Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико-математического анализа темы школьного курса геометрии на примере темы «Перпендикулярные прямые» 8
§2. Цели обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы 10
§3. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии 7-9 классов 13
§4. Формы, методы и средства обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 21
§5. Анализ содержания теоретического материала темы «Перпендикулярные прямые» в учебниках геометрии 7-9 классов разных авторов 21
§6. Анализ задачного материала по теме «Перпендикулярные прямые» в учебниках геометрии 7-9 классов разных авторов 25
§7. Методические рекомендации по обучению теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы 38
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность исследования. Тема «Перпендикулярные прямые» является одной из основных тем курса геометрии 7 класса, в последующих классах используется для решения задач.
Понятие перпендикулярных прямых используется в большинстве геометрических задач [27]. Иногда, перпендикулярность прямых в задачах известна из условия, а в некоторых случаях, перпендикулярность прямых необходимо доказать [29].
Обозначение перпендикуляра впервые было введено в 1634 году в работах французского астронома и математика Пьера Эригона. В своем многотомном труде он обобщил все математические знания. Он был автором нескольких математических обозначений, среди которых наиболее долгоживущим оказался знак перпендикулярности: _|_.
Перпендикулярность прямых, является базовым для таких понятий, как высота треугольника, высота четырехугольника, касательная к окружности, прямоугольная система координат, перпендикулярность векторов, расстояние от точки до прямой, которые используются при решении задач в основном государственном экзамене: в первой части задания 15-19 и во второй части задания 24-26.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Перпендикулярные прямые» на уроках геометрии в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения обучающихся теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы и разработать методические рекомендации по обучению данной теме в 7-9 классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие логико-математического анализа содержания темы школьного курса геометрии (на примере темы «Перпендикулярные прямые»).
2. Выявить основные цели и задачи обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
3. Представить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии 7-9 классов.
4. Выявить формы, методы и средства обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
5. Выполнить анализ содержания теоретического и задачного материалов темы «Перпендикулярные прямые» в учебниках геометрии 7-9 классов разных авторов.
6. Представить методические рекомендации по обучению теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы, анализ школьных учебников, программ и учебных пособий, изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения школьников теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены методические рекомендации по обучению теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы, которые могут быть использованы учителями математики на уроках геометрии и алгебры и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся: методические рекомендации по обучению решению задач по теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы. Выявлены основные цели и задачи по обучению теме исследования в курсе геометрии основной школы, а также требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Рассмотрены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе геометрии основной школы.
В Главе II представлены методические аспекты обучения учащихся решении задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов по данной теме в курсе геометрии основной школы. Описаны методические рекомендации по теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 51 наименования.
Сформулируем выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. По-разному вводится Логико-математического анализа содержания темы школьного курса геометрии на примере темы «Перпендикулярные прямые» в методической литературе на примере Е.И. Лященко и Н.Л. Стефона- ва. Произведен сравнительный анализ взглядов и подход авторов к определению логико-математического анализа.
2. Раскрыты цели обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы. Изучены государственные стандарты основного общего образования, методические пособия. Выявлено, что тема способствует развитию мыслительной деятельности учеников, интереса к изучению темы и желание приобретения знаний и умений. В ходе изучения теме у учеников развивается воображение, концентрация, логическое мышление, самостоятельность получения знаний, понимание смысла поставленной задачи, развитие инициативы, находчивости, активности.
3. Определены основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы. После обучения данной темы ученики должны: изображать, обозначать и находить на чертежах и рисунках перпендикулярные прямые, формулировать определение перпендикулярных прямых, формулировать и доказывать теоремы, решать задачи с применением свойств перпендикулярных прямых.
4. Рассмотрены формы, методы и средства обучения теме «Перпендикулярные прямые» в курсе геометрии основной школы. Выделены две формы обучения - фронтальная и индивидуальная. Установлено, что применение различных методов обучения способствует концентрации внимания обучающихся и развитию их познавательной активности во время урока; выбор методов будет зависеть от: ограничения по времени, характера темы и понимания учениками данного предмета. Наглядные средства обучения улучшают восприятие и понимание материала по данной теме.
5. Проведен анализ содержания теоретического и задачного материала темы «Перпендикулярные прямые» в учебниках геометрии 7-9 классов разных авторов. В ходе анализа было выяснено, что данная тема изучается лишь в 7 классе, на ее изучение отводится 1 час. Она является основанием, для изучения последующих тем программы и решения задач. В результате проведенного анализа можно отметить, что все авторы связывают тему «Перпендикулярные прямые» с темой «Углы». Также А.Д. Алексанров и Л.С. Атанасян разделяют понятие перпендикулярных прямых и понятие перпендикуляра в различных параграфах, другие же, не производят разделения, объединяя понятия в одном параграфе. Задачного материала не так много, но он полностью раскрывает тему.
6. Изучены методические рекомендации по теме «Перпендикулярные прямые» учебников 7 класса. Построение урока происходит в классической манере. Установлено, что начинать урок следует с введения новых понятий по теме, и закреплять тему решением задач. Особое внимание, уделять свойствам, которые используются при решении задач.
Подводя итоги исследовательской работы можно сказать, что поставленные задачи достигнуты.
1. Александров, А.Д. Геометрия. 7 класс [Текст]: учеб. для общеоб- разоват. учреждений / А.Д. Александров и др. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
2. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы [Текст]: учеб. для общеоб- разоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
3. Атанасян, Л.С. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2015 - 95 с.
4. Бурмистрова, Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.
5. Бутузов, В.Ф. Геометрия. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. - М.: Просвещение, 2010. - 127
6. Бутузов, В.Ф. Геометрия. Поурочные разработки. 7 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
7. Буцко, Е.В. Геометрия: 7 класс : методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 128 с.
8. Великих, А.С. Обучение учащихся основной школы необходим и достаточным условиям на уроках планиметрии [Электронный ресурс] / А.С. Великих // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2016. - Т.2. № 1. - С. 319-322. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26737390_45241067.pdf. - Последнее об новление 10.05.2018.
9. Вернер, А.Л. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс [Текст]: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 132 с.
10. Вертикова, Т.А. Урок геометрии по теме «Перпендикулярные прямые». 7 класс [Электронный ресурс] / Т.А. Вертикова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2018. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/522355/ - Последнее обновление 17.04.2018.
11. Гаврилова, Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по гео- мет-рии: 7 класс [Текст] / Н.Ф. Гаврилова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010. - 304 с.
12. Киселев А. П. Геометрия. Ч. 1 : Планиметрия : учебник для 6—9 кл. семилет. и сред. школы / под ред. и с доп. проф. Н. А. Глаголева. — 21-е изд. — М.: Учпедгиз, 1962. — 184 с.
13. Кожевникова, Л.Ф. План-конспект урока по теме «Перпендикулярные прямые». 7 класс [Электронный ресурс] / Л.Ф. Кожевникова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Режим доступа: https://nsportal. ru/shkola/geometriya/library/2016/04/20/urok-po-teme- perpendikulyarnye-pryamye-v-7-klasse. - Последнее обновление 16.04.2018.
14. Лященко, Е. И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математике [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. ин-тов / Е. И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 c.
15. Мишин В. И. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по физ.- мат. Спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; Сост. В. И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
...