Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК-ОПИСАНИЙ

Работа №112500

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний 9
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика загадок-описаний как средства развития
связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний 21
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний 30
2.3 Выявление эффективности развития связной монологической
речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов констатирующего и контрольного экспериментов 58
Приложение В Примеры интерактивных логопедических игр 59


Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из главных задач дошкольного образования. Ребенок должен не только владеть родным языком и уметь правильно строить предложения, но также и научится рассказывать и описывать предметы, события или явления. Рассказ должен состоять из предложений, которые логически и последовательно связаны друг с другом. Следовательно, речь ребенка должна быть связной.
Связная речь - это наиболее сложная форма речевой деятельности. Она носит характер последовательного развернутого изложения.
Развитие связной речи тесно связано с речевым и умственным развитием ребенка, развитием его наблюдательности, восприятия и мышления. Чтобы связно рассказать о каком-то событии ребенок должен ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать временные, причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями. Для того чтобы достичь связности речи нужно правильно использовать интонацию, ударение, подбирать слова, которые подходят для данной мысли, уметь строить сложные предложения и для связи предложений использовать языковые средства.
При нормативном речевом развитии к 5-6 годам активная речь приобретаем связный, осмысленный характер, выполняет планирующую и регулирующую функции, что является важным условием для дальнейшего успешного обучения в школе и развития личности ребенка.
Как показывают психолого-педагогические исследования, в настоящее время число детей с речевыми нарушениями значительно растет, среди них категория детей с общим недоразвитием речи очень велика. Проблема развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи имеют особую актуальность, так как уровень данной формы речи играет важную роль для дальнейшего обучения в школе и также имеет особое значение в социальной адаптации детей. Поэтому важно отбирать методики для коррекционной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития, в том числе развитие связной монологической речи.
Проблему развития связной речи дошкольников, в том числе ее коррекции у детей с общим недоразвитием речи, исследовали Р.Е. Левина, В.П. Глухов, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева и другие.
Детям с общим недоразвитием присущи медленная прогностическая деятельность, низкий уровень продуктивной организации мыслительной деятельности (Т.А. Фотекова), недоразвитие речемыслительных операций анализа и синтеза (Н.Ц. Василева); недостаточность сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот (И.Т. Власенко), выраженная ситуативность, фрагментарность высказывания (В.П. Глухов).
Вопросы, которые касаются особенностей связной речи, обычно освещаются при описании нарушений речи у детей, которые находятся на третьем уровне речевого недоразвития, поскольку дети с первым и вторым уровнем практически не обладают навыками связных монологических высказываний, что определило выбор III уровня общего недоразвития речи в нашем исследовании.
Несмотря на имеющиеся исследования и апробированные методики, проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня остается актуальной в связи с усилением тенденции дифференциации и индивидуализации коррекционно-образовательного процесса.
В данном исследовании в качестве ведущего средства развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня выбраны загадки-описания. Загадка-описание является одним из наиболее простых видов, так как строится на выделении свойств и качеств объектов, явлений в статике. В процессе отгадывания и составления загадок активно учувствуют мышление ребенка, его память, воображение. С помощью загадок-описания происходит обогащение словаря, введение в него элементов литературной речи, упражнение в составлении согласованных предложений.
Воспитательный и образовательный потенциал загадок доказан в отечественной дошкольной педагогике (В.П. Аникин, Ю.Г. Илларионова, Е. Кудрявцева, М. Хмелюк), однако их коррекционно-развивающие возможности исследованы недостаточно.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили выявить противоречие между признанной необходимостью развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием потенциала загадок-описаний в данном процессе.
Для разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности загадок-описаний как средства развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Развитие связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: загадки-описания как средство развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным:
- при использовании в процессе обучения детей составлению загадок- описаний адаптированной методики ОТСМ-ТРИЗ;
- при включении загадок-описаний в индивидуальные и групповые логопедические занятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теории о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Лубовский);
- исследования становления речемыслительной деятельности в условиях нарушенного речевого развития (В.К. Воробьева, Л.А. Зайцева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович);
- теоретические основы методики обучения детей составлению загадок на основе ТРИЗ (А.А. Нестеренко).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (беседа, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня.
Новизна исследования: выявлена возможность использования загадок-описаний как средства развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; адаптирована методика составления загадок-описаний на основе ТРИЗ для использования в логопедической работе с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость заключается в том, что дано теоретическое обоснование загадок-описаний как средства развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования адаптированной методики составления загадок-описаний на основе ТРИЗ учителями-логопедами, воспитателями в работе по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 3 приложений. В работе представлены 13 таблиц и 6 рисунков. Основной текст работы изложен на 54 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
Связная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи несовершенна. Умение связно и последовательно излагать собственные мысли у детей недостаточно развито. Набор слов и синтаксических конструкций у детей с ОНР в ограниченном объеме, также дети испытывают трудности в программировании связного высказывания.
В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается, из-за чего большое внимание уделяется разработке эффективных методов логопедической работы. Детям необходимо развивать связную монологическую речь для того, чтобы подготовить их к школьному обучению.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством загадок-описаний. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента нами была подобрана диагностическая методика В.П. Глухова.
С помощью диагностических заданий данной методики мы выявили, отсутствие высокого уровня связной монологической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. У детей экспериментальной выборки преобладает средний уровень развития связной монологической речи (70%). У 30% детей был выявлен низкий уровень.
Также в процессе проведения констатирующего эксперимента при составлении детьми рассказов были отмечены следующие особенности:
- многим детям 5-6 лет с ОНР III уровня при составлении рассказов нужна была помощь, что говорит о низкой степени самостоятельности;
- у детей были отмечены: бедность содержания рассказов и отсутствие средств выразительности;
- дети часто подменяют развернутую фразу простым перечислением действий.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы. Эксперимент проводился поэтапно. На первом этапе мы обогащали активную речь детей (лексику, грамматику, умение составлять словосочетания, предложения) с помощью авторских интерактивных игр, составленных Т.Н. Сенаторовой; знакомили детей с загадками-описаниями и с моделями составления загадок-описаний по адаптированной нами методике А.А. Нестеренко. На втором этапе дети составляли загадки-описания самостоятельно с опорой на освоенные на первом этапе модели.
Вместе с учителем-логопедом мы использовали загадки-описания на групповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Проведя анализ результатов контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику показателей развития связной монологической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Количество детей с высоким уровнем развития связной монологической речи увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем и низким уровнями уменьшилось на 10%.
Положительная динамика, которая была зафиксирована нами, может рассматриваться как показатель результативности проведенной нами работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня посредством загадок-описаний.
Задачи исследования решены, положения гипотезы доказаны: процесс развития связной монологической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня результативен при использовании в процессе обучения детей составлению загадок-описаний адаптированной методики ОТСМ-ТРИЗ; при включении загадок-описаний в индивидуальные и групповые логопедические занятия.



1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 230 c.
2. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. М. : Гном-Пресс, 2010. С. 122-142.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 129 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Загадки для детей старшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2014. 214 с.
5. Валуева Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов (на примере загадок) // Логопед. 2014. № 1. С. 102-112.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Аст, 2013. 422 с.
7. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1990. № 6. С. 64.
8. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2009. № 3. С. 14-25.
9. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно- методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М. : В. Секачёв, 2012. 263 с.
10. Дувалова С. Н., Халанская Н. В. Речевая готовность старшего дошкольника как ведущий фактор психологической готовности к школе // практическая психология и логопедия. 2014. № 3. С. 68-70.
11. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 127 с.
12. Иванова Н. В., Малахова Д. В. Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Символ науки. 2017. № 5. С. 173¬176.
13. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с малым фольклором. М. : Академия, 2012. 133 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопедов. М. : Просвещение, 2012. 212 с.
15. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 216 с.
16. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 2014. С. 68-86.
17. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М. : Педагогика, 2005. 239 с.
18. Лалаева Р. И. Логопедия. М. : Владос, 2003. 304 с.
19. Нестеренко А. А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ. М. : Весь, 2020. 33 с.
20. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет. СПб. : Детство-Пресс, 2015. 246 с.
21. Разумова Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М. : АРКТИ, 2015. 249 с.
22. Саво И. Л. Обучение дошкольников рассказыванию на материале загадок как одно из направлений работы по формированию связной речи // Дошкольная педагогика. 2009. № 6. С. 15-18.
23. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью материала малого фольклорного жанра М. : Академия, 2013. 210 с.
24. Соколова С. Е. Формирование связной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. 2014. №3. С. 32-36.
25. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М. : Гном-пресс, 2006. 41. с
26. Тихеева Ю. Е. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2011. 160 с.
27. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М. : Просвещение, 2007. 224 с.
28. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение. 2013. 365 с.
29. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М. : Академия, 2003. 241 с.
30. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность М. : Едиториал УРСС, 2004. 433 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ