Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 8 (г. Заволжье, Городецкого района, Нижегородской области)
Выборка: 30 детей младшего школьного возраста и 30 родителей учащихся.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы выявления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Понятие, сущность и виды тревожности 7
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста и проявлений личностной тревожности в процессе учебной деятельности 10
1.3 Методы корректировки и роль игровой терапии в снижении тревожности младших школьников 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы личностной тревожности детей младшего школьного возраста 20
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования тревожности детей младшего школьного возраста 20
2.2 Педагогическая работа по выявлению личностной тревожности младших школьников в процессе учебной деятельности 24
2.3 Проведение корректирующих занятий 35
2.4 Оценка проведения контрольного эксперимента 39
Выводы по главе 2 47
Глава 3. Совершенствование педагогической деятельности по выявлению и коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста 50
3.1 Программа коррекционно-развивающих занятий по коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста 50
3.2 Тренинги коррекции личностной тревожности для детей младшего школьного возраста 53
Выводы по Главе 3 58
Заключение……………………………………………………………...………59
Приложения 68
На сегодняшний день существует недостаточное количество методических материалов, а также приемов и средств, позволяющих определить личностную тревожность детей младшего школьного возраста и корректировать ее в контексте учебной деятельности.
Целью исследования является выявление и коррекция личностной тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – личностная тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: процесс снижения и устранения тревожности младших школьников станет эффективным, если будут применены разработанные практические рекомендации по коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и виды тревожности детей младшего школьного возраста,
- описать психологическую характеристику личностной тревожности детей младшего школьного возраста,
- изучить методы корректировки и игровую терапию как условия снижения тревожности младших школьников,
- подобрать методы психодиагностики тревожности детей младшего школьного возраста,
- провести опытно-экспериментальное исследование проблемы личностной тревожности детей младшего школьного возраста,
- оценить эффективность проведения контрольного эксперимента,
- разработать программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста
Методологические основы исследования
Методологическую основу исследования составляют: концептуальные представления о тревоге и тревожности Т.В. Гормоза, Ф.Р. Зотова, Б.Р. Мандель и др.; исследования школьной тревожности в работах М.К. Бардышевская, А.В. Микляева, А.М. Прихожан, Г. Крайг и др.
Теоретическую основу исследования составляют: достижения современной когнитивной психологии (Дж. Келли, Л. М. Веккер, Л. Сольсо и др.), концептуальные представления страха и тревоги Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, В.М. Астапова и др.; исследования школьной тревожности в работах А.М. Прихожана, Б.И. Чубея, Е.В. Новиковой и других.
Теоретические основы предмета состоит из: культурно-исторической теории Л. С. Выготского, субъектно-деятельностного подхода А. В. Брушлинского, теории концентрированного обучения в начальной школе А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской, а также А. М. Фараниса, М. И. Лисинас.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирический (наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представленных в виде диаграмм и таблиц).
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа проводилась с детьми младшего школьного возраста на базе МБОУ «Средняя школа №8» г. Заволжья Городецкого района Нижегородской области.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном рассмотрении дискурса личностной тревожности младших школьников в научной литературе, в также в определении характеристик когнитивного и личностного развития младших школьников, имеющих гендерные различия разный уровень тревожности и успеваемости.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы: для построения комплексных и эффективных коррекционных и развивающих программ по преодолению школьной тревожности и когнитивному и личностному развитию младших школьников; а также для разработки методических рекомендаций для учителей и родителей; при подготовке и проведении лекций, специальных курсов и практических занятий по психологии общее, возрастное и педагогическое со студентами педагогических факультетов и курсов профессиональное развитие учителей и практических психологов; в психологическом воспитании сотрудников образовательных учреждений и родителей.
Новизна исследования:
1. На основе наблюдательного эксперимента был определен уровень тревожности детей во всей выборке и был определен стиль воспитания.
2. Выборка школьников была разделена на две группы в зависимости от уровня тревожности: экспериментальная и контрольная.
3. Корректирующая гимнастика проводилась в контрольной и экспериментальной группах, игровая терапия проводилась в экспериментальной группе, упражнения по снижению тревожности выполнялись в контрольной группе. Занятия проходили с родителями.
4. Контрольный эксперимент иллюстрирует изменение уровня тревожности школьников после дальнейших занятий.
Структура работы представлена введением, тремя главами (теоретической, практической и рекомендательной), заключения, списка использованных источников и приложения.
В теоретической главе рассматривается теоретическое обоснование выявления личностно тревожности у детей младшего школьного возраста.
В практической главе проводится опытно-экспериментальной исследование проблемы личностной тревожности детей младшего школьного возраста на основе выбранных методик.
В рекомендательной главе приводятся меры по совершенствованию педагогической деятельности по выявлению и коррекции личностной тревожности детей данной возрастной группы.
В рамках данного исследования необходимо было теоретически проанализировать проблему тревожности младших школьников.
Установлено, что под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая склонность субъекта к тревожности, свидетельствующая о том, что он склонен воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как опасные и реагирует на каждую из них специфической реакцией. Как личностная предрасположенность страх активизируется при восприятии человеком определенных раздражителей как опасных, угрожающих его престижу, уверенности в себе, самооценке по отношению к определенным ситуациям.
При возникновении тревожности большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства заранее определяет дальнейшее развитие личности.
Оказалось, что при работе с тревожными детьми следует учитывать, что состояние тревожности обычно сопровождается сильным сокращением различных групп мышц. Поэтому релаксация и дыхательная гимнастика для этой категории детей просто необходимы.
В данном исследовании был проведен эксперимент исследования личностной тревожности младших школьников.
В исследовании приняли участие 30 учащихся начальных классов (2 «А» класс МБОУ «Средняя школа № 8» г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области) и 30 родителей школьников.
В исследовании использовались следующие методы:
Метод Филлипса для определения уровня школьной тревожности.
Проективный метод диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).
Тест-опросник «Родительские отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
На всей выборке эксперимент показал, что высокий и повышенный уровень тревожности у школьников особенно заметен по шкале ДПР - фрустрация, обусловленная потребностью в успехе, является неблагоприятным психологическим фоном, не позволяющим развить у ребенка потребность в успехе. . успех. , высокий балл и т. д.
В большинстве случаев это повышенный уровень тревожности. Это результат проблем общего эмоционального состояния детей, связанных с различными формами их вовлечения в школьную жизнь; наличие страха не оправдать ожиданий окружающих, ожидание отрицательной обратной связи; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе.
Исследование уровня тревожности по методике Жупанова показало, что в целом по выборке выраженный и невыраженный уровни тревожности в равной степени представлены у 15 человек выборки.
Анализ влияния воспитания на уровень тревожности младших школьников показал, что уровень тревожности ребенка зависит от воспитания родителей.
Занятия в контрольной группе заключались в том, что школьникам давали упражнения, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции и снизить тревожность. Эти упражнения применялись для снятия эмоционального напряжения у ребенка с целью снижения повышенной злости, раздражительности, напряженности, беспокойства и страхов.
Занятия в экспериментальной группе состояли из двух частей определенного содержания.
Родители должны как можно больше общаться с детьми, организовывать совместные праздники, походы в зоопарк, театры, выставки. А жителям больших городов рекомендуется чаще выезжать на природу, чтобы поиграть с детьми. Совместная забота о любимом питомце помогает создать партнерство в форме сотрудничества между родителем и ребенком.
После коррекционной работы со школьниками и их родителями был проведен повторный опрос в экспериментальной и контрольной группах.
По методике Прихожан установлено, что выраженный уровень тревожности в экспериментальной группе снизился более значимо после занятия по игровой коррекции, чем в контрольной группе, что также доказывает эффективность занятия по игровой коррекции в применении коррекции тревожности у младших школьников, что подтверждает гипотезу исследования.
Конечной целью исследования явилась разработка коррекционно-развивающей образовательной программы по устранению тревожности у младших школьников.
Программа основана на трудах Лютовой А.М., Моны А.М. и прихожан В.Л. Учение о целительстве апробировано в школах Москвы и Санкт-Петербурга.
Коррекционная работа с тревожными детьми должна проводиться по трем основным направлениям: во-первых, по поощрению. уверенность ребенка в себе, во-вторых, научить ребенка снимать мышечное и эмоциональное напряжение, в-третьих, выработать навыки самоконтроля в ситуациях, причиняющих ребенку боль.
Работа по всем трем направлениям может осуществляться либо параллельно, либо, в зависимости от приоритета, выбранного взрослыми, последовательно и последовательно.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза: процесс снижения и устранения тревожности у младших школьников будет эффективным, если:
1. Мы изучили особенности проявления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста и выявили причины повышенной тревожности.
2. Проведен сравнительный анализ связи между уровнем личностной тревожности и характеристиками детско-родительских отношений.
3. Разработаны практические рекомендации по устранению личностной тревожности у младших школьников.
Контрольное исследование подтвердило гипотезу.
Решение поставленной проблемы привело к выдвижению исследовательской цели теоретико-практического выявления и коррекции личностных страхов у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Эта цель была определена как совокупность задач (теоретических, методологических, экспериментальных), позволивших достичь ее в рамках проведенных теоретических и практических исследований.
1. Абрамова, Г. С. Психология школьника. Учебник и практикум. / Г.С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 816 c.
2. Бардышевская, М. К. Психическое развитие ребенка, диагностика: учебное пособие / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
3. Батаршев, А.В. Тестирование, как основной инструмент практического психолога / А.В. Батаршев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2014. - 224 с.
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2019. - 306 c.
5. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
6. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 c.
7. Водяха, С.А. Коррекция тревожности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук. /С.А.Водяха. – Казань, 2019. - 20 с.
8. Гамезо, М. В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 512 c.
9. Горбатов, Д.С. Практикум по психологической диагностике /Д.С. Горбатов. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2018. - 248с.
10. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - М.: Наука, 2019. - 264 с.
11. Дубровина, И.В. Возрастная психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. - М.: Приор-издат, 2020. - 288 с.
13. Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2019. - № 5. - С. 163-168.
14. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 176с.
15. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2015. - 992с.
16. Левченко, И.Ю. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2018. - С. 20-54
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Спб: Питер, 2018. - 592 с.
18. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
19. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
20. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2019. - № 1. - С. 32-53.
21. Микляева, А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2021. - № 5. - С. 106-113.
22. Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2018. - 272 c.
23. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
24. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничев. - изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2015. - 318 с.
26. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан //Активные методы в работе школьного психолога. Киров: Кировский ГПУ, 1991. - С. 26-44.
27. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. -1998. - №2. - С. 11-17.
28. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 304 с.
29. Психология подростка: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019.- С. 49-58.
30. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
31. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
32. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 220 c.
33. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2019. - 350 с.
34. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
35. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
36. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
37. Сосновский, Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
38. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сухова. - Кострома: Изд-во «Кострома», 2018. - 292 с.
39. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М: Педагогика, 1980. - 254 с.
40. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
41. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 c.
42. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 336 c.
43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1988. - 342 с.
44. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. - 2020. - № 3. - С. 32-38.
45. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2019. - № 2. - С. 103-107.
46. Хилько, М. Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
47. Холл, С. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл. - М.: Либроком, 2013. - 450 c.
48. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
49. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2015. - 608с.
50. Шадрина, Ю. Е. Психология школьника / Ю. Е. Шадрина. – М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
51. Шаграева, О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Владос, 2016. - 368 c.
52. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.
53. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - М.: Элайда, 2014. - 704с.