ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ……………………………………………..6 1.1. Основы правового регулирования налогообложения доходов и имущества физических лиц. ……………………………………………….………….……..6
1.2. Характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц……..14
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФРГ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ………………………..25
2.1. Особенности налоговой системы Германии………………………………25
2.2. Особенности налоговой системы Великобритании………………………38
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………………….50
3.1. Проблемные аспекты системы налогообложения доходов и имущества физических лиц в России…………………………………………………….….50
3.2. Направления совершенствования налоговой политики в сфере налогообложения доходов и имущества физических лиц в России и за рубежом…………………………………………………………………….…….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….65
Актуальность темы исследования. Вопрос налогообложения является крайне важным для формирования финансовой системы государства и его функционирования в целом. Развитие налогообложения обеспечивало развитие государства и имело все новые ступени развития с правлением каждого правителя. Роль налоговой системы в экономической сфере жизни государства неизменно велика и в современности.
Различные страны изменяют свои налоговые системы и законодательство в данной сфере в соответствии с современными общественными тенденциями, а также значимыми аспектами экономических потребностей страны. Величина роли налоговой системы на государство определяет важность её составляющих.
Не только в России, но и в зарубежных развитых странах, именно налоговые поступления от доходов и имущества физических лиц, являются главным источником дохода бюджета страны. В свою очередь, статистические данные свидетельствуют о превышении доли имущественных налогов в составе бюджетных доходов Российской Федерации в сравнении со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), однако их удельный вес в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) ниже, чем в среднем по странам-членам ОЭСР.
Нам представляется актуальным вопрос исследования опыта зарубежных стран в развитии системы налогообложения доходов и имущества физических лиц для Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 21.04.2021 отмечается важность «возможной донастройки налогового законодательства» .
Следовательно, актуальность выбранной темы исследования определяется рядом факторов, таких как: значимость подоходных и имущественных налогов физических лиц, наличием неразрешенных проблем в системе налогообложения Российской Федерации, равно как и в зарубежных странах, возможностью сравнительного анализа существующих систем налогообложения России, Германии и Великобритании, выявлением существенных различий и сходств в существующих проблемных аспектах данного института и возможностью их разрешения. Кроме того, нам представляется важным проведение научного анализа реформирования налоговых систем в рассматриваемых странах, поскольку Германия и Великобритания являются странами с развитыми экономическими и налоговыми системами, одними из лидеров по борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Объектом исследования в данной работе становятся общественные отношения в сфере налогообложения в России, Германии и Великобритании.
Предметом данной работы выступают правовые нормы российского, германского и британского налогового законодательства в сфере налогообложения на доходы и имущество физических лиц.
Целью данной работы является сравнительный анализ существующих систем налогообложения доходов и имущества физических лиц в России, Германии и Великобритании, который позволит выявить основные направления совершенствования российской системы налогообложения, учитывая германский и британский опыт.
Задачами, которые поставлены для достижения выделенной цели работы становятся:
1. Рассмотрение основной правовой базы в вопросах изучения понятий и видов налогообложения;
2. Изучение видов подоходных и имущественных налогов в РФ;
3. Выявление основных положений и особенностей системы налогообложения в Германии и Великобритании;
4. Анализ существующих проблемных вопросов системы налогообложения в Российской Федерации;
5. Выявление и формулировка практических рекомендаций совершенствования систем налогообложения в России, Германии и Великобритании.
Нормативно-правовая основа исследования основана на положения российского законодательства в сфере налогообложения, Гражданского Кодекса РФ и иных нормативно-правовых актах, а также на законодательных актах Великобритании и США.
Теоретическая основа исследования – труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты в сфере налогообложения, публикации в периодической печати. В частности, при написании работы использовались труды таких ученых как Майбуров И.А., Соколовская А.М., Астапов А., Дроздова А.А, Зотиков Н.З., Казаченков С.Д., Кобзева Е. А., Конев И.С., Максимова А. Г., Митрофанова И.А., Нефедьева А.С., Корнева Е.В., Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлеева М.Ф. и др.
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы – анализ и синтез, так и частнонаучные методы – сравнительно-правовой – при исследовании системы налогообложения Великобритании и США, статистический и системно-структурный – при рассмотрении вопросов налогообложения РФ.
Структура данной работы построена в соответствии с поставленными задачами и целью, и представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Рассмотрев основные принципы системы налогообложения доходов и имущества физических лиц в России, Германии и Великобритании, можно сделать следующие выводы:
1) Налогообложение может быть мотивировано как соображениями справедливости, так и соображениями эффективности. Лица с более высокими способностями к заработку часто имеют высокий доход или имущество, что делает налогообложение их имущества эффективным дополнением к прогрессивному налогообложению доходов от труда. Простая логика заключается в том, что налогообложение как трудового дохода, так и дохода на имущество обеспечивает большее перераспределение, чем если бы облагался налогом только трудовой доход. Затраты на эффективность налогообложения имущества сильно различаются в зависимости от базы налога и от того, как эти активы создаются и насколько они мобильны. В то же время разные базы налога на имущество и доходы по-разному распределяются среди населения.
2) Есть веские причины облагать доходы и имуществом налогом. Например, жилье обеспечивает потребительские выгоды, а также является инвестицией с теми же свойствами, что и бизнес-актив. Кроме того, дорогая недвижимость сосредоточена в верхней части распределения доходов. Налогообложение наследства также мотивировано, в основном, соображениями справедливости, поскольку оно уравнивает жизненные шансы следующего поколения, но, вероятно, также и соображениями эффективности из-за неблагоприятного воздействия наследования на трудовые усилия наследников. Налогообложение доходов и имущества связано со слишком большим количеством практических проблем, чтобы в настоящее время его можно было реализовать на практике.
3) Прогрессивное налогообложение имущества желательно по соображениям справедливости, но часто связано с уклонением от уплаты налогов. Германская и британская система взимания подоходных налогов, которая облагает трудовой доход в соответствии с нелинейной прогрессивной налоговой шкалой и дохода от имущества по пропорциональной ставке, кажется конструктивным способом найти баланс между оптимальной и административно осуществимой налоговой системой. Желаемая общая прогрессивность налоговой системы может быть достигнута за счет сочетания двойного подоходного налога с (потенциально прогрессивными) налогами на имущество и наследство.
4) Как изменения в уровне доходов, так и изменения в структуре налоговой системы могут влиять на экономическую активность, но не все налоговые изменения оказывают равноценное или даже положительное влияние на долгосрочный рост. Даже в самых лучших современных бюрократических административных системах уклонение от уплаты налогов по-прежнему представляет собой серьезную проблему. Самая сложная административная проблема в современных государствах – налогообложение богатых. Подоходный налог значительно облегчил налогообложение наемных рабочих и ограничил их возможности уклоняться от уплаты налогов, поэтому самые высокие показатели уклонения от уплаты налогов исходят от капиталистов.
5) Системы налогообложения являются продуктом структурных условий (особенно экономической структуры и геополитических отношений), политических институтов и взаимодействия между ними. В современных государствах налоговые системы сформировались под влиянием быстрого экономического роста, усиливающейся глобализации и развития нескольких разновидностей демократических политических институтов. Развитые налоговые системы смогли извлекать гораздо больше доходов, стали намного более прогрессивными и полагались на централизованные бюрократические администрации, которые намного эффективнее, чем их досовременные аналоги. Системы налогообложения также являются продуктом взаимодействия их компонентов. Таким образом, мы полагаем, что налоговое администрирование формирует как налоговые поступления, так и налоговую структуру, налоговые поступления влияют на налоговое администрирование, а налоговая структура влияет как на налоговые поступления/ВВП, так и на налоговое администрирование.
6) Мы склонны полагать, что быстрый рост налоговых поступлений возможно уже достиг потолка налоговых ставок, отчасти из-за растущей неоднородности налогоплательщиков. Нельзя исключать и растущую сложность налогообложения богатых в глобализированной экономике, что требует основательного переосмысления и пересмотрения всей системы налогообложения. Системы налогообложения развиваются по многим направлениям, и мы можем понять их эволюцию, только объединив лучшие теории политической экономии с подробным знанием налоговой истории.
7) В заключение отметим, что налоговым органам следует уделять больше внимания налоговой пропаганде, повышению осведомленности налогоплательщиков о налоговом законодательстве, дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и нормативных актов, повышению качества налоговых услуг, улучшению обмена информацией и сотрудничества между ведомствами. Целенаправленная система управления налогообложением доходов и имущества физического лица может эффективно улучшить соблюдение налогоплательщиками и качество управления налогами физического лица, что способствует гармоничному установлению взимания и уплаты налогов.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020)) // Российская газета. – 2020. – 4 июля 2020 г. – № 144(8198)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
5. Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2013. № 30 (Часть I), ст. 4047.
Учебная литература:
6. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения: учебное пособие. – Москва: Юнити-Дана; 2011. – С. 194.
7. Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлеева М.Ф. Правовые основы налогообложения имущества: учебное пособие. – Москва: Статут; 2016. – 736 с.
8. Смит А. Исследование природы и причин богатства народов. Книга. – Лондон: У. Страхан, Т. Каделл; 1776. – С. 226.
Статьи в периодических изданиях:
9. Архитектура финансов: форсаж-развитие экономики в условиях внешних шоков и внутренних противоречий: сборник материалов X Юбилейной международной научно-практической конференции 11–13 апреля 2019 года / под науч. ред. И.А. Максимцева, Е.А. Горбашко, В.Г. Шубаевой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 499 с.
10. Билан Ю., Леонов С., Люлев, О., Пимоненко Т. Бренд-менеджмент и макроэкономическая стабильность страны, 2019. – № 19. – С. 61-74.
11. Гилева А.Р. – Зарубежный опыт налогообложения финансовых инвестиций физических лиц // Налоги и налогообложение. – 2022. – № 3. – С. 1 – 15.
12. Долакова М.И., Зубанова С.Г., Пашенцев Д.А. Правовые основы осуществления финансовой политики государства в Российской империи второй половины XIX века. Вестн. Санкт-Петербургский ун-т. – Закон, 2018. - № 9. – С. 452-466.
13. Дроздова А.А Эволюция налогообложения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии как история отношений государства и налогоплательщика // Финансы и управление. – 2022. – № 2. – С. 105 - 116.
14. Зотиков Н.З. Особенности налогообложения физических лиц в Германии // Вестник Евразийской науки. – 2020 №4. – С. 1-15.
15. Казаченков С.Д. Правовые принципы налогообложения в России: сущностное отражение в законодательстве. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. – 2020. – №24(4). – С.136-142.
16. Калинин А.М. Альтернативные варианты организации уплаты подоходного налога: издержки и эффекты // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 12. – С. 963-971.
17. Карибян Э.П. Опыт применения социально-ориентированного налогообложения доходов физических лиц в Германии // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – № 6. – С. 137-149.
18. Кириллов В.Н., Смирнов Е.Н. Траектория устойчивого роста или очередная разбалансировка механизмов мировой экономики. Вестник МГИМО-Университета. – 2019. – №12(5). – С. 64-90.
19. Кобзева Е. А. Механизм правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц на примере России и Германии / Е. А. Кобзева, А. Е. Панченко // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 29-31.
20. Конев И.С. Особенности изменений налогообложения недвижимого имущества физических лиц в современной Германии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 46. – С. 206-214.
21. Конюхова А.А. Разрешение налоговых споров в России и Германии (анализ особенностей правового регулирования). Вестник МГИМО-Университета. – 2015. – №2(41). – С. 269-275.
22. Королева Л.П. Индивидуальное подоходное налогообложение в механизме перераспределительной политики: зарубежные рецепты для России // Налоги и налогообложение. – 2018. – № 5. – С. 63 - 76.
23. Максимова А. Г. Сравнительный анализ правового регулирования налогообложения недвижимости физических лиц в Российской Федерации и за рубежом / А. Г. Максимова // Налоги и налоговое планирование. – 2013. – № 4. – С.25-44.
24. Малиновский А.А. Злоупотребление правами налогоплательщика: сравнительно-правовые аспекты. Вестник МГИМО-Университета. – 2013. – №2(29). – С.156-162.
25. Малкова Ю.В. Зарубежный опыт подоходного налогообложения физических лиц и возможность его имплементации в России // Налоги и налогообложение. – 2018. – № 10. – С.49-66
26. Митрофанова И.А. Компаративный анализ систем налогообложения России, Франции и Германии / И.А. Митрофанова, Е.А. Шкарупа, Д.А. Шестаков // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2017. – № 7(202). – С. 33-39.
27. Мусифуллина А.А. Налогообложение в Германии – источник пополнения государственного бюджета // Конкурентоспособность территорий. Материалы XXII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 5- ти частях. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. – 2019. – С. 100– 102.
28. Нефедьева А.С., Корнева Е.В. Актуальные проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения в налоговой системе РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.
29. Новикова, В. В. Подоходное налогообложение физических лиц в Великобритании / В. В. Новикова // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 379-381.
30. Павлов Р.Д.. Социальные и имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц: действующая практика и перспективы развития // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 10. – С. 793-802.
31. Печатнова Ю.В. О некоторых аспектах подоходного налогообложения в Германии (по материалам, собранным в ходе зарубежной стажировки в Германии) // Вестник современных исследований: Омск. Научный центр «Орка», 2018. № 12–7 (27). С. 379 – 383.
32. Пономарёва Н.В., Голубцова Е.В. Развитие стимулирующей функции НДС в Российской Федерации через систему Tax free и маркировку товаров. Путеводитель предпринимателя. 2019. – № (42). – С. 151-158.
33. Ратушняк Е.С. Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы. Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – №1(34). – С. 72-79.
34. Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 266-268.
35. Симонова М.Д. Экономика благосостояния: ориентиры инклюзивного развития. Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 13(5). – С. 375-386.
36. Смирнов Е.Н. «Мировая экономика коронавируса»: поиск оптимальных путей преодоления последствий кризиса. Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – №13(3). – С. 243-266.
37. Ходов Л. Г., Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы / Л. Г. Ходов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – № 8. – С. 34–42.
38. Циммерманн Х. История местного налогообложения в Германии // Journal of Tax Reform. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 57-69.
39. Чепелева К.В., Саенко И.А.. Дифференциация объектов жилой недвижимости и новый порядок расчета имущественного налога // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 11. – С. 838-846.
40. Чириканова Е.А. Налогообложение владельцев автомобилей в Германии // Заметки ученого. – 2018. – № 6 (31). – С. 114-117.
41. Шестак В.А., Волеводов А.Х. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта: взгляд из России. – Вся Русь, 2019. – № 13. – С. 547-554.
42. Шихов Д.В. Великобритания в системе европейской безопасности: новые возможности или путь в никуда? Вестник МГИМО-Университета. – 2015. – № 2(41). – С.102-107.
43. Verri P. Reflections on political economy. Fairfield, NJ: Augustus M. Kelley Publ.; 1993. – 120 p.
Электронные источники:
44. Government of United Kingdom – Income tax. – URL: https://www.gov.uk/browse/tax/income-tax (Дата обращения 30.10.2022)
45. IBFD. United Kingdom-Individual Taxation-Country Tax Guides. –URL: https://ezpro.fa.ru:3088/#/doc?url=/linkresolver/static/ita_uk (Дата обращения 30.10.2022)
46. HMRC annual report and accounts: 2019 to 2020. – URL: https://www.gov.uk/government/publications/hmrc-annual-report-and-accounts-2019-to-2020 (дата обращения 01.11.2022)
47. Налоговая система Германии. Налоги в мире. – URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-vevrope/nalogovaya-sistema-germanii/ (дата обращения: 28.10.2022).
48. НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса. – URL: https://www.garant.ru/article/1428255/ (дата обращения 24.11.2022)
49. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России) – URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения 24.11.2022)
50. Подоходный налог в Германии, описание и примеры – URL: https://zarplataes.com/nalogi-v-germanii-opisanie-i-primery/ (дата обращения: 28.10.2022).
51. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 "Послание Президента Федеральному Собранию" – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (дата обращения 24.11.2022)
52. СМСФО ОС. Отчетность о долгосрочной устойчивости финансов организации в Совете по международным стандартам учета в государственном секторе; МФБ: Женева, Швейцария, 2013 г. – URL: https://www.ifac.org. (дата обращения 30.10.2022).
53. ФНС создаст новую инспекцию для россиян с доходами более 500 млн рублей в год. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4663337 (дата обращения 01.11.2022)
54. Астапов А. Налоги в Германии для юридических и физических лиц в 2020. – URL: https://internationalwealth.info/offshore-tax/taxes-in-germany-for-legal-entities-and-individuals-in-2020/ (дата обращения: 28.10.2022).