Введение…………………………………………………………………………...2
1. Философия эпохи Возрождения: основные черты, духовная ситуация, основные проблемы……………………………………………………………….3
2. Антропоцентризмпантеизм диалектика эпохи как философские идеи и принципы эпохи Возрождения…………………………………………………...6
3. Проблемы человека в нравственной философии М. Монтеня………………8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………...11
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Целью настоящей работы является исследование философии эпохи Возрождения.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- проанализировать развитие различных философских направлений эпохи Возрождения;
- исследовать дискуссионные аспекты философии эпохи Возрождения;
- в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию.
Подводя итоги философии эпохи Возрождения, следует указать на ее светское содержание и антисхоластическую направленность; достаточно мирное сосуществование с религией, а также индивидуализм. Последний нашел свое выражение в ориентации на реального человека со всеми его достоинствами и низменными чертами. Концепция индивидуализма признавала только всестороннего реального человека, а не его общественную функцию.
Эти особенности философии эпохи Возрождения позволяют рассматривать и саму эпоху Возрождения как переходный период от феодальных корпоративных отношений к буржуазным. Ведь философия — это «эпоха, схваченная в мысли». В свою очередь, этот переходный период позволяет рассматривать философию Ренессанса как заключительный этап философии средневековья и как первый этап философии Нового времени, что не исключает специфику, собственное оригинальное содержание, нашедшее свое выражение в философии гуманизма, философии неоплатонизма и в натурфилософии эпохи Возрождения.
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.
1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.
2. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М., Галкина, МЭСИ, 1991.
3. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 1994.
4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И.Т.-М., 1989 г.
5. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть.-М., 1991 г.
6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994.
7. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987.
8. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.