Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет
|
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей 10-11 лет 10
1.1 Феномен «творческие способности» в художественно¬
изобразительной деятельности 10
1.2 Методы развития творческих способностей детей 10-11 лет 21
Глава 2 Методологическая составляющая исследования развития творческих
способностей 32
2.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей 10-11 лет 32
2.2 Исследование уровня развития творческих способностей детей 10¬
11 лет 46
Глава 3 Развитие творческих способностей школьников в условиях обучающего эксперимента в системе дополнительного образования 60
3.1 Организация и методика проведения формирующего
эксперимента 60
3.2 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 77
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение
Глава 1 Научно-теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей 10-11 лет 10
1.1 Феномен «творческие способности» в художественно¬
изобразительной деятельности 10
1.2 Методы развития творческих способностей детей 10-11 лет 21
Глава 2 Методологическая составляющая исследования развития творческих
способностей 32
2.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей 10-11 лет 32
2.2 Исследование уровня развития творческих способностей детей 10¬
11 лет 46
Глава 3 Развитие творческих способностей школьников в условиях обучающего эксперимента в системе дополнительного образования 60
3.1 Организация и методика проведения формирующего
эксперимента 60
3.2 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 77
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение
Проблема развития творческого воображения детей является актуальной в современном мире. Можно заметить, что в ХХ1 веке в новых социально¬экономических условиях все больше возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Это требует, как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, которые позволяют реализовать такие концепции. Поэтому необходимы выбор и разработка средств для формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Школьный возраст - это период интенсивного развития ребенка, так как именно в это время происходят важные изменения во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы:
мышление и воображение, развиваются личностные качества, социальные отношения, составляющие основы развития творческих способностей личности.
Согласно Л.С. Выготскому, в это время, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией.
Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа любой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах ребенка, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его дальнейшей успешной и творческой учебной деятельности.
Данные выводы определили проблему исследования - необходимость создания серии занятий по изобразительному искусству на основе активного введения в их содержание комплекса игровых упражнений и заданий, которые направлены на формирование и развитие творческих способностей детей.
Цель исследования - развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Предмет исследования - приёмы, методы и средства работы на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Гипотезой данного исследования служит предположение о том, что использование серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей будет способствовать эффективному его развитию у детей 10-11 лет.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- исследование феномена «творческие способности» в художественно изобразительной деятельности;
- изучение методов развития творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование показателей сформированности творческих
способностей;
- изучение психолого-педагогических особенностей развития
творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование уровня творческих способностей детей 10-11 лет;
- организация и методика проведения занятий для формирующего эксперимент;
- определение результата формирующего эксперимента.
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области теории психологии искусства и творческого развития личности, что отражена в трудах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г. Кершенштейнера, Ю.М. Теплова, Г.Г. Григорьева, К.Н. Николаева, О.П. Иванова, И.П. Дониевского, С.П. Соколовой,
Р.С. Немова, М.В. Озеровой, В. Прейера, К. Риччи, Ж. Люке, Н.К. Крупской, Л.А. Венгера, А.В. Антоновой.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества отражена в трудах С.В. Погодина, И.С. Якиманская, Л.Г. Оршанский,
Н.М. Сокольникова, В.А. Сластёнин, И.М. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М.Ф. Фаликмак, Ю.П. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, К.В. Бюллер,
С.С. Степанов, В.Б. Коменская, Н.Б. Хаязова, Т.Я. Шникова, Л.В. Ершова, И.Т. Симакина, Е.К. Хенкер, И.Э. Кашеткова.
Теоретические исследования в области развития творческих способностей детей младшего школьного возраста отражены в трудах В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Серикова, Р.Г. Казаковой,
Т.А. Копцевой, А. Мелик-Пашаева, В.С. Мухиной, Е.И. Игнатьева,
Л.П. Сопроненко, И.М. Никольской Ф. Чижек, Ф. Итало, Л. Тедда,
М. Монтессори, Г. Вельфлин, Г. Гартлауб, Р. Мюллера, Р. Майне,
Е.А. Флериной, Б. Джефферсона, Н.П. Сакулиной, Л.В. Парамоновой.
Методы исследования:
- исследования, представляющие собой теоретико-методологический анализ различных диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций по изучаемой теме исследования, а также различные учебные программы и стандарты, научные периодические издания;
- эмпирические исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ самостоятельных работ учащихся, выполненных на контрольных, промежуточных и формирующих этапах эксперимента;
- оценочно-статистические, состоящие из изучения и анализа
результатов и продуктов художественной деятельности учащихся, до начала и после эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованной, экспериментально апробированной серии занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений, предполагающие последовательное освоение теоретических понятий и практических навыков в области художественного творчества, с применением педагогических технологий, опирающихся на личностно-ориентированное, развивающее обучение, технологии
исследовательского (проблемного) обучения, информационно -
коммуникационные технологии, интерактивные технологии, игровые технологии, а также практических, наглядных и словесных методов и средств развития творческих способностей, обучающихся 10-11 на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования.
На основе изучения материала по теме исследования определены психолого-педагогические закономерности развития творческих
способностей и диагностические методики, которые являются критерием уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Разработаны и экспериментально проверены условия развития творческих способностей у учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Выявлены механизмы подготовки педагога к выявлению творческого потенциала учащихся: в совместной работе педагога с детьми, эмоциональная вовлеченность детей в творческий процесс, использование игровых приемов, стимулирующих творческую активность детей, применение различных вспомогательных средств, направленных на активизацию творческих способностей учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана серия занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений и заданий, нацеленных на помощь детям возраста 10-11 лет, в формировании и развитии творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Результаты проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы педагога на занятиях изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
- серия специальных занятий с упражнениями и играми, направленных
на развитие компонентов творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного
образования;
- критерии и уровни развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Этапы исследования. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в МБОУДО «ДДЮТ» г.о. Тольятти. В нем приняли участие 15 учащихся, в возрасте 10-11 лет.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
На первом этапе (2019 г.) проводилось теоретико-методологическое исследование современного состояния проблемы, история вопроса, анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, с целью определения этапов исследования, постановки цели, объекта и предмета исследования, научного аппарата, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2019-2020 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в выявлении уровня творческих способностей у детей 10-11 лет, разработке и апробации занятий по развитию творческих способностей.
Третий этап (2020-2021 гг.) - обобщающий. На данном этапе проверялась эффективность опытно-экспериментальной работы:
обрабатывались, полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись и корректировались выдвигаемые теоретические положения исследования. На этом же этапе осуществлялось оформление диссертации, определялись перспективы развития темы исследования.
Личный вклад автора состоит в проведении анализа состояния исследуемой проблемы; в разработке серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей; во внедрении результатов исследования в практику учебных занятий; в получении научных результатов педагогического исследования, изложенных в диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлена основой на методологию педагогических исследований; использованием теоретических и эмпирических методов, точно поставленным задачам и логике исследования; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме; характерностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования и ее экспериментальной проверкой; разработанной серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей детей 10-11 лет.
Апробация и внедрение результатов связана с организацией опытно-экспериментальной работы в рамках художественного кружка и решением актуальных вопросов развития изобразительных навыков детей 10-11 лет. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках.
Школьный возраст - это период интенсивного развития ребенка, так как именно в это время происходят важные изменения во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы:
мышление и воображение, развиваются личностные качества, социальные отношения, составляющие основы развития творческих способностей личности.
Согласно Л.С. Выготскому, в это время, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией.
Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа любой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах ребенка, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его дальнейшей успешной и творческой учебной деятельности.
Данные выводы определили проблему исследования - необходимость создания серии занятий по изобразительному искусству на основе активного введения в их содержание комплекса игровых упражнений и заданий, которые направлены на формирование и развитие творческих способностей детей.
Цель исследования - развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Предмет исследования - приёмы, методы и средства работы на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Гипотезой данного исследования служит предположение о том, что использование серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей будет способствовать эффективному его развитию у детей 10-11 лет.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- исследование феномена «творческие способности» в художественно изобразительной деятельности;
- изучение методов развития творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование показателей сформированности творческих
способностей;
- изучение психолого-педагогических особенностей развития
творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование уровня творческих способностей детей 10-11 лет;
- организация и методика проведения занятий для формирующего эксперимент;
- определение результата формирующего эксперимента.
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области теории психологии искусства и творческого развития личности, что отражена в трудах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г. Кершенштейнера, Ю.М. Теплова, Г.Г. Григорьева, К.Н. Николаева, О.П. Иванова, И.П. Дониевского, С.П. Соколовой,
Р.С. Немова, М.В. Озеровой, В. Прейера, К. Риччи, Ж. Люке, Н.К. Крупской, Л.А. Венгера, А.В. Антоновой.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества отражена в трудах С.В. Погодина, И.С. Якиманская, Л.Г. Оршанский,
Н.М. Сокольникова, В.А. Сластёнин, И.М. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М.Ф. Фаликмак, Ю.П. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, К.В. Бюллер,
С.С. Степанов, В.Б. Коменская, Н.Б. Хаязова, Т.Я. Шникова, Л.В. Ершова, И.Т. Симакина, Е.К. Хенкер, И.Э. Кашеткова.
Теоретические исследования в области развития творческих способностей детей младшего школьного возраста отражены в трудах В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Серикова, Р.Г. Казаковой,
Т.А. Копцевой, А. Мелик-Пашаева, В.С. Мухиной, Е.И. Игнатьева,
Л.П. Сопроненко, И.М. Никольской Ф. Чижек, Ф. Итало, Л. Тедда,
М. Монтессори, Г. Вельфлин, Г. Гартлауб, Р. Мюллера, Р. Майне,
Е.А. Флериной, Б. Джефферсона, Н.П. Сакулиной, Л.В. Парамоновой.
Методы исследования:
- исследования, представляющие собой теоретико-методологический анализ различных диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций по изучаемой теме исследования, а также различные учебные программы и стандарты, научные периодические издания;
- эмпирические исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ самостоятельных работ учащихся, выполненных на контрольных, промежуточных и формирующих этапах эксперимента;
- оценочно-статистические, состоящие из изучения и анализа
результатов и продуктов художественной деятельности учащихся, до начала и после эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованной, экспериментально апробированной серии занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений, предполагающие последовательное освоение теоретических понятий и практических навыков в области художественного творчества, с применением педагогических технологий, опирающихся на личностно-ориентированное, развивающее обучение, технологии
исследовательского (проблемного) обучения, информационно -
коммуникационные технологии, интерактивные технологии, игровые технологии, а также практических, наглядных и словесных методов и средств развития творческих способностей, обучающихся 10-11 на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования.
На основе изучения материала по теме исследования определены психолого-педагогические закономерности развития творческих
способностей и диагностические методики, которые являются критерием уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Разработаны и экспериментально проверены условия развития творческих способностей у учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Выявлены механизмы подготовки педагога к выявлению творческого потенциала учащихся: в совместной работе педагога с детьми, эмоциональная вовлеченность детей в творческий процесс, использование игровых приемов, стимулирующих творческую активность детей, применение различных вспомогательных средств, направленных на активизацию творческих способностей учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана серия занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений и заданий, нацеленных на помощь детям возраста 10-11 лет, в формировании и развитии творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Результаты проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы педагога на занятиях изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
- серия специальных занятий с упражнениями и играми, направленных
на развитие компонентов творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного
образования;
- критерии и уровни развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Этапы исследования. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в МБОУДО «ДДЮТ» г.о. Тольятти. В нем приняли участие 15 учащихся, в возрасте 10-11 лет.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
На первом этапе (2019 г.) проводилось теоретико-методологическое исследование современного состояния проблемы, история вопроса, анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, с целью определения этапов исследования, постановки цели, объекта и предмета исследования, научного аппарата, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2019-2020 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в выявлении уровня творческих способностей у детей 10-11 лет, разработке и апробации занятий по развитию творческих способностей.
Третий этап (2020-2021 гг.) - обобщающий. На данном этапе проверялась эффективность опытно-экспериментальной работы:
обрабатывались, полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись и корректировались выдвигаемые теоретические положения исследования. На этом же этапе осуществлялось оформление диссертации, определялись перспективы развития темы исследования.
Личный вклад автора состоит в проведении анализа состояния исследуемой проблемы; в разработке серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей; во внедрении результатов исследования в практику учебных занятий; в получении научных результатов педагогического исследования, изложенных в диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлена основой на методологию педагогических исследований; использованием теоретических и эмпирических методов, точно поставленным задачам и логике исследования; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме; характерностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования и ее экспериментальной проверкой; разработанной серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей детей 10-11 лет.
Апробация и внедрение результатов связана с организацией опытно-экспериментальной работы в рамках художественного кружка и решением актуальных вопросов развития изобразительных навыков детей 10-11 лет. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках.
В результате изучения психолого-педагогической, методической литературы, можно отметить, что развитие творческих способностей учащихся 10-11 лет является важной и актуальной проблемой. Это отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи.
В своей работе по изучению проблемы развития творческих способностей учащихся 10-11 лет мы опирались на исследования таких авторов как Л.С. Выготский, Г. Кершенштейнер, Ю.Г. Тамберг.
Исследователи подчеркивают важность и необходимость развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Каждый из авторов представляет свое видение развития творческих способностей, но прослеживается единая нить в том, что не один творческий процесс не может протекать без творческого мышления и творческого воображения. Это и стало основополагающим в выборе показателей для изучения уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Посредством творческого мышления создаются принципиально новые решения проблемных ситуаций, приводящее к новым идеям и открытиям.
Используя творческое воображение дети способны формировать в своем сознании объекты, процессы, события, ситуации. Дети не рождаются с уже сформировавшимся творческим воображением и мышлением, эти процессы формируются в процессе развития личности ребенка.
Младший дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок активно растет, развивается, познает окружающий мир. Используя накопленный опыт, ребенок воплощает свои мысли, фантазии в рисунке. Рисунок - это средство отражения чувств, эмоций, фантазий ребенка. Овладевая разными художественными средствами, дети постигают основы изобразительного искусства.
Занимаясь художественным творчеством, дети учатся размышлять, думать, фантазировать, представлять - все это влияет на уровень развития творческих способностей.
В данной работе проведено исследование уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет. На констатирующем этапе был выявлен недостаточный уровень развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Для повышения уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет был разработан и апробирован календарно-тематический план работы. План работы содержал 4 раздела. В каждом разделе проводились занятия по изобразительной деятельности с применением игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческого воображения.
Результаты контрольного этапа говорят об эффективности проведенной работы, а это означает, что гипотеза исследования доказана.
В своей работе по изучению проблемы развития творческих способностей учащихся 10-11 лет мы опирались на исследования таких авторов как Л.С. Выготский, Г. Кершенштейнер, Ю.Г. Тамберг.
Исследователи подчеркивают важность и необходимость развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Каждый из авторов представляет свое видение развития творческих способностей, но прослеживается единая нить в том, что не один творческий процесс не может протекать без творческого мышления и творческого воображения. Это и стало основополагающим в выборе показателей для изучения уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Посредством творческого мышления создаются принципиально новые решения проблемных ситуаций, приводящее к новым идеям и открытиям.
Используя творческое воображение дети способны формировать в своем сознании объекты, процессы, события, ситуации. Дети не рождаются с уже сформировавшимся творческим воображением и мышлением, эти процессы формируются в процессе развития личности ребенка.
Младший дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок активно растет, развивается, познает окружающий мир. Используя накопленный опыт, ребенок воплощает свои мысли, фантазии в рисунке. Рисунок - это средство отражения чувств, эмоций, фантазий ребенка. Овладевая разными художественными средствами, дети постигают основы изобразительного искусства.
Занимаясь художественным творчеством, дети учатся размышлять, думать, фантазировать, представлять - все это влияет на уровень развития творческих способностей.
В данной работе проведено исследование уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет. На констатирующем этапе был выявлен недостаточный уровень развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Для повышения уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет был разработан и апробирован календарно-тематический план работы. План работы содержал 4 раздела. В каждом разделе проводились занятия по изобразительной деятельности с применением игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческого воображения.
Результаты контрольного этапа говорят об эффективности проведенной работы, а это означает, что гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ СОЛОМОПЛЕТЕНИЕ)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Арт-терапия как средство развития творческих способностей
младшего школьника в учреждении дополнительного
образования детей
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства на примере офисных предметов интерьера
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ КУРСА «ТЕХНОЛОГИИ РОСПИСИ ПО ТКАНИ»
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



