Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ БУКТРЕЙЛЕРОВ

Работа №112255

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Особенности связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Роль художественной литературы в развитии речи детей
дошкольного возраста 13
1.3 Создание буктрейлеров как метод развития связной монологической речи детей 6-7 лет 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи в процессе создания буктрейлеров 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет связной монологической
речи 23
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет связной
монологической речи в процессе создания буктрейлеров 34
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложения 54

Проблема развития у детей дошкольного возраста связной речи является одной из проблем дошкольной педагогики, которая не теряет своей актуальности. Монологическая речь - это форма связной речи, развитие которой считается центральной задачей образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по реализации области «речевое развитие». Решение данной задачи поможет подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и успешному общению с окружающими.
По мнению Т.В. Ахутина, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина связная речь предполагает развернутое, законченное и грамматически правильно оформленное эмоциональное высказывание, которое состоит из нескольких логически связанных предложений. Адекватное восприятие и воспроизведение различных текстов, способность давать подробные и развернутые ответы на вопросы, независимо выражать свои суждения требуют определенного уровня развития связной монологической речи.
В настоящее время богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста - явление достаточно редкое. Кроме этого, в речевом развитии дошкольников учеными и педагогами- практиками отмечаются существенные трудности. При этом с развитием речи тесно связано становление других психических процессов, функций и формирование личности в целом. Поэтому определение условий, методов и средств развития речи детей в дошкольном возрасте является одной из важных психолого-педагогических задач.
В отечественной методике развития речи детей дошкольного возраста доказана роль восприятия художественной литературы и фольклора как эффективного средства речевого развития (В.В. Гербова, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович). Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, дает образцы русского литературного языка, способствует развитию речи, гуманных чувств, расширяет кругозор. На развивающие возможности художественной литературы указывали К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова и др.
Научные исследования известных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают: к старшему дошкольному возрасту у детей формируется осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделить и заметить средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи. В то же время ученые отмечают значительное расхождение между способностью детей воспринимать образную структуру литературных и фольклорных произведений и способность образно выражать свои мысли, впечатления, эмоции, переживания, связно выстраивать свои высказывания.
«В последние десятилетия у подрастающего поколения сложилось собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной культуры и тем более как источник знаний перестала быть единственной и безусловной ценностью. Фактом жизни стали аудиовизуальные средства получения информации и приобщения к художественной культуре. Уровень читательского развития взрослых низок, времени для общения с книгой нет, культура общения с ребенком с помощью чтения утеряна».Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь, - с раннего возраста. Особое место работа по приобщению детей к чтению и развитию речи должна занять в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.
В своем исследовании мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной монологической речи - создание буктрейлеров.
Буктрейлер - это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет стимулом для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.
В этом случае рассказ о содержании книги можно считать инструментом, который не только способствует развитию связной речи дошкольников, но и благотворно влияет на развитие личности ребенка, который сможет почувствовать себя в новой роли.
Анализ теоретических основ проблемы и практики дошкольного образования позволил выявить существующие противоречия:
- между возрастающим интересом детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе и тенденцией «исчезновения книги» из жизни детей;
- между признанием значимости восприятия художественной литературы и фольклора в развитии речи дошкольников и недостаточным применением воспитателями средств художественной литературы для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы возможности создания буктрейлеров как метода развития у детей 6-7 лет связной монологической речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи в процессе создания буктрейлеров.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - создание буктрейлера как метод развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что качественные изменения в уровне развития у детей 6-7 связной монологической речи возможны:
- при использовании метода создания буктрейлеров в работе по речевому развитию детей при ознакомлении с художественной литературой;
- при отборе для буктрейлеров художественной литературы в соответствии с принципами возрастной адекватности и учета детских интересов.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной монологической речи;
3) экспериментально апробировать и определить эффективность создания буктрейлеров как метода развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
В процессе решения поставленных задач нами использовались такие методы, как изучение и анализ теоретической и методической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы количественной обработки и качественной интерпретации фактических данных.
Теоретическую основу нашего исследования составляют:
- положения отечественной методики развития связной монологической речи детей дошкольного возраста (Э.П. Короткова, Г.М. Лямина, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова);
- положения отечественной методики приобщения детей дошкольного возраста к чтению (В.В. Гербова, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович).
Новизна исследования заключается в том, что полученные объективные результаты содержат решение проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи в процессе создания буктрейлеров.
Теоретическая значимость исследования: описан метод создания с детьми 6-7 лет буктрейлеров, что расширяет и дополняет отечественную методику развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций для развития связной монологической речи детей представленных и апробированных содержания и этапов работы по созданию с детьми 6-7 лет буктрейлеров.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ «Школа 3» СП Д/С «Березка» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и экспериментального характера), заключения, списка используемой литературы(33 источника), 3 приложений. В тексте работы представлены 1 таблица, 12 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают нам основание утверждать, что развитие связной монологической речи является одной из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста.
В отечественной методике развития речи детей дошкольного возраста доказана роль восприятия художественной литературы и фольклора как эффективного средства речевого развития (В.В. Гербова, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович). Научные исследования известных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают: к старшему дошкольному возрасту у детей формируется осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделить и заметить средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.В то же время ученые отмечают значительное расхождение между способностью детей воспринимать образную структуру литературных и фольклорных произведений и способность образно выражать свои мысли, впечатления, эмоции, переживания, связно выстраивать свои высказывания.
Для развития у детей 6-7 лет связной монологической речи мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста - буктрейлер.
Буктрейлер - это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет стимулом для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.
В этом случае рассказ о содержании книги можно считать инструментом, который не только способствует развитию связной речи дошкольников, но и благотворно влияет на развитие личности ребенка, который сможет почувствовать себя в новой роли. Интерес, который дети старшего дошкольного возраста проявляют к инновационному методу работы - созданию буктрейлера, позволит сделать образовательную деятельность по развитию связной монологической речи более эффективной.
Мы предположили, что качественные изменения в уровне развития у детей 6-7 связной монологической речи возможны:
- при использовании метода создания буктрейлеров в работе по речевому развитию детей при ознакомлении с художественной литературой;
- при отборе для буктрейлеров художественной литературы в соответствии с принципами возрастной адекватности и учета детских интересов.
Проверка положений гипотезы осуществлялась в процессе эксперимента, который включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе мы выявляли уровень развития у детей 6-7 лет связной монологической речи. Результаты данного эксперимента показали, что у45% детей контрольной группы и 55% детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень развития связной монологической речи. Данные результаты подтверждают необходимость целенаправленной работы по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к формирующему эксперименту, который был направлен на апробацию создания буктрейлеров как метода развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
На основе результатов теоретического анализа и констатирующего эксперимента для проверки выдвинутой гипотезы мы организовали с детьми экспериментальной группы работу по созданию буктрейлеров. Работа осуществлялась поэтапно. Мы определили и организовали 5 этапов развития связной монологической речи детей 6-7 лет в процессе создания буктрейлеров.
Результаты апробации метода создания буктрейлеров нашли отражение в повышении уровня развития связной монологической речи детей экспериментальной группы: процент детей, имеющих низкий уровень развития монологической речи, сократился на 35%, а с высоким уровнем развития - увеличился на 25%. В контрольной группе, где работа по развитию речи детей велась традиционно, за время экспериментальной работы также зафиксирована положительная динамика уровня развития связной монологической речи, она не столь существенна, как в экспериментальной группе.
Таким образом, результаты экспериментального исследования доказывают действенность и эффективность метода создания буктрейлеров в развитии у детей 6-7 лет связной монологической речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия». - 2004. - 537 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина - М. : Изд - во МГУ. - 1989. - 213 с.
3. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст]: серия: «Библиотека практикующего логопеда». - Ч. II: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1997. - 64 с.
4. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [Текст] / Т.А. Лисовская- Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. - 16 с.
5. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно - методическое пособие [Текст] / Н.Н. Бутусова.
- СПБ. : Детство Пресс, 2012. - 304 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Лабиринт. - 1999. - 352 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.
- СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова. - М. : Логопедия, 2005. - 13 - 24 с.
10. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2007. - 224 с.
11. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Елкина. - Ярославль. : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 76с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. - М. : Просвещение, 1981. - 112 с.
13. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Н.С. Карпинская. - М. : Просвещение, 1972. - 151 с.
14. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1998. - 196 с.
15. Лалаева,Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.
16. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев.
- 3-е изд. - М. : Смысл, 2003. - 287 с.
17. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев.
- М. : Смысл, 1974. - 5 - 12 с.
18. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 1994. - 289 с.
19. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПБ. : Детство - Пресс, 2014. - 48 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] : особенности игры дошкольников. Учебное пособие по детской психологии для студентов ВУЗов / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2007. - 352 с.
21. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации [Текст] / О.С. Рудик. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 176 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 720 с.
23. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа [Текст] / Т.Л. Сиварева. - Мн. : Совр. школа, 2010. - 80 с.
24. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М.: Литера, 2004. - 59 с.
25. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Е.И. Тихеева // под ред. Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
26. Ткаченко, Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : ГНОМ, 2003. - 49 с.
27. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник говорит плохо [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПБ. : Акцидент, 1997. - 109 с.
28. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - № 11. - С. 8-12.
29. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. - М. : «Владос», 2004. - 288 с.
30. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг [Текст] / О.С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 с.
31. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 2003. - 220с.
32. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет [Текст] / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
33. Якина, Л.Н. Буктрейлер - культурное явление? [Текст] / Л.Н. Якина // Современные культурные практики, 2014. - 44 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ