Введение 4
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы профессионального выгорания
1.1 Теоретический анализ профессионального выгорания 8
1.2 Профессиональные кризисы и профессиональное выгорание у
медицинских работников 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня профессионального выгорания у медицинских работников
2.1 Анализ отзывов и жалоб пациентов 27
2.2 Оценка индекса синдрома перегорания по Маслач 30
2.3 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко...34
Выводы по второй главе 48
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение
Главное в жизни любого человека - его здоровье. Ведь здоровый человек способен полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
В современном мире достаточно тяжело поддерживать его без помощи специалистов. При любом нарушении состояния здоровья, обращаясь к специалисту каждый человек хочет получить его от настоящего профессионала своего дела.
Актуальность темы: в современном обществе негативное мнение о качестве предоставления медицинских услуг складывается из опыта общения с медицинскими работниками. По статистике самый большой процент жалоб пациентов приходится на первичный контакт с медицинским работником, в ряде случаев не оправдываются ожидания пациентов. В ходе исторического развития медицины сформировался идеальный портрет медицинского работника: эрудиция, наблюдательность, логичность мышления, стремлением к исследованию сути явления; моральные качества - трудолюбие, сострадание, милосердие, доброжелательность, оптимизм, мужество, ответственность, эмпатия, умение сотрудничать, решительность, скромность. Вот неполный список качеств, которыми он должен обладать, осуществляя профессиональную деятельность. Личность медработника сама может оказывать психотерапевтический эффект и усиливать действие применяемых лечебных мероприятий, если установлены доверительные отношения с пациентом. Важным качеством в их установлении можно считать эмпатию. Ведь, если медицинский работник не способен сопереживать, понимать его чувства, потребности и мотивацию поступков, то создается препятствие для установления необходимого полезного контакта с пациентом.
В последнее время все чаще в медицинских учреждениях наблюдается непонимание, равнодушие, раздражительность, агрессивность, грубость со стороны медицинского персонала. Соответственно меняется и отношение пациентов к ним. Увеличивается количество жалоб, штрафов. И возникает непонимание медицинских работников и пациентов приводит к психоэмоциональному напряжению. В этом круговороте трудно разобраться кто прав, кто виноват в этой ситуации. Как итог: увеличение количества запущенных случаев, связанных с самолечением, которые приводят к необратимым последствиям со здоровьем.
Известно, что на поведение человека влияет как внутренние, так и внешние факторы. Но на внутренний мир человека может повлиять только он сам. А многие внешние факторы он не силах изменить, каким бы профессионалом он не был. Так медицинский работник, как и некоторые другие специальности, связанные с помощью другим людям, подвержены длительному воздействию таких негативных факторов, как: многочисленные контакты, сверхурочная работа, многочисленные отчеты, сравнительно небольшие зарплаты.
Длительное влияние разнообразных негативных факторов сказывается не только на личности медицинского персонала, но и на их здоровье. Происходит деформация профессиональной деятельности, которая все чаще встречается у работников поликлиник.
Со временем, работа уже не кажется настолько интересной, как было в самом начале. Новые идеи, способствующие росту профессионализма, посещают все реже. Медицинскому работнику начинает казаться, что выбрал не ту профессию, что не развивается как специалист. У него при выполнении профессиональных обязанностей допускаются элементарные ошибки в тех действиях, которые уже были отработаны и доведены до автоматизма.
Такой процесс «угасания» называют «профессиональным выгоранием». Синдром выгорания официально признан частью профессиональной деформации. Многочисленные исследования доказывают, что подобное состояние носит психологический характер, но очень быстро это приводит к осложнениям, связанным с физическим состоянием здоровьем. Такой сотрудник должен превозмогая недуг, продолжает работать, усугубляя свое состояние здоровья.
Перед руководством медицинских учреждений возникает сложная задача сохранения работоспособности сотрудников, которые ежедневно сталкиваются с многочисленными стрессами. Им подвержены сотрудники любого возраста не зависимо от стажа работы. Так как молодые специалисты еще не адаптировались к условиям. А у сотрудников с большим стажем внимание акцентируется на заполнение документации и техники выполнения манипуляций.
Цель исследования: изучение синдрома «профессионального выгорания» у медицинских работников.
Объект исследования: «профессиональное выгорание» как признак деформации профессиональной деятельности.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у медицинских работников.
Гипотеза исследования: высокий уровень профессионального выгорания может проявляться у медицинских работников в любом возрасте, не зависимо от стажа работы.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ теоретического научного материала по теме исследования.
2. Рассмотреть и проанализировать характер жалоб, поступающих от пациентов медицинского учреждения.
3. Провести эмпирическое исследование по методике определения профессионального выгорания и диагностики уровня эмоционального выгорания.
Методологическая основа исследования:
1. Субъектно-ресурсная концепция Водопьяновой Н.Е.
2. Процессуальная модель синдрома выгорания Б. Перлман и Е. Хартман
3. Трехфакторная модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексон
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации и обобщения научных источников.
2. Психодиагностические методы:
- оценка индекса синдрома перегорания по К. Маслач;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
3. Методы обработки данных:
- качественный анализ;
- количественный анализ.
База исследования: городское бюджетное учреждение здравоохранения Тольяттинская городская поликлиника № 2.
Выборка: сотрудники педиатрического отделения, отделения оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, медицинские работники разного возраста и с разным стажем работы.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования помогут сотрудникам, работающим в системе здравоохранения правильно дифференцировать свое состояние, изучив причины и факторы профессионального выгорания для сохранения здоровья и себя в профессии. Руководству учреждений государственных и частных разработать систему мероприятий по противодействию профессиональному выгоранию на рабочем месте.
Новизна исследования: в исследовании проведен анализ характера жалоб пациентов, выявлен положительный результат применения технологии «Бережливая поликлиника», благодаря внедрению которого снизился поток жалоб от пациентов на медицинских работников, в сравнении с предыдущими годами.
Исследование будет полезно для внедрения новых технологий в поликлиниках города, где большой поток посетителей, высокий уровень стресса.
Подводя итог, можно сделать вывод: синдром «профессиональное выгорание» может быть сформирован в любом возрасте, не зависимо от стажа работы. Что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Но факторы, которые будут влиять на развитие синдрома - разные. Так у медицинских работников с большим стажем работы, ведущим является длительное действие психотравмирующих факторов. Например: большая нагрузка как физическая, так и психологическая; обширное количество рабочих контактов; высокий уровень контроля профессиональной деятельности.
Молодые специалисты подвержены выгоранию за счет смены ведущей деятельности, необходимости приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. В данном случае можно говорить о сочетании профессионального выгорания с или возрастными, или профессиональными кризисами. Так у каждого респондента, у которого преобладал высокий уровень по какому- либо критерию, наблюдается совпадение кризиса как возрастного, так и профессионального. При составлении каких-либо мероприятий, проводимых по снижению уровня синдрома «профессионального выгорания» необходимо учитывать особенности развития и протекания данных кризисов.
Чаще встречающимся ведущим фактором в синдроме профессионального выгорания в исследовании был выявлен фактор резистенция. А сформированным симптомом, который проявляется в половине случаев редукция профессиональных обязанностей. Это говорит о том, что медицинские работники формально относятся к своей работе, сдерживая эмоции, иногда проявляя негативные к тем, с кем не хотят работать. Со стороны пациентов это выглядит как недоброжелательность, грубость, агрессия, нежелание работать. Это сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи.
Ключевым в формировании профессионального выгорания служит неспособность личности противостоять стрессу. Соответственно развитию синдрома могут способствовать такие личностные особенности как интровертивность, слабая мотивированность, нравственные дефекты и дезориентация, интенсивная интериоризация, пол, возраст, самоуважение, педантичность.
На личностные качества работника руководство поликлиники повлиять никак не может. Но может создать такие условия труда, при которых будет снижаться напряжение и соответственно уровень развития синдрома «профессионального выгорания». Например, повысить мотивацию профессионалов за счет определения значимости каждого из них в работе всех поликлиники. В России запущен проект «Бережливая поликлиника», в рамках которого определены условия работы каждого сотрудника, направленных на снижение «напряжения», являющегося пусковым механизмом развития синдрома «профессионального выгорания». Результатом должны стать доступность и высокое качество оказываемой медицинской помощи. Во время исследования были проанализированы отзывы периоды 2017 года- начало работы проекта и алогичный ему период 2018 года. Отмечено снижение отрицательных отзывов о работе поликлиники. В общем, за 2018 год отмечается увеличения количества положительных отзывов и снижение отрицательных. Но результативность проекта необходимо еще отслеживать в динамике.
1. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - №2. - 25-29 с.
2. Ананьев, Б.А. Введение в психологию здоровья [Текст] / Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.
3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - Издательство «Речь», 2004. - 272с.
4. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л. - 1988. -243 с.
5. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб, 1999. - 46 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М., 2003. - 155 с.
7. Водопьянова, Н.Е. Психологическое «выгорания» [Текст] /
Н.Е. Водопьянова. - 2002. - №7. - 11-15 с.
8. Водопьянова, Н.Е., Ковальчук, Н.С. Исследования профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек- человек» [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Н.С. Ковальчук. - СПб.: СПБГУ, 2008. - 154с.
9. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с
10 Гринберг, Д.С. Управление стрессом [Текст] / Д.С. Гринберг. - Спб.: Питер, 2002. - 496 с.
11. Елфимова, Е.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников [Текст] / Е.В. Елфимова, М. А. Елфимов. - 2010. - № 3. - 102 — 111 с.
12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие [Текст] /
Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 1997.-213 с.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2004.-256 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
15. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства[Текст] / Е. П. Ильин. - СПб., Питер, 2002. - 752 с.
16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебное пособие [Текст] / Е. А. Климов. - М., 2002.-354 с.
17. Климов, П.Н. Управление стрессом в профессиональной деятельности.[Текст] / П. Н. Климов. - Кадровый менеджмент. - 2003. - №6. - 24 — 27 с.
18. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности:
затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. - СПб: «Речь», 2005. - 256с.
19. Косарев, В.В., Васюкова, Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев,
Г. Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - №3. - 27-38 с.
20. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А.Б. Леонова. - Харьков, 2004. -111 с.
21. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью: учебное пособие [Текст] / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994. - 452с.
22. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. "Запланированный хаос"
23. Мэй, Р Искусство психологического консультирования: учебное пособие [Текст] / Р Мэй. - М., 1994.-542 с.
24. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не сгореть на работе: учебное пособие [Текст] / Н.Г. Осухова. - Москва, 2011. - 9 — 14 с.
25. Пряжников, Н.С. Психология элитарности: учебное пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - М., Воронеж, 2000. -245 с.
26. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т 23. - №3. - 19-24 с.
27. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия
[Текст] / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000, 34 с.
28. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия
[Текст] / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000, 40 с.
29. Сидоров, П.И. Синдром эмоционального выгорания [Текст] /
П.И. Сидоров. - Медицинская газета. - 2005 г. - № 43.
30. Трунов, Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. 1998. № 8. - 84 с.
31. Ушаков, И.Б., Сорокин, О.Г. Адаптационный потенциал человека [Текст] / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.:Медицина, 2004. - №3. - 8-13 с.
32. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста : учебное пособие [Текст] / Г. Шихи. - СПб.,1999.-542 с., 45 с.
33. Юрьева, Л.М. Профессиональное выгорание медицинских работников [Текст] / Л.М. Юрьева. - М., 2004. - 23 с.
34. Юрьева, Л.И. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование, профилактика, коррекция [Текст] / Л.И. Юрьева. - Изд. «Сфера», Киев, 2004. - 242-254 с.
35. Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. Uber das Gefuhl des Ausgebranntseins. Frankfurt a.M., S. Fischer Verlag GmbH, 1992. - 305 p
36. Friedman, М., Rosenman, R.II. (1959). Association of specific overt behavior pattern with blood and cardiovascular findings [Текст] / M. Friedman, R.H. Rosenman. - Journal of the American Medical Association.
37. Maslach, C., Jackson, S.E. Burnout Inventory (MBI) Manual. Palo Alto: Consulting Psyhologists press [Текст] / C. Maslach, S.E. Jackson. - 1986. - 112 c.
38. Perlman, В., Hartman, Е.А. Burnout [Текст] / Summary and Future Research. // Human relations. - 1982. - Vol. 35, Number 4. -pp. 283-305.
39. Должностная инструкция фельдшера (медицинской сестры) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях педиатрического отделения, 2018 г.
40. ПРОЕКТ «БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА» разработан МЗ РФ Совместно с Управлением внутренней политики Президента Российской Федерации и экспертами ГК «Росатом»
41. .http://fb.ru/article/405134/professionalnoe-vyigoranie-meditsinskih-rabotnikov-simptomyi-lechenie-i-profilaktika
42. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00611814 1.html
43. https://prodoctorov.ru/tolyatti/set/346-poliklinika-2/otzivi/
44. https://roskliniki.ru/city/samara/minzdrav-zhaloba