Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого воображения детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческого
воображения детей 5-6 лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие
творческого воображения детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования 26
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 5-6 лет 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческого
воображения детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования 34
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет
творческого воображения 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А. Список детей, участвующих в экспериментальной работе 59
Приложение Б Протокол результатов исследования на констатирующем этапе 60
Приложение В Тематическое планирование совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет с использованием нетрадиционных техник рисования 61
Приложение Г Протокол результатов исследования на контрольном этапе 63
Аннотация. Введение.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития творческого воображения детей 5-6 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей 5-6 лет.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «творческое воображение» и дать характеристику особенностям развития творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования в совместной изобразительной деятельности педагога и детей.
4. Выявить динамику уровня развития творческого воображения детей 5-6 лет.
Творческое воображение динамичнее всего развиваются в дошкольном возрасте, причем в различных видах деятельности: в играх, конструировании, экспериментировании и других. Одним из таких средств являются нетрадиционные техники рисования.
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет растить из детей настоящих фантазеров, которые затем, повзрослев. возможно станут новыми А. Эйнштейном, А.С. Пушкиным, И.И. Шишкиным или К.Э. Циолковским. Ведь еще на этапе дошкольного детства у них будут развиваться такие качества, как креативность, оригинальность, гибкость, системность, что, как мы выяснили в процессе нашего исследования. является признаками творческого воображения.
Итак, нами было установлено и экспериментально проверено, что развитие творческого воображения детей 5-6 лет посредствами нетрадиционных техник рисования будет успешным, если:
- оснастить в группе центр Художественно-эстетического развития
пособиями и материалами для использования нетрадиционных техник рисования, стимулирующими познавательную активность,
любознательность, самостоятельность и творческий потенциал детей;
- разработать содержание совместной изобразительной деятельности педагога с детьми с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования;
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать нетрадиционные техники рисования, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что 8 детей (54%) показали низкий уровень развития творческого воображения; 6 детей (39%) - средний уровень; 1 ребенрк (7%) - высокий уровень.
Для работы над развитием творческого воображения у детей 5-6 лет мы использовали нетрадиционные техники рисования в ходе организации совместной деятельности детей и педагога, а также в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. Центр Художественно-эстетического развития в группе был оснащен пособиями и материалами для использования нетрадиционных техник рисования, стимулирующими познавательную активность, любознательность, самостоятельность и творческий потенциал детей. Было разработано и апробировано содержание совместной изобразительной деятельности педагога с детьми с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования.
По итогам проведения контрольного эксперимента, была выявлена положительная динамика в развитии творческого воображения у детей 5-6 лет после формирующего этапа экспериментальной работы:
- количество детей с низким уровнем уменьшилось на 19%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 9 %;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Полученные результаты говорят о том, что использование нетрадиционных техник рисования способствовало развитию творческого воображения детей 5-6 лет. Следовательно, цель нашего исследования была достигнута, задачи были решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Алябьева Е. А. Как развить воображение у ребенка 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2018. 128 с. (как развить ребенка?)
2. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 128 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М. : Знание, 1986. 94 с.
5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М. : «Мозаика-Синтез», 2007. 160 с.
6. Казакова Р. Г., Т. И. Сайганова, Е. М., Седова, В. Ю., Слепцова, Т. В. Смагина. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р.Г. Казаковой. М. : ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 88 с.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 176 с.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 192 с.
10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет)/ авт.-сост. Н. В. Лободина. Изд. 2-е. Волгоград : Учитель, 2018. 399 с.
11. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1996. № 6, С. 69
12. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений 11-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 640 с.
13. Немов Р. С. Психология. Учебник : в 3 кн. 4-е изд. М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А. В. Никитина. СПб. : КАРО, 2016. 96 с.
15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное). М. : Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.
...