Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с задержкой
психического развития 9
1.2 Анализ психолого-педагогической практики по проблеме развития у детей с задержкой психического развития планирующей
и регулирующей функций речи 13
1.3 Характеристика конструирования из бумаги как средства развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей
и регулирующей функций речи 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития планирующей и регулирующей функций речи 22
2.2 Содержание и методы работы по развитию у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги 30
2.3 Выявление динамики развития у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития планирующей и регулирующей функций речи 37
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Приложения 51
Аннотация. Введение.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности использования конструирования из бумаги в развитии у детей 56 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи.
Предмет исследования: конструирование из бумаги как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1) осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи;
3) определить и апробировать содержание и методы работы по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги;
4) выявить динамику развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи.
В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
Одной из актуальных проблем дефектологии является проблема нарушений речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. К 5-6 годам речь начинает выполнять важную функцию в различных видах деятельности детей. С помощью речи ребенок планирует действие предварительно, что повышает эффективность его деятельности.
Одним из условий развития планирующей и регулирующей функций речи является освоение детьми орудийно-опосредованного выполнения действий. Потенциальными возможностями для эффективной реализации данного условия обладает конструирование из бумаги.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития планирующей и регулирующей функций речи в процессе конструирования из бумаги возможно, если:
- определены этапы работы с учетом закономерностей развития данных функций речи в онтогенезе;
- подобраны методы, позволяющие комплексно решать задачи развития у детей планирующей и регулирующей функций речи и конструктивных умений;
- на основе определенных этапов и методов разработан и реализован в коррекционно-образовательном процессе с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития комплекс образовательной деятельности по конструированию из бумаги.
Данные положения гипотезы были проверены в ходе экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровней развития у детей 5-6 лет с ЗПР планирующей и регулирующей функций речи были выделены следующие показатели:
- умение рассказать о продукте/результате своей деятельности перед выполнением;
- умение рассказать о средствах, необходимых для деятельности;
- умение рассказать о способах выполнения.
- умение комментировать процесс выполнения деятельности;
-умение рассказать о корректировке своей деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 5-6 лет с ЗПР недостаточного и близкого к достаточному уровней развития планирующей и регулирующей функций речи.
Проведенное исследование позволило установить, что при развитии планирующей и регулирующей функций речи у детей 5-6 лет с ЗПР в процессе конструирования из бумаги необходимо организовать комплексную образовательную деятельность по конструированию и развитию речи, направить работу на активизацию познавательной деятельности, обогащению кругозора, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности.
Причинами затруднений при обучении детей с ЗПР базовым формам оригами, а также созданию из них конкретных поделок являлись следующие особенности данной группы детей:
- бедное воображение, им было сложно продумать самостоятельно игровую ситуацию со своей изготовленной игрушкой-поделкой. Поэтому педагог создавал воображаемые ситуации, вовлекая в них детей. Большинство детей позитивно откликались на данные игровые ситуации;
- низкий уровень концентрации внимания. Для его повышения детям был предоставлен наглядный материал (схемы создания поделок), создавалась мотивации к выполнению задания;
- низкий уровень восприятия. В связи с этим детям предъявлялась информация в разных формах: наглядная (схемы), показ деятельности по образцу педагога, словесная (беседа, пояснение, вопросы), практическая (совместная деятельность педагога с ребенком);
- трудности в удержании слуховой информации в долговременной памяти решались с помощью отработки базовых форм на практике и их заучивание, проговоривание этапов создания базовой формы, на основе которых ребенок создавал различные поделки;
- недостаточный уровень развития словаря, нарушение грамматического строя речи. Для повышения данного уровня на занятиях использовались художественное слово, пальчиковые гимнастики со стихотворным сопровождением. Также, педагог поощрял детей в комментировании своих действий, обсуждал с ними задания, вовлекал в игровые ситуации, поддерживал диалог.
- трудности при планировании собственной деятельности решались с помощью таких методов, как создание поделки не только по схемам и образцу педагога, но и по самостоятельному выбору базовой формы поделки, материалов для ее изготовления, обсуждение деталей поделки. А также были созданы игровые ситуации, чтобы дети были открыты в общении, комментировали свою деятельность, отвечали на наводящие вопросы педагога.
Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов показал, что положительная динамика достаточного уровня развития у детей 5-6 лет с ЗПР планирующей и регулирующей функций речи составила 50%. Количество детей с уровнем близким к достаточному уменьшилось на 10%, с недостаточным - на 40%. Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития у детей 5-6 лет с ЗПР планирующей и регулирующей функций речи вырос и качественно изменился. Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Алексеева, Л.А. Волшебство из бумаги [Текст] / Л.А. Алексеева. - М. : Феникс-Премьер, 2013. - 25 с.
2. Аллахвердов, В.М. Психология [Текст] / В.М. Аллахвердов. - М. : Проспект, 2008. - 137 с.
3. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина. - М. : Владос, 2018. - 42 с.
4. Бурменская, Г.В. Речь для себя в дошкольном возрасте [Текст] / Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова. - М. : Гардарики, 2004. - 98 с.
5. Винник, М. ЗПР у детей и методологические принципы коррекционной работы [Текст] / М. Винник. - М. : Феникс, 2007. - 124 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. Е. Власовой. - СПб. : Питер, 2019. - 201 с.
7. Дружинина, В.Н. Психология. Учебник гуманитарных вузов [Текст] / В.Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2011. - 147 с.
8. Запуниди, А.А. Роль продуктивной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Запуниди. - М., 2013. - 132 с.
9. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб., 2005. - 214 с.
10. Ильина, М.Н. Помощь психолога детям с задержкой психического развития [Текст] / М.Н. Ильина, И.И. Мамайчук. - М. : Эко-Вектор, 2017. - 79 с.
11. Инденбаум, Е.Л. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. - М. : Просвещение, 2019. - 144 с.
12. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР [Текст] / И.Д. Коненкова. - М. : Гном, 2014. - 41 с.
13. Корнева, В.В. Оригами [Текст] / В.В. Корнева, В.О. Самохвал. - М. : Харвест, 2011. - 12 с.
14. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - М. : Детство- Пресс, 2011. - 115 с.
15. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М. : Владос, 2004. - 19 с.
...