Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАЦИОННО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Понятие быстроты и ловкости в педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития быстроты и ловкости у учащихся младших классов 15
1.3. Возможности рекреационно-спортивной деятельности в развитии быстроты и ловкости у учащихся младших классов 19
Выводы по главе 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3 Организация исследования 35
Выводы по главе 36
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Диагностика уровня развития быстроты и ловкости у учащихся младших классов 38
3.2 Применение средств рекреационно-спортивной деятельности на занятиях у учащихся младших классов 42
3.3. Анализ результатов исследования развития быстроты и ловкости у учащихся младших классов 47
Выводы по главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность. На сегодняшний день в современном мире занятия физической культурой и спортом играют важную роль в развитии и состоянии человеческого организма. Для того чтобы справляться с нагрузками в школе и утомлением после занятий, быть готовым к различным видам жизнедеятельности, и при этом быть энергичной, творческой личностью, необходимо детям с раннего возраста быть физически подготовленными.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным и благоприятным периодом в формировании двигательных способностей ребенка. В этом периоде (7-12 лет) закладываются фундаментальные возможности для растущего организма, что в последующем отражается на физическом развитии ребенка. Поэтому развитие физических качеств - это одна из важных задач физического воспитания младших школьников. Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне развитых учеников, готовых к трудовой и интеллектуальной деятельности. [9, Барышева Н.В.]
Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста необходимо осуществляться совместными усилиями семьи, детского сада, школы и общественности, но главная роль принадлежит школе, так как именно там закладываются основы физического воспитания. [1, Алексеев С.В.]
Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, так как физические качества формируются в силу естественных закономерностей возрастного развития. Так период развития силы 13-17 лет, быстроты 8-11 лет, выносливости 14-17 лет, гибкости 7-13 лет и ловкости 9-12 лет.
Арзуманов С. Г., Барчуков, И.С., Каинов А.Н. и другие авторы рассматривают младший школьный возраст как важнейший для стимулирования двигательной подготовленности детей, и считают, что он является наиболее благоприятным для воспитания и совершенствования быстроты и ловкости. Этот возрастной период характеризуется как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. [15, Елизарова Е.М.]
В целом, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности, двигательной активности и развития скоростных и координационных способностей, а также формирования интереса у младших школьников к урочным формам физического воспитания.
Цель исследования: повышение показателей быстроты и ловкости в учебном процессе по физическому воспитанию с использованием средств рекреационно-спортивной деятельности у учащихся младших классов в ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа».
Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию с использованием средств рекреационно-спортивной деятельности учащихся младших классов в ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа».
Предмет исследования: методика с применением средств рекреационно-спортивной деятельности, сосредоточенная на развитие быстроты и ловкости у младших классов.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия по физическому воспитанию с детьми младших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности помогают повысить уровень развития быстроты и ловкости.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития быстроты и ловкости у учащихся младших классов.
2. Разработать методику оптимизации скоростных и координационных способностей детей младших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики по развитию быстроты и ловкости у детей младших классов.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогическое моделирование; анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента; метод опроса - беседа.
Теоретической основой исследования являются работы Андреевой Е., Аппенянского А.И., Бабичевой И. В., Бальсевич В.К., Воротилкиной И.М., Голенко А.С., Горбунова Г.Д., Ермакова С. С., Захарова Е.Н., Комкова А.Г., Полянского А.В., Приступы Е., Рыжкина Ю.Е., Сайпушевой О. С., Солодкова А.С., Харитонова В.И., Шкенева В.А. и др..
Научная новизна: разработана методика оптимизации быстроты и ловкости средствами рекреационно-спортивной деятельности у учащихся младших классов и выявлена эффективность данной методики.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в преимущественном применении разработанной методики по рекреационно-спортивной деятельности в учебно-воспитательном процессе, что привело к повышению уровня развития быстроты и ловкости у учащихся младших классов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Частного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Общеобразовательный центр «Школа» г. Тольятти Самарской области.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, содержит 3 таблицы, 10 рисунков, список используемой литературы, приложение. Основной текс работы изложен на 57 страницах.
Занятия физической культурой и спортом и в сегодняшнем мире играют важную роль в развитии человеческого организма. Развитие всех физических качеств остается актуальным, особенно для младших школьников. В младшем школьном возрасте учащиеся проявляют интерес и активность к занятиям физической культурой и спортом. И это создает условия, ведущие к успешной физической подготовке и спортивной ориентации детей младшего школьного возраста, для определения оптимального пути физического оздоровления каждого из них. Приобщение их к занятиям физической культуры является главной задачей школы.
Анализируя учебно-методическую литературу можно сделать вывод, что эффективным направлением развития физических качеств школьников является рекреационно-спортивная деятельность. Организуя рекреационно-спортивную деятельность, учителя создают условия для развития всех физических качеств, среди которых сенситивными для развития в младшем школьном возрасте являются скорость и ловкость.
Под скоростью понимают умение максимально быстро выполнять действие, даже при возможных изменениях его направления. Намного легче овладеть скоростными качествами, если быть ловким, то есть владеть умениями выполнять новые движения и их комбинации.
Многообразие средств рекреационно-спортивной деятельности позволяет учителям эффективно организовать педагогический процесс и направить свои усилия на сохранение здоровья учащихся и повышение их работоспособности, двигательной активности, развитие физических качеств, в том числе быстроты и ловкости.
В работе мы обобщили и апробировали на практике с учащимися младших классов средства рекреационно-спортивной деятельности:
• Утренняя зарядка (гимнастика).
• Подвижные игры.
• Физминутки.
• Спортивный час.
• Внеклассные мероприятия в области физического воспитания.
Исследование проводилось в Частном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Общеобразовательный центр «Школа». В исследовании принимали участие 2 класса параллели 4-х класса по 20 учащихся в каждом.
Для определения уровня развития скорости и ловкости существует много тестов-упражнений. Мы воспользовались следующими тестами:
• на определение скоростных способностей: бег на 30 метров, челночный бег, бег на месте, теппинг тест;
• на определение ловкости: бег «змейкой», метание мяча в цель, бег с препятствиями.
Результаты тестирования показали, что развитие скорости и ловкости в исследуемых классах примерно на одинаковом уровне, который оценивается как средний. Для проверки гипотезы и повышения уровня развития скорости и ловкости младших школьников мы определили один класс как экспериментальный, другой как контрольный. После применения различных средств рекреационно-спортивной деятельности в экспериментальном классе повторное тестирование показало повышение и средних результатов по каждому тесту, и уровня развития (в процентном отношении) исследуемых качеств именно в экспериментальном классе.
Средние показатели в экспериментальном классе улучшились:
• бег «змейкой» 10,4с. до 9,1с.;
• метание мяча в цель с 6 попаданий до 8;
• бег с препятствиями с 10,4с. до 9,8с.;
• бег на 30 метров с 6,2с. до 6,0 с.;
• челночный бег 3х10 м с 9 с. до 8,7с.;
• бег на месте за 5 сек с 20 движений до 23 движений;
• теппинг тест с 10 точек до 13 точек.
Уровень развития исследуемых качеств по экспериментальному классу в процентном отношении тоже улучшился:
• высокий уровень вырос с 20% до 40%;
• средний уровень сократился с 60 % до 50%;
• низкий уровень понизился с 20% до 10%.
Результаты исследуемых характеристик в контрольном классе незначительно изменились, но на общий результат это не повлияло. При сравнении исходных и повторных результатов мы констатируем не только их повышение, но и эффективность проделанной работы.
В заключение нашего исследования мы сделали следующие выводы:
1. В нашем исследовании установлено, что показатели развития скорости и ловкости в экспериментальном классе значительно улучшились в сравнении с контрольным классом в связи использованием в экспериментальном классе различных средств рекреационно-спортивной деятельности, направленных на развитие скоростных и координационных способностей детей младших классов.
2. На контрольном этапе эксперимента доказано, что средства рекреационно-спортивной деятельности способствуют развитию скорости и ловкости у учащихся младших классов в экспериментальном классе, большинство результатов имеют достоверные показатели (р <0.05), в контрольном классе показатели развития скорости и ловкости изменились совсем незначительно, средние показатели остались практически на том же уровне.
3. Полученные результаты доказывают эффективность подобранных нами средств рекреационно-спортивной деятельности, которые в своей совокупности можно определить, как методику оптимизации скоростных и координационных способностей детей младших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена.
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 с.
2. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5- 11 классов. Методическое пособие / Е.П.Алексеева.- М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
3. Андреева, Е. Характеристика базовых категорий физической рекреации // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физич. воспитания и спорта. - 2019. - № 9. - С. 7-10.
4. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс / A. И.Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2014 - 94 с.
5. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 1-4 классов / С.Г.Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
6. Бабичева, И. В. Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся - юношей старших классов общеобразовательных школ г.Ташкента / И.В.Бабичева, А. А.Сафронов // Молодой ученый, 2014. - №6. - С. 841-844.
7. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С.Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
8. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/ В.К. Балъсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006, - №1.- с. 24 -25.
9. Барышева, Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. докт. дис. Казань, 2012. - 40 с.
10. Богословский, В.П. Физкультминутки на уроках: учеб.пособие / B. П.Богословский.- М.: Физкультура и спорт, 1998.
11. Богословский, В.П. Гимнастика до учебных занятий: методическое пособие/ В.П.Богословский.- М.: Физкультура и спорт, 2016.
12. Воротилкина, И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И.М.Воротилкина // Начальная школа №4, 2005.
13. Голенко, А.С. Развитие быстроты и координационных способностей у школьников с использованием психомоторных упражнений / А.С.Голенко, Л.И.Кузьмина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2016. - № 6. - С. 87-91.
14. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика физического воспитания: Автореф. докт. дис. СПб., 1994. - 58 с.
15. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2015. - 95 c.
...