портал Кемеровской области и разрабатываются рекомендации по совершенствованию этого портала.
В заключение работы подводятся итоги.
Новизна выпускной квалификационной работы представлена в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Проанализированы современные методы продвижения дестинации.
2. Определена роль туристско-информационного портала для продвижения дестинации.
3. Изучены современные тенденции создания туристско - информационного портала.
4. Проанализирован туристско-информационный портал «visit- kuzbass.ru».
5. В результате экспертного интервью получены данные о дальнейшем развитии туристско-информационного портала «visit-kuzbass.ru».
6. По результатам проведенного анализа, разработаны пути по совершенствованию туристско-информационного портала «visit- kuzbass.ru».
Теоретическая и практическая значимость работы. Данная работа представляет интерес для тех, кто планирует заниматься продвижением дестинации с помощью туристского портала. Полученные в результате исследования выводы позволили разработать рекомендации по совершенствованию туристско-информационного портала Кемеровской области.
Туризм сегодня является важной отраслью экономики. Увеличивается число желающих совершить путешествие, а значит и увеличивается число мест назначения их поездок. Туристская дестинация является самым главным и сложным элементом всей туристской системы. Определение специфики дестинации, рациональное планирование использования туристских ресурсов, подготовка квалифицированных кадров и многое другое занимают весомое значение в привлекательности того или иного региона.
Умелое продвижение дестинации способно привлечь в регион миллиарды рублей, как со стороны туристов, так и со стороны инвесторов, что позволит развивать экономические и политические отрасли туристского региона.
В наше время продвижение дестинации осуществляется, в большей степени, с помощью интернета. Использование интернета является одним из самых действенных современных инструментов маркетинга в туризме, так как используется настоящими и потенциальными туристами. Использование интернет - маркетинга для дестинации имеет дополнительное значение из-за специфики самого продукта, он неосязаем. Существует географическая удаленность покупателя от продукта, тем самым усложняя процесс продаж. Интернет позволяет усиливать смысл географической удаленности дестинации от потенциального туриста, так в режиме онлайн потенциальный турист может найти и получить всю нужную информацию о дестинации, включая видео, фотографии и рекомендации туристов которые уже там побывали.
Присутствие в интернет - пространстве для дестинации играет большую роль в продвижении, так как большинство туристов при решении поездки обращаются именно к интернету.
Туристский портал дестинации служит своеобразной рекламной площадкой для ее продвижения. Он имеет две цели:
3. Сформировать первоначальный интерес о дестинации у потенциального туриста;
4. Предоставить информацию о возможностях дестинации и увеличить объем трат туриста путем длительного пребывания в ней.
Кемеровская область обладает богатейшей историей, природой и культурно-историческим наследием. Не смотря на то, что в области развита угольная промышленность, в ней имеются и природные заповедники, например, заповедник Кузнецкий Алатау и Шорский национальный парк. Эти заповедники привлекают интерес туристов. Так, район Кузнецкого Алатау хорошо освоен туристами-лыжниками. Здесь совершаются путешествия от первой до пятой категории сложности. Сочетание гор альпийского типа с тайгой, наличие перевалов и вершин различной сложности, удобство подъездов к району делают его чрезвычайно интересным и удобным для проведения пеших и лыжных походов. А Шория летом — это сплавы, пешие и конные походы, восхождения на горные вершины и спуск в пещеры. Среднегорный рельеф и наполненный фитонцидами воздух хвойных лесов благотворно влияют на организм человека, повышая его защитные функции. Туристские маршруты Горной Шории не требуют специальной подготовки и доступны всем.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было проведено экспертное интервью с Юматовым Константином Владимировичем. В нем выяснилось, что туристско-информационный портал Кемеровской области еще не завершен. Его завершение планируется осенью, тогда же и запустится его продвижение в поисковых системах. Пик посещаемости портала приходился на февраль 2016г. Данный портал в основном посещали из России. Главное отличие портала состоит в том, что бы донести до туристов, что в Кузбассе существуют, экологически-чистые зоны, заповедники, памятники природы и т.д. Выявился основной конкурент - это портал Алтайского края. Был проведен конкурентный анализ между ними в ходе, которого выяснилось, что туристско-информационный портал Кемеровской области уступает Алтайскому порталу только в общении с пользователями напрямую посредством онлайн - консультирования, форума и групп в соц. сетей, а так же в видимости портала в поисковиках по таким запросам как: «туристский портал...», «туризм в...». В остальном же он имеет ряд преимуществ.
Планируется наполнение контента портала за счет информации от туристских объектов полученной от муниципальных образований, разрабатывается единая форма для сбора такой информации.
Предложенные рекомендации по оптимизации и продвижению туристско-рекреационного портала Кемеровской области позволят вывести портал на новый уровень. Введение авторизации позволит пользователю сохранить для себя нужную информацию, а для самого портала будет способствовать привлечению постоянной туристской аудитории. Создание отдельных страниц для каждой версии портала позволит привлечь туристов с разных стран. Интеграция с системой бронирования отелей «booking.com» позволит быстро и надежно забронировать необходимый отель. Создание онлайн - консультации позволит улучшить поведенческие факторы и улучшит посещаемость портала. Улучшение индексации портала в поисковиках позволит находить портал по таким запросам как: «туризм в Кемерово», «туристский портал Кемеровской области» и т.д.
Таким образом, достигнута цель выпускной квалификационной работы и решены поставленные задачи:
1. Проанализированы современные способы продвижения туристской дестинации.
2. Выявлена роль туристско-информационного портала в процессе продвижения туристско-рекреационного кластера.
3. Намечены пути оптимизации туристско-информационного портала Кемеровской области.
На данном этапе развития дестинации необходимо рационально подойти к продвижению области, уделив особое внимание использованию Интернет-ресурсов. Ведь именно интернет-продвижение предоставляет уникальные возможности для создания новых форм взаимодействия и обмена информацией между потребителей и продавцом, туристом и дестинацией.
1. Борисов, Ю. Н. Маркетинг в туризме / Ю. Н. Борисов. - М. : Проект, 2009. - 52 с.
2. Гончарова Н.А. Подходы к определению концепта «туристская дестинация» в научном дискурсе // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2 (17). - С. 100-115. URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1332
3. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации / Н.А. Гончарова. -
Ольборг: Институт истории, международных и социальных
исследований Ольборгского университета, 2010. - 152 с.
4. Информационное обеспечение туризма : учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Л. А. Родигин. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 288 с.
5. Карлова Л.В., Кондратьева И.В. Инновации в туризме: учебное пособие / Л.В. Карлова, И.В. Кондратьева. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. -160 с.
6. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие/Л.Г. Кирьянова; Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университете, 2011.-264с.
7. Кирьянова, Л.Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом / Л.Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета. 2010.- № 6.- С.35-40.
8. Медяник Н.В., Мельников В.В. Глобальные тренды и стратегические приоритеты развития туристских дестинаций в регионах России (на материалах Ставропольского края) // Современные проблемы науки и образования . 2014. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye- trendy-i-strategicheskie-prioritety-razvitiya-turistskih-destinatsiy-v- regionah-rossii-na-materialah-stavropolskogo-kraya (дата обращения: 20.04.2016).
9. Менеджемент и маркетинг туризма: учеб. пособие/Н.Ф. Апарина,А.А. Сурцева, Е.И. Скрипак, С.Н. Левин; ФГБОУ ВПО « Кемеровский государственный университет». Кемерово: АИ «Кузбассвузиздат»,
2015. - 280с.
10.Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпроукта: возможности и реальность. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 128с.
11. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 328с.
12. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 1 марта 2013г. №194-р «Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года».
13. Христофорова И.В. Маркетинг в туристской индустрии : учебное пособие / И. В. Христофорова, Т. А. Себекина, Т. А. Журавлева. — Москва: Академия, 2012. — 207 с.
14. Шичкова, Е.В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход: учебно-метод. пособие / Е.В. Шичкова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. - 230 с.
15. Щепакин М. Б., Басюк А.С. Туристская дестинация: характерные черты
и этапы развития // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU . 2014. №97. URL: http://cyberlemnka.m/article/n/turistskaya- destinatsiya-harakternye-cherty-i-etapy-razvitiya (дата обращения:
20.04.2016).- Туризм в Кузбассе. http://ako.ru/Socsfera/turizm.asp?n=8
(05.05.2016)
16. Дмитрий Анатольевич Медведев посетил Шерегеш. [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://visit-kuzbass.ru/ru/novosti/376-dmitrii-
anatolevich-medvedev-posetil-sheregesh.html (15.05.2016)
17. Индексация в поисковых системах. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://ru■wikipedia■org/wiki/Индексация в поисковых системах
(10.05.2016)
18. Количество интернет - пользователей превысило 2 млр. человек.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://electroname.com/tag/The%20Royal%20Pingdom (25.04.2016)
19. Кусков А. Интернет-технологии в продвижении турпродукта.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //www.turbooks. ru/stati/tekhnikatekhnologij a-v-turizme/3 83 -intern- tekhnologii-v-prodvizheniiturprodukta.html (17.05.2016)
20. Мобильное приложение «Visit Saint-Peterburg». [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://netrika.ru/proiect/mobilnoe-priloienie-visit-saint-
petersburg (4.05.2016)
21. Немного о веб - технологиях. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mattweb.ru/item/95-sovremennve-tendentsii-v-razrabotke-veb-saitov/
(6.05.2016)
22. О кластере. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://visit- kuzbass.ru/ru/tur-klaster/o-klastere.html (7.05.2016)
23. Официальный сайт администрации Кемеровской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako.ru/:
24. Официальный туристский портал Кемеровской области. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://visit-kuzbass.ru/ru/ (7.04.2016)
25. Официальный туристский портал Москвы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.travel2moscow.com/ (29.04.2016)
26. Официальный туристский портал Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.visit-petersburg.ru/ru/ (2.05.2016)
27. Официальный туристский портал Сингапура. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.voursingapore.com/en.html (26.04.2016)
28. Положение о туристско-рекреационном кластере Кузбасса.
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://visit-kuzbass.ru/ru/tur- klaster/dokumenty.html (25.05.2016)
29. Туристский портал Алтайского края. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.visitaltai.info/ (20.05.2016)
30. Туристско-рекреационный кластер Кемеровской области.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //technopark42 .ru/departments/ckr/o%20klastere%20turistsko - rekreacionnom (25.05.2016)
31. Туркластер Кузбасса на MITT 2016. [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://visit-kuzbass.ru/ru/tur-klaster/novosti/364-turklaster-
kuzbassa-na-mitt-2016.html (10.05.2016)
32. Туркластер Кузбасса на SITT 2016. . [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://visit-kuzbass.ru/ru/tur-klaster/novosti/414-turklaster-
kuzbassa-na-sitt-2016.html (10.05.2016)
33. У Москвы появился туристический сайт. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.the-village.ru/village/city/tourism/ 112219-omg
(29.04.2016)