Аннотация 2
Введение 4
1 Определение задач работы на базе анализа исходных данных 5
1.1 Анализ функционального назначения детали и условий эксплуатации 5
1.2 Анализ технологических показателей детали 6
1.3 Анализ типа производства 9
1.4 Задачи работы 10
2 Разработка технологии изготовления 11
2.1 Обоснование выбора и разработка заготовки 11
2.2 Разработка плана изготовления детали 17
2.3 Выбор оборудования и технологической оснастки 19
2.4 Проектирование операций технологического процесса 21
3 Разработка специальной технологической оснастки 25
3.1 Разработка станочного приспособления 25
3.2 Разработка режущего инструмента 29
4 Безопасность и экологичность технического объекта 35
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика объекта 35
4.2 Идентификация профессиональных рисков 36
4.3 Методы и технические средства снижения рисков 37
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 39
4.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 41
5 Экономическая эффективность работы 43
Заключение 47
Список используемых источников 48
Приложение А Технологическая документация 52
В задачи современного машиностроения входит решение вопросов обеспечения производства малых партий опытных изделий, номенклатура которых может занимать до половины годовой программы производства и затрат на подготовку предприятия к выпуску изделий. Это связано с необходимостью освоения новых технологий, например, при быстрой смене модельного ряда автомобилей, выпускаемых основным производством, и как следствие - развитие завода в направлении определенных потребителем тенденций. Важным этапом проектирования можно считать достижение параметров изделия, которые необходимо выполнить с учетом возможностей оборудования, возможностей станочного оборудования и оснащения.
Для повышения технического уровня и конкурентоспособности автомобиля, снижения себестоимости его изготовления необходимо совершенствование технологических процессов обработки деталей. Применять современные производственные технологии и станочное оснащение. В равной степени это относится к деталям рулевого механизма автомобиля NIVA Travel. Изменена форма многих деталей, увеличено число обрабатываемых поверхностей, повышены требования к их точности и шероховатости. Заготовка корпуса рулевого механизма, получаемая литьем в землю, имеет большое количество дефектов, чистовая обработка внутренних поверхностей картера рулевого механизма содержит несколько переходов растачивания. Это ведет к перерасходу материала и повышению себестоимости обработки.
Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является необходимость проектирования технологического процесса изготовления корпуса рулевого механизма автомобиля NIVA Travel, позволяющего изготовить программу деталей, согласно всем техническим требованиям и конструктивным характеристикам.
В разделах работы, по результатам инженерных расчетов выполнено проектирование технологического процесса и оснащения для его реализации. В первом разделе работы выполнен анализ служебного назначения и условия эксплуатации детали, характеристики ее производства. Определены задачи работы, решаемые в следующих этапах. Это проектирование технологии изготовления детали. Выполнено проектирование заготовки. Выполнено проектирование плана изготовления детали. Осуществлен выбор станочного оборудования, и инструментального оснащения. Относительно оценки спроектированных операций - выполнен анализ показателей относительно типовой технологии изготовления детали. Определены недостатки, снижающие эффективность спроектированного варианта технологического процесса изготовления. В качестве решения было спроектировано технологическое оснащение и инструмент для растачивания отверстий.
Одним из завершающий этапов работы является оценка спроектированного процесса изготовления детали по вопросам безопасности и экологичности ее выполнения. Совокупно реализованным этапам в работе, выполнен анализ технико-экономических показателей предлагаемого варианта процесса изготовления, на основании чего в работе приведен качественный и количественный результат, который позволил сделать положительный вывод об эффективности.
В связи с этим цель данной выпускной квалификационной работы, которая заключалась в разработке технологического процесса изготовления картера рулевого механизма в условиях среднесерийного производства можно считать достигнутой.