Введение 3
Глава 1 Конституционно-правовая характеристика федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции 9
1.1 Понятие и система федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации в сфере миграции 9
1.2 Исторические аспекты правового регулирования деятельности органов государственной власти в области управления миграционными процессами 19
1.3 Конституционно-правовая природа миграционной деятельности органов власти в зарубежных странах 30
Глава 2 Конституционно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции 367
2.1 Конституционно-правовые источники, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции 367
2.2 Основные направления деятельности федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции 424
2.3 Конституционно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции и пути совершенствования
их межведомственного сотрудничества 512
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 645
Актуальность избранной темы для исследования обусловлена не только её национальным, но и экстерриториальным, общемировым значением. Как известно, с 2015 года наблюдается региональный миграционный кризис, затронувший большую часть государств Европы, в которую наблюдался и продолжает наблюдаться большой поток мигрантов и беженцев, весомая часть из которых, попадают на территорию Европейского союза нелегально. Что касается России, то ещё в 2013 году по данным ООН наше государство заняло второе место в мире после США по количеству нелегальных мигрантов [17]. Внутри же нашего государства, кроме собственно проблемы (фактора) трудовой миграции, наблюдаются и внутренние миграционные процессы, которые заключаются оттоком населения из одних регионов и их «притоком» в другие. Продолжает оставаться актуальной и возникшая ещё в начале 90-х годов проблема миграции из России её коренного населения, как правило, по причинам экономического характера. Актуальность данной проблемы заключается в том, что по результатам проводимых социологических опросов населения весомая часть молодёжи желает или рассматривает возможность иммиграции из нашего государства.
В общем, сама тематика исследования миграции является актуальной и значимой для общества и государства. Что касается её правовой составляющей, а именно, качества и эффективности нормативного-правового регулирования в данной сфере, правового и организационного обеспечения деятельности органов государственной власти, на которых возложены полномочия по формированию и реализации миграционной политики, то необходимо констатировать наличие множества проблем, требующих своего скорейшего решения. О наличии таких проблем, в частности, свидетельствует ситуация с большим количеством нелегальных трудовых мигрантов (проблема, которая явно существует уже второе десятилетие и которая до настоящего времени комплексно и окончательно не решена, несмотря на «внушительные» размеры штрафов и другие меры по борьбе с работодателями, использующими соответствующий труд).
Государство, понимая значимость вопросов миграции и необходимость комплексного подхода к формированию политики в данной сфере, разработало и приняло соответствующую Концепцию на период с 2012 по 2025 года [23]. Отметим, что основной целью данной концепции отмечается необходимость «обеспечения национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения нашей страны. Концепция направлена на стабилизацию и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе» [23].
Однако, как и любой нормативный правовой акт «программного» характера на более чем десятилетия, Концепция не могла предусмотреть социально-экономические, политические и культурные изменения, как в мире, так и в самой России, которые произошли за несколько лет её действия. В связи с чем, кроме прочего, актуальным выглядит пересмотр и анализ степени актуальности её положений с учётом перечисленных изменений, а также необходимости корректировки отдельных её положений.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельно необходимо выделить диссертационные исследования конституционно-правового характера в сфере миграции. К таким необходимо отнести исследование 2006 года К.Д. Галиахметова на тему конституционно-правового регулирования положения мигрантов в России, исследование 2008 года В.А. Коробеева, посвящённая вопросам конституционно-правовым основам миграционной политики Российской Федерации, исследование 2009 года Е.Ю. Стахановой на тему миграционной политики как объекта конституционно-правового регулирования, исследование 2009 года А.А. Мишунина на тему конституционно-правовых аспектов системы правового регулирования миграционных процессов в федеративном государстве, в 2010 году была защищена диссертация Т.Н. Балашовой на тему конституционно-правового регулирования современной миграции. В качестве наиболее актуальных исследований в данной сфере необходимо выделить Т.Н. Балашову («Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России» 2011 год) [5], А.В. Колокольцева («Конституционно-правовое регулирование экономической миграции в Российской Федерации», 2014 год), Н.Н. Демину («Конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средство пресечения нелегальной миграции», 2010 год).
Кроме обозначенных можно выделить следующих авторов диссертаций и других научных публикаций: О.Т. Суюнчалиева, А.В. Степанов, Т.А. Прудникова. Е.А. Малышев, А.М. Субботин, А.В. Куракин, С.А. Акимова, Т.Я. Хабриева, М.Ю. Петрюк, Ю.А. Мышко, Я.Н. Ванюшин, В.А. Волох и многих других.
Обращает на себя внимание, что при достаточно большом количестве исследований, их большая часть ориентирована именно на содержание правового регулирования в данной сфере, на практику, результативность и эффективность соответствующего законодательства. При этом вопросы конституционно-правового статуса именно органов исполнительной власти, уполномоченные на реализацию политики в данной сфере, не были предметом отдельного диссертационного исследования, рассматривались в перечисленных не акцентировано, а в контексте темы правового регулирования миграционных процессов. Данное обстоятельство делает тему избранного исследования ещё более актуальной и значимой.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые связаны с деятельностью федеральных органов исполнительной власти в РФ в сфере миграции.
К предмету исследования относятся нормы права, которые регулируют общественные отношения в данной сфере. Данные нормы, прежде всего, содержатся в Конституции РФ, в международных договорах и соглашениях по вопросам миграции, в которых принимает участия России, в федеральном миграционном законодательстве.
Целью исследования является совершенствование конституционно правовых основ деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции.
Для достижения поставленной цели, представляется необходимым выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие и систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции
2. Проанализировать исторические аспекты правового регулирования деятельности органов государственной власти в области управления миграционными процессами
3. Выявить и охарактеризовать конституционно-правовую природу миграционной деятельности органов власти в зарубежных странах
4. Проанализировать конституционно-правовые источники, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции
5. Определить основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции
6. Охарактеризовать конституционно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции и пути совершенствования их межведомственного сотрудничества
В ходе проведения исследования была использована совокупность методов научного характера. Это, прежде всего, методы диалектики, логики, анализа и синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, статистический метод и прочие общенаучные методы и приёмы познания. Кроме того, были использованы специальные методы правовой науки, а именно метод формального анализа, при помощи которого выясняется содержание и значение нормы права, сравнительно-правовой метод, который позволяет исследовать природу зарубежного законодательства, сравнить его с отечественным, а также историко-правовой метод, который позволяет проследить развитие правового регулирования миграционной политики России в исторической ретроспективе.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных учёных, как С.А. Акимова, Т.Н. Балашова, В.А. Волох, Я.Н. Ванюшин, К.Д. Галиахметова, Н.Н. Демина, А.В. Колокольцева, В.А. Коробеева, А.В. Куракин, А.А. Мишунина, Е.А. Малышев, Ю.А. Мышко, Т.А. Прудникова, М.Ю. Петрюк, А.М. Субботин, Е.Ю. Стаханова, А.В. Степанов, О.Т. Суюнчалиева, Т.Я. Хабриева, В.В. Юрьев и другие.
Нормативную основу исследования составили нормативно-правовые акты в сфере миграции, а также международные договора и соглашения, а именно: Конституция РФ, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 г.) [50], Соглашение от 30 ноября 2000 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан» [51], Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [61], Федеральный закон от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» и другие нормативные правовые акты различной юридической силы [40].
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и используемой литературы.
В свою очередь основная часть работы состоит из двух глав, первая из которых посвящена вопросам конституционно-правовой характеристике федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, а вторая - анализу конституционно-правового обеспечения деятельности таких органов в сфере миграции.
В рамках темы автором данной выпускной квалификационной работы опубликована одна статья.
В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы и предложения:
- Миграция представляет собой целенаправленное территориального передвижение (перемещение) населения, детерминированное (вызванное) субъективными и объективными факторами (социальными, экономическими, политическими, религиозными, демографическими и экологическими проблемами региона постоянного места проживания), характеризующими признаками которого являются: географическое перемещение, временной показатель и цель передвижения.
- Несмотря на существование довольно сильных научных позиций о том, что единственным органом исполнительной власти в сфере миграции необходимо считать ГУВМ МВД России, миграционное законодательство прямо говорит об обратном. Различные полномочия и функции в сфере миграции выполняются многими органами исполнительной власти, при этом, очевидно, что «профильным» органом выступает именно ГУВМ МВД России. Таким образом, возникает необходимость в законодательном определении федерального органа исполнительной власти в его «широком» понимании: под федеральными органами исполнительной власти в сфере миграции необходимо понимать совокупность органов исполнительной власти, которые наделены государственно-властными полномочиями нормативного, административно-юрисдикционного и правоприменительного характера в части реализации миграционной политики и осуществляющих правоприменительную функцию и функции правового регулирования, надзора, контроля и оказания государственных услуг в сфере миграции.
- Большое количество министерств, ведомств и служб, которые призваны выполнять отдельные фрагментарные функции в рассматриваемой сфере. Приблизительный перечень субъектов миграционной политики составляет не менее шестнадцати федеральных министерств, девяти федеральных служб и пяти агентств федерального уровня. Безусловно, без надлежащей координации, контроля и обобщения практики реализации данных полномочий, говорить о надлежащей результативности реализации таких полномочий в миграционной сфере, не приходится.
- Основы миграционного учёта, системы органов государственной власти на которые возложены полномочия по реализации политики в сфере миграции, зародились в середине XIX века. В целом функции данных органов аналогичны современным функциям ГУВМ МВД России, что может свидетельствовать об их исторической обусловленности и «естественном» происхождении вытекающим из потребности государственного управления общественными процессами. Эти функции относились к выполнению задачи по фиксации и обобщению информации о месте проживания и месте пребывания как иностранных подданных, так и собственных граждан.
Что касается органов государственной власти, которые были наделены компетенцией в данной сфере, то основную и наиболее значимую для сферы миграции часть функций выполняло МВД Российской Империи. В структуре данной организации были созданы и длительное время функционировали специальные подразделения, к задачам которых относилось осуществление переселенческой политики, учёт миграционных процессов, хранение и анализ статистической информации, подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере миграции. Функции же остальных органов власти, носили вспомогательный характер.
- В советский период, миграционная политика заключалась в максимальном ограничении внешней миграции и в стимулировании различными средствами и методами внутренних миграционных процессов, за исключением сельского населения, которое административно-понудительными мерами оставлялось в местах своего постоянного проживания. Фактически на протяжении всего периода существования советской власти в России, главной задачей внешней миграционной политики, было обеспечение так называемого «железного занавеса». Система органов, регулирующих вопросы миграции постоянно изменялась. Важное значение в осуществлении миграционной политики, имело привлечение общественности к выполнению задач по охране общественного порядка. Также, для целей паспортного контроля были задействованы домовые, уличные и квартальные комитеты
- Установлено, что за период существования целенаправленной государственной миграционной политики, был накоплен достаточный исторический, управленческий, и правоприменительный опыт, который может и должен служить основной для построения современной системы органов миграционной политики в России. В частности, для целей современного строительства системы миграционных органов, можно использовать следующие, основанные на проведённом анализе, рекомендации:
- Необходимо разработать и принять единый федеральный законодательный акт, который бы предметно регулировал вопросы внутреннего переселения в России. Необходимость принятия такого нормативного правового акта обусловлена тем, что у России на протяжении несколько лет на высшем государственном уровне декларируется цель обеспечить развитие малозаселённых территорий. Иными словами, обеспечение процессов внутренней миграции в данные регионы является одной из задач и приоритетов государства. Вместе с тем, комплексного и предметного законодательного регулирования вопросов управления такими миграционными процессами не существует. Может быть, по этим причинам такая политика до настоящего времени и не возымела необходимых результатов. Предлагаемый федеральный закон может иметь название «О государственной переселенческой политике в Российской Федерации». Во исполнение данного закона целесообразно принять и периодически пересматривать «Программу внутренней миграции населения России».
- Еще одним направлением заимствования может выступать создание в структуре главного органа исполнительной власти в сфере миграции - ГУВМ МВД России (по аналогии с переселенческими управлениями и отделами в МВД Российской империи, на которые будет возложена функции координационного характера в отношении всех органов государственной власти, задействованных в процессах содействия переселению, согласования распределения финансирования на эти цели, постоянный мониторинг и анализ соответствующих процессов, реализация функций взаимодействия и т.п.).
- Рассмотрение существующих в зарубежных государствах подходов и моделей миграционной политики позволяет сделать общий вывод о том, что все они без исключения, основаны на целеполагании, системном управлении в сочетании с последовательно осуществляемыми во исполнение поставленных задач мероприятиями, реализация которых возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Подход к осуществлению государственной политики в сфере миграции формируется посредством изучения и анализа миграционной среды, прогнозирование возможных негативных и позитивных последствий, которые с большей долей вероятности могут наступить в результате изменения интенсивности процессов миграции, активное задействование в данной работе научного сообщества, экспертов, представителей общественных организаций. На основании этого, разрабатываются и принимаются стратегические решения и цели.
- Возможные направления заимствования позитивного опыта иностранных государств, связаны с опытом стабилизации миграционных процессов, когда ранее бесконтрольный и в значительной степени маргинальный процесс нелегальной миграции постепенно преобразовывается в легальный и подконтрольный государству. В связи с этим, полезным будет рассмотрение опыта США по применению регуляризационных (легализации) программ. Такие программы в США приобрели значение основного государственно-властного регулятора миграции.
- Конституционно-правовые основы деятельности органов исполнительной власти в миграционной сфере, несовершенны и требуют своей реформирования. В качестве таких мер, предлагается разработка и принятие Миграционного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства во исполнение его положений, а также отдельного федерального закона, который внесёт изменения в уже действующее федеральное законодательство в связи с принятием указанного кодекса. В МК РФ предлагается установить и закрепить правовой статус, цели и задачи деятельности, структуру миграционных органов, выполняемые ими функции, формы взаимодействия друг с другом, система правовых средств обеспечения реализации миграционной политики государства, система мер направленных на защиту и обеспечение миграционных прав, свобод и законных интересов как собственных, так и иностранных граждан, лиц без гражданства.
1. Акимова С.А. Полномочия органов исполнительной власти в сфере миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №11. С. 45-47.
2. Андриченко Л.В. Проблемы развития миграционного законодательства в Российской Федерации // Юстиция. М., 2007. № 1. С. 121-124.
3. Антипов А.Н. Становление и развитие права убежища в России: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 26 с.
4. Балашов С.А. Правовые основы миграционной политики российского государства: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 23 с.
5. Балашова Т.Н. Конституционно-правовое регулирование
миграции в современной России: проблемы теории и практики : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.02. Саратов, 2011. 42 с.
6. Васильева Н.В. Политические права иностранных граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 224 с.
7. Воеводин М.В. Некоторые аспекты правового регулирования миграционной политики в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 4. С. 187-189.
8. Выголовский Д.С. Конституционно-правовое регулирование федеральной исполнительной власти в России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 165 с.
9. Выхованец О.С., Градировский С.Н. Политика иммиграции и натурализации в России (состояние дел и направления развития) // Центр Стратегических исследований Приволжского федерального округа: аналитический доклад. СПб, 2005. С. 106-110.
10. Галиахметова К.Д. Конституционно-правовое регулирование положения мигрантов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 19 с.
11. Гончаров М.М. Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции / М. М. Гончаров. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань : Бук, 2016. С. 93-97.
12. Горохов Д.Ю. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации на современном этапе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 26 с.
13. Государственность России: энциклопедический сборник. М., 2001. Т.4. С. 136-139.Демина Н.Н. Конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средство пресечения нелегальной миграции: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. Москва, 2010. 25 с.
14. Губина О.В. Вынужденная миграция в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 212 с.
15. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада: аналитический сборник. М., 2003. 140 с.
16. Дмитриев А.В. Миграция. Конфликтное измерение: монография. М.: Альфа-М, 2007. 177 с.
17. Доклад Организации Объединенных Наций по международной миграции (тенденции и перспективы) от 11 сентября 2013 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации объединенных наций. URL: http://www.un.org>ru/ga/68/meetings/migration/(дата обращения: 19.06.2021.).
18. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. согл. ФЗ от 8 декабря 2020г. № 429-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 32. Ст.1227
19. Иванов В.А. Правовые основы взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в законодательном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 31 с.
20. Колокольцев А.В. Конституционно-правовое регулирование экономической миграции в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02. Саратов, 2014. 33 с.
21. Константинов А.В., Дульнев М.В. Миграционный кодекс Российской Федерации как результат систематизации миграционного законодательства // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №1. С. 124-127.
22. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. согл. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российской газете от 4 июля 2020 г. № 144.
23. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации объединенных наций. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/(дата обращения: 19.06.2021.).
24. Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2008. 28 с.
25. Кочукова Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М. 2004. 186 с.
26. Лялякин Ю.А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 21 с.
27. Лянной В.А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по противодействию нелегальной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 23 с.
28. Маджумдер М.А. При реальной заинтересованности государства можно решить любые проблемы // Российская миграция. М., 2012. № 10. С. 22¬29.
29. Микова Е.Б. Модельные законы о специализированных уполномоченных: значение, основные аспекты // В сборнике: Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы сборник научных трудов. отв. ред. Н.В. Кешикова. Иркутск, 2013. С. 169-173.
30. Моисеенко В.М. Вопросы изучения миграции в России во второй половине XIX- начале XX в. // Миграция и развитие (Пятые Валентеевские чтения): материалы международной конференции издательство. М.: МГУ, 2007. 13 - 15 сентября. С. 562-566.
31. Немытина М.В. Тенденции формирования правовой миграционной политики России // Правовая политика и правовая жизнь. М.,
2004. № 1. С. 75-80.
32. Основы миграционной политики: уч.-метод. пособие / Под общ. ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010. С. 80-84.
33. Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 230 с.
34. Порохова А.Н. Миграционные процессы в Российской Федерации. Проблемы регионального управления: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М.,
2005. 27 с.
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П // СПС Консультант Плюс.
36. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» (в ред. согл. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2015 г. № 1179) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4276.
37. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 года № 413 «О миграционной карте» (в ред. согл. Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2038) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3553.
38. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» 9 в ред. согл Постановления Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 63) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13.Ст. 1240
39. Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» (в ред. согл. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. № 1730) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 2. Ст. 37.
40. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (в ред. согл. Правительства РФ от 24 июля 2020. № 1110) // Собрании законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2329
41. Правовые и организационные основы деятельности ФМС России: Уч. пос. для студентов / Под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: Юнити-дана, 2010. 177 с.
42. Приказ ФМС РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой
государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации» от 6 июня 2009 г. № 159 (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 27.08.2009 № 14635) // ИПП «Гарант».
43. Прудников А. С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 22-23.
44. Прудников А.С. Конституционно-правовые основы
межведомственного взаимодействия в сфере внешней трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 82-85.
45. Прудников А.С. О предполагаемой концепции миграционного кодекса Российской Федерации // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 4. С. 67-69.
46. Развитие паспортной системы в условиях укрепления административно-командной системы в СССР и в период перестройки в России: информационный справочник ФМС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru(дата обращения: 26 августа 2013 г.).
47. Сандугей А.Н. Проблемы формирования и реализации миграционной политики в Российской Федерации: монография. М., 2008. С. 133-134.
48. Семенова А.В. Государственное управление в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 24 с.
49. Сивкова И.Н. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 26, с.
50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 г.) // Соглашение опубликован в Бюллетене международных договоров, февраль 1999 г. № 2.
51. Соглашение от 30 ноября 2000 года между Правительством
Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан // URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/tm/Documents/согла шение%20о%20безвизовых%20поездках.pdf (дата обращение: 19.06.2021).
52. Сокольникова А.В. Конституционно-правовое обеспечение и защита прав вынужденных мигрантов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 214 с.
53. Суюнчалиева О.Т. Конституционно-правовые основы деятельности Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. Москва, 2015. 257 с.
54. Суюнчалиева О.Т. Научные подходы к определению основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2014. №1. С. 256-253.
55. Тагиевна С.О. Научные подходы к определению основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 253-256
56. Тандонне М. Иммиграционная политика во Франции и проблема нелегальной миграции // Иммиграционная политика западных стран: Сб. науч. ст. / Под ред. Г. Витковской. М., 2002. 244 с.
57. Трыканова С.А. Компаративный анализ эффективности политико-правовых механизмов регулирования международной миграции в России и странах Европейского союза // Миграционное право. М., 2012. № 3. С. 37-39.
58. Устав о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражей, и о ссыльных от 1833 года: Свод законов Российской империи. СПб.: Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1857. 150 с.
59. Федеральный закон от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. согл. ФЗ от 24.02.2021 № 22-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.
2006. № 30. Ст. 3285
60. Федеральный закон от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» // СЗ РФ. 2013. 28 октября. № 43. Ст. 5454.
61. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. согл. ФЗ от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032
62. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред согл. ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. ст. 2031
63. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (ред. от 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 2003. 6 октября. № 40. Ст. 3822; СЗ РФ. 2015. 6 июля. № 27. Ст. 3995.
64. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика: монография. М.: Контракт, 2008. 350 с.
71
65. Хорева О.Б. Подходы к понятию миграции населения // Основы миграционной политики: Уч.-метод. пос./ Под общ. ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010. 266 с.
66. Цапенко И.А. Что делать с беженцами? // Мир экономики и международных отношений. М., 1997. № 12. С. 4-6.
67. Scholten, P. (2018). Beyond migrant integration policies: Rethinking the urban governance of migration-related diversity. Croatian and Comparative Public Administration, 18(1), 7-29.
68. Schweitzer R. (2017). Integration against the state: Irregular migrants’ agency between deportation and regularisation in the United Kingdom. Politics. 37(3). 317-331.
69. Soroka, S., et al. (2016), ‘Migration and welfare state spending’, European Political Science Review 8(02): 173-194.
70. Tsebelis G (2016) Lessons from the Greek Crisis. Journal of European Public Policy 23 (1): 25-41.
71. Walter, S. (2017), ‘Globalization and the demand-side of politics: how globalization shapes labor market risk perceptions and policy preferences’, Political Science Research and Methods 5(1): 55-80.